Ведя споры о достоинствах и недостатках пакета 3D Canvas, производимого канадской компанией Amabilis, даже самым ярым противникам приходится признать, что, во всяком случае, по одному своему показателю — отношению функциональности и стоимости — он, безусловно, превосходит конкурентов. Ведь программа распространяется бесплатно!
|
Последняя версия Anim8or (v.0.8) увидела свет 10 августа 2002 г. Ее автор — инженер из компании NVidia, специализирующийся на драйверах OpenGL. Вероятно, поэтому она такая маленькая: размер архива, доступного для загрузки на сайте www.anim8or.com, — всего 572 KB (еще 2 MB занимает 72-страничное руководство пользователя). При этом Anim8or очень уверенно работает с большими файлами |
Размер установочного файла, находящегося в свободном доступе на сайте www.amabilis.com,
составляет около 7 MB. В базовом варианте 3D Canvas v.6.0 (распространяется с
20 января) предоставляет следующие возможности:
- набор необходимых инструментов для традиционного полигонального моделирования,
а также поверхностей сглаживания (interactive surface subdivision); - традиционная анимация по ключевым кадрам, а также скелетная анимация персонажей
с поддержкой инверсной кинематики; - инструмент "Magic Wand", деформирующий объекты с помощью объемной
кисти (и способный вызывать у пользователей программы Maya отдаленные ассоциации
с модулем Artisan Tools); - импорт трехмерных объектов из формата dxf;
- экспорт сцен в файлы .pov и .rib для их последующей визуализации с помощью
трассировщика лучей POVRay или renderman-совместимых программ наподобие BMRT
(загрузив программу BORG с сайта www.project-borg.org/home,
можно даже получить возможность бесплатного распределенного сетевого рендеринга). - Уплатив сравнительно небольшую сумму ($39,65) и увеличив объем сетевого
трафика еще на 15 МВ, пользователь 3D Canvas может усовершенствовать свою
программу до версии LP, что даст ему следующие преимущества: - расширяемость за счет бесплатных подгружаемых модулей (на сайте Amabilis
поддерживается соответствующая библиотека); - доступ к моделируемому форуму;
- полный набор булевых операций с объемными телами, а также набор других "продвинутых"
инструментов моделирования вроде функций устранения избыточной геометрической
сложности, скругления отдельных ребер и вершин, отображения зеркальных копий
в реальном времени (для моделирования лиц и иных билатерально симметричных
объектов) и т. д.; - достаточно внушительный набор средств работы с текстурами, включающий функцию
Unwrap, которая генерирует изображение каркасной модели в пространстве координат
текстурирования, предназначенное для последующего "раскрашивания"
в графическом редакторе, а также функцию UV Unwrap, позволяющую устранять
локальные несоответствия между координатами текстурирования и геометрией; - расширенный набор импортируемых и экспортируемых форматов, включающий, в
частности, 3D Studio (.3ds), DirectX (.x) и MS Train Simulator (.s).
В свою очередь, 3D Canvas Pro стоимостью $69,95 еще функциональнее, в частности,
обладает более богатыми возможностями импорта и экспорта трехмерной геометрии:
поддерживаются 13 входных и 17 выходных распространенных форматов (благодаря чему
на форумах разработчиков игр и мультимедийных приложений 3D Canvas часто рекомендуется
к использованию в качестве недорогого файлового конвертера). Пакет отличается
расширенным набором примитивов, включающим такие объекты, как Surface (для "лоскутного"
органического моделирования) и Terrain (для создания ландшафтов на основе подготовленных
карт, соотносящих яркость с высотой). В ПО встроены средства интерпретации пользовательских
программ на языках VBScript и JScript. В нем также поддерживается возможность
подключения Photoshop-совместимых фильтров для постобработки анимации.
Разумеется, одна лишь низкая стоимость не могла бы обеспечить 3D Canvas нынешней популярности. Ведь эта программа — не единственный бесплатный продукт в своем классе. У нее имеются, по меньшей мере, два близких аналога: Anim8or, созданный бескорыстными усилиями Стивена Глэнвилла (Steven Glanville), и Art Of Illusion — амбициозный freeware-проект обширной группы приверженцев языка Java.
3D Canvas, в отличие от названных аналогов, не имеет собственных алгоритмов визуализации. Все заботы, связанные с рендерингом, возложены разработчиками из Amabilis на библиотеку DirectX.
Работает 3D Canvas довольно неторопливо, ибо написана эта программа… на языке Visual Basic! Впрочем, скорости современных процессоров во многих случаях позволяют мириться с этой проблемой.
Стабильность также не является сильной стороной 3D Canvas. К примеру, чтобы спровоцировать "выполнение недопустимой операции", достаточно во всплывающем диалоговом окне редактирования параметров примитива "сфера" ввести "0" в качестве параметра Latitude (количество широт) и нажать клавишу Enter. Очевидно, в данном конкретном случае разработчики попросту забыли о проверке вводимых данных на допустимость.
Несмотря на эти недостатки, 3D Canvas чаще других бесплатных программ подобного рода упоминается в обзорах, где ее имя фигурирует в одном ряду с TrueSpace, Lightwave 3D, 3DS MAX и другими знаменитыми торговыми марками. Журналисты компьютерных изданий, специализирующиеся на графическом ПО, справедливо относят 3D Canvas к категории low-end; тем не менее они считают своим долгом отметить выход в свет каждой очередной ее версии: ведь пользовательское сообщество этой программы исчисляется сотнями тысяч и продолжает расти.
Что же позволило 3D Canvas за несколько лет, миновавшие с момента выхода первой версии, завоевать популярность и признание на столь насыщенном рынке?
Ответ, на мой взгляд, кроется в сугубо рациональном мышлении разработчиков. К
примеру, отказавшись от создания собственных алгоритмов рендеринга, они избежали
непроизводительной растраты сил — ведь современные модули визуализации, используемые
конкурентами, представляют собой сложнейшие программы, воплощающие десять-пятнадцать
лет практического опыта и астрономическое количество человеко-часов, ушедших на
отладку и тестирование.
Вовлечение ресурсов акселератора приводит к многократному ускорению рендеринга (для несложных сцен просчет и запись анимации в avi-файл может выполняться даже быстрее, чем в реальном времени). При этом 3D Canvas Pro предоставляет простейшие средства как пространственного, так и временного сглаживания изображения (antialiasing и motion blur). Первое достигается путем предварительного просчета кадров двух- или четырехкратного размера и их усредняющего масштабирования до требуемых размеров, а второе — за счет интеграции восьми (пользователь не может изменить это число) последовательных фаз движения объектов в пределах длительности каждого кадра.
Отдав формирование кадров просчитываемой анимации на откуп библиотеке Direct 3D,
разработчики из Amabilis "вскочили на подножку" самого скоростного поезда
в современной PC-индустрии. Вполне вероятно, что это позволит им догнать и перегнать
многих нынешних конкурентов. И даже если выход очередной версии 3D Canvas по каким-либо
причинам задержится, программа не прекратит своего развития — оно пойдет вперед
за счет усилий производителей графических карт и разработчиков драйверов Direct
3D.
Кстати, о поездах: сэкономленную энергию разработчики из Amabilis благоразумно
направили на удовлетворение нужд поклонников программы Microsoft
Train Simulator, назвать которую игрой просто не поворачивается язык.
Стороннему человеку нелегко бывает проникнуться интересом к созерцанию шпал, с
гипнотической монотонностью набегающих из бесконечной дали, да к прослушиванию
шипения парового котла, доносящегося из сабвуфера. Однако в контексте данной статьи
важнее другое: фанаты MTS представляются идеальным сообществом конечных пользователей
для любой софтверной фирмы. Они многочисленны (их можно встретить и у нас стране:
например, среди завсегдатаев странички www.trainsim.ru/forum
недавно происходил оживленный обмен картами киевского метро); беззаветно преданы
своему делу и готовы идти ради него на жертвы (в том числе денежные) и мириться
с трудностями (ошибками в программах). Поэтому статус стандартного инструмента
для создания и редактирования объектов мира MTS (паровозов, пассажиров, зверюшек,
прохаживающихся по железнодорожным путям, и т. д.), каковой признается сегодня
за 3D Canvas, безусловно, следует считать его важным стратегическим преимуществом.
Львиная доля картин, размещенных в виртуальной галерее на сайте Amabilis, посвящена
железнодорожной тематике.
|
Примеры изображений, полученных с помощью POVRay. Авторы — экспоненты официальной галереи (www.povray.org/community/hof) Норберт Керн (Norbert Kern) и Том Ауст (Tom Aust) |
Фотореалистическая графика в реальном времени — дело близкого будущего. Те же,
кому получение бескомпромиссно высококачественных изображений необходимо уже сегодня,
могут интегрировать 3D Canvas LP/PRO с полноценными бесплатными трассировщиками
лучей — POVRay (Persistence Of Vision Raytracer, www.povray.org)
и/или любым из множества бесплатных renderman-совместимых пакетов: например, BMRT
(Blue Moon Rendering Tools, www.exluna.com).
Если будущее BMRT неопределенно (прошлогоднее слияние компании Exluna с NVidia,
похоже, положило конец выходу его новых версий), то проект POVRay продолжает активно
развиваться на протяжении уже более чем десяти лет. В числе новшеств, внедренных
в последние версии этой программы, фигурируют техника глобальной иллюминации (radiosity),
элементы прямой трассировки лучей (photon mapping), а также возможность описания
объектов с помощью изопараметрических поверхностей (этот метод полезен для визуализации
научных и инженерных данных).
Вместо того чтобы "с нуля" создавать собственный язык, позволяющий пользователям
программировать поведение объектов (а также тратить массу усилий на подготовку
сопутствующей документации), авторы 3D Canvas опять-таки продемонстрировали похвальное
здравомыслие, воспользовавшись готовыми технологиями скриптинга на основе языка
VBScript, внедряемыми в современные версии ОС Microsoft.
В заключение хотелось бы предостеречь читателей от недооценки продуктов Amabilis и иного бесплатного ПО для трехмерной графики. От большинства прочих сфер деятельности человека IT-индустрия отличается именно тем, что потоки денежных средств отнюдь не являются единственным ее двигателем: в сопоставимой степени она зависит также от бескорыстного энтузиазма программистов и пользователей. Поэтому всем, кто считает бесплатность 3D Canvas и подобного ПО основанием для пренебрежительного отношения к нему, следует помнить историю бесплатной ОС Unix, сформировавшей (и продолжающей формировать) лицо другой важнейшей отрасли программного обеспечения.