Мнение Авто 06.02.2023 в 10:00 comment views icon

Роторный кроссовер Mazda MX-30 R-EV-олюция для электромобилей? Мнение

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвов и обзоров

Год для Mazda начался интересно и продуктивно. Если большой кроссовер Mazda CX-90 просто создан для больших продаж на большом рынке, то с моделью Mazda MX-30 R-EV компания одновременно экспериментирует и возвращает легенды. Ведь перед нами электромобиль (который сама компания называет Plug-In-гибридом) с «удлинителем хода» на основе роторного двигателя. Как все это устроено? И для чего это сделано? Попробуем разобраться подробно.

Как это устроено: конструкция Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV

Итак, главная особенность модели Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV (именно так звучит полное название модели) – это роторный двигатель. Небольшой 1-секционный ротор имеет обозначение 8С и рабочий объем 830 куб. см. Он очень компактный: блок из последовательно соединенных ротора, генератора, и электромотора имеет ширину всего 840 мм – его удалось разместить в подкапотном пространстве без существенных изменений кузова.

Интересно, что роторный двигатель не имеет прямой механической связи с колесами. Последние вращают только благодаря электромотору, берущему энергию из аккумулятора на 17,8 кВтч – в роторной версии он был уменьшен относительно полностью электрической версии (35,5 кВтч) модели Mazda MX-30. А все потому, что при полном разряде аккумулятора за дело берется ротор и генератор: теперь они вырабатывают энергию и питают электромотор.

Снаружи и внутри Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV почти не отличается от электрического собрата: все отличия только в тематических «роторных» логотипах на кузове и в салоне. Однако компания Mazda активно эксплуатирует «легенду ротора»: в салоне можно встретить строчку шириной 2,6 мм – как уплотнительную прокладку ротора; брелок ключей выполнен с фаской – как на роторе. Могут себе позволить: ведь история Mazda и роторного двигателя охватывает период с 1967 по 2012 год, за это время было выпущено 1,9 млн автомобилей с роторными моторами. Да и другие исторически намеки присутствуют: особый 2-цветный вариант Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV использует схему покраски с красной крышей – аналогично Mazda R360, первому пассажирскому автомобилю компании.

И для чего это сделано: технические характеристики Mazda MX-30 R-EV

А теперь посмотрим, что мы получили от изменения конструкции. Здесь остался привод на передние колеса, остался один электродвигатель под капотом. Однако мощность последнего выросла: теперь 166 л.с. против 145 л.с. у электрической версии Mazda MX-30 (хотя крутящий момент несколько снизился – было 271 Нм, а стало 260 Нм).

Однако новая роторно-гибридная версия Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV оказывается легче полностью электрической: 1703 кг против 1720 кг – разница небольшая, но она есть. А если еще добавить увеличение мощности, то получим небольшое улучшение динамики. Ускорение 0-100 км/ч заявлено на уровне 9,1 секунды (против 9,7 секунды в электрической версии), хотя максимальная скорость не изменилась – 140 км/ч.

Курс-професія "Копірайтер" від Skvot.
40 занять — і ти з упевненістю, скілами та портфоліо зможеш тиснути Apply на вакансії копірайтера.Досвідом і ключами поділяться 2 лекторки та запрошені спікери.
Детальніше про курс

Теперь несколько слов об аккумуляторе: его емкости 17,8 кВтч должно хватать на 85 км пробега в полностью электрическом режиме. Для зарядки используются источники переменного тока (АС) или постоянного тока (DC) – в зависимости от этого, время зарядки аккумулятора составляет 25-50 минут.

А вот время заправки 50-литрового топливного бака составляет всего несколько минут, как у обычного автомобиля – и кроссовер Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV снова готов отправляться в далекое путешествие. Вот в чем преимущество: по городу и окрестностям можно ездить на электроприводе, между городами можно преодолевать сотни километров с быстрыми заправками.

Внимательно посмотрите на схему конструкции роторной версии Mazda MX-30 R-EV: последняя значительно сложнее, чем просто электромобиль! Однако роторная версия относительно электрической оказывается более легкой и мощной, она демонстрирует лучшую динамику, позволяет проехать большую дистанцию. Хотя есть нюансы: компания заявляет автономный запас хода около 600 км – с учетом 85 км от аккумулятора и 50-литрового топливного бака. Выходит, что только на бензине кроссовер должен преодолеть 515 км, то есть уровень потребления горючего составляет 9,7 л на 100 км. И это при условии, что ротор будет работать на оборотах, оптимальных с точки зрения мощности и топливной экономии.

Не только Mazda, но и…

Итак, что мы имеем в виде Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV, если говорить вообще? У нас есть транспортное средство, приводимое в движение за счет электродвигателя. Причем, последний может питаться как от аккумулятора, так и от бензинового генератора «удлинителя хода».

А ведь автомобильная история уже знала схожие примеры. Ближайшим выступает электромобиль BMW i3 REX: небольшой аккумулятор (22 кВтч) и «удлинитель хода» на основе 650-кубового бензинового двигателя от мотоцикла, привод только от электромотора.

Курс-професія "Копірайтер" від Skvot.
40 занять — і ти з упевненістю, скілами та портфоліо зможеш тиснути Apply на вакансії копірайтера.Досвідом і ключами поділяться 2 лекторки та запрошені спікери.
Детальніше про курс

Такой электромобиль мог преодолеть расстояние до 300-350 км с учетом полного заряда аккумулятора и полной заправки топливного бака. В конце концов, электромобиль BMW i3 REX сняли с производства после запуска новых версий BMW i3 с увеличенными аккумуляторами.

Другим примером назову Chevrolet Volt: если уж компания Mazda позволила себе называть новинку MX-30 R-EV гибридом типа Plug-In, то и я позволю себе добавить аналог. Однако заметьте, что обычно Plug-In-гибриды имеют более мощный ДВС и менее мощный электромотор – то есть они все равно полагаются сначала на бензиновый или дизельный двигатель, а не электропривод.

Так вот, особенностью Chevrolet Volt было то, что здесь как раз электромотор был главный, а бензиновый ДВС использовался лишь изредка – в качестве генератора или привода колес напрямую, во время движения с высокой скоростью по трассе. К сожалению, его история тоже завершилась после запуска новых электромобилей с большими аккумуляторами.

Хотя идея «электромотор главный, ДВС вспомогательный» до сих пор жива – к примеру, на японских кроссоверах Mitsubishi Outlander PHEV и Honda CR-V Hybrid e:HEV. Оба как раз сейчас находятся в процессе смены поколения (уже представлены в мире, в скором времени ожидаем в Украине).

И оба сохранили сложные гибридные системы, где наибольшую мощность выдают именно электромоторы, а бензиновые двигатели чаще всего выступают только в качестве генераторов для выработки электроэнергии. Хотя при определенных условиях, бензиновые ДВС могут подключаться к колесам.

Вот несколько примеров: BMW i3 REX, Chevrolet Volt, Mitsubishi Outlander PHEV, Honda CR-V Hybrid e:HEV – все эти модели обычно приводились в движение именно электродвигателем, а бензиновый ДВС чаще всего выступал в роли генератора. Первые две модели уступили чистым электромобилям, но идеи последних двух – живут и даже расширяются! Новый кроссовер Mitsubishi Outlander также получил PHEV-версию, а технология e:HEV нашла себе место под капотами многих современных моделей Honda. И даже больше – похожая идея «движение благодаря электромотору, ДВС как генератор» в настоящее время внедряется на автомобилях Nissan с обозначением e-Power, которые в этом году должны массово приехать в Украину.

Mazda MX-30 R-EV – революция для электромобилей?

Не совсем. Взгляните на историю 2010-2020 годов: схожие идеи уже существовали (ближайшие примеры BMW i3 REX и Chevrolet Volt); отличие заключается только в типе бензинового двигателя – привычный поршневой или необычный роторный.

В любом случае производитель пытался получить увеличение запаса хода, но без увеличения аккумулятора. Единственный весомый плюс ротора перед обычным поршневым двигателем – его компактность и легкость. Но минус – экономичность.

Однако посмотрите на вопросы шире и глубже. Если вам нужен электромобиль с большим запасом хода – нужно увеличивать аккумулятор. Это приводит к тому, что такой электромобиль становится тяжелее и тратит больше энергии на передвижение.

Так запас хода уменьшается, а для его увеличения – снова нужно увеличивать аккумулятор. Параллельно с каждым следующим шагом растет стоимость. Замкнутый круг!

Это замкнутый круг и пытается разорвать кроссовер Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV. Аккумулятор меньше, запас хода и мощность больше, а стоимость сравнима с электрической версией Mazda MX-30 в аналогичных комплектациях.

Итак, новинка Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV точно не революция для мира автомобилей и электромобилей в целом. Однако это интересное новое воплощение уже известной идеи электромобиля с «удлинителем хода». Но теперь – еще и с ротором под капотом.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: