Статьи Авто 19.08.2017 в 15:48 comment

Mazda MX-5 и 1 300 км дорог: счастье или разочарование?

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвов и обзоров

Почти неделя за рулем, будни в Киеве, выходные во Львове – и все для того, чтобы понять характер Mazda MX-5. На первый взгляд – это лишь скромный японский родстер с двухлитровым мотором. Но на самом деле – это живая легенда автомобильного мира, которая по значимости своего существования может соперничать с именитыми суперкарами. Ниже я расскажу, почему это так.

Киев-Львов-Киев: неделя за рулем и 1 300 км дорог

Поднимите руку (т.е. отпишитесь в комментариях) те, кто знает о Фестивале Скорости в Гудвуде. А теперь те, кто знают о мероприятии Gumball 3000. Если в двух словах, то Фестиваль Скорости в Гудвуде являет собой огромный праздник для автомобильного энтузиаста: много спортивных машин, презентация «горячих» новинок, заезды по треку на время и «просто так». А мероприятие Gumball 3000 – это смесь гонки длительностью в одну-две недели с остановками и «тусовками» в самых известных местах на маршруте. Так вот мое знакомство с Mazda MX-5 напоминало совмещение первого и второго в миниатюре: главным событием стала поездка во Львов, где ждал родстер Detroit Electric, а по ходу маршрута – посещение нескольких знаковых мест на маршруте.

Однако все началось банально: рабочая неделя, офис импортера Mazda в Украине, первые дни за рулем Mazda MX-5 в виде обычных разъездов «дом-работа-дом». И кто сказал, что в крупном городе нельзя ездить на кабриолете? Конечно, большую часть времени крыша была поднята: когда жарко – скрываешься от солнца и охлаждаешься кондиционером; когда идет дождь – прячешься от воды и греешься в салоне. Но добрая треть разъездов по Киеву пришлась на вариант с открытым верхом: вечерняя прохлада радует, даже мелкий моросящий дождь не является помехой – аэродинамика Mazda MX-5 проработана так, что уже на небольшой скорости капли разгоняются на лобовом стекле и перелетают салон. А случись осадки крупнее – раз! – и есть крыша над головой: невзирая на отсутствие электропривода, поднимать-опускать матерчатый верх легко и быстро, в пределах 10-15 секунд (да, я считал).

Mazda MX-5 – изначально это двухместный родстер с мягкой крышей. Но не везде: центральная часть укрыта тканью, однако внутри установлена твердая панель (ряд источников утверждает, что алюминиевая). В любом из ракурсов Mazda MX-5 откровенно прекрасна: длинный капот, «напряженные» крылья, будто натянутые на колесные арки. И даже передние светодиодные фары, которые на фото кажутся маленькими, вживую выглядят хищно. Задняя часть похожа на Jaguar FTYPE; или это «Яг» похож на «Миату»?… Крыша складывается быстро и легко, для ее установки достаточно лишь одного фиксатора.

Первый день-два ушел на привыкание к низкой посадке, небольшому клиренсу, низкопрофильным шинам (205/45R17). Однако затем… Да все ОК, можно жить! Покрышки Bridgestone MY-02 Sporty Style изрядно «спилены» сзади (но по делу – дальше расскажу) и накачаны до 2,2-2,3 атмосфер: подбрасывает немного на ямках с острыми краями. Но сама подвеска в меру упругая: не дает лишних колебаний или кренов, но нет и зубодробильной тряски. Если есть голова на плечах, то клиренса в 14 см хватает: да, неровности следует проезжать аккуратно ввиду низкого носа, но за все время езды я ни разу не чиркнул днищем (спасибо упругой подвеске).

Руль откровенно хорош: это простой круглый «бублик» – с неожиданно большим диаметром, тонким ободом, минимальными выступами под пальцы, без модной срезки внизу. Все потому, что этот руль сделан не для показа в автосалоне очередному тестостероновому покупателю, а для того, чтобы его крутили много и по делу. Автомобиль настолько четко и быстро реагирует на поворот руля, что только подуй на него или даже взгляни – как вмиг Mazda MX-5 перестроится в соседний ряд или пойдет в пологий вираж. При этом нет излишней тяжести руля.

Курс QA.
Найпростіший шлях розпочати кар'єру в ІТ та ще й з гарантованим працевлаштуванням.
Дізнатись про курс

Салон прост, но необычен – везде твердый пластик, но ряд деталей приводят в восторг: обычный, но столь классный круглый руль; большие кнопки и барабанчики управления климатом – находишь вмиг; сиденья, которые просты по форме, но удобны в посадке; красивые стрелочные приборы (правда, левое окно уж слишком перегружено информацией). Традиционного бардачка нет; вместо него есть ниши между сиденьями и пару подстаканников рядом.

А еще запоминает разгон: длинный капот перед глазами, кажется, скрывает V6 или V8; чуть трясущийся рычаг 6-ступенчатой «механики» туговат в перемещении, но идеально точно попадает в первую передачу; отпускаю сцепление… Тут бы написать, что Mazda MX-5 бьет подзатыльник и обрушивает ускорение, но это не так. Родстер стартует «бодренько», однако настоящий разгон приходит на оборотах выше 3-4 тыс. – многолитровый рев мотора, летящая к ограничителю стрелка тахометра, ощутимый толчок в спину: круто! С отметки 3-4 тыс. об/мин Mazda MX-5 будто оживает и преображается, превращаясь из «гламурного родстера подающего надежды» в настоящий породистый спорткар. Подобное происходит на первых трех передачах – быстрый и живой разгон, наполненный эмоциями и чистым звуком атмосферника.

В тоже время, если убрать эмоции и взять в руки секундомер, то выходит, что Mazda MX-5 проигрывает в динамике современным хот-хэтчам. Заветные «0-100 км/ч» по паспорту даются за 7,3 секунды – это уровень даже не «горячих» VW Golf GTI или Ford Focus ST, а лишь изрядно «подогретых» SEAT Leon FR и Renault Megane GT. А что поделать: многие современные водители разбалованы широкой планкой тяги турбо-моторов, которые «выходят» на максимальный крутящий момент с 1,5-2 тыс. об/мин. В случае Mazda MX-5 приходится изрядно раскручивать коленвал: максимальный крутящий момент в 200 Нм доступен на 4 600 об/мин, а максимальные в 160 л.с. – аж на 6 000 об/мин. Но тем ценнее эти «ньютоны» и «лошади»: их нужно искать и ловить в оборотах, повышая свое мастерство и взаимопонимание с автомобилем. В итоге обещанные 7,3 секунды разгона очень запоминаются: эмоции от звука мотора, высоких оборотов, жесткого переключения передач, удачного старта без пробуксовки колес. Это не просто «Drive-Sport и газ в пол»; здесь все, что сделал и что выжал по секундам разгона – это все твоя заслуга.

Под капотом тестовой Mazda MX-5 установлен 2-литровый 160-сильный (200 Нм) бензиновый атмосферный мотор серии Skyactiv – и это самый мощный двигатель в гамме родстера. Расход в городе невелик: до 9 л на 100 км даже при быстрой и активной езде; 7-8 л на 100 км – если ехать в обычном режиме. В паре с ним работает механическая 6-ступенчатая КПП. Привод – на задние колеса; плюс установлен дифференциал повышенного трения (только для версии 2,0 л).

Одним словом, в городе Mazda MX-5 дарит удовольствие от езды в чистом виде. Даже невзирая на часть времени, когда нужно заниматься слаломом не по своей воле: на самых плохих дорогах приходится трястись на мелких кочках, объезжая крупные, что изрядно выматывает. Но оглядываясь назад, я понимаю, что подобных совсем уж безнадежных ситуаций было 10-15% от общего времени езды.

А что на трассе? Пятница, вечер, я выезжаю из Киева и планирую ехать быстро, чтобы к полуночи быть во Львове. Плюс хочется заранее создать себе «гандикап», на случай дождя в дороге и вечерне-ночной темноты к концу поездки. Родстер Mazda MX-5 не прочь ехать быстро «по мотору», но против выступает звукоизоляция и выхлоп – после 120-130 км/ч и 3-3,5 тыс. об/мин. постоянный рев выхлопной системы давит на уши и утомляет. А шуршание задних шин – левая находится едва ли не в 20 сантиметрах от моей почки – прослушивается и того раньше: после этой поездки мне кажется, что я знаю количество песчинок на трассе Киев-Львов. В итоге удается держать 110-120 км/ч; при этом с поднятой крышей и включенным кондиционером расход укладывается в отметку 5,8-6 л на 100 км.

Проезжаю Житомир, около 130 км, и здесь – бам! – сигнал системы контроля давления: неужели задние шины таки сдались? На первый взгляд – все нормально, ближайший придорожный сервис подтвердил, что давление в норме; но осадок-то остался. После 250-300 км непрерывной езды стал вспоминаться Гарри Поттер и Дамблдор в «Принце-полукровке»: я должен выпить эту чашу до дна… Жестковато, шумновато, затекшие ноги, смеркается, невозможно поменять позу – да просто негде в тесном салоне! А впереди еще столько же километров.

Остановка на заправке: чуть размяться и перекусить. Опустил крышу – и дорога стала приятнее. Прохлада, свежий воздух, мысли не о километрах впереди, а об увлекательном приключении в целом… Но у погоды были свои планы: примерно за 100 км до Львова стало совсем темно и пошел дождь: крышу поставил на место, скорость снизил до 70-80 км/ч и буквально плелся до финиша поездки. Зато сберег топливо: расход в таком режиме – около 4,5 л на 100 км.

Номинально багажник имеет объем 130 л и не слишком удачную форму. В реальности – в него помещается 1-2 дорожные сумки, а для всего остального есть кошелек. Но если уж вам действительно нужно возить много вещей, то среди фирменных аксессуаров Mazda MX-5 есть необычный карбоновый (по-настоящему карбоновый!) внешний открытый багажник; детально об этом расскажу ниже.

Следующий день – день отдыха и развлечений: Detroit Electric на площадке тест-драйва, электро-мотоциклы Zero в салоне, знатные места и кафе Львова. А затем – путь обратно в Киев, но в более расслабленном режиме: на дорогу обратно был выделен целый день и запланировано посещение парочки знаковых мест. Первая часть дистанции прошла с открытым верхом на скорости 80-90 км/ч: быстрее – уже слишком шумно и ветрено. Если изредка можно с открытым верхом прохватить на скорости «далеко за сотню», то ехать так постоянно, несколько часов и сотен километров – нет уж, спасибо. Кстати, расход с открытым верхом возрастает на 0,5-1 л в зависимости от скорости: при 80-90 км/ч – плюсуем 0,5 л; при 110-130 км/ч – добавляем 1 л. Но заметно быстрее 100 км/ч все равно долго ехать не получится. Словом, первая часть дистанции – неспешно, с открытым верхом, утренний воздух – была явно в удовольствие. А вторая – уже «на доезд» до Киева. По пути обратно были старинные замки Западной Украины и Музей космонавтики в Житомире. А еще был тот самый придорожный шиномонтаж около Житомира. Но спустя 1 000 км и 48 часов я был уверен в Mazda MX-5 – мы вернемся домой.

Сейчас не хочу говорить и писать «я проехал на Mazda MX-5 1 300 км»; нет, все не так. Это мы вместе – я, супруга, Mazda MX-5 – проехали 1 300 км. Честно говоря, далеко не все километры были простыми. Но однозначно, что все дороги и мгновения, каждый километр и каждая минута за рулем, были максимально запоминающимися.

Рецепт Mazda MX-5: классика плюс инновации

Старинные замки и Музей космонавтики по обратном пути – это символично: родстер Mazda MX-5 являет собой лучшее воплощение привычной классики и уникальных инноваций. Легенда гласит, что изначально идея компактного, легкого, относительно доступного родстера принадлежала автомобильному журналисту Бобу Холлу, который в конце 1970-х годов предложил создать подобный автомобиль руководству Mazda. Позже этот человек начал работать в компании Mazda и в 1980-х отвечал за воплощение своей идеи в реальную модель. В 1989 году вышло первое поколение Mazda MX-5 (NA) – и это было то, что задумывалось изначально: компактный (менее 4 м) родстер с небольшими моторами (1,6-1,8 л и 90-131 л.с.), который брал не мощностью, а легкостью (менее 1 т) и подвижностью. При создании автомобиля рассматривались различные варианты компоновки мотора и привода, включая среднемоторный спорткар или передний привод. Но в итоге создатели остановились на классической компоновке: мотор спереди продольно, привод на задние колеса.

Общая классическая компоновка родстера Mazda MX-5 не менялась с момента создания первенца, хотя сама модель уже насчитывает четыре поколения: NA (с 1989 года), NB (с 1998 года), NC (с 2005 года), ND (с 2015 года). С каждым поколением Mazda MX-5 становилась чуть мощнее: сейчас максимум достигает 160 л.с., хотя были редкие мелкосерийные турбо-версии и с большей мощностью. Общий тираж всех поколений Mazda MX-5 на 2016 год превысил 1 млн. выпущенных экземпляров – модель внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый популярный двухместный спортивный автомобиль.

Новинка Mazda MX-5 (ND) использовала классическую основу, но привнесла много инноваций. Прежде всего, легкие материалы: кузов из высокопрочных сталей плюс много алюминия (капот, крылья, крышка багажника, усилители бамперов); «механику» и задний редуктор соединяет алюминиевая продольная рама-ферма; часть деталей подвески (спереди – двухрычажная, сзади – многорычажная) также изготовлены из алюминия. Мало того, облегчена даже трансмиссия: МКПП сбросила 7 кг (корпус коробки отлит из алюминия); облегчен картер главной передачи. В итоге родстер Mazda MX-5 нового поколения стал легче предшественника на 100 кг: снаряженная масса – 1 050-1 075 кг (в зависимости от мотора); развесовка по осям – 50:50.

Двигатели тоже интересны: оба относятся к семейству Skyactiv, отличаются высокой степенью сжатия (13:1) и непосредственным впрыском топлива. А еще оба тяготеют к высоким оборотам: к примеру, для получения 131 л.с. с базового 1,5-литрового мотора его придется раскрутить аж до 7 000 об/мин!

В целом весь родстер Mazda MX-5 выполнен с применением технологий Skyactiv. Это не какие-то радикальные изменения конструкции, а скорее оптимизация всего и вся. Кузов стал жестче и легче; детали подвески и трансмиссии также облегчены; двигатели форсированы по степени сжатия и оборотам… Кстати, обратите внимание на положение силового агрегата: передняя часть мотора находится на уровне опор амортизаторов, а весь двигатель смещен вглубь колесной базы. Внутри базы расположены и другие тяжелые элементы автомобиля: салон, КПП, задний редуктор. Фактически Mazda MX-5 являет собой среднемоторный спорткар для которого характерен низкий момент инерции – вот секрет легкости и проворства родстера в поворотах.

Плюс новинка Mazda MX-5 получила много современных электронных систем. К примеру, уже упоминавшиеся светодиодные фары; фирменную систему мультимедиа Mazda Connect; систему контроля рядности движения. Передняя светооптика, мало того, что построена на светодиодах, еще и умеет автоматически переключать свет «дальний/ближний» и подсвечивать поворот (пучок света поворачивается в сторону виража на 15 градусов). Система мультимедиа Mazda Connect объединяет в себе сенсорный дисплей и блок управления с физическими органами управления; здесь «завязаны» воедино навигация, аудиосистема, подключение телефона, настройки автомобиля. Кроме того, для Mazda MX-5 предлагается аудиосистема BOSE. Наконец, система контроля рядности движения следит за направлением езды с помощью небольшой камеры, установленной в верхней части лобового стекла. Если автомобиль непреднамеренно (т.е. без включения указателя поворота) рыскает из ряда в ряд, то система подаст звуковой сигнал (гулкие шлепки, будто шина по неровному асфальту) с той стороны, где пересекается линия разметки ряда. А еще есть «активный капот» (или «подпрыгивающий капот»): это когда в случае наезда на пешехода капот чуть приподнимается: так получает больше зазор между относительно мягким полотном капота и твердой верхней частью двигателя – все для того, чтобы смягчить падение пешехода. На этом фоне большое количество подушек безопасности (фронтальные, боковые для груди, боковые для головы) и наличие системы ESP кажутся сами собой разумеющимися. Конечно, в родстере Mazda MX-5, изначально ориентированном на драйв, подобные системы отходят на второй план. Однако в современном мире XXI века все это необходимо для того, чтобы соответствовать ожиданиям продвинутых покупателей и для обеспечения высокого уровня безопасности.

Мультимедиа с сенсорным дисплеем знакома по другим моделям Mazda, равно как и блок управления (сенсорное управление блокируется при скорости 8 км/ч). Центральный барабан можно нажимать, вращать, отклонять в разные стороны; рядом с ним – барабанчик управления громкостью и пара-тройка важных кнопок (основное меню, навигация, аудиосистема, переход к любимым позициям радио или адресам навигации). Кроме того, Mazda MX-5 предлагает контроль рядности движения, систему мониторинга слепых зон зеркал, адаптивный свет, и пр. Это оборудование может входить в стандартную комплектацию или предлагается за доплату – зависит от версии автомобиля и конкретного рынка продаж. Что подводит нас к разговору об Украине…

Какой бывает Mazda MX-5 и что ждать в Украине

В традиционном понимании официальных продаж Mazda MX-5 в Украине нет. В тоже время, парочка Mazda MX-5 привезена как раз официальным импортером марки в нашей стране. Так сказать, для изучения спроса и участия в различных тематических мероприятиях: к примеру, этот молочный родстер Mazda MX-5 используется в Чемпионате Украины по авто-слалому – отсюда и стертые шины; а красный автомобиль ездил на дилерских праздниках и тест-драйвах. Вопрос появления «официала» Mazda MX-5 зависит от внимания людей, отзывов спортсменов, подобных статей и даже ваших комментариев! Сейчас ясно, что если к нам «приедет» Mazda MX-5, то изначально это будет вариант, аналогичный тестовому автомобилю: родстер, 2,0 л и 160 л.с., «механика».

Хотя гамма Mazda MX-5 заметно шире. Основная версия являет собой родстер с мягкой крышей и скромными габаритами: длина 3,915 м; ширина 1,73 м; высота 1,23 м; колесная база 2,31 м. Но встречается и вариант с жестким съемным верхом, кузов типа «тарга» – Mazda MX-5 RF. Эта версия также отличается перенастроенной подвеской и улучшенной звукоизоляцией: этакий практично-комфортный вариант.

Моторная гамма состоит из двух двигателей, оба бензиновые и относятся к серии Skyactiv: базовый 1,5 л (131 л.с. и 150 Нм) или более мощный объемом 2,0 л (155-160 л.с. и 200-201 Нм). Основной трансмиссией является 6-ступенчатая «механика», которая используется в паре с двумя моторами (1,5 л 131 л.с. или 2,0 л 160 л.с.); но также встречается и 6-ступенчатый «автомат», который работает в паре со 155-сильной версией 2-литрового мотора. Шины размером 195/50R16 или 205/45R17 – в зависимости от мотора. Кроме того, Mazda MX-5 с 2-литровым двигателем получает увеличенные тормоза: 280 мм «по кругу» против 255-258 мм у версии 1,5 л.

А еще есть опции и фирменные аксессуары: отделка салона кожей, алькантара на дверях, спойлер переднего бампера, боковые юбки-обтекатели, уже упоминавшийся карбоновый открытый багажник, разные диски, алюминиевые накладки на педали…

Mazda MX-5 может быть разной: традиционный родстер или тарга RF; два мотора на выбор; «механика» или «автомат». Плюс много версий, различных опций, фирменных аксессуаров. К примеру, на тестовом автомобиле был установлен полный аэродинамический обвес (передний спойлер, боковые юбки-обтекатели, спойлер заднего бампера) и карбоновый открытый багажник.

Точных цен нет, но для ориентира можно брать цены в Польше: там цены на базовые версии Mazda MX-5 и Mazda 6 равны, что в наших реалиях означает прайс около 600 тыс. грн. Однако в Украину могут привезти версии с мотором 2,0 л и МКПП – а эти автомобили дороже на 10-25% в зависимости от оснащения. В итоге потенциально можем получить прайс на Mazda MX-5 около 700-750 тыс. грн. Будет ли «автомат», кузов RF, более доступные 1,5-литровые версии – пока говорить рано.

Итоги и выводы

Так в чем ценность Mazda MX-5? Откровенно говоря, в городе или на треке родстер уступит хот-хэтчу, а на междугородней трассе его обгонит дизельный кроссовер или микроавтобус. Но подавляющие большинство современных автомобилей, даже многие горячие хэтчбеки, научились скрывать скорость и пройденные километры. А родстер Mazda MX-5 делает все наоборот: дает массу ощущений от каждой секунды за рулем и каждого метра дороги; он выставляет чувство скорости напоказ.

Огромный капот перед глазами, вибрирующий рычаг «механики», руль-откровение, необычайная подвижность и легкость в маневрах, ревущий при разгоне выхлоп… Вместе все это превращает Mazda MX-5 в маленький, но породистый спорткар, наполненный автомобильными эмоциями – этакий Ferrari или Corvette в миниатюре, с поправкой на класс и цену. В этом и есть ценность Mazda MX-5: современный мир стремится к стерильной электро-автономной езде, а этот родстер находит смелость идти вопреки тенденциям – он пробуждает страсть к вождению. Да, жизнь с ним непроста, но зато очень увлекательна и запоминающаяся. Именно в этом его суть, которая в сегодняшнем мире становится все более ценной.

Автомобиль предоставлен – АВТО Интернешнл

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: