Статьи

Производитель электромобилей Rivian – «новая Tesla» или «мыльный пузырь» стоимостью в $100 млрд?

Производитель электромобилей Rivian – «новая Tesla» или «мыльный пузырь» стоимостью в $100 млрд?

Поводом для данной статьи стала вот эта новость: капитализация производителя электромобилей Rivian, выпустившего всего несколько десятков серийных электрокаров, достигла $100 млрд. За какие такие заслуги их так ценят инвесторы? Попробуем разобраться с компанией Rivian: поговорим о продукте, команде и заказчиках. Уверен, будет интересно!

Продукт Rivian

На первый взгляд, все выглядит предельно ясно – продуктами Rivian являются электрический пикап R1T и электрический внедорожник R1S. А уже проведенная регистрация названий в стиле R1V, R2X, R3T, R4S и прочих намекает нам на дальнейшее расширение модельного ряда.

Два продукта компании Rivian, которые нам уже знакомы, – электромобили R1T (пикап) и R1S (внедорожник). Цены – около $70–100 тыс. в зависимости от версии: мощность, размер аккумулятора, комплектация

Нам интересны не только сами электрокары, но та техническая основа, на которой они построены – фирменная платформа-«скейтборд», которая также предлагается и для других производителей (были договоренности о создании электрокаров Ford и Lincoln, но пока все затихло). В данном случае объединились аккумулятор, электромоторы, подвеска, тормозная система.

Курс
POWER BI
Приборкайте Power BI і прогнозуйте майбутнє своєї компанії.
РЕЄСТРУЙТЕСЯ!
powerbi

Все явно сделано с умом и запасом на будущее. Например, аккумулятор 180 кВтч и четыре электромотора – по одному на каждое колесо, что обеспечивает хорошую проходимость и маневренность. Размеры колесной базы и длину автомобиля можно менять на этапе проектирования новой модели. А еще использована пневматическая подвеска с возможностью регулировки клиренса.

Главный продукт компании Rivian сейчас – фирменная платформа-«скейтборд». Платформа максимально плоская и ровная, что позволяет без проблем размещать разные кузова и надстройки

И это подводит нас к другому продукту – пусть не столь «яркому», зато очень практичному. Компания Rivian уже работает над идеей съемных кузовов с разной функциональностью. Причем продуманы не только фиксаторы-крепления, но также и электронные контакты. В итоге электромобиль сам будет понимать, какой кузов сейчас установлен – и соответствующим образом настраивать систему стабилизации, рулевое управление и другие вещи. Это идеальное решение для каршеринга или проката, когда компания может держать в парке лишь несколько базовых вариантов электромобиля и различные дополнительные кузова для них – под конкретные запросы клиентов.

Ну и какой электрокар, да без аккумуляторов или автономного вождения? Сегодня компания Rivian располагает несколькими офисами-подразделениями, одно из которых занято в разработке систем автономного вождения. Что касается аккумуляторов, то Rivian уже работает над перспективными твердотельными батареями (хотя и использует сегодня в нынешних серийных электрокарах аккумуляторы Samsung SDI).

Неочевидные, но интересные продукты – сменные кузова-надстройки, исследования в области автономного транспорта и твердотельных батарей. Пока что именно исследования: к примеру, по последней теме компания размещала вакансии лишь на шесть человек. Хотя в составе Rivian и так немало интересных персон

Кто стоит за Rivian

Ключевая фигура в компании – ее основатель Роберт Скаринж (Robert RJ Scaringe), которому еще даже нет 40 лет. И этот Роберт ох как непрост: инженер с образованием MIT, причем инженер уже во втором поколении, его отец – инженер многопрофильной компании Mainstream Engineering Corporation. Именно здесь следует искать корни компании Rivian: еще в 2009 году Роберт основал компанию Mainstream Motors с целью создать автомобиль своей мечты – экономичное молодежное спортивное купе R1. Компания меняла названия (Avera, Rivian), концепцию – и в итоге пришла к электромобилям. А еще Роберт семьянин с тремя детьми. Словом, идеальный образ-мечта успешного американца.

Но за ним стоят другие люди. К примеру, Энтони Шерифф (Antony Sheriff) – похоже, что великолепный управленец и кризис-менеджер. Энтони Шерифф успел поработать в FIAT, затем перешел в McLaren – к примеру, вел проект SLR и вывел компанию на прибыльность. Последним достижением McLaren под управлением Энтони стал запуск трех линеек автомобилей (серии Р11/Р12/Р13), что обеспечило компании успешное развитие в последние 10–15 лет. Наконец, с 2016-го Энтони Шерифф занимается управлением сразу в нескольких проектах и компаниях – начиная от производства яхт Princess Yachts и заканчивая Rimac. А еще в коллективе Rivian на должности главного инженера до середины 2020 года трудился Марк Виннелс (Mark Vinnels) – выходец откуда? Правильно, из McLaren.

Главное «лицо» компании Rivian – основатель Роберт Скаринж (Robert RJ Scaringe, сокращение RJ от Robert Joseph). Плюс много выходцев из McLaren, а еще из Tesla. Это, кстати, стало причиной судебных исков: представители Tesla заявляют, что компания Rivian «переманила» сотрудников – а те с собой прихватили конфиденциальные документы (к слову, в октябре Tesla подала новый иск против Rivian). А может, все дело в другом?

Заказчики Rivian

Выше уже упоминалось о возможном (но так и не состоявшемся) сотрудничестве Ford/Lincoln с компанией Rivian. Также упоминались серийные электромобили Rivian. Но у компании имеется еще один интересный продукт и заказчик – речь идет о производстве электрических коммерческих фургонов для Amazon.

Уже сейчас компания Rivian имеет заказы на производство 100 тыс. электрических фургонов. Производство уже стартовало – фургоны поставляются Amazon и развозят товары покупателям. Полностью заказ должен быть выполнен до 2024 года.

Неожиданный, но интересный продукт Rivian – электрический коммерческий фургон. Этот заказ гарантирует компании неплохую загрузку мощностей на пару лет вперед – вот вам и запас времени для развития

Интересный вопрос: а где производит электрокары Rivian? Ответ – на заводе компании в Иллинойсе, который был перекуплен у Mitsubishi в конце 2016 года (сделку закрыли в начале 2017-го). Кстати, довольно хороший и современный завод: начал работу в 1990-х годах, был обновлен в начале 2000-х. Кроме того, компания ищет новые производственные площадки в Европе и Азии, а также располагает несколькими исследовательскими центрами в США.

В итоге: это «новая Tesla» или «новый мыльный пузырь»?

Пожалуй, ни первое, ни второе. «Священное место» в мире электромобилей уже прочно занято Tesla.

И, похоже, в компании Rivian это понимают, а потому ищут свой собственный путь: тесное сотрудничество с другими производителями, разработка электромобилей на своей платформе (пример Ford/Lincoln), создание кастомных проектов под крупных заказчиков (как для Amazon), дальнейшее расширение собственного модельного ряда электромобилей, разработка оригинальных твердотельных аккумуляторов и запуск своего автопилота.

Все это уже неплохо удается: есть готовые продукты, люди-управленцы «в теме», заказчики-партнеры, место для производства. Потому компания Rivian не выглядит «мыльным пузырем»: уж слишком много в нее вложено усилий и денег инвесторов. Поэтому пожелаем Rivian удачи в работе и дальнейшего развития.


Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: