Статьи Технологии 26.07.2012 в 13:00 comment

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс

Четверть столетия назад, в июле 1987 года, на свет появился довольно необычный компьютер – Canon Cat. Его история, и особенно творческая биография его создателя, знаменитого исследователя в области компьютерного интерфейса Джефа Раскина, связана со многими интересными и малоизвестными страницами в истории компьютерной техники.

Уроженец Нью-Йорка, Джеф Раскин (1943–2005) был специалистом в самых разных областях одновременно. Высшее образование и степень бакалавра он получил сразу по двум специальностям – математике и философии, а магистром стал в области компьютерных наук, причем дипломным его проектом (1967 г.) была музыкальная программа. Музыкантом и композитором Раскин был довольно-таки серьезным – почти профессионально играл на органе и дирижировал камерным оркестром любительского оперного общества Сан-Франциско. Кроме того, увлекался он живописью, стрельбой из лука, велосипедным спортом и авиамоделированием – и даже получил патент на изобретенную конструкцию крыла планера.

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Джеф Раскин с моделью своей «кошки»

При таком разнообразии интересов, Раскин и на жизнь зарабатывал самыми различными способами: сначала преподавал изобразительное искусство в университете Калифорнии, после этого основал независимый центр для разработки курса преподавания программирования студентам гуманитарных и художественных специальностей, а затем создал собственную консалтинговую фирму. Именно с последним предприятием связано начало самого интересного этапа в его жизни: в 1976 году Раскина, с учетом его опыта объяснения новейших компьютерных технологий простым человеческим языком, нанимает на работу только что созданная компания Apple – для консультации в деле написания руководства пользователя по языку BASIC для Apple II. А два года спустя он становится и штатным, 31-м по счету сотрудником – руководителем отдела публикаций, который, собственно, и занимался написанием различного рода инструкций и руководств.

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Слева направо: Майкл Скотт (первый глава Apple), Стив Джобс, Джеф Раскин, Крис Эспиноза (программист, ныне старейший сотрудник компании) и Стив Возняк

Занятие это, как выяснил вскоре Раскин, было довольно проблематичным: Apple II оказался далеко не тем устройством, принцип работы которого можно было бы понятно объяснить самому неподготовленному пользователю. Например, система вела себя совершенно по-разному в зависимости от опционально установленных дисковых контроллеров, расширений оперативной памяти, типа подключенной клавиатуры и т.д. Исследователь пришел к выводу, что написать толковую и вразумительную инструкцию для существующих ПК от Apple нереально: в идеале нужно было или делать по дюжине примечаний к описанию каждого действия, или даже составлять целое отдельное руководство по использованию… стандартного руководства пользователя.

Джеф Раскин даже не пытался упростить или перестроить архитектуру компьютеров Apple II, а задумал создать совершенно новый тип ПК. Основные идеи своего проекта он при этом формулирует так:

• В машине не должно быть слотов расширения, чтобы конечный пользователь не имел доступа внутрь корпуса (разумеется, внешние порты для подключения разнообразной периферии остаются на своих местах);

• Объем оперативной памяти должен быть фиксированным, так чтобы все программы гарантированно запускались на любом экземпляре ПК;

Курс Python від Mate academy.
Python дозволяє тобі не тільки розробляти сайти та займатись аналітикою даних, а ще й будувати алгоритми, тестувати програми та навіть створювати штучні інтелекти. Стань різноплановим фахівцем!
Реєстрація на курс

• Пользователь должен получить полностью укомплектованную систему – со встроенными клавиатурой, монитором и дисководами (а в идеале еще и с принтером);

• Исходя из всего этого, разработчики получают возможность совершенно точно определять, как именно будут выглядеть на экране любые шрифты и любая графика, а это не только упрощает написание ПО, но и – что главное – дает возможность быстро научить любого неспециалиста этим ПО пользоваться.

Как ни странно, руководство Apple поначалу восприняло эти необычные идеи в штыки. Стив Джобс, например, в то время ставил себе цель создавать машины как можно более мощные – и, следовательно, дорогие, преимущественно для бизнес-пользователей, – а не общедоступные, домашние и дешевые. Отныне Раскин и Джобс навсегда останутся идейными и личными противниками и будут отзываться друг о друге с явной неприязнью. Первый из них так и не смог привыкнуть к методам руководства второго: «Из Джобса получился бы неплохой король Франции», – не без иронии заметит позднее Раскин.

Зато другие вожди, Стив Возняк и Майк Марккула, хотя и выразили свои сомнения, но все же проявили нужную терпимость, и в 1979 году Джеф Раскин был назначен руководителем исследовательского проекта по разработке компьютера, как тогда говорили, «для человека с улицы». Автор идеи дал своему предполагаемому детищу имя «Macintosh», что одновременно подчеркивало и разрыв с линейкой Apple, и своего рода преемственность: McIntosh был любимым сортом яблок Раскина, а «неправильное» написание было преднамеренным, чтобы избежать споров о торговой марке с производителями одноименной с яблоками профессиональной звуковой аппаратуры.

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Те самые яблоки

Правда, создание нового компьютера поначалу продвигалось крайне медленно. В компании ему не придавали никакого значения и финансировали по остаточному принципу. Кроме Раскина, над проектом работало всего трое сотрудников, и несколько раз Macintosh оказывался под угрозой закрытия. Все коренным образом изменилось в 1980 году, когда собственный проект Стива Джобса, Apple III, с треском провалился в продаже – как по причине грубых ошибок в дизайне, так и потому, что цена предлагаемых компьютеров начиналась в районе пяти тысяч долларов. Для сравнения: Apple II на момент своего выхода тремя годами ранее стоил от $1298 (модель с 4 КБ ОЗУ) до $2638 за 48 КБ; очередной «мега-проект» Джобса – Lisa – будет стартовать вообще с астрономической суммы в 10 тысяч долларов (и тоже обернется провалом); ну а Раскин ориентировался на ПК со стоимостью если не до 500, то, по крайней мере, до 1000 долл.

В ситуации кризиса начальство стало обращать на Macintosh больше внимания – и в 1981 году Стив Джобс попросту взял руководство проектом на себя, оставив Раскину лишь программную и документационную часть. В результате новый ПК преобразился внешне, став больше похожим на мини-версию Lisa, чем на небольшой портативный компьютер, который мечтал создать Раскин, – но зато проект наконец-то получил хорошее финансирование, и у его изначального автора появилось больше возможностей по реализации своего видения идеальной программной среды. Основной идеей Раскина был приоритет человека над электронными технологиями, а конкретнее – первенство любых действий пользователя по отношению к работе ПК: машина должна была понимать намерения оператора и на лету переключать программы. Например, если начать просто набирать текст, компьютер должен был перейти в режим текстового редактора, а когда на клавиатуре набирались цифры – автоматически включался калькулятор. Вообще всю рабочую системную среду нового ПК Раскин видел как интегрированный редактор текста и графики – все остальные приложения должны были работать в нем как дополнительные команды, запускаемые посредством меню и интерфейса редактора.

Курс Python від Mate academy.
Python дозволяє тобі не тільки розробляти сайти та займатись аналітикою даних, а ще й будувати алгоритми, тестувати програми та навіть створювати штучні інтелекти. Стань різноплановим фахівцем!
Реєстрація на курс
Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Муляж: персональный компьютер по Раскину – миниатюрный, моноблочный, включая даже принтер, и портативный

Однако, к 1982 году неутомимый Джобс начал подбирать под себя и программную составляющую проекта – он был сторонником новейшего графического интерфейса пользователя и «мыши» в качестве основного контроллера. Джеф Раскин протестовал против и того, и другого: по его мнению, все это было слишком дорого и только замедляло работу оператора и отвлекало его внимание – пусть и выходило в итоге гораздо более зрелищным. Все же Раскину удалось убедить руководство хотя бы минимизировать использование этого вредного грызуна: вместо изначальных трех кнопок а ля Xerox Alto у мышки Macintosh осталась только одна.

Кстати говоря, именно Раскин в свое время обратил внимание Стива Джобса и других своих коллег на исследования, которые велись в недрах Xerox PARC, откуда Macintosh позаимствовал и мышь, и многие идеи своего GUI. Как известно, в ходе работы над новым ПК Джобс организовал себе и своим сотрудникам ознакомительную экскурсию по центру разработки компьютера Xerox Alto, заплатив за нее правом выкупа акций Apple по льготным ценам. Тем не менее, обвинять создателей Macintosh в плагиате никак нельзя. Раскин написал по этому поводу целую статью, в которой доказывал, что приписывание авторства всех новых идей ПК от Apple команде из Xerox PARC несправедливо вдвойне, так как и эта команда спроектировала много интересного, такого, чего нет и не было в Macintosh, и разработчики последнего сконструировали львиную долю своего детища «с нуля». Сам Раскин, например, пришел к идее WYSIWYG (режим редактирования, который выглядел бы точно так же, как и конечный результат) еще в конце 1960-х годов, до того как эта идея была независимо реализована сотрудниками Xerox Palo Alto Research Center в середине семидесятых.

С другой стороны, в команде проекта Macintosh весь период его существования, и во времена Раскина, и под началом Джобса, работало немало бывших сотрудников Xerox, которые подтверждают: хотя и Lisa, и Mac некоторыми ключевыми своими особенностями обязаны разработкам PARC, они все же были независимыми и новаторскими системами. Позаимствовав общий принцип графического интерфейса, с иконками и управлением «мышкой», разработчики из Apple снабдили его такими важными элементами GUI и всех современных операционных систем как строка меню, способ управления drag-and-drop, файловый менеджер и наличие файлов разных типов, панели управления и многое другое – не говоря уже о чисто «железных» новшествах вроде моноблочного дизайна корпуса, серийных портов или дисководов с автоматическим извлечением.

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
У готового Macintosh 1984 г. было не очень-то много общего с изначальным замыслом Раскина, но основная идея простого и доступного моноблочного ПК все-таки воплотилась в жизнь

К сожалению, все это увидело свет уже без Джефа Раскина – в 1982 году, утратив контроль над проектом Macintosh и не выдержав борьбы с Джобсом, он навсегда уходит из Apple. Хотя сотрудничество с яблочной компанией он при этом не прекращает – особенно с Возняком, всегда высоко ценившим его вклад в развитие компьютерного интерфейса. Раскин основывает собственную компанию – Information Appliance, где пытается воплотить свои замыслы, нереализованные в Macintosh. Под «информационным устройством» он как раз и понимал свой идеал компьютера – похожего скорее на PDA, чем на настольный ПК, и не столько универсального, сколько подчиненного решению одной конкретной человеческой задачи.

Первым продуктом компании Раскина оказывается SwyftCard, плата расширения для Apple II: реализованный на аппаратном уровне текстовый редактор с расширенной функциональностью – как единое рабочее пространство, позволяющее не только создавать тексты, но и управлять файлами, проводить математические вычисления, проверять почту и т.д. В комплект даже входили наклейки для переименования клавиш стандартной клавиатуры; особую роль играла новая клавиша LEAP («прыжок»): если ее нажимали и набирали какой-нибудь текст, происходил поиск в реальном времени – отображались файлы, чье название начиналось с набираемых букв или цифр (идея, которая сегодняшнему пользователю ПК привычна и понятна, в отличие от человека начала восьмидесятых).

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Джеф Раскин с одним из прототипов своего ПК Swyft середины 1980-х годов

И все же мечтой Раскина оставалось создание собственного ПК – реализация всех идей не только в программе, но и в «железе». Было изготовлено несколько прототипов портативного компьютера под названием Swyft, однако дальше этого дело не пошло – собственных средств на запуск полноценного производства у Information Appliance не было. Раскину посоветовали поискать поддержку в крупных корпорациях, что он и сделал, подписав в итоге договор с компанией Canon, которая согласилась лицензировать дизайн Swyft и выпустить его в свет под собственной маркой.

Так двадцать пять лет назад, в июле 1987 года и появился Canon Cat – самое близкое к идеалу воплощение идей Джефа Раскина о том, каким должен быть общедоступный персональный компьютер того времени. В моноблочный, как и следовало ожидать, корпус были встроены 9-дюймовый черно-белый монитор, дисковод НГМД 3,5 “ и клавиатура со всеми «фирменными» для Раскина необычными клавишами, включая Leap, Undo и др. Внутри скрывался ЦПУ 68000 от Motorola (такой же точно, как и у Macintosh) с частотой 5 МГц, 256 КБ ОЗУ и модем 300/1200 бит/сек. Все приложения, включая текстовый редактор, коммуникационные программы, орфографический словарь в 90 тыс. слов и среды программирования на ассемблере и языке Форт, были записаны в ПЗУ объемом всего 256 КБ. Из внешних портов «Кошка» могла похвастаться только двумя телефонными разъемами и одинарными серийным и параллельным. Все это весило около 7,7 кг и предлагалось за 1495 долларов.

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Canon Cat во плоти. Две красные кнопки под пробелом – «прыжки» влево и вправо

На первый взгляд, новинка напоминала скорее электронную печатную машинку – для ПК того времени технические характеристики выглядели скорее устаревшими, а цена – завышенной. Зато инновационный интерфейс до сих пор привлекает внимание исследователей: хотя вся среда была реализована как текстовый редактор с управлением только с клавиатуры, «Кошка» предоставляла такие возможности по созданию макросов, программированию и математическим вычислениям, что на ней можно было создавать и базы данных, и электронные таблицы.

Увы, несмотря на все свои новаторские особенности, ПК Раскина находился в продаже не более полугода: было продано всего около 20 тысяч экземпляров устройства. Одной из причин провала было неудачное маркетинговое решение Canon, которая почему-то позиционировала «Кошку», с ее огромными возможностями в области программирования и текстового редактирования, как… компьютер для секретарш. Последние, в свою очередь, не могли оценить функциональности необычного ПК и терялись в ситуации «невидимого» интерфейса (ну а казуальные игры для Canon Cat, понятное дело, отсутствовали как класс). Хотя сам Раскин обвинял в неудаче все того же Стива Джобса, который, по слухам, потребовал закрытия проекта своего старого соперника в качестве условия сотрудничества с Canon собственной новой компании NeXT.

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Рабочее пространство на экране Canon Cat

Больше Джеф Раскин не пытался создать оригинальный компьютер, но в области усовершенствования компьютерного интерфейса, его приближения человеческим нуждам, продолжал работать до самой своей смерти. В 2000 году он опубликовал на эту тему книгу под заглавием «Человечный интерфейс» (в русском издании слово «человечный» было, правда, убрано из названия, а в тексте переведено как «человекоориентированный»). Тогда же он запускает и проект The Human Environment (THE), позднее переименованный в Archy и посвященный созданию «человеческой» среды программирования и общения с компьютером. Среди самых интересных (но не бесспорных) идей Раскина – например, такие:

• Повсеместное использование текста обязательно: графические иконки хотя и допустимы, но без подписей они лишь запутывают пользователей;

• Нужно избавиться от «экранов предупреждения», требующих от пользователя подтверждать свои действия: все равно их по привычке никто не читает. А чтобы избежать нежелательных результатов, нужно, чтобы любое действие можно было отменить, – желательно, особой клавишей, – а документ или приложение – закрыть и открыть заново;

• Пора прекращать давать названия каталогам и файлам: само содержимое файла или директории выступает для них наилучшим наименованием;

• Предыдущая мысль становится реализуемой благодаря применению масштабируемого интерфейса пользователя: например, маленькая кнопочка, от которой изначально виден только значок, при приближении выдает целый текст – скажем, инструкцию по использованию соответствующей программы, а графическое представление каталога, естественно, при масштабировании раскрывает все содержащиеся в нем документы.

Джеф Раскин: яблоки, кошки и «человечный» ПК-интерфейс
Еще один из прототипов портативного ПК Джефа Раскина

Пока что только очень малое количество из этих идей воплотилось в жизнь – и не только в Canon Cat, но и в Ubiquity, небольшом дополнении к браузеру Firefox, разработанном сыном Джефа Азой Раскиным, после того как проект Archy осиротел и частично влился в Mozilla Labs. У Джефа Раскина был диагностирован рак поджелудочной железы – по жестокой иронии судьбы, почти одновременно с его старым оппонентом, Стивом Джобсом. Но прожить после этого ему было суждено совсем немного – выдающегося исследователя интерфейсов не стало 26 февраля 2005 года. И хотя многие грандиозные замыслы Раскина до сих пор остаются нереализованными, он, наверное, был бы рад появлению и популярности таких устройств как iPad и планшеты на Android. Пожалуй, «очеловечивание» самих компьютеров и того способа, каким с ними взаимодействуют люди, приближение программной и пользовательской среды к уровню обыденного человеческого общения – только еще начинается.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: