Обзоры
Call of Duty: Black Ops II – война и зомби

Call of Duty: Black Ops II – война и зомби


На самом деле Call of Duty: Black Ops II – это три отдельных игры: однопользовательский сюжетный FPS, многопользовательский командный шутер и кооперативное выживание на аренах – зомби-мод. Все три части устанавливаются как независимые приложения, имеют собственные иконки и запускаются отдельно друг от друга. Раз так, то мы тоже решили рассмотреть все компоненты CoD раздельно. Кампанию прошел поклонник single player шутеров Сергей Светличный, сетевую часть тестировал наигравший в мультиплеер CoD около 1000 часов Максим Капинус, а зомби-мод достался фанату зомби-треша Олегу Данилову.

Call of Duty: Black Ops II

Жанршутер
РазработчикTreyarch
Издатель Activision
Сайт callofduty.com/blackops2

Оценка

Неожиданно хороший мультиплеер

Неинтересный зомби-режим; сюжетная кампания не такая яркая, как в первой части

Играть стоит в многопользовательский режим, сингл — только ярым поклонникам Call of Duty

Однопользовательская кампания
После первой части Black Ops, поднявшей уровень здорового идиотизма в серии на новую, невиданную доселе высоту, от сиквела ожидали чего-то как минимум в том же духе – ну там, пущенный под откос поезд Ким Чен Ира в Сибири, наблюдение за кортежем Джона Кеннеди сквозь оптический прицел, похищение Барака Обамы инопланетянами и т.д. Штурм МКС межпланетными террористами, в принципе, тоже смотрелся бы неплохо. Но похоже, в Treyarch закончилась трава, благодаря которой мы сбивали стартующий на Байконуре космический корабль из гранатомета и убивали Фиделя Кастро (пусть и ненастоящего, внимание СПОЙЛЕР).

Сюжет в Black Ops 2 изо всех сил пытается быть серьезным и даже трагическим, и временами в чем-то напоминает скорее трилогию Modern Warfare, чем первую часть. Мы играем за Дэвида Мейсона (сына Алекса Мейсона, главного героя Black Ops), а сюжет игры развивается параллельно в двух временных отрезках – во времена Холодной войны и в близком будущем, 2025 году. В первом случае мы отыгрываем отца, которого возвращают в строй, чтобы спасти нашего старого знакомца Вудса и разобраться с никарагуанским наркобароном Раулем Менендесом, во втором – сына, которому приходится разгребать то, что натворил в свое время его папаша и спасти мир от Страшной Мести Менендеса всему прогрессивному человечеству.

Все последние части Call of Duty отличались обязательным наличием как минимум одной вау-сцены, вокруг которой строилась добрая половина игры и которая, как хитовая песня в очередном альбоме какого-нибудь поп-исполнителя, вытягивала всю однопользовательскую кампанию. О них говорили в половине всех обсуждений очередного CoD и их вспоминают до сих пор – в цикле Modern Warfare это ядерный взрыв, казнь от первого лица и расстрел мирных людей в московском аэропорту, в Black Ops – уже упомянутые выше Байконур и Фидель Кастро. К сожалению, в Black Ops 2 таких сцен нет – ни трагических, как в MW, ни комических, как в BO1. В первой половине кампании еще попадаются пусть не настолько запоминающиеся, но достаточно яркие сцены вроде сгорающего заживо бойца, вскрытия контейнера с трупами или отстрела танков из гранатомета с несущейся галопом лошади в Афганистане (привет, Rambo III). Под конец же все вырождается в один бесконечный бой – все вокруг взрывается и рушится, над головами летают боевые квадрокоптеры из незабвенного видео FPSRussia, однако у игрока все это вызывает ровным счетом ноль эмоций. Играется все это достаточно бодро и динамично, однако после прохождения вспомнить, по большому счету, и нечего – настолько однообразно и безлико смотрится вторая половина сюжетной части Black Ops 2.

Если говорить о геймплее, то здесь Treyarch решил поэкспериментировать и внезапно добавил несколько развилок, сделав сюжет частично «нелинейным». Впрочем, большинство из них совершенно условные, и лишь пара-тройка оказывают хоть какое-то влияние на последующие события – и то, впрочем, весьма слабое. Самая серьезная развилка наблюдается в самом конце, где мы решаем, как поступить с Менендесом – что позволяет говорить о наличии двух концовок у игры, совершенно неслыханная вещь как для Call of Duty.

Кроме того, в Black Ops 2 внезапно обнаруживаются… дополнительные тактические миссии. Их прохождение не является обязательным, однако успешное выполнение опять же оказывает некоторое влияние на финальную расстановку сил (впрочем, влияние также более чем условное). В этих миссиях игра превращается в тактическую стратегию в реальном времени – есть карта с видом сверху, есть юниты, которые можно по ней двигать, отдавать команды атаковать противника, а также брать любой из них под свой контроль (тут игра на время опять превращается в шутер), есть точки, которые нужно защищать, и т.д. Честно говоря, необходимость в таком режиме в этой игре вызывает большие вопросы – не за тем я садился играть в очередной Call of Duty, чтобы двигать юниты по карте, на этот случай у меня есть замечательная Dawn of War II, которую я прохожу в год по чайной ложке, чисто из любви к вселенной W40K.

Впрочем, все эти нововведения никак не сказались на основном игровом процессе, и тут все по-старому, Black Ops 2 скорее интерактивный голливудский боевик (или диснейлендовский парк аттракционов), чем серьезный шутер. Геймплей по-прежнему коридорный, никаких развилок или возможностей для маневра — если разработчик решил, что вы должны пройти вот здесь (потому что тут можно красочно уронить рядом с вами какой-нибудь мост или пылающий вертолет), то вы будете обязаны идти именно здесь и никак иначе. Про искусственный интеллект говорить как-то даже стыдно — его хватает лишь на то, чтобы выбежать из-за угла и красиво умереть, как максимум — пострелять по вам из укрытия. Стоит такому болванчику зайти со спины — и вы можете делать что угодно, мозгов у него не хватит, чтобы обернуться и понять, что враг оказался не там, где должен был находиться по сценарию.


Мультиплеер
Давайте смотреть правде в глаза – изобретать велосипед в серии, которая уже много лет отлично продается, никто не будет. Фактически, стоило ожидать допиленного геймплея и более щепетильного подхода к разработке многопользовательского режима. Аудитория, которая ждет CoD только ради мультиплеера, очень большая и требовательная. Нельзя провалить первый день, нельзя затягивать с патчами.

В этот раз у Treyarch все выглядит намного приличнее. Взяв за основу геймплей Modern Warfare 2, граждане разработчики лишь немного освежили его. Динамика осталась на прежнем уровне и это радует больше всего. Загубленный в первой части Black Ops геймплей заиграл снова, чувствуешь себя в киберспортивной дисциплине, где действительно все зависит от твоих действий, а не от странного поведения сервера или клиента. Никаких лишних движений, задержек и прочих неприятностей, которые складываются в дискомфорт и заставляют отложить игру на полку. Если проиграл – выпрямляй руки и учи матчасть. Здесь с ней немного сложнее.

Постоянные эксперименты с перками и вооружением не раз удивляли игроков и часть из них была недовольна таким вольным подходом. Дело в том, что со временем вырабатываешь определенный стиль игры и надеешься, что в следующей версии сможешь снова, как говорится, взяться за старое. И когда с легкой руки какого-то «палача» из команды разработчиков все меняется и «лыжи не едут», становится очень обидно. В этот раз свобода выливается через край. Вместо ситуации, когда тебе говорят «этот перк нельзя, потому как вы взяли уже вон тот, а они в одной категории», внезапно все имеющееся приносят на тарелочке с голубой каемочкой, позволяя на свой вкус собирать как оружие, так и способности. Выглядит это просто: у игрока в каждом классе есть 10 слотов для ВСЕГО. Это основное и дополнительное оружие, гранаты, перки, а также хитрые карты, дающие дополнительный слот для перков одного класса. Получается, что совместить можно любые способности, собрав «колоду» из нужных разделов. Не нужен пистолет или гранаты? Выбрасываем их, а взамен берем еще одно второстепенное оружие или дополнительные модули для автомата. Конфигураций столько, что испытание их займет довольно много времени. Нельзя сразу решить, какой из вариантов будет предпочтительнее – Black Ops 2 тут напоминает какую-то ролевую игру, где собирается уникальный персонаж. Сами способности практически не изменились. В очередной раз. Опять ловкость для прыжков с высоты, марафонские возможности, невидимость для радаров, невосприимчивость к электромагнитному излучению.

Помимо опыта, появились какие-то странные жетоны, но причина их появления для меня осталась загадкой. Они служат для приобретения нового вооружения, когда полученный уровень дает к нему доступ. С одной стороны, мы уже добились получения нового ствола, но все равно должны отдать несколько жетонов, чтобы получить его на вооружение. Их обычно всегда хватает, поэтому смысла в этом нововведении немного. Сам арсенал не такой обширный и открывается по-прежнему в ходе прокачки, каждый автомат, дробовик или револьвер имеют жесткую привязку к соответствующему уровню. К балансу особых претензий нет, поскольку в серии CoD изначально продвигается система, при которой новичок имеет равную огневую мощь с ветераном. Дальнейшие анлоки лишь расширяют ассортимент средств для уничтожения противника, микшируя несколько параметров – дальность, убойную силу, точность и скорострельность. Каждый выбирает себе автомат по вкусу, модифицируя его в дальнейшем сдвоенными магазинами, бронебойными патронами, глушителями и различными прицелами.

Из всего многообразия дополнительных модулей для оружия особого внимания заслуживают разве что специальные прицелы. Один позволяет видеть врагов через стены, а второй подсвечивает игроков противника, находящихся в прямой видимости, красными ромбиками. Оба этих «улучшения» излишни и вносят элемент аркадности в игру, от которой многие ожидают более серьезных сражений. Сидящие по углам ботообразные игроки, вооруженные автоматами с такими прицелами, не особо влияют на исход боя, но их подход к его ведению только поощряется внедренными модулями.

Такое же отношение могут вызвать и награды за серию, а также дополнительные гранаты и спецсредства. Все эти прыгающие мины, втыкающиеся в стены шоковые гранаты и автоматические турели – дань псевдофутуристической специфике игры, не говоря уже о различных дронах, взрывающихся машинках и нечисти, вызываемой за серию убийств. Одно их описание вызывает улыбку, вспомнить хотя бы «портативный сверхвысокочастотный микроволновый излучатель, оглушающий и ранящий противника». Такие вещи провоцируют игроков на сидение в далеком углу ради получения в итоге какого-нибудь автономного наземного дрона. Это негативно влияет на динамику, да и свойств у этой техники столько, что даже не хочется запоминать их. Особенно смешно смотрятся собаки, выслеживающие врага и загрызающие его насмерть – дороже только «рой беспощадных дронов».

Black Ops 2 удивляет большим количеством приличных карт, хотя их строение по-прежнему рассчитано на ближний бой и перестрелку на средней дистанции. Любители снайперских винтовок, как и в Modern Warfare 3, встречаются не так часто, поскольку открытых простреливаемых пространств не так и много. Проще вооружиться чем-то автоматическим и броситься в атаку. Путей и проходов много, а вот внешний вид карт не сильно впечатляет. В наш-то век можно и побаловаться с детализацией, а ландшафт в Black Ops 2 действительно кое-где напоминает Borderlands – окрашенные стены, простенькие переборки и ящики – все отдает какой-то пластмассовостью. И самое интересное – если раньше игроки жаловались на то, что разработчики забывают сделать некоторые объекты простреливаемыми (деревянные двери, тонкие стены, перила и т.п.), то здесь Treyarch как-то перестарались. Практически все на картах простреливается даже с помощью пистолетов-пулеметов, включая расставленные автомобили, контейнеры и прочие, визуально надежные укрытия. В результате скрыться от огня противника весьма сложно и если кто-то открыл огонь по вам, то сбежать уже вряд ли удастся.

Режимов игры стало немного больше, причем сохранилось деление на стандартные и хардкорные. Правда, заметно внимание разработчиков к обычным пострелушкам – если в софт-варианте есть дюжина различных режимов, то любителям хардкора придется довольствоваться только несколькими стандартными. В целом, в ассортименте не появилось ничего нового, комплект собран из различных игр и версий CoD.

Зато насмотревшись на работу Blizzard, господа из Treyarch решили тоже внедрить в игру лиги и дивизионы. Как в одиночку, так и командой можно провести отборочные пять игр и попасть в результате в определенный дивизион, где бороться за место и пытаться выбраться в лидеры. Идея прекрасно стимулирует игроков, однако одиночкам здесь придется туговато, поскольку результат зависит не только от него, но и от остальной команды. Баланс может устроить сражение между бойцами какого-то клана и четырьмя «рандомами» в одном из случайных режимов, где итог будет предсказуем. Единственный выход – приглашать друзей и формировать команду, с которой уже добиваться выхода в элиту Black Ops 2. Особенностью лиг является то, что в них все вооружение, награды за серии, модули и прочее оборудование открыто сразу и для всех, чтобы уравнять силы между возможными противниками. Так что можно использовать бои в лиге для тестирования различных стволов и модулей. Единственный неприятный момент, как для меня – отсутствие хардкорной версии с увеличенным уроном, уменьшенным запасом HP и выключенным интерфейсом.

Результатом можно делиться с помощью уже знакомой системы театра, в котором хранятся записи последних игр. Нововведения появились и тут – популярные игроки смогут проводить онлайн-трансляцию в YouTube (для начала необходимо иметь минимум 10 зрителей), показывать записи прямо в игре с помощью CoD TV, а также нарезать ролики из интересных моментов.

Многопользовательские режимы насыщенны, здесь собран, можно сказать, многолетний опыт создания подобных игр. Treyarch, неожиданно, сделала вполне живую и динамичную сетевую часть. Конечно, можно сказать, что основная заслуга в этом – наработки предыдущих игр серии, но собрать все это воедино и не получить цирк с медведями на велосипедах – тоже мастерство. Для тех, кто покупает CoD каждый год, все это может уже порядком поднадоесть, а остальные, думаю, оценят усилия Treyarch.
Зомби-мод
Зомби-мод – фирменная фишка Treyarch. Впервые он появился в Call of Duty: World at War, затем в Call of Duty: Black Ops. В сиквеле нам обещали отдельную кампанию с зомби. И формально нас не обманули, хотя на самом деле это лишь косметически измененный мод из оригинального Black Ops.

На презентационных видео новый режим Tranzit выглядел этаким Road Story в мире зомби-апокалипсиса. Почти как в Left 4 Dead, четверка игроков должна была путешествовать по стране на автобусе, отбиваясь от атак зомби в пути и на коротких остановках, на которых играющие должны были искать некие запчасти для загадочного устройства, которое поможет им спастись.

Все так, вы действительно ездите между крохотными картами по кругу, высаживаясь из автобуса, чтобы лихорадочно обыскать окрестности. Точно так же вы можете восстанавливать баррикады, забивать досками окна в автобусе и отстреливать лезущих напролом зомби. Вот только играется все это настолько сумбурно и дико, что интерес к исследованию карт и продвижению по истории пропадает буквально после второй-третьей партии.

Все карты, те же, что в режиме выживания, очень маленькие – развернуться на них банально негде. Стоит кому-то запрыгнуть в стоящий автобус, как он отправляется дальше, оставляя замешкавшихся умирать, т.к. от карты к карте можно добраться только на транспорте.

Дерганое движение автобуса, дерганые зомби, бегущие вслед за ним, отсутствие анимации починки баррикад (медленно левитирующие доски – то еще зрелище), непонятные инструкции. Но самое главное, отстреливать зомби совсем не весело. Такое впечатление, что в Treyarch никогда в жизни не видели Left 4 Dead, Killing Floor, Dead Island. Местные зомби деревянные, умирают неохотно и совсем неинтересно. Пара залпов из шотгана в толпу монстров в L4D принесет больше удовольствия, чем вечер, проведенный в зомби-моде в Call of Duty: Black Ops II.

Такие зомби нам не нужны.
В итоге
В сухом остатке – пройти сюжет в Black Ops 2 можно, но лишь как довесок к мультиплееру; покупать игру только ради однопользовательской кампании явно не стоит. А вот мультиплеер здесь получился неожиданно хорошим, сбалансированным и динамичным, чего от Treyarch, признаться, уже не особо и ждали. И да, если вы в достаточной мере владеете английским языком – лучше не жадничать и купить игру в Steam. Поверьте, русская локализация стоит того, чтобы потратить $30 на оригинальную версию.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: