Firewatch: однажды в Вайоминге

Firewatch_i00b

Пока критики продолжают спорить, как правильно называть сюжетные созерцательные адвентюры: Narrative Exploration Games, Narrative Driven Games, Visual Story и т.д., таких игр появляется все больше и они, судя по всему, нравятся геймерам. Firewatch от Campo Santo – одна из таких интерактивных историй. Очень красивая и очень глубокая.

Firewatch

Жанр адвентюра
Платформы Windows, Mac OS, Linux, PlayStation 4
Разработчик Campo Santo
Издатели Panic Inc., Campo Santo
Сайт firewatchgame.com

Главный герой игры, Генри, бежит от своей превратившейся в хаос семейной жизни в леса Вайоминга. Он устраивается на сезонную работу лесным смотрителем, чтобы скрыться от проблем, спрятаться от людей, привести в порядок мысли и, возможно, решить, что же ему делать дальше. Немного трусливое поведение, но лично я не могу представить, как бы я повел себя на его месте и как бы справлялся с подобной ситуацией, которая, на самом деле, вообще не имеет правильного решения.

Вайоминг, в котором происходит действие Firewatch – самый слабозаселенный штат США, здесь на территории размером с Великобританию живет всего 580 тыс. чел. Леса штата – еще более пустынное место. Так что Генри предоставлен сам себе и за всю игру не встретится лицом к лицу ни с одной живой душой. Единственный его контакт и связь с внешним миром – его начальница Делайла, живущая в десятке километров от Генри на другой наблюдательной вышке. Общаются они исключительно по рации.

Леса Вайоминга в исполнении Campo Santo – фантастически красивое место. Авторы сознательно отказались от фотореализма в пользу low-poly графики, и не зря. Каждый кадр Firewatch хочется напечатать в виде картины и повесить на стену. И, кстати, такая возможность существует, сделанные с помощью игровой камеры фотографии можно заказать в виде картин на официальном сайте игры. Лес в утренней дымке, полуденный луг, пронизанная солнечными лучами роща, ручей, прыгающий по камням причудливого каньона, далекие туманные горы. Пейзажи завораживают и настраивают на определенный лад. Лес меняется по мере развития сюжета и тоже является определенной аллегорией пожару, бушующему в душе главного героя. Под стать картинке и великолепный саундтрек, подчеркивающий общий настрой и ставящий сюжетные акценты.

Но по-настоящему мир Firewatch оживает благодаря великолепной игре двух актеров: Кэсси Джонс, озвучившей шесть (!) персонажей в обеих частях The Walking Dead от Telltale Games, и Ричи Соммера, сыгравшего Гарра Крейна в сериале Mad Men. Впечатляющая работа озвучания, не уступающая тому, что мы слышали в недавней Oxenfree. Диалоги Генри и Делайлы получились необычайно живыми, естественными, наполненными внутренней химией, юмором, эмоциями. Впрочем, огромная заслуга в этом и авторов сценария. И кстати, предупреждение создателей на Steam абсолютно точно передает суть: Firewatch is a video game about adults having adult conversations about adult things. И речь здесь идет совсем не о сексуальном подтексте, просто многие темы, затронутые во время бесед Генри и Делайлы будут неинтересны и непонятны не только тинейджерам, но и многим игрокам младше 25 лет.

Неторопливо развивающаяся история Firewatch не так уж проста. В лесу вокруг вышек Генри и Делайлы начинают происходить странные вещи, то ли в стиле The X-Files, то ли в духе фильма ужасов. Герои пытаются разобраться в происходящем, связать обрывки разных историй и понять, кто пытается свести их с ума или настроить друг против друга. В определенный момент может даже показаться, что все происходящее — лишь плод воображения главного героя, или что его собеседница играет в какую-то собственную, непонятную Генри игру.

Финал истории вызвал бурные споры среди игроков. Кому-то кажется, что его обманули почти как в Mass Effect 3, но это совсем не так. Авторы намеренно подводили нас к такому финалу. Ведь Firewatch – игра об ответственности за собственные действия, об умении брать на себя бремя решения и нести его последствия. В этом плане окончание как нельзя лучше справляется со своей задачей и заставляет задуматься о дальнейшей судьбе самого Генри и людей, которые оказались задеты рассказанной в игре историей.

Firewatch – небольшая, плотно сбитая и отлично построенная интерактивная история. Здесь всего 4-5 часов геймплея и, как и другие First Person Narrative Exploration Games, те же Dear Esther, That Dragon, Cancer или Kholat, ее можно «пройти» на YouTube или Twitch. Вот только если вы хотите, чтобы проекты, подобные Firewatch, выходили и в дальнейшем, рекомендую все-таки купить эту игру, хотя бы во время распродажи. Она того стоит.

feb-300x115-editors-choice-white

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Фантастическая картинка; великолепные диалоги; потрясающая озвучка; сюжет; хороший саундтрек
Минусы: 4–5 часов геймплея; спорное окончание
Вывод: Завораживающе красивая и очень эмоциональная история с великолепными диалогами
Пока критики продолжают спорить, как правильно называть сюжетные созерцательные адвентюры: Narrative Exploration Games, Narrative Driven…
Пока критики продолжают спорить, как правильно называть сюжетные созерцательные адвентюры: Narrative Exploration Games, Narrative Driven…
4.5 / 5

  • LybAster

    Генрі так і Делайлу не зустріне((((

    • Григорий

      Навіщо сполеріть?

      • Бендер.Сгибальщик.Родригес

        «Так что Генри предоставлен сам себе и за всю игру не встретится лицом к лицу ни с одной живой душой.»

        • Это еще не спойлер. Ну и финальный диалог оставляет надежду, хотя Генри и стоит сначала разобратся в самом себе.

      • finalplayer

        Флажок негодяю!

  • Григорий

    Гра дуже цікава, хоча без екшина тощо. Але дуже красиво в плані рисовки та сюжета

  • Mr. V.V.D.

    Понравилась, даже несмотря на линейность.

  • Sergii Gabal

    Mediocre !, кінцівку злили бо нехватило таланту/бюджету, відчувається бюджетність, є лишня ходьба коли нічого невідбувається, годину часу можна було б вирізати і спасти, на противагу непогана місцями стилізована картинка та чудові діалоги, гарно нагнітають інтригу щоб вкінці розчарування було більше

    в спискі авторів є !спасибі! саркісян, якшо хочете щоб ігрова індустрія загнулась купляйте

    • Концовку не слили, она именно такая как нужно. Я не зря написал, что игра вряд ли понравится людям младше 25, она о проблемах старшего поколения.

      • richi

        только осознал что мне 26… походу надо поиграть в игру…

    • Kirill Dnepropetrovets-Ts

      Саркесян, кстати, недавно обвинила будущий DOOM в излишней жестокости.

  • Alex Zhurlakov

    Убогий геймплей, концовка ну просто слов нет. Ни на что не можно повлиять, можно выбирать диалоги и т.п. с закрытыми глазами. Просто «эталон» современных игр

    • Russs

      Это да — прокачки никакой, не то что какой-то ветки магии не хватает, а вообще никакой; сроить базу и добывать нефть руду и т.д. нельзя; нормальной системы крафтинга тоже нет; ни шотгана, ни ракетницы, ни бфг, а кандидатов в нормальные враги вообще нет: где зомби, полчища лемингов, стада медведей, косяки нло, роботы, киборги мутанты, ну или хотябы нацисты некроманты… 🙁

      • Alex Zhurlakov

        унылое приключение такое вышло с сюжетом для одиноких домохозяек.
        Да тот же The Vanishing of Ethan Carter намноооого красивее реализован и сюжет увлекательный

    • Геймплей — специфика жанра. Причем по сравнению с некоторыми другими представителями жанра здесь его еще много. Просто это не ваше, вот и все. Слава богу жанров и игр сейчас множество, каждый может выбрать по себе.

  • Trepak

    Вайоминг — самый красивый штат. Ну и Аризона еще, для тех кто жару любит. Судя по скринам, природа передана отлично.

    • Змей Горыныч

      Джорджия, Аляска, Гаваи

      • Trepak

        В Джорджии и на Аляске я не был. А вот Гавайи не зацепили абсолютно ничем. Пляжи? Пальмы? Так они везде есть, где тепло.

        • Змей Горыныч

          а в других штатах был? пляжи тоже везде разные, небыли б гаваи интересными никтоб не ездил или ездили только во флориду и калифорнию

          • Trepak

            Был в Вайоминге, Юте, Калифорнии, Неваде и Аризоне. Нью-Йорк — не считаю. Я там только пересаживался.

            Ну я ж не говорю, что они неинтересные. Просто они какие-то обычные, пляжные. А вот горы Вайоминга, каньоны Аризоны, пустыня Невады… Вот где красота.

        • Змей Горыныч

          джорджия саванна загугли

          • Trepak

            Красиво, но не цепляет.

  • Russs

    Опаньки, вышла уже? )

  • vms

    Вот смотрю на оценки игр в обзорах и что-то не понимаю зачем они нужны, если выдаются только 4/4.5 :), может лучше либо просто ставить рекомендовано/нет, либо ввести более точную 10/100-бальную систему.

    • Почему же, есть и 3 и 3,5. Игры, которые получают оценки ниже мы просто не будем рассматривать.

      • vms

        Понятно, спасибо, наверное это по последним обзорам такое ощущение сложилось, что оценки только 4/4.5 выдаются, хотя может это просто меня только такие игры интересуют.

  • Dodger89

    Отличная игра, мне очень понравилось . А концовка обычная жизненная — так что претензий нету)

  • dobrodum

    Игра супер. Редко что либо прохожу до конца, а тут зацепило. Как будто хорошую книгу прочитал в которой сам участвовал. Финал да конечно, не супер эпичный. По ходу игры думал что будет что-то про инопланетян и сцепслужбы.

    • См. ответ выше. Это игра не об инопланетянах, а о жизни. ИМХО, очень правильный финал, который заставляет задуматься. Как именно вы поступили бы в ситуации, которая вынудила Генри уехать в лес. На самом деле все игра именно об этом.

      • dobrodum

        Я знаю что она о жизни, но как правильно заметил Kirill Dnepropetrovets-Ts не верится что один человек построил базы для прослушки, именно в этот момент у меня возникла мысль о военных, инопланетянах (которых там выискивали военные) и прочей мистике.

        • Volante Pegaso

          Многие считают, что один мужик что-то там построил и стащил туда кучу оборудования. Это, как мне кажется, не есть верно.

  • Fletch

    Захотелось сыграть!

  • RomaS

    Платформы Windows, Mac OS, Lunix =)

  • Kirill Dnepropetrovets-Ts

    !!!ОСТОРОЖНО, В МОЕМ ПОСТЕ МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ!!!

    Я бы ей поставил 3,5. Отличное бодрое и интригующее начало, но под конец разработчики сдулись. Так, «похищенные неизвестными» девчули ВНЕЗАПНО оказались живыми, а то, что огромный научный центр был построен всего одним человеком, показалось мне ну слишком нереалистичным — местные лесники уже бы давно его заприметили. Да и разочаровало, что вся нелинейность — бутафория.

    Разговоры, конечно, в целом интересные, но где-то после середины бесконечная болтовня ни к месту начинает надоедать. Но хуже всего то, что с Делайлой мы так и не встретимся. Вот так вести-вести нас к ней, чтобы потом в прямом смысле оставить ни с чем, как-то некрасиво.

    В общем, игра не то, чтобы разочаровала, но оставила после себя неприятный осадок. От Narrative Exploration ожидаешь чего-то волнующего, трогательного, запоминающегося. А тут ничего нет. Поэтому даже 4 я бы Firewatch не поставил.

    • СПОЙЛЕРЫ

      Не согласен. Окончание очень правильное. Никакой мистики, просто жизненная история. И собственно она в первую очередь о Генри, а не о других персонажах. Я, например, все время держал в голове его нерешенную проблему и именно она мешала мне сближаться с собеседницей. Плюс одной из действий Делайлы, которое, с моей точки, зрения характеризует ее крайне негативно и просто перечеркивает возможность встречи. То, что она сказала полиции. Это просто неприемлемо.

      • Змей Горыныч

        а что она сказала? я пропустил

        • Sergii Gabal

          збрехала поліції, що Генрі небачив зниклих дівчат

          • Змей Горыныч

            а, это я знаю, подставлять не хотела, ктоб ему поверил если девченки подумали на Генри, и в записке это написали

          • Это вообще недопустимо. Дурные девчонки сами в лесу. Хрен его знает что там — бешеное животное, маньяк и т.д. Замалчивать такие случае — значить вызывать их повторение. Недопустимо.

            Меня это как отца девочки-подростка вообще неслабо вывело из себя.

      • Kirill Dnepropetrovets-Ts

        Но где окончание? Окончание игры есть, но окончание истории как таковое отсутствует. Ну улетел он с вертолетом — и? Что дальше будет с Генри? Я тут как бы привязался к своему протеже, участвую в его судьбе — и вдруг он невесть куда улетает и совсем не ясно, что с ним будет дальше. Многовато вопросов без ответа остается, как для сюжетно-ориентированной игры.

        • А вот это уже тебе думать, что делать дальше. Прощаться с женой, искать Делайлу. Остаться с женой, забыть Делайлу.
          Там кстати есть и решение остаться в лесу. Не садится в вертолет.

          Так многие хорошие книги заканчиваются. Открытый финал, читатель/игрок сам решает что будет дальше. По сути, окончание ME3 такое же. Сам реши, что случилось дальше.

          Развивайте фантазию, господа.

          • Kirill Dnepropetrovets-Ts

            Этот финал не открытый, он — скоротечный и недосказанный. Разработчики взяли на себя слишком много интриг и сюжетных перипетий, которые потом банально не потянули. В начале зачем-то были упомянуты медведи гризли; отряды пожарных, которые вроде тушили-тушили пожар, но так и не затушили, да еще и пропали тогда, когда мы к ним пришли. Отсутствие мотивации у главного героя что-либо сделать (реально, протагонист мог преспокойно свалить еще в самом начале — он все-таки приехал в лес обдумывать прошлое, а не расследовать происходящее). Делайла, которая могла бы сто раз вызвать полицию. Неадекватный главный антагонист, сделавший нам столько пакостей и позорно сваливший невесть куда в конце.

            До середины сюжет нагнетает обстановку, но потом все становится слишком простым и… скучным. Нет, не то, чтобы я зевал, но 99,99% сюжетных интриг разрешились в стиле «Пфф, и всего-то!? Зачем я тратил на это время и обходил половину леса?».
            Игра вроде как и не плохая, но в ней, хотя поначалу кажется совсем обратное, нет изюминки. Конец не цепляет, нет мурашек по телу. Мало эмоций. Струны души не задеты, что для игры вроде этой крайне критично.

          • *спойлеры, ага*

            Просто ты, как и я, ожидал намного большего и фантастического. Что там на самом деле будут заговоры, Иллюминаты, «Секретные Материалы», пришельцы или что это у Генри на самом деле Альцгеймер и все леса Вайоминга, Делайла и все это — его воображение.

            А на самом деле все просто — он сбежал от жестокой реальности в пустые леса Вайоминга, а встретил там чуть ли не еще более жестокую реальность — отца, который многие года жил отшельником чтобы скрыть непреднамеренное убийство сына, за которое он так себя и не простил.

            Концовка отличная и великолепная — ты весь сходишь с ума, меняешь рации, прислушиваешся к шагам сзади и завыванию ветра, тебя закрывают в пещере одного, а правда, она простая — она лежит на дне пещеры с камнем на месте головы. Такова правда, такова жизнь.

            И в концовке, когда Делайла говорит, что не может ждать и улетает без Генри и есть концовка игры — Генри должен принять или отклонить эту реальность, он должен решить — станет ли он таким же отшельником и жить в лесу, или он таки решится и вернется к своей жене, несмотря на болезнь, не смотря на неодобрение ее родителей, несмотря на его страх.

    • dobrodum

      В целом согласен. Но мне все равно игра приглянулась. Прошел с удовольствием.

    • Змей Горыныч

      да, игра в целом пустовата, наверно потому и жизненно

    • mehrheit

      Научный центр был построен университетом. А занимался он исследованием землетрясений. Просто в то время он был пуст (там об этом говорится в записке оставленной при входе), чем и воспользовался Нед, радиолюбитель.

  • Alex J Fralister

    «многие темы, затронутые во время бесед Генри и Делайлы будут неинтересны и непонятны не только тинейджерам, но и многим игрокам младше 25 лет»

    Пф-ф-ф. Мне 21 год, полет нормальный. Сюжетика понятна. Пускай я, быть может, и не прочувствую полного сопереживания Генри, но его мотивация и чувства в каждый момент времени — понятны.

    [Spoilers]
    Концовка правильная. Да, действительно хорошо что под конец все свелось к «простой», в кавычках, жизненной истории. Но осадочек все равно остался. После x-file подобного триллера в начале, после долгого-долгого нагнетания атмосферы — развязка оставляет ощущение незавершенности. Пока игра нагнетает и задает вопросы — не мог оторватся от клавиатуры и поставил бы игре оценку 94100. Но концовка с ее прозаичностью, настолько идет в разрез с моментом освоения «научной базы», что кажется дешевой манипуляцией. Я, вот, до сих пор думаю откуда у отшельника взялось бабло на всё это оборудование, зачем оно ему на самом деле, зачем ему три койки, зачем все эти журналы наблюдений. Концовка на самом деле не отвечает на поставленные в начале вопросы и не задает новых. Она просто обрывает сюжет, оставляет его повисшим в воздухе. Плюс, фейковая нелинейность тоже дает повод к критике. По моему скромному мнению: из 5, это будет 4.0, и то с накидкой за эффектное начало и графический дизайн.
    [/Spoilers]

    • Вообще оборудование там было, он просто его заимствовал и разбросал отчеты и прочие зацепки. Он же как раз пишет что «все надо вернуть на место пока ученые не вернулись».

      • Alex J Fralister

        Вот же ж, даже после вашего комментария не припомню этого. Надо будет как нибудь убить вечер и перепройти. Быть может проникнусь.

  • Юрий

    «…ее можно «пройти» на Steam» — вероятно, имелось в виду «на YouTube»?

  • Nikssl

    Несмотря на то, что игра действительно бюджетная, у разработчиков получилось водить игрока за руку именно так, как они задумали. Думаю, не у одного меня сначала были предчувствия какого-то заговора, даже некой мистики. Игра понравилась абсолютно во всем и особенно тем, что герои чувствовались живыми. За ними интересно наблюдать. Единственный минус, который действительно огорчил — это продолжительность игры. Уж сильно быстро закончилась эта увлекательная история.

  • Tu154

    Жду вторую часть

  • Yan Shelest

    В каком веке шел-шеидинг графика стала фантастической..? это самая дешевая технология текстурирования для упрощения графики с целью сокращения вычислительных ресурсов. Коротко говоря, если у вас cлабое железо, то эта графа для вас. Классическое решение для инди игр.

    • Вообще-то это никаким боком не cel-shading, а low-poly графика. И делается и работает по разному.

  • c00ler

    Вибачте за оффтоп, але чому всі так гонять на кінцівку МЕ3? Що в ній не так? Якою вона мала б бути , щоб всім догодити? Як на мене, фінал нормальний, досить пафосний, як і всі ігри серії. Правда я грав у гру уже зі всіма сюжетними DLC, може у ванільній версії кінцівка якась інакша… Єдине, що мені в ній не сподобалося, так це нав’язаний і дуже нудний мультиплеєр, необхідний для повного завершення гри.

    • https://www.youtube.com/watch?v=uLjLBDa0fOM — вот тут популярно объяснено, в принципе.

    • Я вот тоже не понимаю. ИМХО, нормальное окончание.

    • Александр Сидоренко

      Гонят из-за того, что чтобы ты не делал, какие бы решения не принимал три игры подряд, в конце ВЕСЬ твой отыгрыш аннулируется этим дурацким выбором концовки.

  • jmas

    Зкоконцилась не начавшись.

  • Кирилл Панькин

    Шикарный визуальный стиль. Глядя на эту игру, Unravel и недавнюю Oxenfree я думаю, что это очень здорово, что по мере роста уровня игровых технологий, их удобства и доступности их применения для творческих людей, возникает всё больше вот таких красивых игр-повествований.

    • NOWWOW

      тоже графика нравиться такая . это что стиль какойто ?

  • gmp

    Совсем опустился мужик, ноги брить перестал.

  • amigor

    Прошел на одном дыхании. Даже не помню, отрывался ли от монитора — настолько непередаваемая атмосфера. Игра однозначно стоит своих денег.

  • Завораживающая картинка? Вы издеваетесь? Вы играли в

    The Vanishing of Ethan Carter ?

    Вот там действительно завораживающая картинка. А то что здесь, как по мне, игра воспринималась недоделанной в плане графики. Это не майнкрафт где видишь что так и задумано. А вот здесь реально хочется чтобы лес был очень красивый и реалистичный, тем более к этому подталкивают красивые звуки, повествование, сюжет.

    • Кирилл Панькин

      Вы книги тоже не читаете, потому что там графики нет вообще и всё приходится представлять в воображении самому? 😉
      Или, скажем, в живописи всё, что написано не в гиперреалистичной манере — это дилетантская мазня?
      Ставить знак равенства между реалистичностью и красотой это весьма неразумно.

      • NOWWOW

        мне нравиться графика. вот реально как в сказке из книг ходишь !

      • Ну это наверное кому какой стиль/жанр больше по душе. И если и читаю книги, то представляю всё реалистичней и красивее чем в этой игре.

    • slagod

      В Ванишинге графоуни был сделан в уклон реализма, здесь же приятный и интересный мультяшный стиль, с карикатурными персонажами и прекрасными пейзажами.

  • NOWWOW

    Что за стиль графика. суперская даже как в The Witness тоже интересная. современная графика косит под кино , а тут как в сказке какойто ходишь ! что за стиль ? или есть название какое то движок ?

  • freedemonua

    Игрулина Бомба, редко какая игра заставит вот так просто сесть и за присест, не вставая, пройти до конца. Был настроен очень скептически когда начинал, не очень люблю бродилки такие, но это, это шедевральная игра. Подача, сюжет все на высоте, затягивает очень сильно, нагнетании обстановки, чувство заговора и мистики, все подано правильно.
    Графика очень похожа на TF2, очень прятная, это игра-история, как сказка, не должно тут быть реалистичности, не нужна она тут.
    Мне кажется что игру многие, у кого нету детей, не поймут до конца всю суть игры и её трагичность. Мне было очень грустно в конце, этот кошмар который пережил отец…
    Очень круто, 5 из 5.
    Круче для меня пока что, это SOMA но она немного про другое и длиннее, но вот Firewatch реально очень приятно удивил, и доставил массу незабываемых ощущений.

  • Александр Сидоренко

    «Так что Генри предоставлен сам себе и за всю игру не встретится лицом к лицу ни с одной живой душой.»
    Да ладно? Я вот насчитал целых четыре души, с которыми встретится Генри, причем строго по сюжету, то есть пропустить их автор обзора никак не мог.

  • Александр Сидоренко

    СПОЙЛЕРЫ!!!
    А представьте, какая захватывающая история получится, если сюжет вывернуть наоборот? С самого начала игры Делайла рассказывает Генри о предыдущем смотрителе, который сбежал в лес после весьма подозрительного исчезновения его сына. Но чем дальше в лес, тем больше понимаешь, что бояться надо не мужика из леса, а правительство и ученых с секретными эксперименты над людьми. Вот это сюжетец!

  • Zildjian

    «От сценариста ушла жена»
    Вчера закончил прохождение, занявшее два дня. Коротко — и это правильно. Нагнеталово было отличным, интерес был подогрет хорошо. Концовка — толстый троллинг от разрабов. Для созерцания таких «жызненных концовок и сюжетов» достаточно час посидеть на каком-то форуме или поглядеть вокруг. От игры ждешь не банальщину, а что-то интересное, а может даже и поучительное. Люди часто уходят в виртуал от жизненной банальщины и мирской суеты. А тут тебя после увлекалова ткнули в немытую каструлю со словами «а дули ты хумал?».
    Вот негативная концовка Ведьмака 3 мне, безусловно, понравилась больше всех других. А тут словно на сеансе триллера — в конце понимаешь, что смотришь черноюморную комедию от студента-артхаусника.
    Вердикт: бодро запрягли, резво гнали, под конец устали и свалились в придорожном трактире.