«Автомобиль на все руки»: а что, если… Subaru XV?

В этом материале мы разбирались, как современные технологии помогают создать автомобиль «на все случаи жизни». Тогда SEAT Leon X-Perience оказался многогранным, но недешевым; Peugeot 308 SW был заметно доступнее, но не столь «универсален» в широком смысле этого слова. А можно ли получить качества SEAT за деньги Peugeot? Глянем на Subaru XV.

Номинально Subaru XV уже относится к классу кроссоверов: полный привод, клиренс в 22 см, короткие свесы, защитные накладки «по кругу». Однако Subaru XV выросла из модели С-класса Subaru Impreza, которая ранее уже имела версии Outback Sport и XV со схожей идеологией улучшения проходимости. Лишь в последнем поколении XV стала отдельной моделью без привязки к семейству Impreza.

Сегодня Subaru XV считается отдельной моделью, относящейся к классу компактных кроссоверов: все признаки присутствуют, включая и обязательный полный привод. Однако в предыстории Subaru XV – различные версии модели С-класса Subaru Impreza: Outback Sport (универсал для американского рынка) и XV (внедорожная версия на базе хэтчбека Impreza прошлого поколения). Интересно, что нынешняя модель Subaru XV была представлена даже чуть раньше обычной Impreza – таким образом круг замкнулся

Первое, что удивляет в Subaru XV – это, конечно, высокая посадка кузова и ощущения водителя за рулем: настоящий кроссовер. А второе – это наличие голосового управления в мультимедийной системе! Вот так: Subaru XV вдруг оказывается на передовой технического прогресса в плане управления вспомогательными функциями автомобиля. Да, набор фраз скудный, да, управлять можно лишь частью функций, но голосовое управление есть и оно работает! Однако в остальном 6,2-дюймовой сенсорный дисплей предлагает лишь необходимый минимум: аудиосистема и радио; подключение смартфона (музыка, звонки); настройки системы; отдельный APPs-раздел, который запрашивает приложение Subaru StarLink (погода, музыка, новости, календарь). Плюс присутствует камера заднего вида, которая активируется автоматически при включении передачи заднего вида; на дисплее – подсказки в виде статичных (не поворачиваются вслед за рулем) разноцветных линий. Удивительно, но предлагая голосовое управление, сенсорный дисплей, камеру заднего вида, тестовая Subaru XV не предлагала штатной навигации – ее можно получить только как отдельную опцию под заказ. Интересно, что старшая модель Outback наоборот чаще всего продается в максимальной версии с изначально установленной навигацией. Вот уже странности Subaru.

Главное современное устройство в салоне Subaru XV – крупный сенсорный дисплей по центру передней панели. Здесь собрана аудиосистема и радио, подключение телефона, картинка с камеры заднего вида. Управление возможно и через голосовые команды, которые активируются нажатием кнопки на левой спице руля

Или это особенности марки? Но если мы говорим об особенностях марки, то в случае с Subaru следует сразу вспоминать о полном приводе, причем не обычном, а симметричном. Фирменная система полного привода Subaru называется Symmetrical AWD и подразумевает симметричное расположение деталей относительно продольной оси автомобиля: одинаковая длинна приводных валов правого/левого колеса и развесовка деталей по сторонам означают отсутствие подруливающего эффекта, улучшение управляемости и «чувства руля». В версиях с «механикой» симметрия полного привода еще и в равномерном (50/50) делении крутящего момента по осям. Причем выбрав Subaru XV с МКПП, покупатель также получает понижающую передачу с коэффициентом 1,45.

Но большинству покупателей это не нужно. А нужен «автомат», в случае с Subaru XV – это фирменный CVT-вариатор Lineatronic. Вариатор означает отсутствие понижающей передачи и полный привод с возможностью активного перераспределения крутящего момента (в таком случае большая часть момента отдается на передние колеса в ущерб задней оси, но возможно перераспределение момента вплоть до 50/50). С инженерной точки зрения, Lineatronic лишает Subaru XV некоторых изюминок.

Но ведь добавляет и своих! Во-первых, фирменный вариатор Lineatronic построен на базе клиноцепной передачи LuK (похоже на Audi Multitronic) вместо клиноременной передачи, которая используется в большинстве других вариаторов. Во-вторых, вариатор Lineatronic работает в паре с гидротрансформатором (как в обычных АКПП), который необходим вместо сцепления для размыкания связи «мотор-коробка» при остановках. Третье – вариатор Lineatronic предлагает передаточное общее отношение 3,581-0,570 или 6 фиксированных «передач» с лепестками управления под рулевым колесом.

В описании и видео все хорошо, а что в реальности? В реальности – один из лучших вариаторов, которые я встречал! Отличный динамичный старт, хорошее управление разгоном, практически отсутствующие запаздывания на нажатие педали акселератора и нет зависания в одном диапазоне оборотов мотора, что придает ощущения разгона. Тут немалая заслуга и нового 2-литрового двигателя FB20. На первый взгляд – все как в старом добром EJ20: 2 литра и 4 цилиндра с оппозитным расположением. На деле – это другой мотор: своя геометрия впуска (каналы и клапаны), форсунки установлены в ГБЦ, усовершенствованная конструкция системы AVCH управления клапанами, впервые появившаяся на Subaru система «Стоп-Старт». Последнее кстати, является одной из причин низкого (как для прошлых Subaru) расхода топлива – около 10 л/100 км в городе. Однако все весело лишь на скоростях до 70-100 км/ч, а далее Subaru XV вдруг скисает: ехать можно лишь в размеренном темпе и без резких ускорений «хорошо за сотню».

Цифры бортового компьютера Subaru XV – это результат активных разгонов и поездок по легкому бездорожью. Реально по городу можно рассчитывать на расход около 10л/100 км, что в сравнении с SEAT или Peugeot много, но как для полноприводного кроссовера или прошлых моделей Subaru – то вполне приемлемо. Снижению расхода топлива помогает и система «Стоп-Старт» (отдельная кнопка управления слева от руля), которая смогла появится только с дебютом нового мотора FB20. Инструментарий перед глазами водителя избавлен от всего лишнего, здесь оставлено лишь самое необходимое: все внимание пилота – управлению автомобилем

В управляемости модель Subaru XV оказывается также приятно-активна: хорошие реакции на поворот руля, достаточно комфортная и очень энергоемкая подвеска (грязь и глубокие ямы, способные напугать многие кроссоверов – без проблем). Лишь крены великоваты, что является платой за высокую посадку кузова. Однако в поисках «автомобиля на все руки» важен не только полный привод и проходимость, динамика и управляемость. Как обстоят дела с простором салона? В целом все неплохо: спереди места вдоволь, сзади также вполне достаточно (база 2 635 мм). А с багажником? Здесь хуже: фактически Subaru XV построена на базе хэтчбека Impreza – поэтому лишь 310 л в стандартном варианте и 1 200 л при сложенных задних сиденьях.

Итак, может ли Subaru XV стать универсальным автомобилем «на все случаи жизни»? По концепции Subaru XV напоминает SEAT (повышенная посадка кузова, полный привод, защитные накладки); а по цене – все сравнимо с Peugeot: максимальная 2-литровая версия XV с вариатором обходится в $28 тыс., база (1,6 л, вариатор или МКПП, в основном везут под заказ) стоит около $25-26 тыс. Модель Subaru XV приятна в управлении, хороша на разбитых дорогах и легком бездорожье, достаточно просторна для семьи. Однако расход приличный, багажник скромен, есть отставание в современных технологиях. Вспоминая сравнительный обзор, Subaru XV полностью противоположна асфальтово-трассовой утонченности Peugeot и не столь универсально-динамична, как SEAT.

В начале года была представлена Subaru XV 2016 МГ: в ходе обновления модель получила измененный передний бампер («уголки» около противотуманных фар), другие задние фонари, новые колесные диски, которые явно похожи на старые. В салоне – руль с измененными кнопками как у старшей модели Outback. Но общий характер не изменился

Но этого от Subaru XV и не требуется. В нынешней гамме Subaru, где половина моделей – кроссоверы компактного и среднего размера (XV, Forester, Outback) – от самой скромной модели Subaru XV требуется привлекать новых клиентов. Так 80% покупателей XV впервые отдали свои деньги за Subaru и лишь 20% в прошлом уже имели автомобили этой марки. А вот для более универсальных и многогранных Forester и Outback доля постоянных покупателей уже составляет около 40%, т.е. почти каждый второй покупатель! Это ли не «вирус Subaru»? И фактически от Subaru XV требуется «подсаживать» на вирус Subaru новых покупателей, с чем модель отлично справляется, предлагая все ключевые качества бренда в меньшем формате и за меньшие деньги. В целом меня Subaru XV не то, чтобы подсадила на «вирус Subaru», но явно заинтересовала. А потому – обязательно ждем новых встреч с другими моделями марки.