Статьи Интервью 26.09.2023 в 12:00 comment views icon

«С россиянами — никаких отношений». Большое интервью с директором киевской студии Wargaming Сергеем Шумигорой

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg

Володимир Скрипін

Ексзаступник головного редактора

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/PXL_20220813_131537943-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/PXL_20220813_131537943-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/PXL_20220813_131537943-96x96.jpg

Тимур Ворона

Головний редактор ITC.ua

После 24 февраля Wargaming активно поддерживает украинцев и Украину, в том числе и регулярными донатами, и вообще двигается в правильную сторону, но есть огромная проблема недоверия к одной из крупнейших геймдев-компаний — многочисленные «зашквары» прошлого (пророссийский коммьюнити-менеджмент и модерация, пожалуй, самый существенный из них) за эти годы изрядно испортили репутацию разработчика известного танкового MMO-экшена. Многие до сих пор задают себе вопрос, действительно ли Wargaming вышла из россии и беларуси, и окончательно и безвозвратно сожгла все мосты с русским Lesta Studio. Это, помимо прочего, подтолкнуло нас к большому интервью.

Обновлено: вторая часть — Действительно ли Wargaming разорвала все связи с Lesta Studio и россией? Интервью с CFO Эндрю Тинни

Через призму российской агрессии, уже бывших пророссийских топменеджеров, таких как сергей буркатовский, и ряда провалов в модерации (кланы Крым — россия, русская весна и вот вот все), покупка рекламы и распространение видео российских блогеров из ОРДЛО (скандал с крупнокалиберным переполохом и Warspot) все как-то забыли об огромной киевской проукраинской студии Wargaming Kyiv (Persha Studia) с 20-летней историей, который разрабатывает World of Tanks, World of Tanks Blitz, World of Warplanes и другие игры. Да и вообще, что владелец разработчика WoT не россиянин, а сама игра не создана в россии. На наши вопросы отвечают несменный исполнительный директор Wargaming Kyiv Сергей Шумигора и CFO Wargaming Эндрю Тинни. Это первая часть полуторачасового разговора с Сергеем, который касается чисто киевского офиса. Она немного сокращена и слегка отредактирована для понятности. Вторая часть с Эндрю Тинни, сосредоточенная на изменениях в структуре бизнеса, управлении (модерации) и функционировании игр, выйдет впоследствии.

В IT уже почти 18 лет и это все еще интересная работа

1 января как раз исполнится 18 лет «С россиянами — никаких отношений». Большое интервью с директором киевской студии Wargaming Сергеем Шумигорой«С россиянами — никаких отношений». Большое интервью с директором киевской студии Wargaming Сергеем ШумигоройСергей Шумигора — настоящий ветеран украинского геймдева и возглавляет Wargaming Kyiv (она же Persha Studia) почти 20 лет с тех пор, как я пришел в IT. В геймдев я попал 10 января 2006-го, присоединившись к, на тот момент еще, Persha Studia. Было очень интересно: новая сфера, новый сектор экономики, новые вызовы. Компания как раз находилась на этапе, когда нужно было отделять продуктовую часть от всего остального (финансовая стабильность, административные и любые другие вопросы, связанные с функционированием и сервисами по разработке). И она как раз искала независимого топ-менеджера — помогать именно продуктам и бизнесу работать. Мы как сервисы помогаем с этим, удовлетворяем их потребности. В то время это предложение меня заинтересовало, поэтому я решил присоединиться к команде, и вот мы здесь.

«С россиянами — никаких отношений». Большое интервью с директором киевской студии Wargaming Сергеем Шумигорой
Сергей Шумигора, Executive Director Wargaming Kyiv (Persha Studia)

Как держусь все это время? Много факторов: семья, ребенок, друзья, родные – то, что дает жизненную энергию постоянно ощущать необходимость продолжать выполнять свою работу, с каждым днем ​​все лучше и лучше. А еще – интересная работа. Вызовы, которые ставит компания перед собой и IT-бизнес в целом — все это вместе, пожалуй, и дает силы двигаться вперед.

Минского и российского офисов больше нет

Мы практикуем распределенную разработку. И потому головного офиса, например, для World of Tanks как такового нет. Минский офис был самым многочисленным, но не главным по определению, если взять World of Tanks. Наши команды сотрудничали с офисами в Никосии, Праге, Вильнюсе, Минске, Сиднее. Команды World of Tanks – разработка, паблишинг, маркетинг, сервисные команды – находятся в разных офисах, но ведут скоординированную работу в соответствии с утвержденными роадмапами и стратегическими целями. И сегодня ситуация остается неизменной, кроме того, что минского офиса и российского офиса больше не существует, так что мы продолжаем работать с европейскими офисами.

Лично у меня нет коммуникации с россией и белорусью. Вообще никакой. Никто мне не писал с начала войны. Вообще ни одного сообщения. Я бы даже не ответил. Все прекрасно знают мою позицию и отношение к россии еще с 2014-го.

И если отвечать за киевский офис, у нас нет никакой коммуникации с российскими студиями или их сотрудниками, как и никаких отношений. Wargaming вышла из россии и белоруси, на этих рынках она больше не работает.

Организованную релокацию за пределы Украины не проводили

Релокейта за пределы Украины у нас не было — в начале полномасштабного вторжения эвакуировали сотрудников вместе с их семьями из Киева на запад Украины, где обустроили своеобразный хаб. Этой возможностью воспользовались более 500 человек, а сам проект длился более трех месяцев — это как раз были самые кризисные времена. Сейчас сотрудники вернулись, большая часть находится в Киеве.

Онлайн-курс "Маркетингова аналітика" від Laba.
Опануйте інструменти для дослідження ринку й аудиторії та проведення тестувань.Дізнайтесь, як оптимізувати поточні рекламні кампанії та будувати форкасти наступних.
Детальніше про курс

Релоцировалась очень незначительная цифра — менее 10%, большинство остается в Украине.

Программа релокации есть, она появилась еще до полномасштабного вторжения — если кто-то желает, пожалуйста, все наши офисы могут принять. Любой может приехать в другую страну и работать удаленно из этого офиса. Женщинам мы помогаем, если есть желание, но это единичные случаи. Для мужчин, конечно, сейчас есть ограничения – если можете официально уехать в рамках законодательства, пожалуйста.

Сохранили команду почти в полном составе

Кто-то верил в полномасштабное вторжение, кто-то — нет, а мы в свою очередь рассматривали разные сценарии и готовились к худшему. Еще осенью 21 года запустили первые процессы и начали дублировать все важные элементы, включая серверы в Европе.

До полномасштабного вторжения в Wargaming Kyiv работало 530 сотрудников, на сегодня — 430. По-прежнему самая большая команда — World of Tanks. Также у нас большая команда Central Art. Это художники разных направлений, которые рисуют фактически для всех продуктов Wargaming. Исторически Persha Studia еще до Wargaming славилась именно артнаправлением. Большая команда – Platform. Они разрабатывают то, что часто не видно пользователю — например, система обработки платежей или внутренние игровые сервисы, фирменный лаунчер Wargaming Game Center. Кстати, команда Platform активно участвовала в разработке технического решения для трансфера украинских игроков на европейские серверы Wargaming  Команда World of Warplanes — полностью поддерживает продукт, также являющийся разработкой киевской студии. Есть еще небольшие команды, специализирующиеся на отдельных задачах, и новая команда, занимающаяся неанонсированным продуктом (World of Tanks 2.0? ).

Пока я очень благодарен и всем коллегам за результаты работы, которая состоялась после начала войны. Если в общем за эти два года взять, сохранение команды почти в полном составе, качественные продукты, которые получаются вовремя, уровень удовлетворенности игроков (и не только игроков), и беспрецедентная поддержка головного офиса Wargaming на всех уровнях – это то, что можно выделить. Это обеспечило нашу постоянную работу и дает уверенность в будущем, что команда, которая была, она, в принципе, остается.

IT-продукт — прежде всего о стабильности

Что касается изменений в работе команды Wargaming Kyiv, если смотреть на отдельном временном отрезке, роадмапы пишутся не на одну-две недели или один-два месяца. Они охватывают более длительный промежуток времени. Тот план развития, который утвердили до войны, он выполняется, и появились новые роадмапы на следующие несколько лет. Есть отдельные временные корректировки, это постоянно происходит под влиянием кризисных ситуаций — во время эвакуации это было. Затем ситуация выровнялась, и сильных изменений, если сравнивать с довоенным периодом, нет.

Онлайн-курс "Маркетингова аналітика" від Laba.
Опануйте інструменти для дослідження ринку й аудиторії та проведення тестувань.Дізнайтесь, як оптимізувати поточні рекламні кампанії та будувати форкасти наступних.
Детальніше про курс

IT-продукт — это, прежде всего, о стабильности. Какие-то незначительные провалы за предыдущие периоды можно догнать в последующих периодах и выровнять все. Это более стабильная работа

Чем продукт в IT отличается от аутсорса, это тем, что планы, роадмапы, пишутся не на месяц, не на два, а на два-три года.

По существу те проекты, которые работали до полномасштабной войны, они и остались. Это разработка, распределенная между разными командами (киевский офис является одним из ключевых центров разработки). Основной для нас продукт, игра, это, конечно, World of Tanks. И сервисы — здесь тоже без изменений. Это художники, наши внутренние игровые сервисы и команды, обеспечивающие разноплановую поддержку игр. И, конечно, наша команда самолетов — это то, что является разработкой киевской студии. Если сравнивать ситуацию два года назад и сегодня, то в пропорциональности ничего не изменилось. Поэтому для нас эти изменения, они не столь заметны и существенны, если сравнивать с другими офисами.

Формат работы — гибридный. Команды сами решают

Еще до войны мы распределили все процессы таким образом, чтобы при любой критической ситуации бизнес продолжал работать бесперебойно. Да, в начале масштабного вторжения произошел временный разрыв, потому что нужно было провести эвакуацию и обеспечить безопасность сотрудникам, но все ключевые процессы и все остальное работало должным образом.

Офис в Киеве работает полностью с прошлого года. В то же время, сейчас у нас гибридный формат — можно работать в офисе вместе с коллегами, можно работать дома. Команды сами решают, в каком формате им удобнее. Относительно возможности работать 2-3-4 дня в офисе — ее нет. В будущем, когда ситуация изменится, возможно, пересмотрим условия.

Как раз завершаем небольшую реконструкцию в офисе, чтобы в зимний период работалось более комфортно. Это не только рабочих мест касается. Также обновили зону отдыха и лаунжи. Можно сказать, что мы готовы к зиме и способны обеспечить всех наших сотрудников рабочими местами, даже их родных и близких, если, например, нужно детям поучиться в школе онлайн. Всё это предусмотрено. Офис снабжен всем необходимым для бесперебойности бизнеса.

«Четырехдневка» — сейчас не главное

Для нашего бизнеса такие варианты не очень подходят, ведь у проектной разработки свои особенности — есть задачи и цели в рамках проектов, которые должны выполняться по графику. Команды проводят комплексную эстимацию, оценивая время и ресурсы; также просчитываются роли отдельных команд, различные организационные и управленческие моменты, как подключить дополнительные сервисы, функции и финансирование. На основании этого уже принимаются решения по управлению тем или иным проектом. Это комплексный процесс, потому вообще нет такого понятия, что 4 дня ты работаешь, а 3 дня не работаешь.

Есть проект, есть его эстимация, есть его результат. Он же не будет работать три дня, а четыре дня не работать. Есть дедлайны, которые должны соблюдаться.

У нас обычно пятидневная рабочая неделя, но нет устоявшихся схем, как в США или в Европе, где работают с 9-й до 18-й или каким-то иным образом. Да, «четырехдневка» и другие варианты обсуждаются, но поскольку большая часть сейчас работает по гибридной модели, пока не рассматриваем их серьезно, потому что это довольно сложно в нынешних условиях и, пожалуй, не является принципиальным вопросом вообще.

К ядерке готовы — убежище есть

Мы строили работу и политику еще до войны и даже до пандемии COVID-19. Безопасность сотрудников, безопасность бизнеса и бесперебойность бизнеса. Что это значит? Еще восемь лет назад купили большой генератор на 140 кВт. В серверной — бесперебойник, весит тонну. Нам даже пришлось распределять нагрузку на пол. Мы снабжены интернетом от нескольких провайдеров, включая спутниковую связь Starlink, и докупили еще один генератор.

План Б должен быть всегда, хранилище у нас есть. И я всегда коллегам говорю, что есть худший сценарий, будьте готовы. Если его не будет — молодцы, мы все хорошо сделали. Но если этот сценарий произойдет, то мы будем готовы к чему-либо.

Относительно нашего хранилища — это, пожалуй, одно из лучших бомбоубежищ в Киеве (Мы разговаривали с Сергеем 20 сентября, а в ночь на 21 сентября россияне впервые за пол года обстреляли крылатыми ракетами энергетическую инфраструктуру Украины). Ему уже 50 лет, но когда заходишь, смотришь и понимаешь, что время в нем остановилось. Все работает, все работает. Очень много разнообразных антикварных вещей, которые действительно работают: можно вручную закачать воздух, все системы полностью функциональны, все работает. Прямо из бомбоубежища мы даже запускали обновление для игр и работали.

«С россиянами — никаких отношений». Большое интервью с директором киевской студии Wargaming Сергеем Шумигорой
Сергей Куравский, Tech Expert и Frontend developer, запускает ивент на Хэллоуин 2022 в World of Tanks из укрытия в офисе. «Поднимает прод»

Мы учли небольшие ошибки в прошлом году и сегодня полностью готовы к любым вызовам, к худшему возможному сценарию.

Сотрудников пока не бронируем

У нас есть сотрудники, которые ушли в ВСУ, и мы их поддерживаем, продолжаем платить им полную зарплату с февраля 2022 года. И я бы не сказал, что айтишников не хотят бронировать, больше ли аграриев забронировали, или специалистов других сфер. Сам процесс бронирования, который с начала войны менялся несколько раз, очень сложный и тяжелый.

На этот момент не бронируем сотрудников, но внимательно изучаем этот вопрос. Процесс бронирования не зависит от Дія. City «С россиянами — никаких отношений». Большое интервью с директором киевской студии Wargaming Сергеем Шумигорой«С россиянами — никаких отношений». Большое интервью с директором киевской студии Wargaming Сергеем ШумигоройДія.City (Wargaming Kyiv стал резидентом в апреле 2022 года).

Процесс бронирования такой. Бронировать ФОП через компанию невозможно. Этот процесс не урегулирован до сих пор.

Исторически сложилось, что почти весь IT-бизнес в Украине нанимают и трудоустраивают без оформления в штат — наиболее распространенной по-прежнему остается модель с ФОПами, а также гиг-контракты и трудовые контракты, введенные Действие.

В следующем году соотношение ФОП и гиг-контрактов должно составлять 50/50, поэтому в рамках законодательства осуществляем переход. В конце 2022-го — начале 2023-го, интенсивность заметно возрастет.

Закрывать вакансии в целом стало легче, но в некоторых случаях стало труднее

Активного найма сейчас нет – но вакансии, конечно, есть. Кто-то увольняется, а кто-то на замену приходит. Уже больше года мы стабильно остаемся в том же размере.

После остаточного роста в течение всего 2022 года рынок IT в Украине начал 2023 год со знаком минус, но я надеюсь, что в результате график будет напоминать букву V. На сегодня условия стабилизировались и хуже, пожалуй, уже не будет. Будет ли лучше? В основном это зависит от фронта, от новых условий, которые сформируются в ближайшие полгода.

Многие проекты закрылись и сейчас на рынке очень много разных специалистов, очень много резюме — если брать конкретно Украину, я не чувствую столь сильного кадрового голода. Если брать конкретно геймдев, то в общем ситуация сильно отличается от IT-аутсорсинга. Отвечая на вопрос о закрытии вакансий, все зависит от конкретной позиции и проектов, требующих соответствующих навыков. Пожалуй, в общем стало легче.

Подход такой — в общем, стало легче, но в некоторых случаях стало труднее.

Киевская команда работала над украинской локализацией

Относительно перевода игр на украинский, мы были привлечены, но это не ответственность киевской студии полностью. Это часть всеобщего продуктового бизнеса Wargaming. Но мы были привлечены очень сильно и очень активно – переписывали тексты и все остальное. Но киевская студия не несла всю ответственность за украинскую локализацию.

Больше люблю стратегию. Подсел на Civilization еще с первой части

Могу работать в 6 утра и в 11 вечера, если какие-то вопросы нужно решить. Такое бывает и ничего страшного в этом не вижу. Любимые игры – World of Tanks Blitz и World of Warships на планшете. И Civilization – подсел еще с первой части.

Бродилки, стрелялки — на телефоне, на планшете много продуктов, которые ребенок тебе установит, порой попробуешь, какой-то период тебя увлекает. Недавно ребенок подсадил на Roblox, поэтому время от времени играем вместе.

Из консолей дома только Nintendo Switch – тоже ребенок играет. Здесь, к сожалению, я не так опытен. Не хватает времени, наверное, на консоль, на телевизор, на такое большое что-то.

World of Tanks в реальной войне

Мы создаем продукт для развлечений, для игр. Потому я бы не сравнивал с реальностью, с войной. Насколько это похоже, здесь нужно спрашивать военных. В том же недавнем материале NYT, где World of Tanks Blitz фигурировала как одна из самых популярных игр, которые украинские воины играют на фронте, на технике можно увидеть наши наклейки.

Что касается сравнения с реальными танковыми, здесь большей экспертизой владеют военные и продуктовые команды. Но, наверное, соглашусь с вами по поводу стратегического мышления. Те знакомые, с которыми общаюсь, в принципе, много говорят, что здесь без стратегического видения — как и что нужно сделать, выигрывать в игре крайне трудно. Без стратегии далеко не уедешь.

Цель на 2023-2024 годы — ускорение победы

Личные все цели, наверное, как у подавляющего большинства украинцев — помощь ВСУ, фронту, делать максимум, чтобы ускорить победу. Именно это определяет все остальные цели как персональные, так и профессиональные. Если говорить о работе компании — это, прежде всего, безопасность сотрудников и бесперебойность бизнеса (функционирование компании).

Есть стратегическая цель – победа. Все остальное – это то, что находится снизу, и как мы помогаем достичь этой победы.

Победа – это на фронте, пожалуй, лучший результат для всех бизнесов, включая Wargaming. Без победы добиться всего остального будет очень тяжело. Так что другие цели и все новые направления будут зависеть от этого. Это аксиома, которая для большинства украинцев уже есть, и она будет до самой победы.

В Украине это понимает большинство, почти все украинцы это осознают. На Западе это понимание тоже есть, за что большое спасибо коллегам из других офисов и руководства. Помощь со стороны глобальной компании как нашей студии, так и Украине, она очень велика, очень значительна. И за это очень благодарен. И именно благодаря этому мы двигаемся дальше.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: