Обзоры
Mordheim: City of the Damned – сталкеры города Морхайм

Mordheim: City of the Damned – сталкеры города Морхайм


Mordheim: City of the Damned

Сложная, вариативная пошаговая wargame с массой параметров юнитов, детально проработанной и сбалансированной боевой системой, ролевыми характеристиками героев, постоянной смертью и неизлечимыми травмами, возможностью кастомизации персонажей, да еще и по одной из самых непростых настольных игр во вселенной Warhammer Fantasy – все это о Mordheim: City of the Damned. Давно такого не было, просто праздник для игроков старой школы.

Mordheim: City of the Damned

Жанр wargame
Платформы Windows
Разработчики Rogue Factor
Издатель Focus Home Interactive
Сайт mordheim-cityofthedamned.com

Оценка

Зловещая двухвостая комета действительно оказалась не самым добрым знамением. Она рухнула на имперский город Морхайм, превратив большую его часть в пепелище, и раскололась на множество осколков — Камней Искажения, или вирдстоунов, отравляющих землю и воду. Камни вызывают мутации, обладают магическими свойствами и очень ценятся. Чтобы сразиться за обладание новыми сокровищами Морхайма, в город ринулись банды наемников всех мастей. Вам предстоит взять на себя управление одним из таких сталкерских отрядов.

Аналогия со сталкерами неслучайна. Имеется инопланетный объект, упавший на город. Зона отчуждения, образовавшаяся на месте падения, заполненная ловушками и капканами. Сталкеры, отправляющиеся в Зону за хабаром. Контрабандисты, которым они сбывают найденное в Зоне. Чем не «Пикник на обочине»? Кстати, первый, кто решится трансформировать геймплей Mordheim: City of the Damned в S.T.A.L.K.E.R.: Zone of the Habar, может озолотиться.

Легшая в основу данного проекта настольная игра Mordheim от Games Workshop была выпущена в 1999 г. Она относится к классу Specialist Games — игр, ориентированных на самую хардкорную аудиторию, людей с большим опытом настольных wargame. То есть она сложная даже по меркам Games Workshop. Неудивительно, что когда компания, в связи с падением интереса к классическим настольным играм, была вынуждена сокращать и упрощать линейку продуктов, Mordheim одной из первых пошла под нож. В 2004 г. была прекращена официальная поддержка игры, в 2006 вышла последняя версия правил, а в апреле 2014 г. все следы Mordheim, как и многих других Specialist Games, исчезли с сайта Games Workshop. С 2004 г. игру развивают фанаты, выпускают дополнения к правилам, новые кампании и т.д. Причем эти пользовательские наработки порой детальней и интересней, чем многие официальные продукты, поэтому часто они распространяются по тем же каналам, что и игры самой Games Workshop. Одним словом, вы понимаете, что преданная армия поклонников Mordheim все еще существует, и она с особым вниманием следила за процессом создания Mordheim: City of the Damned. И планирует следить в дальнейшем, ведь разработка игры не заканчивается с ее релизом.

На выбор вы можете взять под свое руководство отряд наемников одной из четырех фракций: люди (точнее, воины-рейкландцы), крысолюды-скавены, воинствующие сестры Сигмар и приверженцы Культа Отверженных. Два отряда на стороне Порядка, два – на стороне Хаоса. Больше банд, по словам разработчиков, появится в DLC, а то какой же это Warhammer без зеленокожых.

По сути, Mordheim: City of the Damned – это хардкорный симулятор выживания в средневековом постапокалипсисе. Вы должны постоянно искать средства, чтобы ваши наемники не ушли к другим командирам, лечить, учить, одевать, холить и лелеять их. Выполнять задания покровителей, нанимать новых бойцов, выгонять на улицу калек. И молиться, чтобы никто не умер.

При первом запуске Mordheim: City of the Damned вас честно предупреждают, что это сложная игра. И это как раз тот случай, когда к предупреждению стоит прислушаться, пройти все тренировочные миссии и прочитать все инструкции. Пусть на ученье и уйдет пару часов, поверьте, на самом деле это сэкономит вам уйму времени.

Трудно представить, какое количество бумажек, книг правил, таблиц характеристик, кубиков, линеек и других дополнительных инструментов нужно для партии в настольный Mordheim. Ведь кроме того, что игра состоит из отдельных тактических боев на неразграфленной (!) на клетки местности, так эти бои еще и объединяются в кампании, то есть весь опыт, все приобретенные умения, все измененные характеристики, травмы, параметры брони и оружия, заклинаний, наложенных на оружие, и т.д. и т.п. для каждого члена отряда должны быть перенесены из боя в бой. Слава богу, в ПК-версии вся механика wargame работает за кулисами, вам остается только наслаждаться процессом.

Впрочем, вдумчивого изучения характеристик не избежать. А от них на первых порах просто рябит в глазах. По числу параметров, влияющих на каждый удар и перемещение юнита, Mordheim: City of the Damned даст фору большинству ролевых игр 90-х годов прошлого века. Впрочем, все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Боевой интерфейс после некоторого привыкания (2-3 боя) оказывается очень удобным и упрощает длинные таблицы параметров буквально до пары понятных цифр, которыми можно оперировать в бою.

Тем не менее, для тактических изысков места остается достаточно. В Mordheim: City of the Damned масса способов испортить врагу жизнь. У каждого юнита здесь есть зоны перехвата, возможность парировать и контратаковать, устроить засаду, выстрелить на прерывании, занять господствующую высоту, отступить. Кроме того, враги плохо реагируют на окружение, некоторые специальные юниты могут их напугать, мораль отряда падает при потере товарищей и т.д. и т.п. Прямо любо-дорого посмотреть.

При всем этом wargame выполнен как шутер от третьего лица. Камера закреплена за спиной бойца, а перемещаетесь вы с помощью традиционной WASD-раскладки. При этом в любой момент, при соблюдении определенных условий, можно занять одну из оборонительных стоек, использовать умение или заклинание. Благодаря такой схеме и камере от третьего лица Mordheim: City of the Damned похож на какой-то пошаговый слэшер, это очень необычно. При этом выглядит игра очень даже неплохо. Конечно, это далеко не Call of Duty: Black Ops III или Star Wars Battlefront, но детализация моделей и окружения беспрецедентная для wargame. Одна беда – время загрузки уровней. Даже при использовании SSD оно может составлять пару минут, хватит времени спокойно заварить чай. Впрочем, авторы обещали поправить этот глюк в одном из будущих патчей, хотя на чудо рассчитывать не стоит, связан он с особенностью игрового движка.

Так как это игра по настолке Games Workshop с миниатюрами, авторы, естественно, не могли проигнорировать любимый фанатами режим раскраски моделей. Для большинства частей тела каждого бойца вы можете выбрать одну из нескольких вариаций и несколько типов раскраски. Для одежды их может быть чуть ли не с два десятка, для лиц и мелких деталей, таких как пояса, всего несколько. Тем не менее, создать свою индивидуальную банду вполне по силам. Вот только почему игрокам не разрешили редактировать баннеры отрядов, лично мне непонятно.

Большинство вылазок в Морхайм заканчиваются стычкой с бандой конкурентов. Задача проста – заставить врага отступить, либо перебив всех противников, либо понизив мораль отряда ниже определенного уровня. Но победа – это еще не все. Не менее важным оказывается обыскать все тайники и собрать как можно больше осколков вирдстоунов. Во-первых, Камни Искажения можно всегда продать, а во-вторых, ваш покровитель время от времени выставляет вам заказы на определенное количество Камней, и не дай бог проигнорировать эту просьбу. Деньги – самый дефицитный товар Mordheim: City of the Damned, а вирдстоуны – это деньги. Впрочем, не стоит забывать обирать и тела поверженных врагов: копейка, как говорится, рубль бережет. Что поделать, уникальная амуниция и особенно обучение бойцов стоят просто дурных денег. При победе вы автоматически собираете некоторое количество ресурсов, но далеко не все. Да и рассчитывать на постоянные победы не стоит.

Типичный бой в Mordheim: City of the Damned выглядит так. Солдаты небольшими группками разбегаются во все стороны, стараясь обойти как можно больше тайников и мест скопления Камней Искажений. Как только один из бойцов соприкасается с врагами, начинается лихорадочная перегруппировка, концентрация сил, обходные маневры и прочие прелести городского боя. Побеждает, как правило, тот, кто сумеет разделить противника и перебить его бойцов поодиночке. Все как в реальности.

После боя приходит пора подводить итоги. И это, пожалуй, самый драматический момент игры. Не обольщайтесь, победить без потерь непросто, один или несколько ваших бойцов так или иначе будут выведены из строя. А вот дальше в дело вступает его величество случай. Павшие солдаты могут вернуться из боя всего лишь с парой синяков и порезов, а могут лишиться руки или ноги, получить перелом черепа, потерять глаз, заработать психологическую травму. После проигранного боя может оказаться, что под вашим руководством теперь отряд инвалидов, неспособный на сколько-нибудь серьезные действия. Некоторые раны можно вылечить, хотя это дорого и займет изрядно времени, другие же неизлечимы и останутся на ваших героях навсегда. Визуализация повреждений здесь неплохая, так что готовьтесь к параду калек. А бойцы Культа Отверженных могут еще и заработать какую-то мутацию, они ведь служат Хаосу. Система пожизненных травм и перманентная смерть сделаны по тому же принципу, что и в Blood Bowl II, которая, кстати, тоже относится к классу Specialist Games.

Время от времени ваши покровители подбрасывают обязательные сюжетные задания. Они разворачиваются на оригинальных, а не генерируемых картах, и имеют чуть иные правила, чем обычные бои. Противник в таких битвах никогда не отступает, и чтобы закончить бой, надо выполнить все задачи, одну за другой.

Вообще, рассказывать о Mordheim: City of the Damned можно долго. Здесь, например, четыре типа опыта. Опыт отдельных бойцов, зарабатываемый в бою. Опыт всего отряда, повышение уровня которого дает вам определенные бонусы. Опыт, или скорей благосклонность, трех разных контрабандистских банд. Плюс опыт общий для всех ваших отрядов, то есть опыт игрока, также дающий определенные плюшки. И так здесь куда ни ткни. Даже самое простое оружие имеет как позитивные, так и негативные характеристики, что уж говорить о броне, зачарованном оружии и т.д. А еще заклинания, применение которых почти всегда ведет к наказанию в виде проклятья, которое падает на мага. Эффекты камней искажения, накладываемые на бойцов, как только они поднимают вирдстоун с земли. И т.д. и т.п. Повторюсь, очень рекомендуется пройти обучение.

Конечно, бои с AI в кампании имеют свои ограничения, компьютер не так изобретателен в построении тактических ловушек, как человек. Скажем честно, AI порой слишком уж прямолинеен и зачастую использует лишь грубую силу. Естественно, в Mordheim: City of the Damned есть сражения и с живыми игроками, вот только людей в Сети здесь значительно меньше, чем в той же Blood Bowl II, где найти партию не составляло труда. Так что либо ищите друга, еще одного фаната Warhammer Fantasy, либо вступайте в игровое сообщество и договаривайтесь о матчах на форумах. Только не обижайтесь, если вам несколько раз подряд изрядно надерут задницу, народ здесь суровый.

В завершение хотелось бы сказать о музыке, звуке и русификации. Все три составляющих заслуживают самых лестных слов. Перевод оказался художественным и очень качественным, хотя пропущенные слова и помарки все же встречаются. Впрочем, за стилизацию говора скавенов мы сделаем вид, что не заметили ошибок. Озвучка ключевых текстов и вступительного ролика тоже выше всяких похвал. Ну и саундтрек, он великолепен. Ищите OST в папке \Steam\steamapps\common\mordheim\Mordheim City of the Damned OST\.

Геймеры старой закалки привыкли жаловаться в комментариях на оказуаливание современных игр и тотальное упрощение геймплея. Вот только когда появляется действительно сложная, интересная, старорежимная стратегия, они почему-то не спешат в нее играть. Парадокс. Вы уж определитесь, вам шашечки или ехать?

Если все-таки ехать, то обратите внимание на Mordheim: City of the Damned. Это, пожалуй, одна из самых сложных, бескомпромиссных и жестоких wargame последних лет. Уникальный продукт!

nov-300x115-editors-choice-white

Strix_671x200_2

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Высокая сложность, богатство тактических возможностей, масса параметров солдат, графика, музыка, русификация
Минусы: Долгая загрузка уровней
Вывод: Сложная, интересная и детальная wargame для фанатов вселенной Warhammer Fantasy

ASUS рекомендует:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: