Обзоры
Liberated: индекс социального недоверия

Liberated: индекс социального недоверия

Liberated: индекс социального недоверия


Похоже, этот тренд какой-то. Только недавно мы рассматривали action/платформер Fury Unleashed, события которого происходят на страницах комикса, как выходит еще один проект в подобной стилистике – Liberated от польской студии Atomic Wolf. Вот только у поляков все намного серьезнее – события Liberated происходят в мире недалекого будущего, в некой западной стране, где построена система предсказания неблагонадежности, основанная на тотальной слежке и анализе больших данных.

Liberated

Жанр интерактивная история, action/adventure
Платформы Nintendo Switch, Windows
Языки русский, английский
Разработчики Atomic Wolf, L.INC
Издатель Walkabout
Сайты Steam

Источники, из которых авторы Liberated черпали вдохновение, угадываются с первого раза. Это нуар-детективы 30-40-х гг. прошлого века, графические романы Фрэнка Миллера, комикс Алана Мура и фильм сестер Вачовски V for Vendetta, российская политика государственного терроризма и китайская система социального кредита, которую называют также системой социального рейтинга или системой социального доверия.

Систему социального кредита, за реализацией которой следит специальная комиссия при Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, не критиковал только ленивый. Навскидку можно назвать сериалы Black Mirror, Community или The Orville. Действительно, построенная на тотальной слежке и анализе цифрового следа каждого гражданина система, необходимость внедрения которой мотивируют важностью борьбы с терроризмом, не на шутку пугает. Очень уж все это напоминает классические западные антиутопии на тему общества тотального контроля. Liberated – рассказ о попытке развалить подобную систему.

Все события игры происходят на страницах комикса. Частично это действительно комикс, стильно нарисованная черно-белая история, персонажи которой круто выглядят, говорят рублеными фразами и регулярно попадают в непростые ситуации. Когда дело доходит до action, герой текущей главы (в финальной части таких персонажей несколько), попадает под ваш непосредственный контроль, а страница комикса превращается в уровень простенькой action/adventure с элементами stealth. Бежим по, как правило, прямолинейным уровням, отстреливаем противников, иногда прячемся в тени и снимаем врагов сзади по-тихому, выполняем QTE, решаем несложные пространственные задачки и головоломки на вскрытие электронных замков. Все это, в принципе, мило, но слишком просто, а те несколько моментов, где вы можете испытывать небольшие сложности, сложны только по причине не самого удобного управления и проигрываемой невпопад анимации персонажа.

История, рассказанная в Liberated, в целом линейная. В первом выпуске, а главы здесь стилизованы под выпуски комикса, есть еще некоторые намеки на возможные развилки сюжета, и часть страниц вы можете пропустить, выбрав в диалоге нужную строчку. Плюс события в конце первого выпуска могут измениться в зависимости от того, пройдете или не пройдете вы финальное QTE. В остальных же номерах ничего подобного нет. Понятное дело, авторы не хотели рисовать множество дополнительных страниц, которые часть игроков просто не увидит, но в таком случае не стоило и дразнить нас нелинейностью.

Если же говорить о сюжете в целом, то проблема игры в слишком уж буквальной схожести некоторых сценарных ходов с V for Vendetta. Теракт в школе, один из главных героев – полицейский, ищущий и старающийся забыть неудобную правду, маски «Освобожденных», напоминающие маски самого V, подземный бункер сопротивления и т.д.

Liberated — не длинная игра. Ее можно пройти буквально за два с половиной часа, плюс еще пятнадцать минут придется потратить на два бесплатных DLC – For the Homeland и Glory to the Heroes, которые можно загрузить со Steam-страницы игры. Интересно, что без этих дополнений история Liberated кажется незаконченной, а с ними приобретает совсем уж депрессивный оттенок. И да, название второго DLC не случайно, кажется, поляки на кого-то намекают.

Liberated поднимает несколько действительно важных проблем, связанных с защитой персональных цифровых данных, ограничением гражданских свобод под лозунгом повышения безопасности и замыливанием правды с помощью фейковых новостей и сидящих на зарплате ботов в социальных сетях. Вот только ответ, который дает игра в конце, вряд ли вам понравится.

На Nintendo Switch Liberated вышла еще 2 июня, релиз же на Steam можно считать расширенной версией. Во-первых, в игре появились те самые бесплатные DLC, события которых происходят после финала основной сюжетной линии. Во-вторых, в игру добавили полную английскую озвучку, что, само собой, пошло ей только на пользу.

Liberated оставляет двойственное впечатление. Вроде бы это действительно стильная игра и говорит она о достаточно важных вещах, но некоторая вторичность и неотполированность геймплея откровенно расстраивают. Как и очень уж депрессивное окончание. Хэппи-энда у этой истории нет, впрочем, он редко случается и в реальности.

3.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Стилизация под нуарный графический роман; в игре подняты актуальные социальные проблемы современности; два бесплатных DLC и полная английская озвучка в ПК-версии игры
Минусы: Небольшая продолжительность; некоторая незавершенность истории; нелинейность здесь есть буквально в паре мест; не самое удобное управление и несколько неуклюжая анимация персонажей
Вывод: Liberated = V for Vendetta + Оруэлл + большие данные + 社會信用體系

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: