Новости
Соцсети и мессенджеры съедают доходы украинских мобильных операторов
439

Соцсети и мессенджеры съедают доходы украинских мобильных операторов

Соцсети и мессенджеры съедают доходы украинских мобильных операторов

Уже немногим более года в Украине работает связь 3G, и уже можно подводить некоторые итоги.

Так, в сети «Киевстар» 6,1 млн абонентов уже пользуются услугами связи третьего поколения. То есть каждый четвертый клиент. При этом в первом квартале 2016 года доля услуг мобильного интернета составила только 15,4% всей выручки. У «МТС Украина» (Vodafone) ситуация чуть лучше: доля доходов от мобильного дататрафика — 16,4% при 5 млн 3G абонентов. Это тоже примерно каждый четвертый обладатель сим-карты. Показатели lifecell примерно такие же — около 25% клиентов уже пользуются 3G. Но объем доходов от третьего поколения компания не раскрывает.

Если говорить об абсолютных цифрах, то выходит, что сейчас «Киевстар» и «МТС Украина» зарабатывают от мобильного интернета примерно по 0,5 млрд грн за квартал. При этом инвестиции «Киевстара» в сеть с начала 2015 года уже составили около 7 млрд грн, «МТС Украина» и того больше — почти 7,6 млрд грн.

«Мы строим сеть, устанавливая в среднем в 1,5 раза больше базовых станций, чем в существующем 2G покрытии», — рассказывает пресс-секретарь «МТС Украина» Виктория Павловская.

Соцсети и мессенджеры съедают доходы украинских мобильных операторов

Третьему по величине абонентской базы оператору lifecell тяжелее всего. Он вложил в 3G c начала 2015 года около 6,4 млрд грн (сумма, сопоставимая с более крупными конкурентами). Но абонентов у него в несколько раз меньше. Соответственно, и квартальные доходы от мобильной передачи данных скромнее.

Это еще полбеды. Интернет-сервисы, популярность которых только увеличилась с приходом 3G, начинают потихоньку подъедать доходы от традиционных 2G-услуг, говорит коммерческий директор по потребительскому бизнесу lifecell Неля Ус.

В первую очередь, по ее словам, это касается международных звонков. Абоненты переходят в Skype, Viber и другие сервисы IP-телефонии. С заработком от СМС, по словам Ус, ситуация пока остается стабильной. Прежде всего потому, что бизнес-пользователи широко используют короткие мобильные сообщения как уведомления (подтверждение перевода денег, отправки посылки, покупки в интернете и т.д.). Что касается традиционного бизнеса — голосовой телефонии, то тут, по словам Ус, все пока стабильно: абоненты не стали говорить меньше. Хотя среднее количество минут в расчете на одного клиента в месяц (MoU) у lifecell снизилось на 9%, если оперировать данными отчета компании за первый квартал.

В «Киевстаре» подтверждают тенденцию.

«Мессенджеры в первую очередь каннибализируют международный и СМС-трафик», — заявляют в пресс-службе компании.

Объемы передаваемого трафика в сетях мобильных операторов растут на десятки процентов в год, а денег становится ненамного больше. Lifecell во время своей последней презентации сравнил количество гигабайт в расчете на одного своего 3G-пользователя с мировыми показателями. Оказалось, что украинский обладатель смартфона уже потребляет 1,2 ГБ данных в месяц. Среднемировой показатель — 1,4 ГБ в месяц. Хотя плата за пользование услугой мобильного интернета в Украине и мире отличается в разы.

Соцсети и мессенджеры съедают доходы украинских мобильных операторов

В погоне за подключениями операторы мобильной связи в очередной раз обвалили рынок. К сервисам, которые подъедают их же доходы, они пока не относятся как к конкурентам. «МТС Украина» предложил услугу «Смарт мессенджер», где за единую и очень небольшую плату в день предоставляется неограниченный доступ практически ко всем популярным интернет-мессенджерам (Viber, WhatsApp, Skype и др.). «Киевстар» в новой линейке тарифов пошел дальше: стриминг музыки и видео в мобильной сети будет идти без платы за трафик. Также операторы часто включают в тарифы бесплатный доступ к соцсетям.

«Среди наших абонентов почти 900 000 потребителей, которые используют Facebook с мобильного», — сообщили в lifecell.

При этом услуга «социальные сети» доступна всего за 15 грн в месяц. То есть гипотетически оператор мог бы заработать на всех своих Facebook-пользователях за этот период 4,5 млн грн. Тому же Facebook аналогичное количество аккаунтов приносит в год около $11 млн (или 275 млн грн).

В соседней России, где работают «МТС Россия» и родственная «Киевстару» компания Beeline, к трафику через интернет-сервис начинают подходить все более осторожно. В этом году крупнейшие операторы в попытках не потерять полностью доходы от международной связи, собрались блокировать часть зарубежного трафика VoIP-сервисов вроде Skype Out, Viber. Такой подход в каком-то роде уникален для стран, в которых абоненты привыкли платить за услуги связи катастрофически мало.

Операторам приходится выдумывать способы, как сохранить объемы голосового трафика и одновременно не поссориться с интернет-гигантами. При этом в таких странах, как США, мобильные компании уже давно забыли об этой дилемме. У американского Verizon, например, 1 ГБ трафика стоит $30 (750 грн). А все остальные услуги — в подарок. У Киевстара же для примера тот же 1 ГБ обходится в 70 грн. При этом семь самых популярных соцсетей вообще не имеют ограничений по пользованию.

Источник: «Лига.Бизнес»


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: