Репортажи
Конференция E-CAR HUB II: «сверка часов» на украинском рынке электрокаров
7

Конференция E-CAR HUB II: «сверка часов» на украинском рынке электрокаров

Конференция E-CAR HUB II: «сверка часов» на украинском рынке электрокаров

12 июня в отеле Radisson прошла конференция E-CAR HUB II – этакая неформальная встреча людей и компания, продвигающих электрокары в Украине. Пусть встреча и неформальная, но вопросы поднимались серьезные – начиная от общего положения на рынке и заканчивая проблемами зарядок или подготовки дилеров в Украине. Некоторые ответы нам удалось получить.

Главная тема E-CAR HUB II – электромобили в Украине. Для одних – мода и тренд, для других – реальный способ зарабатывать деньги. Сеть отелей Radisson относится к первым: сегодня модно и современно приобщится к миру электромобилей. В рамках отеля, ресторана, кинотеатра, магазина — это можно сделать путем установки зарядной станции для электромобилей и выделения отдельной парковочной зоны. Еще один вариант – проведение подобных мероприятий, конференций, презентаций. Столичный отель Radisson около «Золотых ворот» отличился дважды: здесь есть и зарядная станция для электрокаров, и проводится конференция E-CAR HUB.

А вот для нынешних участников E-CAR HUB II – импортеров и представителей марок BMW, Hyundai, Renault – электромобиль является не просто увлечением, а одним из направлений будущего и одним из способов заработка денег. Начнем с информации от Renault: представители «французов» рассказали много интересного об электромобилях и в мире, и в Украине.

По итогам 2016 года глобальный рынок электромобилей составил 464 тыс экземпляров – продажи выросли на 59% относительно рынка в 2015 году. Европа, США, Япония растут на умеренные +23-36%, а главный прирост получен за счет Китая (+136%). Однако тенденция количества производителей показательна: если в 2011 году электрокарами занимались лишь три компании (предлагали реально-существующие серийные модели), то сегодня уже более десятка компаний имеют в своей гамме серийные электрокары, либо концепты электрокаров, которые вот-вот пойдут в серию.

Интересна и ситуация с зарядными станциями. В разговорах об электрокарах все частенько любят кивать на «инфраструктуру», имея ввиду быстрые и мощные зарядки, которых крайне мало. Однако статистика показывает, что большинство владельцев электромобилей используют обычную «медленную» зарядку, когда электромобилю требуется 6-10 часов для полного заряда АКБ – ведь это реальная модель жизни владельца электромобиля: пока спишь ночью или находишься на работе – электрокар неспешно заряжается.

Согласно данным Renault, в Европе сейчас около 84 тыс зарядных станций разных типов; и только 2% (1,7 тыс) – это быстрые зарядки формата «80% АКБ за 30 минут». Что вполне отвечает модели использования зарядок и электромобиля: подавляющее большинство (75-90%) – домашние «медленные» зарядки.

Кстати, зарядки являются одной из проблем Renault в Украине. Сейчас компания ведет работу по выведению электрокаров Renault на рынок Украины – и, поверьте, здесь все очень серьезно. Начиная от подготовки дилеров, обучения персонала, закупки оборудования для обслуживания электромобилей, и заканчивая проверкой зарядных станций по всей Украине с маркировкой их фирменным сертификатом ZE Ready. Первый этап проверки зарядных станций прошел весной текущего года и показал, что из трех ключевых городов – Киев, Львов, Одесса – лучше всего к электрокарам Renault готов Львов: около 90% зарядных станций смогли получить сертификат и одобрение от Renault. Во многом – благодаря стараниям «Тесла Клуб Украина» и компании «CarPoint to You», которые в свое время начали активно продвигать зарядные станции фирмы КЕВА – недешевые, но качественные и безопасные.

К примеру, Киев в количестве зарядных станций обогнал Львов с огромным отрывом. Но в качестве – отстает: одобрение от Renault смогли получить лишь около 60-65% зарядок; схожая ситуация и в Одессе. Почему так важен сертификат от Renault? Во-первых – это безопасность: одним из пунктов ZE Ready является наличие заземления, где и «провалились» многие зарядки. Во-вторых – это вопрос надежности эксплуатации электромобиля: если он будет заряжаться на зарядке без сертификата ZE Ready и сгорит преобразователь напряжения – могут отказать в гарантии; ситуация похожа на отказ в ремонте ДВС при заправке плохим топливом. Поэтому представители Renault рассчитывают, что к осени увеличится количество качественных зарядок. Кроме того, будут информировать покупателя электромобилей Renault о месторасположении зарядок с сертификатом ZE Ready и предлагать докупить фирменную зарядную станцию для домашнего использования (обещали цену в 800 евро).

Почему осень 2017 года столь важна для электрокаров Renault в Украине? Во-первых, осенью ожидается полноценный старт продаж Renault ZOE, причем у нас будут версии с АКБ 22 кВт и 40 кВтч (обещанный запас хода 400 км в цикле NEDC, реально выйдет около 300 км). Во-вторых, к тому времени может приедет и обновленный Renault Kangoo Z.E. 33, который получит АКБ 33 кВтч: обещанный запас хода в цикле NEDC – 270 км; реальный запас хода – около 200 км летом и 135 км зимой. Пока в Украине есть парочка электрокаров Renault, которые тестируются различными компаниями.

Ситуация с Hyundai в чем-то похожа: подготовка дилеров, вопрос с зарядками. Так, дилеры Hyundai смотрят на электрокары «с калькулятором в руках»: какой будет объем продаж? Сколько можно заработать? Перекроет ли заработок на электрокарах те финансовые вливания, которые потребуются на спец-обучение персонала и покупку дополнительного оборудования? Из всей дилерской сети Hyundai – а дилеров в Украине немало – положительный ответ пока дали лишь семь компаний.

В то же время, плюс Hyundai в реальном старте электромобиля Hyundai Ioniq в Украине уже прямо сейчас: на складах есть первые партии электрокаров, сформированы цены и комплектации. К слову, понимая, что прайс вышел немалым, представители Hyundai в Украине сейчас ведут переговоры с заводом-производителем на предмет снижения цены за счет более простой комплектации. Поскольку сейчас даже базовый Hyundai Ioniq получает очень обширную комплектацию: аудиосистема Infinity, легкосплавные колесные диски, камера заднего вида, система мультимедиа, пр. Это хорошо для «частников», но если ориентироваться на корпоративных покупателей, то здесь всегда первым вопросом была стоимость – и содержания, и первоначальной покупки.

Цены и комплектации электрокара Hyundai Ioniq сформированы, первые автомобили уже приехали в Украину, старт продаж – буквально на днях.

Снижению цен и популяризации электрокаров могут помочь и ряд законопроектов: отказ от таможенных сборов, отказ от НДС, возможность ездить по полосам общественного транспорта. Потенциально цена на электрокары среднего класса, подобно Hyundai Ioniq и BMW i3, может снизиться на $5-6 тыс. Но вот эти разговоры и ожидание снижения цены в будущем снижает продажи прямо сейчас. К примеру, компания BMW продала лишь 24 электромобиля i-серии: на долю BMW i3 пришлось 20 экземпляров, на долю BMW i8 – еще четыре. Конечно, BMW i-серии в целом не продукт масс-маркета, но уверен, что продажи могли быть заметно больше. Особенно имея в рукаве такой козырь, как BMW i3 REX.

В Украине распределение продаж обычных BMW i3 и BMW i3 REX равно 50/50 – продано по десятку автомобилей разных типов. Причина – REX дает уверенность, что доедешь в пункт назначения, даже если закончится заряд АКБ. В Европе, где лучше развита сеть зарядных станций, распределение другое: на BMW i3 приходится 70% продаж, а на BMW i3 REX – только 30%.

Как видите, конференция E-CAR HUB II не стала громким мероприятием, где дебютировала горячая новинка-электрокар или была объявлена революционная идея. Но площадка E-CAR HUB II – это отличный способ «сверить часы»: посмотреть на проблемы и пути их решения в мире электрокаров. И подводя итоги одной фразой, можно сказать: да, с электрокарами в Украине непросто, но мы идем вперед.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: