Какую акустическую систему следует выбрать для своего компьютера? У нас, например, нет сомнений — только 5.1. Дорого? Неоправданно? Не востребовано? Что вы! Как раз наоборот. Судите сами, факты, как говорится, вещь упрямая.
Сегодня стоимость аудиокарты, поддерживающей звук 5.1, начинается с отметки $15
— имеет ли смысл покупать другую? Приводы DVD-ROM также вполне доступны — от
$45, да и сами DVD постепенно дешевеют, правда, может, не так быстро, как хотелось
бы… Зато сколько они открывают преимуществ по сравнению со всеми остальными
популярными ныне носителями видео — VCD, SVCD, "компактами" с фильмами
DivX! Это и великолепное изображение, и высококачественный окружающий звук, и
множество бонусов — от историй создания любимых видеолент до интервью с кумирами
и кинозвездами — не забывайте, что многие из этих материалов эксклюзивны. Ну
и наконец, игры. Нет сомнения в том, что в ближайшем будущем "формула"
5.1 станет стандартом звукового сопровождения для всех творений.
Что ж, дело за малым — определиться с выбором достойной акустической системы
5.1. И не нужно думать, что сегодня они многим не по карману. Чтобы продемонстрировать
это, мы решили собрать ряд бюджетных комплектов 5.1 стоимостью до $100. Как вы
сможете убедиться, есть среди них вполне пристойные системы, которые смогли бы
занять почетное место на столе рядом с вашим компьютером, обеспечив последнему
глубокий и проникновенный "голос".
Как мы тестировали
В качестве тестовой платформы мы использовали вполне современную компьютерную систему с установленными в ней приводом DVD-ROM и звуковой картой Sound Blaster Live! 5.1.
Xарактеристики акустических систем 5.1 |
Для тестирования театров мы выбрали DVD c потрясающим фильмом Black Hawk Down
("Падение черного ястреба") режиссера Ридли Скотта, рассказывающим о
реальных событиях 3 октября 1993 года в Сомали — пожалуй, самой кровопролитной
бойне в истории США со времен Вьетнама. Звуковое сопровождение фильма просто потрясает
— мощные разрывы гранат, гулкие хлопки запуска реактивных снарядов, резкий стрекот
пулеметов, звенящие рикошеты пуль — есть на чем проверить и оценить класс системы
окружающего звука.
Помимо этого, на собранных комплектах мы прослушивали DVD-альбом Scorpions Acoustica, записанный в феврале 2001 года в лиссабонском монастыре Convento do Beato. Как известно, после работы с Берлинским симфоническим оркестром участники знаменитой группы настолько прониклись новым звучанием своих композиций, что решили вновь пригласить известных музыкантов, чтобы выступить в сопровождении акустических инструментов. Получилось очень здорово, старые песни как будто ожили и зазвучали по-новому. Скрупулезно разложенный шестиканальный звук Scorpions Acoustica позволяет на хорошей аппаратуре рисовать тончайшие мелодические орнаменты. Это обеспечивает точное воссоздание атмосферы концерта, мастерскую передачу манеры игры музыкантов и виртуозную фокусировку инструментов в окружающем пространстве.
В одиночку оценивать звук всегда сложно из-за присутствия большой доли субъективизма. Поэтому при выставлении оценок и "ДПК"-рейтинга мы учитывали мнение всех экспертов, принимавших участие в испытаниях. Итак…
Наш словарик Dolby Surround Специальный аналоговый процесс кодирования звука, в результате которого четыре канала (правый, левый, центральный и канал окружающих эффектов) сворачиваются в один стереопоток (два канала).
Dolby Pro Logic
Dolby Pro Logic II
Dolby Digital 5.1
DTS |
Creative Inspire 5100
Мы уже неоднократно убеждались, что в
Creative знают, как найти путь к сердцам пользователей ПК. Компактный дизайн,
модный черный цвет, великолепное качество звука и при всех этих достоинствах вполне
приемлемая цена — вот что в последние годы выгодно отличает системы 5.1 данного
производителя от множества других моделей.
Все пять сателлитов идентичны, они снабжены шнурами разной длины, оканчивающимися разъемами типа "тюльпан". Колонки с длинными проводами используются для "тыла", с короткими — для "фронта" и центра.
Динамик сабвуфера выведен на переднюю панель, он прикрывается легко снимаемой декоративной крышкой. Отверстие фазоинвертора находится на левой стороне. На задней панели расположены гнездо для подключения питания (системе требуется 12 В, в комплекте поставляется AC-адаптер); набор из пяти разъемов "под тюльпан" для соединения с колонками; три входных пальчиковых разъема для реализации традиционного интерфейса с аудиоплатой компьютера; гнездо для проводного ПДУ и регулировка уровня громкости басов. ПДУ позволяет включить устройство и варьировать его громкость в целом, что является традиционным для дешевых моделей Creative.
Все компоненты данной системы выполнены из пластика, но это не мешает сателлитам выдавать отличные средние частоты — насыщенные и "вкусные". Высокие также ничего, но слегка жестковаты, с легким металлическим "привкусом". В целом, неплох и сабвуфер, однако ему при столь скромных размерах явно не хватает мощности, удар нечеткий, басы вяловаты. Недостатки сабвуфера становятся особенно ощутимы как в боевиках (взрывы сильно смазываются), так и при прослушивании музыкальных композиций на довольно большом уровне громкости, однако при средней силе звука искажений практически не наблюдается.
Genius SW-5.1 Surround
|
Ничем интересным данный театр удивить
нас не смог, выдавая пластмассовый, совершенно ненатуральный звук, напоминающий
тот, что сочился из первых компьютерных акустических "кроманьонцев"
на заре эпохи мультимедийного неолита. Впрочем, об этом несколько позже.
А пока рассмотрим систему поближе. Сразу отметим, что в наборе с ней поставляется звуковая карта Genius Sound Maker Live 5.1, что, несомненно, делает комплект более дорогим. Чтобы не нарушать условий теста, его родной адаптер мы решили не использовать, впрочем, не думаем, что этот факт мог существенным образом повлиять на конечный результат испытаний.
Все сателлиты за исключением центрального имеют на передней панели отверстие фазоинвертора — сложно сказать, насколько важную роль оно играет при столь скромных размерах динамика. Фронтальные и тыловые колонки отличаются только длиной стационарных шнуров, оканчивающихся коннекторами типа "тюльпан". Центральный спикер снабжен разъемом "под тюльпан", и соединительный провод к нему поставляется отдельно.
На сабвуфере под динамиком на передней панели расположено отверстие фазоинвертора, ниже — ряд управляющих элементов: кнопка Power, регулировки уровней звука центрального канала, сабвуфера, фронтальных и тыловых сателлитов. На противоположной стороне имеется три пальчиковых входа ("фронт" правый/левый, "тыл" правый/левый, сабвуфер, центр) для соединения с ПК и пять выходных гнезд типа "тюльпан" для подключения колонок. Невольно напрашивается банальное сравнение: система проста, как советская песня.
Genius SW-5.1 Surround комплектуется двумя компакт-дисками: на одном находятся драйверы для звукового адаптера, на втором — проигрыватель Power DVD XP.
Теперь о звуке. Попробуйте, стоя перед зеркалом, съесть целиком лимон — в отражении вы увидите примерно те же гримасы, что были у нас при прослушивании данной системы. Сабвуфер со своими функциями не справлялся, дребезжащие высокие частоты резали слух — в результате кипящие драйвы боя в Black Hawk Down превращались в скрипящие всхлипыванья, чавканья и шарканья, а ударная партия James Kottak в композиции Scorpions под названием Rhythm of Love напоминала соло на оцинкованных ведрах. На этом сером фоне неплохо выглядели лишь средние частоты, да и они были слегка невнятными.
Juster DHT-510
|
Систему DHT-510 сугубо компьютерной не
назовешь. По сути, это самый настоящий домашний театр, его лучше использовать
с телевизором, однако при желании легко подключить и к компьютерной системе. Действительно,
вряд ли рядом с монитором будут хорошо смотреться столь громоздкие фронтальные
колонки, не говоря уже о довольно-таки "грузном" центральном спикере.
Да и далеко не на каждом рабочем столе найдется место для размещения этой системы.
Все компоненты DHT-510 выполнены из дерева. Модель содержит два двухполосных фронтальных сателлита (кстати, на задней панели каждого из них имеется отверстие фазоинвертора), центральный громкоговоритель включает три динамика, правда, два из них одинаковы, тыловые сателлиты — однополосные. К сожалению, нижние панели фронтальных колонок не снабжены амортизационными прокладками.
Сабвуфер устройства оборудован простой и удобной панелью управления. Четыре кнопки позволяют переключаться между различными источниками звука, подсоединенными к системе, — AC-3, TV, Tape, CDDVDVCD. С помощью механических регулировок, расположенных чуть выше, можно изменять громкости центрального спикера, сабвуфера и окружения. Ну и наконец, кнопка Stand By переводит устройство из режима "сна" в состояние готовности.
В комплект поставки данной системы входит также инфракрасный ПДУ, содержащий четыре кнопки: для включения системы (Power), для мгновенного выключения звука (Mute) и две — для регулировки громкости воспроизведения. При работе с ПДУ сразу бросается в глаза довольно интересное свойство всех рассмотренных нами театров Juster: если с помощью дистанционного пульта изменять громкость системы, то на панели управления соответственно нашим действиям будет автоматически поворачиваться регулятор Volume, отмечая встроенным LED-индикатором уровень громкости на шкале.
На задней панели устройства под мощным железным радиатором расположены два входа AC-3: один из них предназначен для использования коннекторов типа "тюльпан", другой — одноразъемный. Помимо этого, имеются стереовходы для TV, магнитофона и CDVCDDVD. Чуть ниже находятся пять выходов, снабженных подпружиненными клеммами, для подключения сателлитов. Кстати, для этих целей система комплектуется единым шнуром, который необходимо будет разрезать на пять отрезков нужной длины, концы зачистить и залудить. Ну и наконец, внизу на задней панели расположена кнопка включения системы.
Этот театр в нашем тестировании, несомненно, был лучшим: он продемонстрировал великолепный, чистый, ясный звук. Насыщенные верхние частоты не имели типичного для многих дешевых систем металлического призвука. Отлично прорабатывались средние, создавая надежную основу звуковой картинке, неплохо выглядели и басы — даже при максимальных уровнях громкости не слышно было раздражающего дребезжания, правда, барабанные удары в музыкальных композициях все же немного смазывались.
Juster DHT-516
|
По манере исполнения данная система напоминает
предыдущий театр. Сабвуфер у DHT-516 по своим габаритам несколько меньше, чем
у DHT-510. Фронтальные и тыловые сателлиты имеют по одному динамику.
В отличие от DHT-510 система комплектуется пятью отрезками провода для подсоединения сателлитов к сабвуферу, их концы зачищены и залужены. Два длинных шнура предназначены для подключения тыловых колонок, три более коротких — для центрального и фронтальных сателлитов. В набор поставляемых в комплекте аксессуаров входит описанный выше четырехкнопочный инфракрасный ПДУ, а также множество всех необходимых шнуров для подсоединения к различной аппаратуре.
Панель управления DHT-516 практически в точности повторяет соответствующую панель у DHT-510, за тем лишь исключением, что вместо четырех переключателей мы обнаруживаем здесь только два — AC-3 и Stereo. Другими словами, учитывая размер фронтальных сателлитов и минимум функций, можно сказать, что данная система лучше подходит для создания домашнего театра на базе ПК.
Задняя панель устройства также содержит два аналоговых входа 5.1: один из них состоит из шести разъемов типа "тюльпан", второй рассчитан на использование одного коннектора. Помимо этого, имеется еще один двухканальный стереовход для подключения прочей аппаратуры. Пять пар подпружиненных клемм (красного и черного цвета) служат для подсоединения сателлитов.
В целом, довольно неплохая система. Отличные высокие частоты, но ощущается недостаток средних. Очень тихий сабвуфер, все диапазоны частот он воспроизводит точно, тем не менее ему явно не хватает мощности. Другими словами, при просмотре фильмов не стоит ждать от DHT-516 реальной передачи рева ракетных двигателей или грохота взрывов, натужно-отрывистого стрекотания пулемета. Зато любители негромкого звука получат настоящее наслаждение от прослушивания музыкальных композиций на средней мощности, вдобавок им будет обеспечен прочный мир с соседями.
Juster HT-B328B
|
Мастерский почерк Juster сразу угадывается
и в этой системе. Об изначальной ориентации театра на использование совместно
с ПК говорит его дизайн — небольшие размеры сателлитов и серебристый цвет отделки
корпусов позволят HT-B328B органично вписаться в стилевое решение компьютерного
рабочего места.
Передние панели всех четырех сателлитов ничем не отличаются друг от друга: серебристая металлическая сетка прикрывает довольно мощный динамик, чуть выше над ним располагается декоративная заглушка "пищалки". Последняя включена и в состав центрального спикера, помогая двум одинаковым динамикам более точно воспроизводить высокие частоты. Однако по глубине фронтальные колонки примерно вдвое больше тыловых. На задней панели каждой колонки размещено гнездо фазоинвертора.
Динамик сабвуфера выходит на правую панель и также закрыт металлической сеткой. На передней панели сабвуфера имеется отверстие фазоинвертора, чуть выше него расположены управляющие элементы: два переключателя AC-3 и Stereo, три регулировки для управления громкостью тыловых сателлитов, сабвуфера и "речевика", а также кнопка Stand By и колесо, снабженное позиционным LED-индикатором и служащее для варьирования громкости системы в целом.
Задняя панель точно такая же, как и у театра DHT-516: два типа входов 5.1, один двухканальный вход и пять пар клемм для подключения сателлитов.
В комплект системы входит знакомый нам инфракрасный четырехкнопочный ПДУ. Как и DHT-510, система укомплектована единым проводом. Для подсоединения сателлитов его необходимо будет разрезать на пять частей по месту установки колонок. Кроме того, в поставку входит две загадочные деревянные платформы без каких-либо механических креплений. Вероятно, они предназначены для установки на них передних сателлитов.
Сабвуфер выглядел получше, чем у DHT-516, однако звучал он неразборчиво, ему явно недоставало четкости удара. Высокие частоты отрабатывали достаточно хорошо, а вот средних было маловато, из-за чего звук становился сухим или слишком звонким.
Storm U-6100
|
Этот театр выгодно отличается от своего
младшего собрата. Система включает сабвуфер и четыре сателлита, выполненных из
дерева, а также совершенно выпадающий из стиля пластмассовый центральный спикер,
чем-то напоминающий советский трехпрограммный приемник времен застоя. На передней
панели сателлитов имеются два отверстия фазоинвертора — будем надеяться, что
такое решение стало результатом каких-либо инженерных расчетов, а не сделано только
лишь в угоду дизайну.
На передней панели сабвуфера находятся только динамик и фазоинвертор. С противоположной стороны — мощный радиатор, кнопка включения, специальный 15-пиновый разъем для интерфейсного соединения с центральным спикером, четыре пары клемм для использования сателлитов (фронтальных и окружения), а также вход 5.1, состоящий из шести разъемов "под тюльпан", и набор стереовходов для одновременного подключения театра к TV, магнитофону и компьютеру.
Система обеспечивается необходимым комплектом соединительных проводов, в том числе и шнурами с залуженными концами для подключения сателлитов.
![]() |
Панель входов/выходов Storm U-6100 содержит 15-пиновый разъем для подключения центрального спикера |
Слева от центрального динамика находится электронное табло, чуть ниже — три кнопки
для навигации по пунктам системного однострочного управляющего меню, с помощью
которого можно переключать входы (TV, PC, DVD), выбирать желаемый режим эквалайзера,
регулировать громкость каждого канала. Для более удобного выполнения всех этих
действий лучше применять многокнопочный инфракрасный ПДУ. Кстати, пульт дистанционного
управления имеет кнопку Memory для сохранения пользовательских настроек.
Для более точного воссоздания музыкальных образов, чистоты вокала и детальности звука системе явно недостает мощности центрального спикера. В остальном же картина довольно неплохая. Полнокровные средние частоты гарантируют приятные впечатления от просмотра фильмов, правда, сабвуферу не хватает пространственности и силы для передачи взрывов и ударов. При воспроизведении музыкальных композиций ощущается недостаток высоких частот.
Storm U-5100
|
Каждый из четырех пластиковых сателлитов
этого театра включает пару совершенно одинаковых динамиков и выполнен в виде двух
модулей, поворачивающихся друг относительно друга. Такой дизайн не нов, он уже
неоднократно встречался в более дорогих системах. Данная конструкция позволяет
лучше управлять плотностью музыкальной ткани, добавляя объемности звучанию при
прослушивании композиций и просмотре фильмов. Правда, учитывая мощность и качество
самих колонок Storm 5100, это скорее дань моде, нежели "производственная
необходимость" — как мы не вертели сии модули, но как-либо существенно влиять
на звуковой рисунок нам не удавалось. Ко всем сателлитам прикреплен шнур, заканчивающийся
коннектором типа "тюльпан" для подсоединения к соответствующим разъемам
на сабвуфере.
Система включает довольно мощный сабвуфер, на переднюю панель которого выведены динамик и фазоинвертор. Здесь же находится кнопка Power и четыре регулировки: для варьирования громкости сабвуфера, окружения, центра и системы в целом. На противоположной стороне расположены три пальчиковых входа (сафвуфер/центр, фронт левый/правый и тыл левый/правый) и шесть (!) разъемов "под тюльпан" для подключения сателлитов (один из них нерабочий, т. е. декоративный, возможно, такую конструкцию система унаследовала от старших моделей, где он находил применение).
Отдельно хочется сказать несколько неприятных слов о сборке театра. Когда мы вскрыли коробку, то обнаружили, что в середине двух сателлитов беспомощно болтались динамики. Пришлось разбирать колонки и, вооружившись отверткой, исправлять брак. Благо, все удалось поправить, но неприятный осадок в душе все же остался. Центральный громкоговоритель, похоже, также включает два динамика (разобрать его не удалось) и в отличие от колонок на нижней панели имеет резиновые подставки.
![]() |
Регулировать уровень басов и громкость звука на такой панели несколько затруднительно |
При воспроизведении стереосигнала наш пациент ткет звуковое полотно в основном
на высоких частотах и в верхнем диапазоне средних. Получается примитивно-пронзительный
звук, который просто режет уши. При проигрывании композиций в Dolby Digital, наоборот,
высокие частоты почему-то пропадают, просыпается сабвуфер, и в результате звук
становится очень глухим. Таким образом, с помощью данной системы смотреть фильмы
можно, но вот от прослушивания музыки лучше воздержаться. И напоследок, несколько
слов о самом сабвуфере: он выдает достаточно неплохой звук, глубокие басы, и легкое
дребезжание добавляется лишь при установке максимального уровня громкости.
Umax B-563-34
|
Данная акустическая система предназначена
для использования в первую очередь с компьютером. Об этом говорит компактный дизайн
сателлитов, которые неплохо будут смотреться практически на любом рабочем месте,
а в особенности там, где экономится каждый квадратный сантиметр полезной площади.
Все сателлиты системы имеют пластмассовые корпуса. Стационарные кабели от колонок заканчиваются коннекторами типа тюльпан. Тыловые сателлиты снабжены примерно вдвое более длинными шнурами, нежели фронтальные.
Сабвуфер выглядит солидно, его динамик, вмонтированный на передней панели, прикрывается декоративной крышкой. Фазоинвертор выведен на заднюю панель. Впрочем, какую из них назвать действительно передней — вопрос не из легких, поскольку управляется система с помощью регулировок, расположенных как раз с противоположной от динамика стороны. Но при этом никакого ПДУ не предусмотрено, а следовательно, стильному "натюрморту с декоративной крышкой" суждено, вероятно, всегда быть повернутым к стенке и спрятанным от глаз народа.
К сожалению, регулировки уровней громкости звука и низких частот (Bass Level) совмещены в одной области с разъемами для подключения сателлитов и гнездами для соединения с аудиокартой, поэтому из-за большого количества проводов доступ к управлению звуком весьма затрудняется.
Теперь несколько слов о качестве звука. К сожалению, пластмассовые корпуса сразу дают о себе знать, хотя это далеко не самый худший вариант дешевого театра из имеющихся у нас сегодня на рынке. И все же высокие частоты режут слух, очень громко звучит центральная колонка. Средние — сухие, не хватает насыщенности, бас неглубокий и нечеткий, при высоких уровнях громкости становятся заметны искажения.
Таким образом, не стоит ждать от системы правдивой иллюстрации пугающих разрывов, хлестких ударов, упругих выстрелов, равно как и достоверности передачи тонкой музыкальной ткани классических произведений. Впрочем, чего желать от столь простой системы?
Post Scriptum
Мы надеемся, что нам удалось достичь главной цели — сделать акцент на рынке бюджетной акустики 5.1, убедить вас в том, что сегодня, приобретая комплект колонок для ПК, нужно непременно останавливать свой выбор на системах окружающего звука 5.1 — это вовсе не дань моде, таковы нынешние реалии. Тест показал, что существует немало акустических наборов стоимостью до $100, которые могут стать вполне пристойной основой вашего домашнего театра, причем выполненного на базе как компьютера, так и бытовой аппаратуры, имеющей декодер Dolby Digital 5.1.
К сожалению, в данный обзор не вошел ряд довольно популярных наборов акустики.
Так, на момент тестирования ни у кого из наших партнеров не оказалось в наличии
системы Creative Inspire 5.1 5300, которая от рассмотренной нами "младшей
сестры" 5100 отличается более мощным сабвуфером (см. "Домашний ПК",
# 4, 2002). И если учесть, что
между данными моделями разница в цене составляет всего лишь $10, то Inspire 5.1
5300, несомненно, претендует на роль "Лучшей покупки" в этом классе
техники.
Кроме того, в последнее время стремительно падают цены на полюбившиеся многим
комплекты Sven IHOO-MT5.1 (см. "Домашний ПК", #
12, 2000), Sven 988 (# 8—9,
2001), Sven YF-IA (# 5, 2002).
Вероятно, в скором будущем стоимость этих изделий пересечет заветный 100-долларовый
рубеж. Интригует также соотношение цена/производительность и у акустики 5.1 новой
линейки Sven-Audio (HR-920/940/950 и др.). Так что выбрать есть из чего, господа!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: