Order of War

Свежее решение
Через два-три года делать игры в сеттинге Второй мировой окончательно станет дурным тоном. Мы, наверное, будем вспоминать проекты двухтысячных с некоторой ностальгией, подобной той, с какой сегодня вспоминают американскую моду на фильмы в стиле noir или жанре киберпанк на пике его популярности.

Паспорт

Жанр стратегия реального времени

Разработчик Wargaming.net

Издатель Square Enix

Издатель в СНГ» «Новый диск

Сайт www.orderofwar.com

Возраст 16+

О разработчике

Wargaming.net Белорусский коллектив, который успел выпустить несколько интересных wargames, а также бесплатный мультиплеерный Massive Assault Network 2. Готовит ММОG под названием World of Tanks.

Игры «Операция „Багратион“», серия Massive Assault

Сайт www.wargaming.net

Оценка

Идея Блокбастер по-мински

Графика Аккуратная

Звук Музыка именитого Джереми Соула компенсирует мелкие недостатки

Игра Одна из лучших стратегий о Второй мировой

Итог 4/5

Order of War
За полосой дыма на горизонте прячется десяток-другой наступающих «тигров»
Order of War
Order of War
Нацисты периодически огрызаются, совершая воздушные налеты
Order of War
Почти диорама
Order of War
Order of War
Ночная атака

Наверняка кто-нибудь помнит «Операцию „Багратион“» – RTS с кусочком истории белорусского фронта, которую год назад тихонько выпустили в СНГ. Она собрала корзинку сдержанно-положительных рецензий, после чего утопилась в Лете. Очень жаль, у Wargaming.net вышла интересная стратегия. Она пыталась объединить две ветви развития жанра.

С одной стороны, «Операция „Багратион“» была консервативной RTS, работающей по правилам Dawn of War и World in Conflict. Победу на карте отдавали тому, кто первым захватывал ключевые точки, – чем больше их было у игрока, тем больше он получал ресурсов для покупки солдат и машинок. С другой стороны, стратегия белорусов напоминала стиль Total War. Обширная карта, повзводное управление, никакого строительства и максимальная интуитивность тактического боя.

К счастью, мичуринская идея оказалась слишком удачной, чтобы ее забыли сразу вслед за появлением игры. Белорусами заинтересовались крупные издатели, и спустя несколько месяцев после выхода «Операции „Багратион“» Wargaming.net анонсировала Order of War – идейное продолжение своей первой попытки.

Проект предназначался для западного рынка, и приоритеты расставлялись соответственно. Тут нет советской кампании, зато есть линейки миссий за американцев и немцев. Любопытно, что по результатам каждого уровня игра выдает геймеру копию настоящей медали, которую вешают на отдельную стеночку в меню, – ближе к финалу, когда регалий набирается полтора десятка, понемногу начинаешь чувствовать себя Брежневым.

Миссии в этих кампаниях сделаны по одному принципу. Каждая из них разделена на отдельные небольшие кусочки скриптами. Например, во время высадки на пляжи Нормандии игрок сначала пытается выжить под обстрелом и продвинуться вперед, затем поднимается по склону к укреплениям нацистов, чтобы уничтожить два бункера, потом зачищает окопы на холме. И наконец атакует тыл врага с другим отрядом, прибывшим с противоположного конца карты. Нас бросают с юга на север и с севера на юг, а в промежутках игра самостоятельно пододвигает юнитов поближе к боевым позициям.

Видно, что сценарии всерьез пытались сделать веселее, но получилось не ахти. Очень часто игрок внезапно обнаруживает своих солдат всего в 20–30 метрах от врага. На оставшемся пятачке нет места для маневров, и все дальнейшие действия сводятся к тактике футбольного фаната – налить, отпить, поболеть, а вмешиваться необязательно.

Но ближе к середине каждой из кампаний Order of War неожиданно просыпается. Невидимый экскурсовод перестает дергать за руку, а геймдизайнеры ослабляют скриптовый поводок: разрешают бить бомбами и тратиться на подкрепления, которые привозят по грунтовым дорогам весело взрывающиеся грузовички. И в эти минуты, когда игрок наконец может обдумать стратегию и самостоятельно принимать решения, Order of War показывает себя в наилучшем виде.

Наверное, именно потому здесь интереснее не проходить миссии, а играть на случайных картах или по сети. Обычные карты полностью избавлены от скриптов и рельс. Все честно: ваши войска выбрасывают на участок Европы с одной стороны, войска противника – с другой. На перекрестках и холмах квадратной территории вкопано около десяти флагштоков. Кто первый их захватит, тот и победил.

Звучит не очень сложно, но дизайнеры постарались и умно изрезали карты лесами и возвышенностями, а у каждого игрока есть пятнадцать типов непохожих солдат. Геймер волен покупать пехоту с пулеметами и базуками, танки, обычные и с ракетными установками, артиллерию, которая бьет навесом и по прямой. Грамотно подбирая ландшафт под ногами, можно разыгрывать самые интересные комбинации. В сетевом режиме Order of War демонстрирует одно из своих главных преимуществ – она очень хорошо сбалансирована.

За пару минут здесь легко выстроить неприступную оборону и, немного подумав, стереть ее в порошок за те же пару минут. Противник защищает перекрестки дальнобойными орудиями, но теряет их в авианалетах. Подводит к артиллерии ПВО, но противовоздушные силы накрывает ракетный залп. В это время к нему в тыл падают парашютисты, элитная пехота атакует из леса, где не проедет ни один танк, а дорогу, по которой может подойти подкрепление, контролируют пушки. На каждое действие находится противодействие, что здорово.

В свои лучшие моменты Order of War эпичен, как фильмы Эмириха: американцы идут в атаку, с небес сыплется огонь, за кадром звучит пафосная музыка. Жаль, что бюджет у «фильма» сравнительно невелик, так что игра ассоциируется скорее с талантливой короткометражкой. Например, хороших карт для мультиплеера считанное количество, и все они ориентированы на двух человек. Два на два, три на три? Забудьте. Да, игра немного напоминает Empire: Total War, но совсем не масштабами. Очень хочется большего.

Зато Order of War перенял от стратегий Creative Assembly еще одно важнейшее преимущество. Он интуитивен. В отличие от многих RTS, тут не приходится гадать, какие правила реального мира справедливы и для виртуального пространства игры. Все просто и доступно: танки лучше подкреплять пехотой, возвышенности выгоднее занимать, чем впадины. Уже через пять минут глаз сам учится находить ключевые перекрестки и выбирать лучшие направления атаки. Вполне очевидны и характеристики войск – сила и слабости юнитов понятны с первого взгляда.

По-западному цельная и по-восточноевропейски скромная игра. Ее главный плюс в том, что даже в изъезженном сеттинге Второй мировой она выглядит интересно. Да, через неделю-другую мультиплеер может надоесть. Но эта неделя пройдет бодро и с удовольствием.