Репортажи Технологии 18.09.2017 в 09:00 comment

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/aad9686b3c67ea41683db32b5803ecd6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/aad9686b3c67ea41683db32b5803ecd6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Сейчас, пожалуй, уже мало кто в нашей стране воспринимает компанию Huawei как «еще одного китайского производителя смартфонов», но все равно, истинные масштабы компании себе ясно представляют очень немногие. Это при том, что в мировом масштабе с известностью и популярностью этого бренда дела обстоят иначе – достаточно вспомнить хотя бы недавнюю новость о том, что Huawei сумела обойти Apple и занять второе место на мировом рынке смартфонов. С целью ближе познакомить отечественного потребителя с компанией, украинский офис Huawei пригласил группу журналистов посетить кампус компании и ее производственные мощности в Китае – чем мы и не преминули воспользоваться.

 

Как все начиналось…

Начать рассказ про Huawei стоит, пожалуй, с истории. По меркам Китая, Huawei уже достаточно «старая» компания: она была основана ровно 30 лет назад, в 1987 году Жэнь Чжэнфэем (Ren Zhengfei) со стартовым капиталом всего в $3500 в городе Шэньчжэнь, и занимала она тогда маленькую комнату в небольшом пятиэтажном здании. Тогда этот небольшой рыбацкий городок не имел ничего общего с нынешним мегаполисом и только начинал превращаться в деловой центр – после того, как в 1980 году получил статус специальной экономической зоны, и в него начали прибывать бизнесмены со всего Китая.

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет
Шэньчжэнь в 1980-х гг.

Начинала Huawei как торговая компания и занималась поставками оборудования для АТС из Гонконга, но буквально через пару-тройку лет она стала производить подобную технику самостоятельно. В 1992 году Huawei выпустила собственную АТС с самой высокой на тот момент пропускной способностью в Китае. Постепенно компания начала осваивать рынки телекоммуникационного оборудования небольших городов и сельских районов, а затем взялась и за весь остальной рынок Китая. Экспансия Huawei на международный рынок началась в 1997 году с получением первого зарубежного контракта и началом производства оборудования для GSM-сетей.

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет
В этом здании располагался первый офис Huawei

За прошедшие 30 лет компания «немного» увеличилась в размерах – сейчас в Huawei работает более 180 тыс. сотрудников по всему миру, причем почти половина из них (80 тыс.) трудятся в R&D. Всего у компании 15 R&D центров и 36 совместных инновационных центров, занимающихся тем или иным направлением (например, центр дизайна устройств – в Лондоне, «эстетический» центр — в Париже, дизайн интерфейса – в Сан-Франциско, 5G в Мюнхене, исследовательский в Японии и т.д.). Компания уделяет огромное внимание исследовательским работам и каждый год тратит на них порядка 10% своего дохода от продаж (за последние 10 лет на R&D суммарно было выделено около $45 млрд.).

 

Чем живет Huawei сейчас

У Huawei очень необычный подход к управлению компанией. Основатель Жэнь Чжэнфэй (которому уже 72 года) занимается только стратегическим планированием, а на «тактическом уровне» с 2012 года компанией руководит… группа из трех сменяющих друг друга CEO, каждый из которых находится «у руля» на протяжении полугода. Все они изначально работают в разных департаментах (финансы, HR, R&D), и такая система, по мнению ее основателя, позволяет привносить свежую струю в механизмы управления и снижает риски для дальнейшего развития компании, связанные с долгим пребыванием «у власти» одного-единственного человека.

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет
Команда из трех сменяющих друг друга CEO

Еще один интересный момент – Huawei является частной компанией, однако ее акции не торгуются на бирже, при этом ее основатель владеет всего 1.42% акций, остальные же распределяются между китайскими сотрудниками – своеобразная награда «за выслугу лет». Если сотрудник увольняется, компания, разумеется, выкупает его акции обратно – возможно, именно это является одной из причин, по которой многолетний стаж работы в Huawei – достаточно распространенное явление.

Знакомство с Huawei мы начали с посещения шанхайского R&D-центра, но об этом – в следующем репортаже. Сегодня же хотелось бы рассказать о посещении кампуса компании – ее штаб-квартиры, расположенной в Шэньчжэне, где работает около 70 тыс. человек. Территория кампуса огромная (ранее, по словам гида, его площадь составляла около 2 км2, но он все время расширяется, и сколько он занимает сейчас, она сказать затруднилась) и больше напоминает ухоженный парк, чем небольшой городок, которым, по сути, и является – со своими кварталами, в которых расположены исследовательские центры, тестовые лаборатории и даже собственный учебный центр.

Англійська для IT.
В межах курсу можна освоїти ключові ІТ-теми та почати без проблем говорити з іноземними колегами.
Дійзнайтеся більше
Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет
Торжественный «выпускной» в местном учебном центре после окончания курсов повышения квалификации

В процессе визита в офис Huawei нам удалось пообщаться с несколькими топ-менеджерами компании – в частности, пиар-директор направления потребительских продуктов Ада Ксю (Ada Xu) поделилась интересной статистикой и ответила на целый ряд вопросов нашей группы. По ее словам, рост поставок смартфонов компании в мире вырос с 3 млн. штук в 2010 году до 139 млн. в 2016-м (за первую половину 2017-го было отгружено уже более 73 млн.) Соответственно, по данным IDC, доля мирового рынка во втором квартале 2017 года у Huawei составила больше 11% (2%-ный прирост за год), причем рост в премиум-категории (модели дороже $500) оказался еще более впечатляющий – доля в этом году уже 14%, что почти втрое выше прошлогоднего показателя.

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет
Пиар-директор направления потребительских продуктов Ада Ксю

В представлении обычного потребителя, «Huawei – это смартфоны». На самом же деле это далеко не так, достаточно сказать, что в 2012 году Huawei стал лидером телеком-индустрии, обойдя Ericsson по доходам от продаж и чистой прибыли. Итак, сейчас компания состоит из трех больших подразделений: Consumer Business Group (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д.), Enterprise Business Group (телекоммуникационное оборудование для корпоративных клиентов, не являющихся операторами связи) и самое большое – Carrier Business Group, которое работает с операторами мобильной связи и производит оборудование для беспроводных и фиксированных сетей, телекоммуникационное ПО, предоставляет сервисы для операторов. Huawei работает с большинством крупнейших операторов в 140 странах мира, в том числе и с компанией «Киевстар», которая в прошлом году в преддверии прихода 4G в Украину начала обновлять свои базовые станции, заменяя оборудование Ericsson на продукцию Huawei.

Выставочный зал в кампусе Huawei:

Есть у Huawei и собственный чипмейкер, дочерняя компания HiSilicon Semiconductor, разрабатывающая ARM-процессоры для собственных нужд. Изначальная линейка носила условное название K3 (первый чипсет увидел свет почти 10 лет назад), сейчас же чипсеты выпускаются под названием Kirin.

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет

Самое интересное в смартфоне – это, пожалуй, процесс его разработки, и с рассказом о том, как в Huawei создаются новые флагманы, а также с ответами на интересующие нас вопросы, на встречу с журналистами пришел Шон Шен (Sheng Xing), руководитель направления исследований консьюмерской бизнес-группы Huawei. Он рассказал о главном R&D-центре, занимающемся топовыми смартфонами, который расположен в Шанхае, о сотрудничестве с Leica («ранее мы думали, что главное в мобильной фотографии – это четкость изображения, разрешение и прочие технические детали, но теперь считаем, что фото – это искусство»), и о других нюансах создания современных смартфонов.

Англійська для IT.
В межах курсу можна освоїти ключові ІТ-теми та почати без проблем говорити з іноземними колегами.
Дійзнайтеся більше
Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет
Руководитель направления исследований консьюмерской бизнес-группы Huawei Шон Шен

Рассказал он, разумеется, и о новейшей разработке компании, Kirin 970 (которая была представлена буквально на днях, во время нашего пресс-тура – в рамках проводившейся в Берлине выставки IFA 2017). Главной его особенностью стал отдельный вычислительный блок (производитель называет его нейроморфным процессором — Neural Processing Unit, NPU), предназначенный для задач, связанных с работой нейронных сетей, искусственного интеллекта и машинного зрения, включая распознавание образов. Однокристальная система Kirin 970 производится по 10-нанометровой технологии на мощностях TSMC, имеет площадь около 1 см2 и состоит из четырех ядер ARM Cortex-A73 и еще четырех — ARM Cortex-A53. Первый процессорный кластер работает на частоте до 2,4 ГГц, второй — до 1,8 ГГц. Также в чипсет встроен модем LTE Advanced Pro (4,5G), поддерживающий скорости LTE Category 18 (до 1,2 Гбит/с). Первыми смартфонами, в которых будет использоваться Kirin 970, станут Huawei Mate 10 / 10 Pro (официальный анонс ожидается 16 октября в Мюнхене).

Также в небольшом групповом интервью Шон Шен ответил на несколько вопросов, в том числе и вашего покорного слуги.

Вопрос про производственные линии Huawei. Насколько они автоматизированы, какие операции полностью выполняются роботами, а какие задачи все еще требуют участия человека?

Да, большинство работ сейчас автоматизированы, даже процессы тестирования качества камеры и динамиков, вручную же выполняются работы вроде установки основных модулей и упаковки (забегая вперед – на следующий день, во время визита на завод, мы в этом убедились собственными глазами, но об этом – в следующем репортаже). Но по мере дальнейшего наращивания мощностей мы будем постепенно автоматизировать и эти задачи.

Сколько времени и средств уходит на разработку новой модели смартфона и как быстро после этого она поступает в производство?

Разработка концепции новой модели уровня Mate (размеры, внешний вид аппарата) занимает 4-5 месяцев, дальше идет стадия R&D, на которой за 10 месяцев разрабатывается уже конкретный аппарат. После этого он поступает на рынки по всему миру – этот процесс занимает примерно 3 месяца. Современный смартфон – очень сложное устройство, поэтому на разработку каждой флагманской модели Huawei сейчас тратит более $100 млн.

На вопрос о его видении перспективных технологий на следующие 10 лет господин Шен ответил, что будущее, по его мнению, за AI (искусственный интеллект) и AR (дополненная реальность). Смартфон станет еще более умным и будет играть еще большую роль в повседневной жизни, объединяя реальность и виртуальность. Именно поэтому в новом чипсете Kirin 970 реализован специальный модуль, полностью посвященный обработке задач, связанных с AI. Что же касается ближайшего будущего – он считает, что экраны продолжат увеличиваться, и вопрос в поиске такого форм-фактора, при котором они будут по-прежнему удобны в обычном использовании. Так, у Huawei уже есть выделенная команда разработчиков (под руководством, к слову, самого Шон Шена), которые трудятся над реализацией идеи гибкого дисплея – и он считает, что уже через 2-3 года такие экраны станут очень популярны. Очки дополненной реальности – потенциально очень интересная вещь, но пока лишь в перспективе, необходимо еще выработать концепцию, которая сделает их использование комфортным – на это, по его мнению, уйдет не меньше трех лет. А вот в модульные смартфоны Шон Шен не верит – модульность уменьшает размеры батареи, плюс пользователю нелегко выбрать, какие именно модули ему нужны – так что лучше производитель примет это решение за него и предоставит цельный аппарат с оптимальными характеристиками.

Еще один топ-менеджер компании, который смог выкроить время в своем напряженном графике, чтобы пообщаться с украинскими журналистами – вице-президент консьюмерской бизнес-группы Huawei Джим Ксю (Jim Xu):

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет

На вопрос о расположении заводов компании он пояснил, что несмотря на возросшую стоимость производства и выросшую за последние годы заработную плату рабочих, Китай все равно остается оптимальным местом для размещения фабрик – с точки зрения эффективности, удобства контроля качества и логистики: «Смотрите, даже айфоны производятся здесь. Говорим здесь – подразумеваем Китай, говорим Китай – подразумеваем Шэньчжэнь. Они на самом деле собираются тут неподалеку, на заводах Foxconn, тут все рядом, все комплектующие производятся в этой местности, и вам не надо свозить их со всего мира, чтобы собрать из них смартфон на фабрике где-то в другой стране».

Когда господина Ксю спросили, в каких странах доля Huawei растет сильнее всего, он с готовностью ответил: «В Украине! Честно! В этом году мы планируем поставить в вашу страну в 3 раза больше смартфонов, чем в прошлом. Такого у нас не было ни в одной стране». Главной причиной такого роста стал запуск 3G, который подстегнул пользователей к переходу с так называемых feature phone на смартфоны – в итоге емкость украинского рынка стала увеличиваться гораздо быстрее, чем у других стран с развивающейся экономикой. Представитель украинского офиса Кевин Чоу (Kevin Chow), к слову, поделился интересной статистикой: в конце 2015 года Huawei находился в десятке самых популярных брендов в Украине, через год он вошел в топ5, а по итогам первого полугодия 2017 уже поднялся в первую тройку.

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет

Всех интересует 5G – включая тех, у кого пока нет даже 4G. Неудивительно поэтому, что одним из первых вопросов к Джиму Ксю стала просьба оценить готовность мобильных операторов в мировом масштабе к переходу на эту технологию. По его словам, интерес к 5G есть, однако в силу того, что оборудование для его внедрения оказывается достаточно дорогостоящим, в основной своей массе операторы пока осторожничают и оценивают риски, но некоторые из них уже всерьез настроены на инвестиции в этом направлении – например, китайский China Mobile, а также операторы в Японии и США. Европа пока не спешит, но пара европейских операторов также уже присматривается к 5G.

К слову, значительная часть экспозиции в выставочном зале Huawei посвящена именно 5G и наглядным демонстрациям ее преимуществ перед 4G. Также здесь присутствует перспективное оборудование, в частности, вышки «все-в-1» для плотной городской застройки (встроенные в фонарь, с кнопкой вызова полиции и зарядной станцией для электромобилей) и вышки для сельской местности, работающие на солнечных батареях:

Что означает приход 5G для обычного пользователя, как изменится его повседневная жизнь? Гигабит – очень быстро, но и цена тоже будет высока, поэтому операторам придется придумать, как привлечь клиентов. Похожая ситуация была на запуске 4G – например, в Европе и в Турции некоторые операторы запустили безлимитные тарифы, однако вскоре из-за наплыва пользователей и возросшего трафика им пришлось от этой идеи отказаться. В целом же, Джим Ксю считает, что для конечного потребителя стоимость трафика с переходом на 5G должна снизиться, но будет ли он при этом платить меньше, чем на 4G – не факт, поскольку на таких скоростях трудно удержаться от соблазна потреблять больше. И, конечно, им придется обновить свои телефоны – например, у Huawei в актуальной линейке смартфонов нет 5G-моделей (первым аппаратом, который технически будет поддерживать скорости 5G, у компании станет Mate 10).

Знакомство с Huawei: путь к успеху длиной в 30 лет
Господин Ксю эмоционально, в лицах отвечает на вопрос «как современные технологии и быстрый мобильный интернет меняют жизни простых людей» (демонстрируя процесс оплаты с помощью смартфона).

На этом мы завершаем рассказ о знакомстве с компанией Huawei, которое происходило в ее кампусе, и в следующем репортаже посетим R&D-центр в Шанхае и производственные линии в городе Дунгуань, рядом с Шэньчжэнем.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: