Layers of Fear: интерактивная экскурсия по особняку страха

Layers0a

Когда-то, ещё совсем недавно, у него было всё: красавица-жена, маленькая дочь, работа, вдохновение, слава. Выставки его картин привлекали внимание самой широкой публики, а критики сравнивали восходящий талант с гением Караваджо и даже самого Леонардо да Винчи. Увы, после целой серии несчастий и последовавшего за ними явного помешательства у художника не осталось ничего, кроме одного только пустого дома – столь же безумного, как и его хозяин. Тёмные коридоры петляют до бесконечности; комнаты, стоит только отвернуться, преображаются до неузнаваемости, а украшающие их шедевры живописи то и дело огрызаются совсем не живописным оскалом. Где здесь реальность, а где плод воображения сумасшедшего? Что вообще произошло и происходит в этом доме – и в душе нашего героя? И сможет ли он напрячь все оставшиеся силы – и наконец-то создать свой самый главный шедевр?

Layers of Fear

Жанр Исследовательский хоррор
Платформы Windows / Mac OS / Linux; Xbox One; PS4
Разработчик Bloober Team
Издатель Aspyr
Сайт, страница в Steam

Похоже, польские разработчики питают большую слабость к компьютерным играм в жанре «ужасов». Downfall и The Cat Lady Ремигиуша Михальски, выпустившего в этом году уже и римейк своей первой игры – Downfall: Redux; Tormentum – Dark Sorrow от OhNoo Studio из Гданьска; Kholat от IMGN.pro из Бельско-Бялы; а теперь вот и прямо-таки венец эволюции: Layers of Fear от краковской Bloober Team. Прежде чем выпустить 16 февраля финальную версию, авторы примерно полгода продержали её в загоне Early Access, отшлифовав в соответствии с замечаниями и пожеланиями первых игроков прямо-таки до блеска. А потому, в противоположность многим соседкам по жанру, игра эта не несёт на себе практически никаких отпечатков столь характерного для многих «инди»-авторов налёта малобюджетности и поражает с первого взгляда – не только сюжетом и атмосферой, но уже и внешним своим видом.

Всё действие разворачивается в пустынном викторианском особняке – антураж, понятное дело, классический и оригинальностью вроде бы не блещет, в отличие, скажем, от зимних и столь же условно пустынных уральских гор. Зато движок Unity выдаёт здесь картинку чуть ли не фотографического качества – все элементы интерьера, от шляпной коробки в прихожей до картофелины на кухонном столе, тщательно проработаны во всех деталях и отличаются достоверностью и соответствием изображаемой эпохе. Правда, конкретное время разворачивающихся перед нашими глазами событий явным образом не указывается: судя по моде и обстановке, но также и по наличию некоторых удобств цивилизации вроде телефона или граммофона, перед нами первые десятилетия ХХ века. Другое дело, что реалистичным видом посещаемые нами комнаты будут щеголять крайне недолго – лишь во время пролога, вся цель которого заключается в том, чтобы позволить нам, то есть художнику, отыскать путь в свою мастерскую – и скинуть завесу с мольберта с заготовкой того самого потенциального шедевра, которым нам и предстоит воплощать в жизнь. В дальнейшем же наше окружение будет претерпевать самые неожиданные трансформации, всё более и более изменяя свой внешний вид – так что в итоге вспоминать придётся уже не о викторианском стиле и не о классиках живописи эпохи Ренессанса, а скорее о работах кисти Гигера или, если уже говорить о Польше, Здзислава Бексиньского.

Как и все уважающие себя «ужастики», Layers of Fear выполнена в перспективе от первого лица. Однако те, кто станет ожидать от неё множества монстров, с которыми нужно было бы если и не бороться, то хотя бы прятаться от них, в духе Amnesia, также эксплуатировавшей тему сумасшествия в тёмных коридорах покинутого здания с полуразрушенными и поросшими органической субстанцией стенами, – те, кто ожидает «хоррор-экшна» и действий на быстроту реакции, рискуют остаться разочарованными. Единственные прыжки, с которыми вы можете столкнуться в польской игре, – это собственные подпрыгивания на стуле от встречи с очередной пугающей неожиданностью в стенах особняка безумного художника.

Игровой процесс в Layers of Fear протекает довольно неторопливо и требует некоторой вдумчивости: по сути дела, перед нами не просто «психологический хоррор», но отчасти и адвенчура исследовательского типа, напоминающая про такие игры последних лет как Gone Home или Serena. Steam-достижения красноречиво характеризуют основные этапы нашего большого пути по внутренностям загадочного особняка: «сделана тысяча шагов», «открыто сто шкафов» или даже «потрачено более часа на рассматривание картин». В таких шкафах и многочисленных ящиках столов и тумбочек могут скрываться письма, записки и газетные вырезки – традиционно призванные помочь нам хоть что-то понять в истории жизни нашего героя и в смысле всего с ним происходящего.

Такого рода знакомство с сюжетной частью игры оказывается полностью опциональным для прохождения: пополнять карманы подобранными в тёмных закоулках предметами не придётся. Интерфейс, как обычно в сюжетно-исследовательских играх, сведён к здоровому минимуму, а условное наличие инвентаря ограничивается возможностью изредка брать с собой один предмет и использовать его простым кликом в единственном подходящем для него месте – как правило, это ключ к одной из запертых дверей или один из шести ключевых элементов, необходимых нашему художнику для работы над картиной.

Собственно, поиск этих – весьма, надо заметить, необычных – компонентов и составляет скрытую цель наших исследований. А точнее – путешествий по безумному миру особняка: из комнаты в комнату, из коридора в коридор. Иногда достаточно просто обернуться, чтобы увидеть себя в совершенно другом, неожиданном месте; временами нужно будет некоторое время ходить по кругу, или же завести граммофон, чтобы комната «растаяла» в ритме звучащей мелодии. За исключением возможности вручную проверить каждый шкафчик на предмет завалявшейся там записки, выбора действия у нас на первый взгляд почти что и нет – геймплей Layers of Fear напоминает нечто вроде паркового аттракциона «Туннель страха» или «Пещера неожиданностей». Вот только жаловаться на линейность процесса почему-то не хочется. Хотя бы потому, что постоянные перемены обстановки скучать не позволяют, зато не перестают держать игрока в напряжении: никогда не знаешь, что ждёт тебя за изгибом петляющего коридора, за приоткрытой дверью следующей комнаты, а то и просто при лёгком повороте головы в сторону.

При создании аттракциона авторы постарались на славу. И музыкальное сопровождение, и звуковые эффекты, и редкая озвучка, обозначающая воспоминания героя при осмотре какого-нибудь памятного для него предмета не оставляют желать ничего лучшего – разве что, того, чтобы проходить игру в тёмной комнате и в наушниках. «Погибнуть» в игре нельзя; единственной неприятностью может обернуться встреча с как будто обитающим в особняке призраком – да и то: личность этого последнего устанавливается нами довольно скоро и, как бы странно это ни прозвучало, может послужить даже стимулом почаще встречаться с этим пугающим «монстром». В этом случае мы лишь теряем на несколько секунд сознание, пробуждаясь в следующем пункте нашего безумного путешествия по жутковатым интерьерам особняка.

Головоломки здесь также довольно просты – если так вообще можно назвать несколько задачек на вскрытие сейфов или замков и на использование нехитрой викторианской техники; да и среди таких задач встречаются исключительно опциональные, существующие лишь для возможного прояснения сюжетной линии игры. Фирменной особенностью Layers of Fear оказывается тесное переплетение загадок с темой живописи: в конце концов, мы же играем за художника, пытающегося пробраться через путы безумия к истокам своего искусства. Упомянутая возможность потратить некоторое время на рассматривание картин вовсе не сводится к любованию ими, да и мрачные, подчас ужасающие изображения, часто представляющие собой искажённые шедевры того же Леонардо, Брейгеля или Рембрандта, к приятному созерцанию особо и не располагают. Зато стоит не отрываясь смотреть на и без того кажущийся сюрреалистическим «Портрет Антониетты Гонсалес» в течение нескольких минут, как на нём начнут проступать цифры, остро необходимые нам для дальнейшего продвижения по особняку…

В качестве условного недостатка можно придраться разве что к невозможности сохранять игру вручную. Как и в случае с недавним детективом Agatha Christie – The ABC Murders, автосохранения могут показаться препятствием к свободному исследованию; однако в данном случае такое решение вполне логично, учитывая жанровую принадлежность Layers of Fear: риск от встречи с неожиданностями следующей тёмной комнаты не был бы риском, если бы у нас оставалась возможность в любой момент вернуться назад.

Другое дело, что кажущаяся на поверку линейной экскурсией по «особняку страха» игра всё же предоставляет нам выбор, и выбор интересный. В зависимости от своих действий – самых, казалось бы, незаметных и незначительных, вроде того, на каких предметах окружающей обстановки мы останавливали свой взгляд и насколько долго, – художник закончит свой путь одним из трёх возможных способов. Такое решение явно располагает, по замыслу авторов, к повторному прохождению, – вот только в силу неочевидности тех поступков, которые ведут к альтернативному финалу, игрок может раз за разом получать повторно именно ту концовку, которая наиболее соответствует его темпераменту: подход, как минимум, оригинальный. Да и в целом можно сказать, что игра у Bloober Team получилась отменная. В меру пугающая, радующая глаз детализированной картинкой и занимающая мозг размышлениями о смысле встреченных намёков на сюжетную линию: немало посетителей викторианского особняка, прошедших путь художника несколько раз кряду, публикуют на форумах целые трактаты с размышлениями на тему того, что в истории, поведанной нам в Layers of Fear, реальность, а что нет, – раньше на такое философствование вдохновляли разве что работы таких признанных мастеров компьютерно-игрового искусства как Tale of Tales или Ice-pick Lodge. Однозначно – наш выбор!

feb-300x115-editors-choice-transparent

5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Детализированный и красочный викторианский особняк; в меру пугающая атмосфера безумия; переданная тонкими намёками и обрывочными сведениями история жизни
Минусы: Нет
Вывод: Одна из лучших хоррор-адвенчур за всю историю жанра
Когда-то, ещё совсем недавно, у него было всё: красавица-жена, маленькая дочь, работа, вдохновение, слава. Выставки его…
Когда-то, ещё совсем недавно, у него было всё: красавица-жена, маленькая дочь, работа, вдохновение, слава. Выставки его…
5 / 5

  • Alex J Fralister

    Графика вдохновляет. Вдохновляет тем фактом, что это Unity. Почём там лицензия? 1500 бакинских за штуку? Класс. Ждем еще больше инди-проектов на любой вкус.

    • FlyTroll

      Если твой доход ниже 100тыс$ в год лицензию не нужно покупать

    • Сейчас вообще нету смысла платить за Unity, как было раньше. Все функции которые предлагает платная лицензия — обычно, требуются либо в командной работе, либо на последних этапах разработки.
      На крайний случай есть тариф $75/месяц, несвоевременная оплата за который — не оборвет основной этап разработки. Вот что значит здоровая конкуренция.

      • Alex J Fralister

        Да-да, я знаю :3
        Я потому и взял 1500 бакинских как вариант-максимум. Который демонстрирует насколько игровые технологии пошли в «массы».

    • Elder

      Вон Amazon вообще бесплатный движ сделала и раздаёт:
      http://itc.ua/news/amazon-lumberyard-novyiy-polnostyu-besplatnyiy-dvizhok-dlya-igr-aaa-klassa/

    • Леонид

      Unity — это очень непростой движок. Наряду со своей дешевизной и простотой, там надо очень сильно извернутся и кастомизировать. Хотя коридорный шутер в принципе не является для него проблемой.

  • Ozio

    Лучше Пенумбры? Сомневаюсь.

    • Oleg Suffer

      Как же меня «убивают» такие люди как Вы. Вы хоть играли в нее? В эту игру. НЕТ, не играли. Так как если бы играли, то знали бы что сравнение с пенумброй некорректно. Игра вовсе не об этом. И игра кстати шикарная.

  • hahli vsio

    Ну а как там xaxлы у хозяев дела, посадили ракету?