MWC 2013: послесловие

Удивительное дело, Mobile World Congress 2013, на который после достаточно пресной CES 2013 возлагались большие надежды, прошел в этом году очень скромно. Большие анонсы можно пересчитать по пальцам одной руки, действительно интересные продукты по пальцам второй. Неужели MWC теряет свое былое значение?

Не выставка

В час пик вход Fira Gran Via, барселонского выставочного центра, в который из Fira Montjuïc переехал в этом году Mobile World Congress, напоминает станцию киевского метро в 8 утра буднего дня. Люди текут сплошным потоком, задерживаясь на секунду возле турникетов, чтобы сначала показать паспорт, фотография в котором тщательно сверяется с физиономией посетителя, а ФИО с тем, что написано на бейдже, а затем приложить и сам бейдж с NFC-меткой к считывателю. Эскалаторы работают только на подъем, но всем рекомендуют пользоваться лестницами и лифтами, чтобы не создавать заторы. Есть только одна существенная разница – такое впечатление, что все спешащие попасть на MWC одеты в униформу – строгие серые/черные/темно-синие пиджаки, белые рубашки, галстуки дозволенных расцветок. Если вы увидите кого-то без пиджака, с вероятностью 100% это окажется журналист. Mobile World Congress – не обычная выставка, точней, это совсем не выставка.

MWC_2013_10

Слово Congress затесалось в название не случайно, MWC – это в первую очередь место встречи бизнес-партнеров, коллег, поставщиков и производителей, инженерных компаний и разработчиков софта. Конгресс, собранный для того, чтобы заключать контракты, договариваться о сотрудничестве, искать поставщиков и подрядчиков. А выставка… она всегда была лишь своеобразным бонусом, лишним поводом заявить о себе. В последнее время эта часть MWC постепенно теряет свое значение, что недвусмысленно показала выставка этого года. Все компании, вдохновленные примером Apple и Samsung, поняли, что проводить отдельное мероприятие для запуска новых продуктов, особенно если это топовые устройства, намного выгодней. Да, это возможно чуть дороже, но зато гарантировано привлечет больше внимания и не даст анонсу затеряться на фоне других новостей. Не зря HTC представила свой One, а LG свой Optimus G Pro накануне MWC, а Samsung запланировала отдельное мероприятие посвященное Galaxy S IV на 14 марта в Нью-Йорке. Да даже ASUS показал свои планшетофоны за пределами Конгресса, в соседнем отеле.

MWC_2013_11

Самый дешевый входной билет на MWC стоит €699 и не дает права посещения ключевых докладов и конференций, а доступ ко всем ресурсам обойдется в заоблачные €4,999. Проверка по паспорту и бейджу на входе гарантирует, что случайных людей на мероприятии не окажется, кроме того дополнительный контроль есть на входе на некоторые стенды, конференции и в зоны для общения.

MWC_2013_06

Booth babes на MWC в разы меньше, чем бизнес-вумен в строгих брючных костюмах, а их, в свою очередь, на порядок меньше, чем мужчин в деловой униформе – информационно-коммуникационный бизнес это все еще слишком мужская индустрия. Половина стендов – закрытые переговорные зоны, на которые пресса не допускается. Большая часть экспозиции посвящена инженерным и программным решениям для операторов и производителей – новым типам антенн, базовых станций, тач-экранов, системам шифрования, аутентификации, платежным решениям и т.д. Чем-то это похоже на COMPUTEX, но мобильной, а не десктопно-серверной направленности. На COMPUTEX встречаются производители компонентов и создатели устройства, а на MWC поставщики решений и операторы сервисов. Наряду со стендами компаний, есть на Конгрессе и зоны государств – Франции, Канады, Израиля, той же Каталонии, но отдельных китайских/тайванских павильонов, как на других мероприятиях, здесь нет.

На выставке достаточно больших стендов с потребительскими продуктами и некоторые из них поражают воображение своими размерами, но, похоже, их главное назначение – тешить самолюбие владельцев бренда. Выставочная часть MWC – это та самая вишенка на торте. Да, она в центре внимания, да, привлекает взгляд и каждый бы хотел ее съесть, но она не дает никакого представления о вкусе самого торта, да и банально меньше его в сто раз.

MWC_Intro2

Такое впечатление, что MWC живет вся Барселона, которая гордо называет себя в эти дни Мобильной столицей мира, о чем трубят плакаты на каждом углу. Барселона и так один из самых туристически-нагруженных городов мира, но в феврале до высокого сезона еще далеко и такое впечатление, что MWC становится для Барселоны вторым летом – возможностью неплохо заработать. Если не запланировать поездку заранее (лучше за полгода), вы сможете снять отель только за пределами города и будете долго добираться до выставочного центра. Впрочем, от желающих помочь гостям Конгресса нет отбоя – их встречают еще в аэропорту и мягко сопровождают по всему городу. Такое впечатление, что каждый мальчишка в Барселоне знает, как добраться до выставочного центра, не говоря уже о массе волонтеров, которые направляют группы посетителей в метро, на подходах к выставке, на самом Конгрессе. Плюс дополнительные наряды полиции, скорая помощь и другие обязательные атрибуты большого скопления людей.

MWC_2013_12

Fira Gran Via просто огромна. Чтобы добраться по связывающей все павильоны крытой галереи, больше похоже на улицу с интенсивным движением, из конца в конец выставочного центра вам понадобится 16 минут. Учитывая, что площадь Fira Gran Via в 2 раза больше площади Fira Montjuïc, MWC еще есть куда расти. И, конечно, очередной рекорд по числу посетителей уже поставлен – в этом году Конгресс посетили более 72 тыс. человек, что на 5000 больше, чем в 2012 г. Учитывая стоимость билетов и контингент участников – просто фантастическая цифра, не все потребительские выставки могут похвастать таким числом посетителей. А Барселона выбрана «Мобильной столицей мира» до 2018 года, так что в ближайшие 5 лет MWC будет проходить здесь. Вот только останется ли в нем хоть что-то от былой выставки или она превратится в сугубо деловое мероприятие, каким планировалась с самого начала?

Тренды MWC 2013

Выставка, это не более чем бонус для посетителей MWC, но показанные на ней потребительские устройства позволяют сделать некоторые выводы и проследить тренды мобильной индустрии на ближайшее время. Попробуем выделить основные.

Эпоха выставок прошла, наступило время онлайн-трансляций. CeBIT доживает свое, превратившись в скучное корпоративное мероприятие, COMPUTEX – это скорей большой супермаркет, чем выставка, IFA – очень региональное мероприятие, переполненное собирающими лут подростками и скучающими бюргерами, и даже CES в этом году не порадовал большими анонсами. Ну а Mobile World Congress – это все-таки конгресс. Эпоха IT-выставок заканчивается.

MWC_2013_04

Китайские производители смартфонов готовы тягаться с A-брендами на их территории. Судя по стендам Huawei и ZTE на Mobile World Congress, не уступающих по размерам стендам ведущих компаний, китайские бренды всерьез готовятся к штурму потребительского рынка в Европе и США. Да, пока что еще есть где поработать над дизайном и программная часть порой вызывает вопросы, но линейки устройств у тех же ZTE и Huawei очень интересные с точки зрения железа. В течение 5 лет китайские бренды вполне могут сделать с корейскими тоже, что 10 лет назад те сделали с японскими – вытеснить их из ключевых сегментов рынка. Надеемся текущие лидеры отдают себе отчет о существовании подобной угрозы, а не отмахиваются от нее, как в свое время сделала Sony в отношении Samsung и LG.

MWC_2013_05

Большая диагональ. Можно долго фантазировать на тему решится ли Apple выпустить 5-дюймовый iPhone, чтобы потягаться с Samsung Galaxy Note II, создавшей новый, весьма прибыльный, сегмент больших смартфонов. Но пока Apple традиционно молчит, остальные производители ринулись представлять свои версии плафонов и фаблетов. У LG уже есть странный Optimus Vu c экраном 5” и соотношением сторон 4:3, в помощь ему добавляется 5,5” Optimus G Pro с классическими пропорциями дисплея. Sony представила великолепный Xperia Z с 5-дюймовым экраном. ZTE показала на MWC новый флагман Grand Memo с диагональю 5,7 дюймов. А Huawei хвастается самым большим смартфоном на рынке – Huawei Ascend Mate с экраном 6,1 дюйма. Ну а ASUS решила не мелочиться, и сразу выпустить 7-дюймовый планшетофон Fonepad. А что, глядишь, и у нее получится создать собственный сегмент. Прецеденты были.

MWC_2013_01

Диагонали на все вкусы. iPad mini не долго оставался единственным устройством с экраном 8” от A-бренда. Samsung нанесла симметричный ответ своим Galaxy Note 8.0. Производители в поисках ниш готовы представлять устройства любых диагоналей. У нас есть «маленькие» 4-дюймовые смарфтоны, средние с экранами 4,5”, большие с 5”, далее идут переходные фаблеты на 6”, маленькие 7-дюймовые планшеты и чуть менее маленькие 8-дюймовые. Классические планшеты оккупировали весь спектр диагоналей от 9 до10 дюймов. Плюс имеются и эксперименты с экранами 11-12”. Ну, и в дополнение, некоторые ушлые компании делают разборные Android-моноблоки/дисплеи, называя такие гибриды семейными планшетами. Тут уже речь идет о диагонали 20+. Вот уж действительно, на любой вкус.

MWC_2013_09

13 Мегапикселов. Гонка мегапикселов продолжается, и раз рынок недорогих фотоаппаратов съеживается, этот же маркетинговый прием можно легко использовать на рынке смартфонов. Камеры с сенсором 13 Мп у Huawei Ascend P2, Sony Xperia Z, Asus PadFone Infinity, ZTE Grand Memo, ZTE Grand S, LG Optimus G и G Pro. Похоже, такая камера станет стандартной для флагманских моделей.

MWC_2013_07

Смартфоны специального назначения. Рынок смартфонов сегментируется не только по ценовом фактору. Начали появляться и небольшие ниши для устройств специального назначения. Мы видели защищенные смартфоны и раньше, но подобных Caterpillar CAT B15, от известного производителя тяжелой строительной и сельскохозяйственной техники, еще нет. Похоже, это устройство выживет даже после переезда его бульдозером Caterpillar.

MWC_2013_13

Еще одно необычное устройство показанное на MWC 2013 – Fujitsu Stylistic S01, сенсорный смартфон для пожилых людей, с предельно простым интерфейсом, подстраивающимся под тембр собеседника динамиком, тревожной кнопкой и фантастическим обратным тактильным отзывом при нажатии на экран, имитирующим физического нажатие на кнопку. Вероятно, подобных нишивых устройств в дальнейшем будет появляться все больше.

Мобильный 3D всё. Эксперименты с 3D в мобильных устройствах закончились так и не начавшись, на MWC 2013 данная технология даже не упоминалась.

По контрасту с прошлыми годами, анонсов и интересных продуктов, представленных на Mobile World Congress 2013 было очень мало. Практически со всеми вы успели познакомится в нашей ленте новостей с конгресса.

MWC_2013_14

Так что, стоит ли ждать MWC 2014? Если вы работаете в сфере информационно-коммуникационных технологий и ищите пути развития своего бизнеса – несомненно да. Если вы интересуетесь смартфонами и планшетами и ждете презентаций, новинок и драйва – боюсь, что нет. Остается еще надежда, что Конгресс этого года был исключением из правил, и в следующем выставка вернется и порадует нас интересными продуктами. Боюсь, что это призрачная надежда.

Редакция ITC.ua благодарит компанию Samsung за помощь в подготовке материалов с MWC 2013.