Grim Dawn: стопами Титанов

Grim_Dawn_i01b

Во время игры в Grim Dawn не покидает стойкое ощущение, что нечто подобное мы уже видели. Похожая ролевая система, баланс монстров, темп набора уровней, ритм геймплея… И только когда понимаешь, что Артур Бруно, создатель студии Crate Entertainment – бывший ведущий дизайнер Iron Lore, все становится на свои места. Grim Dawn – наследница легендарной Titan Quest. Одного этого достаточно, чтобы обратить внимание на проект.

Grim Dawn

Жанр action/RPG
Платформы Windows
Разработчики Crate Entertainment
Издатели Crate Entertainment
Сайт grimdawn.com

Grim Dawn и Crate Entertainment – пример для всех инди-разработчиков. Артур Бруно сделал все правильно от начала и до конца. В 2009 г. приобрел права на исходный код студии Iron Lore, включая движок Titan Quest. Стартовав всего с двумя штатными сотрудниками в мае 2012 г., провел успешную Kickstarter-кампанию, собрав $537 515 (почти в два раза больше запрошенной суммы). Через год, в мае 2013 г. выпустил альфа-версию игры. В ноябре того же 2013 г. Grim Dawn появилась на Steam Early Access. После 26 месяцев балансировки и доработки action/RPG наконец-то вышла и, судя по статистике Steamspy, неплохо продается. В чем же секрет проекта?

Cairn, мир Grim Dawn, действительно мрачное место. Это руины некогда могучей технологической цивилизации, достигшей уровня конца XIX – начала XX веков. Cairn стал ареной борьбы двух могучих потусторонних фракций, эфирных и хтонических существ. Первые ищут способ использовать человеческие тела как ресурс, вторые хотят уничтожить людей, чтобы не дать противникам сделать это. Противостояние почти уничтожило человечество и истончило ткань реальности, впустив в мир монстров. Небольшие группки выживших прячутся в последних поселениях. Надежда покинула этот мир.

По настроению Grim Dawn — одна из самых мрачных action/RPG последнего времени. Несмотря на то что с точки зрения стиля и сеттинга игра похожа на The Incredible Adventures of Van Helsing и Victor Vran (сравните хотя бы охотника на ведьм на титульных артах всех трех игр), по духу Grim Dawn ближе к… Diablo II. В ней есть то, чего, по мнению олдскульной публики, так не хватало Diablo III – атмосфера мрака и безысходности.

Сообразно сеттингу, в Grim Dawn в ходу и огнестрельное оружие, и магия. Причем еще как в ходу. Например, для того, чтобы расчистить проходы в самые богатые закутки подземелий или вскрыть особые сундуки с добычей, вам понадобится… динамит. Все игровые классы – дуальные. На втором уровне вы выбираете себе первую специализацию, на десятом – вторую. И хотя вы можете вообще не развивать дополнительный класс, получив чистого воина, стрелка, шамана, оккультиста, мага или убийцу, самые интересные персонажи – использующие лучшее из двух миров. Опять-таки, что может быть приятней, чем оглушить монстра каким-нибудь хитрым заклинанием, а потом изрешетить его из револьвера. Учитывая чистые классы, в вашем распоряжении 25 базовых вариантов развития героя, а принимая во внимание, что очков опыта на все ветки умений даже одного класса явно не хватит – вариаций в развитии персонажа становится еще больше. Благо всегда можно сбросить неудачную сборку и попробовать распределить очки по новой.

Еще одна возможность развития уникального персонажа – система Веры. Это набор из 82 созвездий, состоящих из 434 звезд, открытие которых наделяет вашего персонажа определенными пассивными и активными бонусами. Дополнительный бонус положен за полностью открытое созвездие. При этом призываемые божественные силы навешиваются на уже имеющуюся базовую атаку или заклинание, с определенной вероятностью срабатывая во время его использования. Звезд 434, а очков, которые можно потратить на Веру, ровно столько, сколько разрушенных или испорченных святынь вы сможете найти и очистить во время скитаний по миру. В любом случае во всем Cairn их только 50, так что попробовать все созвездия получится лишь за несколько прохождений. Это, конечно, не пугающе необъятная схема умений в Path of Exile, но очень и очень неплохо. В Path of Exile, честно говоря, был уже перебор.

Но и на этом возможности кастомизации персонажа не заканчиваются. Вы можете получить дополнительные активные или срабатывающие с определенной вероятностью заклинания вместе с предметом или после его улучшения одним из специальных камней. Учитывая, что подобных полуавтоматических умений можно получить несколько, ваш персонаж во время боя превращается в настоящую машину смерти, окруженную опасной для врагов аурой и сыплющую молниями или огненными шарами. И выглядит, и играется это очень здорово, добавляя драйв, заставляя бросаться в гущу противников.

Отдельная история — подбор амуниции. Как и сами-знаете-где, здесь есть обычные, магические, редкие, эпические и легендарные вещи многих классов, плюс 20 000 (!) комбинаций магических префиксов и 200 редких префиксов. Плюс уникальные создаваемые по рецептам предметы. Плюс улучшающие вещи материалы. Одним словом, лута здесь много, и подбор амуниции — своеобразная игра в игре, подгоняющая в поисках все новых врагов и новой добычи. Оставить себе этот клевый эпический набор или его уже пора менять на простую магическую вещь высшего уровня? Вечная проблема action/RPG.

Кстати, доступ к лучшей амуниции и рецептам открывается по мере зарабатывания репутации, отдельной для каждой из фракций. Причем бонусы могут быть и отрицательными. Чем больше вы насолили тем или иным противникам, тем больше существ такого типа будет появляться во время боя.

В Grim Dawn в целом неплохой сюжет, включающий в себя несколько историй с возможностью влиять на их развитие. Вот только большинство из них подано в виде записей и диалогов. Здесь явно не хватает модных роликов в стиле Blizzard, хотя бы между актами, граница между которыми сейчас практически не заметна. Можно было бы обойтись и без дорогой CGI, а ограничиться 2D-комиксами в стиле вступительного ролика. Тем более что он получился очень неплохим.

Grim Dawn — большая игра. На прохождение у вас уйдет 70-100 часов, это если не отвлекаться на гринд и прохождение уникальных, запираемых у вас за спиной подземелий с особо мощными монстрами и лутом, пройти которые можно только до конца, без возможности вернуться и телепортироваться. Плюс прохождение другой комбинацией классов, плюс мультиплеер, плюс хардкорный режим и т.д. Одним словом, зависнуть здесь можно надолго. Некоторые отзывы на Steam написаны людьми, наигравшими 100, 200, 300, 500 и более часов. Это о многом говорит.

С точки зрения графики Grim Dawn недалеко ушел от тех же The Incredible Adventures of Van Helsing и Victor Vran. Но здесь отличная реализация освещения, оживляющая подземные уровни, плюс мрачная палитра и ржавый налет на всех предметах добавляют картинке шарма. А еще в игре отличный динамический саундтрек, ненавязчивый, но подчеркивающий геймплей.

Но самое главное, чувствуется, что Grim Dawn сделана с удовольствием людьми, которые понимают толк в играх. Система «еще уровень и спать», «еще подземелье и перерыв» здесь работает, а это лучший комплимент для action/RPG.

Кажется, сделать хорошую action/RPG не так уж и сложно, благо примеров для подражания в этом жанре достаточно. На деле же в балансе игры такое количество незначительных на первый взгляд нюансов, что из одних и тех же исходных ингредиентов можно приготовить совершенно разные блюда. В случае Grim Dawn все сделано идеально. Это правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II.

feb-300x115-editors-choice-transparent

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Классический геймплей, богатые возможности развития персонажа, гибкость ролевой системы, интересный сеттинг, правильная атмосфера, множество вариаций оружия и брони
Минусы: Нет генерации карты, не хватает сюжетных роликов
Вывод: Правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II
Во время игры в Grim Dawn не покидает стойкое ощущение, что нечто подобное мы уже видели. Похожая ролевая система, баланс…
Во время игры в Grim Dawn не покидает стойкое ощущение, что нечто подобное мы уже видели. Похожая ролевая система, баланс…
4.5 / 5

  • Dirk Digler

    gears of war win10 будете тестировать?

    • Лично я нет. Редакция — возможно.

    • finalplayer

      Уже есть?

      • Dirk Digler

        в сторе есть

  • Sancrist

    А почему во время баталий между Path of Exile и Diablo 3 забывают об этой игре?

    • Dencheg

      это смотря как гуглить

      • Sancrist

        таргетированная реклама и предложения. беда с ними

  • Однозначно лучшая ARPG последних лет 5-7. Уже наиграл более 140 часов, а еще даже к хардкору не приступал и раскачал только 1 класс. А ведь впереди нас еще ждет режим приключений.

    Не считаю минусом отсутствие генерации карты. Тут хорошо прописанный, четко выстроенные сюжет с множеством деталей и рандомизация местонахождения различных объектов и целей была бы тут абсолютно не к месту.

    А вот еще 2-3 ролика, при переходе между ключевыми локациями, помимо вступительного, да, могли бы добавить. Но если честно, то и это я минусом не считаю.

    • Dobriy Vecher

      ответь пожалуйста, если ли в игре резкие подвисания, просто в бете жутко выбешивали какие-то периодические подергивания в игре

      • Вроде бы все ок. По крайне мере fps стабилен и высок. При раннем доступе помню у меня fps местами просаживался до 30, но сейчас стабильно 50+ и это при похорошевшей графике. Особенно порадовали изменения дизайна в локациях актов: больше густых деревьев в первом и кардинальная переработка второго. С нетерпением жду инструментария и открытия SteamWorkshop :)

        • Dobriy Vecher

          спасибо

      • Починили вроде бы. В релизе все плавно.

  • KuskoUA

    «Минусы: не хватает сюжетных роликов»
    Это минус? Это игра моей мечты, лишний раз Esc не надо нажимать.

    • Alex_X_85

      Видимо это про Вас — http://bash.im/quote/403021

      • KuskoUA

        Ага. Не вижу смыла в сюжетах, если для этого тебя отрывают от геймплея. Специально для таких как я придумали новый способ подачи сюжета, как в Bastion — ты крошишь монстров, а в это время закадровый голос рассказывает тебе сюжет. Идеально.

        • rostan

          Вот из-за таких-вот «типов» в последнее время и выходят куски бессюжетного дерьма, типа того же Фоллаута 4, да и все игры от Беседки такие.
          Будь в игре хоть самый гениальный в мире геймплей, она заслуживает не больше 1 в рейтинг на метакритике, если там плохой сюжет.
          Геймплей без сюжета — это игра без смысла. У меня моментально пропадает желание играть вот в такой «геймплей». И презираю всех, кто в такое играет.

          • KuskoUA

            А у меня всё наоборот. И я не один такой. В «бессюжетки» по типу Доты, БФ4, Танки и другие подобные игры играют десятки миллионов людей только ради геймплея.

          • rostan

            Да причём здесь Дота , БФ4, Танки и прочие мультиплеерные игры.
            В них играют ради соревновательного элемента. Цель таких игр — доказать кому-то или себе, что ты не рак (я не играю, но могу понять тех, кто играет в мультиплеерные игры).
            Здесь речь шла об играх одиночных. Игра без сюжета — это игра без смысла ( игра с плохим сюжетом тоже).
            «Для сюжета предпочитаю читать книги и смотреть фильмы/сериалы. Игры у меня для игры.»
            Бред . В таком случае можно поспорить, а так ли уж нужны фильмам сюжеты? Можно ответить «я на спецэффекты посмотреть хожу». А успех таких фильмов, как «Трансформеры», доказывают, что таких людей немало.

          • KuskoUA

            Повезло вам, что не застали игры 90-х, когда у них вообще не было сюжета, была только игра.
            В мультиплеерные игры играют ради геймплея. когда ты даже спустя годы вспоминаешь «сюжет» некоторых игр и этот сюжет создают сами игроки. Как можно забыть, когда успешно скрытно проникаешь на базу противника и потом стыла разносишь их? Ещё одна причина, почему я ненавижу одиночные стелс игры — они никогда не дают таких ощущений, когда играешь с виртуальными болванчиками, а не реальными людьми.

            Можно спорить на счет фильмов. Действительно некоторые люди ходят в кинотеатры ради спецэффектов, это нормально, как и то, что некоторым не нравится часами вместо игры смотреть сюжетное видео.

          • rostan

            Я играл во многие старые игры — мало что понравилось, но две старые игры настолько превзошли в моих глазах все современные, что до сих в моём списке на первом месте — никакие новые не могут их оттуда потеснить.
            Это первые два Фоллаута и второй Балдурс Гейт (первый БГ тоже понравился, но Dragon Age Origins больше).
            И в этих играх просто непревзойдённый сюжет.
            А вот в играх типа Call of Duty и им подобные, сюжет настолько говнист, что действительно, а видеоряд настолько невнятен и туп, что действительно лишь раздражает.
            И ещё раз повторяю, я о мультиплерных играх не писал. Но одиночки без/с плохим сюжетом — это отстой.

          • KuskoUA

            Ваши две любимые, мои одни из самых нелюбимых. Например, Фоллаут удалил спустя пять минут игры — кучи диалогов утомляют.
            Геймплей и атмосферность моё всё. Например, я без ума от второй Мафии. Смотрел все видеоролики и прошел игру два раза. Говорят, сюжет там средненький, но я даже за два прохождения ничего не запомнил. Это как смотреть фильм по 10 минут в течении месяца. Я прохожу игры, в среднем, в течении 2-3 лет.

          • rostan

            То-есть, одна игра за 2-3 года?????!!!!!!!! Я бы столько не выдержал наверно ничто..
            Куча диалогов ( хотя в Фоле не сказал бы что действительно куча) совершенно не утомляют если они по делу и хорошо написаны, а если идёт бред в стиле кампании Battlefield 3, Calll of Duty Black Ops, то даже малая часть их невнятного видеоряда утомляет очень сильно.
            А по части атмосферности, первые два Фола ( для меня особенно второй) вообще не превзойдённы, но чтобы эту атмосферу прочуствовать надо читать диалоги).
            В Мафию не играл, ни во вторую ни в первую, но знаю, что ценители первую очень сильно любят. Но это не моё.
            Главное сюжет и квесты — остальное второстепенно, вот поэтому лучший шутер в моём понимании — Bioshock Infinity, лучшая РПГ — первые два Фола и Baldur`s Gate 2, из новых — Ведьмак 3, лучшая action/adventure — приставочная The Last of Us.

          • KuskoUA

            2-3 года. Иногда играешь-играешь, надоедает, удаляешь игру, а потом обратно устанавливаешь через год. Ну и обычная моя игровая сессия от 30 минут до часа.

            Ну хоть в чём-то у нас совпали вкусы. БФ и Код я тоже не люблю (не люблю карты 5 на 5 метров), а вот последний Биошок и Ведьмак очень понравились. Даже сюжетное видео смотрел, и всё из-за атмосферности.

  • Dobriy Vecher

    При чем тут Diablo, если это идеологическое продолжение Titan Quest

  • dobrodum

    Да, напоминает старый добрый Diablo II. Я аж час в нее поиграл, а это много, учитывая что меня не привлекает подобный жанр игр. Еще понравилось, что четко видишь кого бьешь в тот или иной момент, когда врагов на экране до 10-15 штук одновременно, обычно в играх подобного жанра все смешивается в кучу и ты просто ничего не видишь и не понимаешь, тут все лучше в этом плане.

  • Dobriy Vecher

    До сих пор считаю, что Titan Quest возможно лучшая игра в своем жанре, тут видно, что разработчик пытался взять все лучшее, что было в ТК и срестить с темной атмосферой, думаю купить, но сейчас даже те 14 баксов, которые за нее простят по нынешнему курсу жалко потратить:( Эх, возможно подожду распродажи, может дешевле будет.

    • alexander merkulov

      будет вообще бесплатно(без сетевого режима, сеть проверяет ключик). но когда — непонятно. на кистартере обещали сразу без дрм.

    • supermen666333 .

      если вы из снг то на плати ру спокойно найдете версию 5,5-6$

      • NGxWinGeR

        Спасибо за идею, сразу и не вспомнил о плати.ру, уже устанавливаю игру в стиме. Как раз хотелось чего-нибудь такого, приобрёл буквально вчера на распродаже 1-2 части Dungeon Siege и в первую часть начал ностальгировать. А тут такая интересная игра оказывается появилась.

  • chudic

    По скринам, напоминает Dungeon Siege.

    Никогда не забуду ослика который тащил на себе весь тот мусор до нового поселения, как часами распихивал лут по карманам, выбирая что бросить на поле сражения.
    А еще GeForce 4 MX 440, который дропал игру в момент когда я доходил до боса Скелетона, на кладбище. (шейдера, которые не поддерживал GeForce 4 MX) Приходилось сливать сейв на дискету, бежать к другу и проходить этот отрезок в игре.
    Какие времена были, романтика :)))

    • Pavel Nikolaevich

      GeForce 4 MX 440- моя первая видеокарта…. Плак плак…

    • garret

      аж на ностальгію потягнуло..пам’ятаю і цю гру, навіть відяха така сама була…

  • Kaiyen

    Спасибо, так бы не обратил внимания.

  • Kostiantyn

    Отличная игра. В лучших традициях Diablo 2 и Titan quest. Правда из последних arpg, мне еще Torchlight очень нравится.
    На плати.ру купил за 6$.

    • Роман Томченко

      Дерево прокачки почти один в один с TQ содрали (только на 90 градусов повернули)

  • Simon

    то, чего, по мнению олдскульной публики, так не хватало Diablo III – атмосфера мрака и безысходности

    Пятый акт очень даже мрачный. Так что не надо ля-ля

    • Роман Томченко

      Ну, пятый-то аддоном добавили. Хотя я вообще не понимаю, почему народ ругался. Да, первый акт не так мрачен, как первый в Д2, ну так второй — почти полный аналог… Третий — схож с пятым из Д2, а четвертый — вполне соответствует «оскверненным небесам».

      Так что недовольство кричащих «сделали из игры мультик» я не разделяю ни в коей мере.

  • Niterain

    Раньше нравились подобные игры, а сейчас даже не понимаю зачем они, когда есть тот же Borderlands.