Предупреждаю сразу — эту статью не стоит читать людям, которых при прослушивании музыки полностью устраивает MP3 с битрейтом в 128 KBps. Они просто не поймут, для чего все это нужно.
Впрочем, ее вряд ли поймут и те, кто считает, что хоть 128 килобит и маловато, но уже 192 (256, 320 — все равно) — более чем достаточно для получения качественного звука, неотличимого на слух от оригинала. Кто же остается? Неужели находятся личности, считающие, что MP3 любого битрейта (равно как и все остальные кодеки, основанные на алгоритмах компрессии с потерей качества) не может сравниться с Audio CD? Оказывается, находятся. Причем таких на удивление много, а некоторые из них от слов "да ну, какое у MP3 может быть качество?!" переходят к делу, создавая кодеки, сжимающие музыку без потерь (lossless codecs). Результат получается абсолютно идентичным оригиналу, причем не только на слух. Конечно, размер у файлов гораздо больше, чем у MP3 (60—70% от исходника при компрессии современной "шумной" музыки и 35—60% — при компрессии тихих композиций или классики), но поскольку единственной альтернативой в данном случае является только оригинальный WAV-файл…
![]() |
Настроек у программы на удивление мало — так что любителям поковыряться в "нутре" здесь делать нечего, Monkey’s Audio работает по принципу "нажми на кнопку — получишь результат" |
Кроме Monkey’s Audio, есть еще ряд других lossless-кодеков, также заслуживающих внимания.
WavPack |
Первый вопрос, который обычно появляется у пользователей, услышавших о программах сжатия музыки без потери качества: "А чем это отличается от обычного архивирования с помощью какого-нибудь Zip?". Принципиально — ничем. А вот если непринципиально… Во-первых, Zip годится только для хранения музыки на винчестере, но никак не для ее прослушивания (перед воспроизведением композиции ее придется сначала извлечь из архива), и во-вторых, lossless-кодеки отличаются более высокой степенью сжатия. Произвольно выбранный WAV-файл размером 50 MB в Zip-архиве занимал больше 46 MB, в RAR (был указан максимальный уровень компрессии и принудительно включена оптимизация для аудио) — 33 MB, в то время как после упаковки с помощью lossless-кодека его размер уменьшился до 28 MB.
Да, вступление получилось немаленьким, но, на мой взгляд, оно было необходимым — уж слишком это экзотическая тема, среднестатистический пользователь ПК о ней не знает ровным счетом ничего. Тем же, кто хочет почитать теорию lossless-кодирования, могу предложить зайти на страницу Theory на сайте утилиты Monkey’s Audio, к детальному рассмотрению который мы и переходим.
Monkey’s Audio v.3.97
|
Честно говоря, изначально эта статья планировалась как обзор — но в ходе подготовки материала я понял, что практически безоговорочное лидерство здесь принадлежит одной-единственной программе с забавным названием Monkey’s Audio (сокращенно MAC). Несмотря на то что при желании можно найти кодеки с большим коэффициентом сжатия, Monkey’s Audio выигрывает за счет очень высокой скорости работы (компакт-диски сжимаются ею за 3—4 минуты), да и размер файла у нее получается больше на считанные проценты — согласитесь, разница в несколько мегабайт для альбома, занимающего 300—400 MB, абсолютно несущественна.
Единственный недостаток программы — отсутствие возможности копирования треков с Audio CD, для этого придется воспользоваться каким-нибудь аудиогрэббером. Кстати, очень неплохой грэббер Exact Audio Copy после установки Monkey’s Audio подхватывает его кодек и позволяет кодировать Audio CD в формат APE напрямую, без применения MAC.
Других же недостатков у Monkey’s Audio нет, дальше идут сплошные достоинства. Программа поддерживает ID3-теги, несколько режимов компрессии — от Fast до Extra High, причем основное отличие между ними в скорости работы и загрузке процессора как при кодировании, так и при воспроизведении — выигрыш в размере файла не превышает 5—10%. Кроме того, MAC позволяет использовать внешние кодеки, как lossless (WavPack, RKAU, Shorten), так и более привычные Lame, MP3Enc, MP+, Ogg Vorbis. Правда, в поставку входят только кодеки без потери качества, остальные придется загружать и подключать отдельно. Зачем разработчик добавил поддержку MP3 — мне лично неясно. Скорее всего, по принципу "чтобы было".
После получения первых APE-файлов возникает вопрос — а чем бы их послушать? К сожалению, вариантов тут два — либо Winamp (впрочем, многим читателям, я полагаю, этого будет уже более чем достаточно), либо Media Jukebox — по не совсем понятной мне причине разработчик MAC считает его лучшим медиаплейером. Он также говорит, что собирается в будущем создать ACM-кодек, который позволит проигрывать APE-файлы на любом плейере, однако почему-то особо с этим не торопится. Впрочем, повторюсь, полноценной поддержки Winamp хватит с головой практически всем, поэтому назвать отсутствие ACM-кодека серьезным недостатком я лично не могу.
Особое удивление вызывает тот факт, что при всех своих достоинствах Monkey’s Audio остается абсолютно бесплатной — более того, недавно создатель утилиты выложил на своем сайте ее исходный код (для разработчиков, которые захотят включить поддержку MAC в свои программы). Сам автор на вопрос о бесплатности отвечает буквально следующим образом: "MAC is just something I do for fun, and it wouldn’t be fun anymore if I had to worry about money". ("Я делаю MAC ради удовольствия — а о каком удовольствии может идти речь, если я начну думать о деньгах?".) Так и хочется воскликнуть — "вот все бы так относились к своим программам!".
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: