Обзоры
Stellaris: звездная пыль на сапогах
66

Stellaris: звездная пыль на сапогах

Stellaris: звездная пыль на сапогах

Количество неплохих игр, посвященных космической тематике, вышедших за последний год, приятно впечатляет. Космические RPG Rebel Galaxy и Into the Stars, VR-адвентюра ADR1FT, стратегии Tharsis, Planetbase, Offworld Trading Company, Battlefleet Gothic: Armada. И, наконец, вершина игровой пирамиды – гранд-стратегия Stellaris от Paradox Development Studio, авторов серий Crusader Kings и Europa Universalis.

Stellaris

Жанр 4X стратегия
Платформы Windows, Mac, Linux
Разработчик Paradox Development Studio
Издатель Paradox Interactive
Сайты stellarisgame.com

Скажу честно, мое знакомство с играми Paradox Development Studio не задалось с самого начала. Получив еще в прошлом веке по шапке от первого же противника в Europa Universalis, я решил, что это не мое, и отложил игру на полку. Вторая попытка с Victoria: An Empire Under the Sun также оказалась не очень удачной, не заладилось и с Hearts of Iron II. Поэтому к Stellaris я подходил, мягко говоря, настороженно, но космическая тематика манила, а ролики обещали, что новый проект все-таки серьезно отличается от предыдущих игр студии. Что ж, трейлеры не обманули, Stellaris – это не Europa Universalis или Crusader Kings в космосе, хотя авторы и взяли на вооружение лучшие находки из своих исторических гранд-стратегий.

Такое впечатление, что вы попали внутрь захватывающего фантастического романа. В последний раз со мной такое было в «Космических Рейнджерах». Но если «КР» – это космическое приключение, бравая пиратская беллетристика, то Stellaris – это серьезная многотомная сага о восходе и закате звездных империй, какое-нибудь «Основание» Азимова, главным героем которого оказались вы. Первая колония на чужой планете; первый контакт; реликт Предтеч, найденный на далеком астероиде; автоматы давно погибшей расы, охраняющие соседнюю звездную систему; огромные существа, умеющие путешествовать среди звезд; целые живые планеты. Чего только нет в мире Stellaris, и галактика лежит у ног, дожидаясь своего повелителя. Правда, не факт, что им станете именно вы.

А начинается все с выбора расы. Глупо ограничивать себя собранным разработчиками стандартами, за дело надо браться самому. Хотите – покорите галактику ордами разумных миролюбивых тараканов в поисках трансцендентной истины. Или поставьте ее на колени, ведя за собой армии котиков-милитаристов, рабовладельцев с расистскими замашками. Или ученых-грибов, материалистов с мудрым ноократическим устройством общества. Вариантов множество, каждый найдет что-то на свой вкус. Но еще более экзотические комбинации рас, моральных принципов и форм правления вы встретите за время путешествия по галактике. Кстати, созданные для одной игры расы можно встретить в качестве AI-противников в другой.

Первые этапы робкого освоения пространства вокруг родной звезды необычайно насыщены событиями. Новые контакты, неизведанные миры, загадочные артефакты, научные проекты. Всюду хочется успеть, все увидеть, за всем уследить. Вы погружаетесь в пучину микроменеджмента, лично размещаете строения на пригодных для этого участках планет, нанимаете своих первых ученых и губернаторов, водите за ручку исследовательские корабли, руководите строительством научных и добывающих станций. Дел много, сообщения так и сыплются с разных сторон. Но Stellaris отлично знает, когда нужно переключить внимание игрока на уровень выше. Вы можете держать под прямым управлением только пять (для некоторых форм правления чуть больше) планет, затем полномочия придется делегировать.

Создав первый сектор, задав вектор его развития и установив размер отчислений в адрес центрального правительства, вы понимаете, какой кусок работы с себя сняли, и переходите от масштаба отдельных звездных систем к глобальному руководству. К сожалению, здесь вам все равно придется вручную руководить исследовательскими судами и строительными кораблями, но следить за каждой планетой уже не нужно. На этом этапе стоит уделить внимание стратегическому планированию – куда развиваться империи дальше, с кем из соседей поддерживать дружеские отношения, а на границе с кем стоит держать сильную армию. В Stellaris все как в жизни – трения с соседями всегда выше, чем с цивилизациями, живущими в отдалении, а расам, придерживающимся общих принципов (если это, конечно, не агрессия), легче договориться друг с другом.

Но в целом в мире Stellaris царит тотальное недоверие. Склонить соседей к выгодному торговому обмену или договору необычайно сложно. Галактика – как огромная чашка Петри, империи – как бактериологические культуры. Они растут, борются за жизненное пространство для своей расы, сферы их интересов пересекаются, на границах культур возникают стычки и трения. Вскоре вся чашка Петри будет заполнена, и бактерии начнут жрать друг друга. Так что ищите союзников, заключайте альянсы и не забывайте о флоте и армии, каким бы убежденным пацифистом вы ни были. Пословица про доброе слово и заряженный револьвер еще никогда не была столь точна.

В средней фазе игры событий намного меньше, чем на старте. Вы практически сразу включаете новые колонии в уже имеющие сектора, не заморачиваясь с микроменеджментом. Новых открытий случается все меньше. Теперь исследования занимают больше времени, а зоны полетов научных кораблей ограничиваются границами чужих империй. Кстати, чего сильно не хватает на этом этапе – так это возможности приписывать строительные корабли к секторам, задавая им приоритеты строительства. Неплохо было бы иметь и возможность отправлять исследовательские миссии в полуавтоматическом режиме. Плюс, хорошо бы получить и подробный список еще не занятых, но потенциально обитаемых систем, т.к. имеющийся в игре механизм поиска совершенно бесполезен.

Период сравнительно мирного развития закончится, когда вы наткнетесь на одну из древних угасающих цивилизаций. Эти монстры, занимающие огромное пространство, достаточно агрессивно настроены к чужакам, а их флот позволяет им диктовать свои условия соседям. Начинается гонка вооружений, создания новых альянсов. Объединение альянсов в Федерации. Stellaris опять меняет масштаб, и со звездной карты вы переключаетесь на экран дипломатии. Впрочем, не забывая строить космодромы, боевые станции и крейсера на всех верфях сразу. Даже если вы пацифист по жизни. Тем более, если вы пацифист.

Stellaris не устает удивлять. На первых порах вас впечатляют забавные истории, найденные вашими исследователями во время путешествий: кажется, по каждой из них можно написать если не роман, то маленькую фантастическую повесть. Кстати, в Stellaris Galaxy Edition действительно входит sci-fi-роман Стивена Савиле. Восторг вызывают и три отдельные ветки исследований, со своими собственными лабораториями и ресурсами. Интересно, что древа технологий в привычном понимании в Stellaris нет – новые проекты возникают с некоторой долей случайности, почти как в жизни. В середине игры вы откроете, что в Stellaris есть прогрессорство, и попробуете развить одну из примитивных цивилизаций до уровня космической эры. Будьте осторожны, хотя новая космическая раса и станет вашим вассалом, она при этом может оттяпать себе изрядный кусок вашей территории. А еще здесь можно найти Землю и захватить ее, играя за рептилоидов, внедрившихся в правительство. И т.д. и т.п. – этой игре действительно есть чем удивить вас.

Играть в Stellaris стоит на большой карте на тысячу звездных систем в режиме Ironman. Иной вариант – читерство. Такая партия, учитывая имеющиеся на сегодня условия победы – уничтожение независимых рас или покорение 40% пригодных для жизни планет, может затянуться даже не на месяцы, а на годы. Что ж, гранд-стратегии – это всегда надолго. Впрочем, было бы неплохо, если бы в игре появились и имеющиеся в других подобных проектах технологическая и политическая победы. Плюс хотелось бы увидеть чуть больше сравнительной статистики рас на отдельных экранах.

Да, интерфейс – это не самая сильная сторона Stellaris. Количество дополнительных окон небольшого размера, открываемых в разных частях экрана, больше путает, чем помогает. Но не беспокойтесь, часов через двадцать вы привыкнете. Да и авторы уже обещали несколько переработать интерфейс.

Еще одна проблема игры – баги, в первую очередь логические. Незавершаемые квесты, зависающие корабли и т.д. Я сам потерял так научный корабль, который перестал реагировать на какие-либо команды, плюс не смог выполнить финальный квест по поиску цивилизации Предтеч, который наверняка принес бы империи существенный бонус. Авторы оперативно выпускают патчи, но ошибки все еще проявляются. Но, самое удивительное, что даже эти очень неприятные глюки совершенно не портят общего впечатления от игры.

Что же до визуальной части, то и здесь Stellaris выглядит очень неплохо. Звездные системы приятно рассматривать, оформление экранов спокойное, настраивающее на деловой лад. Возможно, хотелось бы большего разнообразия в конструкторе космических кораблей, но в целом выбор есть и здесь. Отдельных добрых слов заслуживает арт, демонстрируемый на экранах загрузки, его хоть сейчас можно издавать отдельным альбомом.

В Paradox Development Studio знают о претензиях игроков к интерфейсу и несколько однообразному геймплею в середине игры и уже подготовили план ближайших обновлений. Кроме регулярных патчей, исправляющих ошибки, ежемесячно будут выходить большие апдейты, названные в честь выдающихся фантастов XX века. Уже в конце мая появится Clarke update 1.1, включающий улучшения дипломатического интерфейса, менеджмента секторов, статистику сражений и т.д. На конец июня запланирован Asimov update, в котором появятся некоторые дополнительные дипломатические опции, облегчающие научным кораблям доступ на территорию других империй, плюс авторы обещают добавить случайных событий в средней фазе игры. Третье большое обновление, Heinlein update, еще в процессе обсуждения. Речь идет об улучшении политической системы, управлении стратегическими ресурсами, новом оружии для крейсеров и улучшенной боевой системе, а также о чем-то, скрывающемся под многообещающим названием «живые звездные системы». Плюс в Heinlein update также будет добавлен контент в середину игры.

Кроме того, благодаря поддержке пользовательских модов доработкой Stellaris занялось и сообщество игроков. На момент написания статьи в Мастерской Steam было уже более 1000 модов к игре, включая новые эмблемы и флаги, новый дизайн кораблей, новые расы (например, Саларианцы из Mass Effect), сферы Дайсона, галактики на 5000 звезд и т.д.

В момент старта Stellaris прыгнула сразу на третье место по числу играющих в Steam, обогнав даже Team Fortress 2 и Sid Meier’s Civilization V. На текущий момент игра разошлась тиражом 340 тыс., и по признанию самой Paradox – это лучший старт в истории компании. Вполне заслуженный успех. Stellaris действительно задает совершенно новый для глобальных космических стратегий уровень детализации и погружения. Такого еще не было. Если вы любите большие серьезные стратегии про космос, Stellaris просто обязана быть в вашей коллекции. Но перед покупкой все же стоит убедиться, что у вас есть достаточно времени на эту игру и родные смирятся с потерей члена семьи на ближайшие пару лет. Удачных вам находок и добрых соседей по галактике.

may-300x115-editors-choice-transparent

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Погружение в игру; кастомизация рас; огромные галактики с массой соперников; исследовательские миссии; лидеры и делегирование полномочий; три научные ветки; графика и арт; план обновлений
Минусы: Не очень удобный интерфейс; мало событий в середине игры; ошибки
Вывод: Лучшая космическая стратегия из когда-либо созданных

 

ЗОНА51 рекомендует:







Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: