Обзоры Обзоры 29.09.2003 в 21:00 comment

Самородки

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Идея проводимого ACM (Association
for Computing Machinery
) и спонсируемого IBM соревнования International Collegiate
Programming Contest родилась еще в 1970 г. Она быстро нашла отклик у правительств
США и Канады как инновационная инициатива, направленная на поддержку лучших студентов-программистов
этих стран.

С тех пор как в 1997 г. IBM стала спонсором данного мероприятия, число его участников почти утроилось, охватив в сезоне 2002—2003 гг. около 23 тыс. самых талантливых студентов из 1329 учебных заведений 68 стран мира. Правила соревнований поддерживают выявление именно юных самородков, запрещая включать в команду из трех человек магистров и более одного бакалавра. Программирование рассматривается прежде всего как искусство, и природные способности имеют здесь решающее значение.

Финал 2003 г. собрал 70 лучших команд из 25 стран мира. Давно прошли те времена, когда первые места уверенно занимали студенты профильных учебных заведений США — Гарварда, Стэнфорда, Калтеха, Беркли и др. Так, дважды подряд, в 2000 и 2001 г., победителями становились студенты Санкт-Петербургского государственного университета. Стабильно очень высокие результаты показывают команды питерского Института точной механики и оптики и МГУ. Вообще же, команды доброго десятка российских вузов за последние пять лет получали вполне пристойные места в финалах.

В этом году впервые девятое место и бронзовые медали достались и нашей команде — студентам Киевского национального университета им. Т. Шевченко.

Восхождение

Сито международных полуфинальных соревнований не просто отсеивает часть
команд, которые слабее других. В финал по нашему Юго-Восточному европейскому региону,
в который входят 11 стран (от Украины на севере до Турции на юге), попадают только
две лучшие. При этом в расчет не принимается, что несколько команд-призеров могут
быть потенциально сильнее победителей других зональных соревнований. Много говорится
о том, что, например, регионы на территории США слишком мелкие, а на территории
СНГ можно было бы организовать еще несколько достойных групп, чтобы дать возможность
перспективным командам оказаться в финале. Однако сильнейшим дорога всегда открыта.

Онлайн-курс Бізнес-аналіз. Basic Level від Ithillel.
В ході курсу студенти навчаться техніці збору і аналізу вимог, документуванню та управлінню документацією, управлінню ризиками та змінами, а також навчаться моделювати процеси і прототипуванню.
Приєднатися
Самородки
Команда Варшавского университета
– чемпионы мира 2003 г. (источник: www.acm.org)

В период с 1996 по 2000 гг. в региональных полуфиналах регулярно участвовали команды
от двух до четырех украинских вузов. Но в число призеров они не попадали. Тон
задавали в основном хозяева соревнований — румынские студенты и их болгарские
сверстники.

В 2000 г. руководство Винницкого государственного национального технического университета (ВГНТУ) при участии преподавателей, накопивших опыт судейства в международном жюри в региональном полуфинале в Бухаресте, разработало программу целенаправленной подготовки команд отечественных вузов, в основу которой легла аналогичная российская программа. Первым шагом стало проведение Всеукраинской студенческой олимпиады по правилам первенства мира.

Министерство образования и науки Украины не только сразу же поддержало эту инициативу, но и обеспечило финансирование для поездки в Румынию трем лучшим отечественным командам.

Годом спустя Всеукраинская олимпиада по программированию стала проводиться в три этапа, добавив к традиционным внутривузовскому и финальному еще и промежуточный, региональный этап. Он состоялся в Хмельницком, Киеве, Донецке и Запорожье, что позволило значительно увеличить количество участников и популярность этого соревнования.

Результаты не заставили себя ждать. В 2001 и 2002 гг. в Бухарест поехали сразу восемь украинских команд, а в последнем цикле они заняли 1, 2, 6 и 10 места.

Онлайн-курс Бізнес-аналіз. Basic Level від Ithillel.
В ході курсу студенти навчаться техніці збору і аналізу вимог, документуванню та управлінню документацією, управлінню ризиками та змінами, а також навчаться моделювати процеси і прототипуванню.
Приєднатися

Сегодня, кроме традиционных участников — Киевского и Одесского национальных университетов и ВГНТУ, достаточно прочные позиции имеют Донецкий национальный технический университет и НТУУ "КПИ", команда которого за два последних года буквально ворвалась в число сильнейших.

Вместе с тем сравнение результатов, достигнутых командами вузов России и Украины, пока явно не в нашу пользу, и только большая организационная работа, проведенная в предыдущие два года, дает основания надеяться, что это отставание будет сокращаться.

Григорий Жуков, руководитель
компании SCO

СамородкиСама
по себе олимпиада любого уровня, организованная по правилам АСМ, не является
определяющим событием для развития экономики Украины. Это — чисто спортивное
мероприятие.

Мы же хотели, чтобы неделя, проведенная молодыми людьми в Одессе, помогла
им в последующей профессиональной ориентации.

Они должны научиться работать по-другому — так, чтобы в будущем суметь
создать собственную команду и сделать ее экономически успешной. Ребята приехали
нацеленными прежде всего на соревнование, а уехали — с другими мыслями,
и ценность этого мероприятия для тех, кто не победил, не меньше, чем для
чемпионов.

СамородкиНапример,
мы ежедневно оценивали предлагаемые командами задачи, определяли лучшие
и вручали авторам призы. Фактически все они стали победителями. Это — будущие
постановщики задач, решение которых позволит создать востребованные на рынке
программы. Чемпионов делают чемпионские задачи.

В конце 80-х годов я сам участвовал в олимпиадах по программированию среди
студентов, что в дальнейшем и определило мою профессию. Сегодня, имея большой
практический опыт, я стремился показать студентам прежде всего важность
командной работы в их будущей деятельности. Один человек не может создать
сложный программный продукт, и просто знать язык программирования — этого
уже недостаточно.

Одна из самых больших проблем нашей экономики — отсутствие необходимого
числа специалистов в области управления проектами. Навыки же в этой сфере
должны иметь все, кто так или иначе участвует в командных разработках.

Летние сборы

Самородки
Студенты Донецкого НТУ —
первые обладатели Кубка и третьи призеры финала чемпионата Украины

Теперь, собственно, о первом розыгрыше Кубка по программированию среди студенческих
команд, который прошел с 17 по 23 августа, за три недели до национального финала,
в Одессе. Его организовали Институт математики, экономики и механики Одесского
национального университета при поддержке компании Computer Systems Odessa (CSO).

В розыгрыше принимали участие 10 сильнейших команд Украины, победителей региональных
олимпиад этого года. Они представляли семь вузов — местный университет, а также
Киевский, Донецкий, Винницкий, Запорожский, Севастопольский и Одесский технические
университеты.

Правила соревнований учитывали рекомендации АСМ, но отличались от них весьма значительно. Расписание изначально было построено таким образом, чтобы сфокусировать внимание участников на командной работе, дать им опыт совместного принятия решений в рамках проектов и рабочих групп.

Самородки
Винница-2003: одна голова
хорошо. А три?

В течение четырех дней разыгрывались призы в трех номинациях — команде, первой
успешно сдавшей задачу, команде-победителю дня и автору лучшей задачи. В пятый
день, который проводился по особым правилам, решались все отложенные задачи и
состоялось награждение победителей — Донецкого НТУ, ВГНТУ, Одесского университета
и НТУУ "КПИ". Не отдыхали ребята и в последний день, участвуя в дополнительных
соревнованиях по Internet в рамках Valladolid
Online Programmers Contest
. Здесь призы достались студентам ВГНТУ и Одесского
университета.

Для мероприятия был разработан и специальный логотип — человек, вырывающийся за скобки формализма. Он отражает главную идею соревнования — расширить жесткие границы правил, установленных АСМ.

Фактически Кубок в этом году стал единственной школой, в какой-то степени воспитывающей элиту программистов Украины. Другого времени и места для этого пока не нашлось, и успех мероприятия обеспечил только энтузиазм его организаторов.

Никуда не годится то, что многие участники приехали в Одессу за свой счет. Это говорит только о безразличии некоторых вузов к их рейтингу в системе IT-образования в Украине. Не должны были бы остаться в стороне и отечественные софтверные компании, если они думают о своем будущем и хотели бы получить персонал высокого класса.

Владимир Месюра, декан факультета
компьютерного интеллекта ВГНТУ, координатор Всеукраинской студенческой олимпиады
по программированию

СамородкиНа
турнирах АСМ побеждает тот, кто более напряженно и тщательно готовится.
К примеру, у нас проводилось до 18 занятий в год — раз в две недели, а
у ведущих команд российских вузов — еженедельно две полноценные пятичасовые
тренировки.

Еще такой факт. Украинцы прибыли на последний финал в США непосредственно
накануне соревнований, и на их самочувствие значительно повлияла смена часовых
поясов. Санкт-Петербургская же команда приехала за три дня до начала целой
делегацией, куда входил даже психолог.

Впрочем, это уже составляющие "большого спорта". Сильной университетская
команда становится только тогда, когда в ней появляется выдающийся программист.
Лучшие ребята обычно много занимаются самостоятельно, используя ресурсы
Internet.

Сегодня неясно, чему и как обучать студентов такого уровня, поскольку по
всей Украине их наберется всего десятка полтора. Талантливой молодежи нужно
давать хорошие стипендии, чтобы у них не было необходимости работать, и
учить их совершенно по другим программам, чтобы они не потеряли своих уникальных
способностей. Есть случаи, когда победители олимпиад поступают в университеты
и спустя полгода-год уходят из-за невысокого уровня преподавания профильных
дисциплин.

Обязательно нужно приглашать на студенческие соревнования и школьников.
Им это интересно, и они получают удовольствие от подобных турниров, накапливают
необходимый опыт.

СамородкиИли
такой пример. Известны зарубежные сайты, куда компании выкладывают свои
реальные задачи и проекты. Лучшие решения оплачиваются. Почему бы не создать
такой же ресурс в Украине? Кроме проектов, он мог бы выполнять учебные функции
для студенческих команд. Еще одна большая проблема — новые задачи для олимпиад.
Те из них, которые сегодня готовят отечественные преподаватели, в основном
не дотягивают даже до уровня полуфиналов.

Главной же проблемой в решении вопросов подготовки украинских студентов
к первенству мира остается отсутствие спонсоров. Для участия в олимпиадах
необходимы время и деньги, иначе все будет держаться только на энтузиастах.
Большинство же из тех, к кому мы обращались за финансовой помощью, в том
числе и ведущие украинские фирмы, считают, что им это не нужно. Не видят
здесь сиюминутной выгоды и не задумываются над тем, какую пользу принесет
повышение качества специалистов и Украине в целом, и самим компаниям. Кроме
того, многие университеты не хотят организовывать соревнования у себя —
хлопотно и дорого.

За украинскими талантами внимательно следят различные зарубежные (и особенно
— российские) университеты и компании, приглашая их на учебу и работу.
Наши же фирмы до последнего времени совершенно не интересовались ими, хотя
украинские студенты, которые могут и должны регулярно быть в числе призеров
чемпионата мира, могли бы принести Украине не только спортивную славу, но
и стать творцами ее научных и экономических достижений.

Финал

Олимпиада, которая фактически являлась открытым чемпионатом Украины и четвертьфиналом первенства мира, состоялась 10—13 сентября в Винницком государственном национальном техническом университете, собрав 40 команд. Впервые в этом году финал стал международным и прошел на трех физически разнесенных площадках.

Результаты финала подтвердили правильность курса на интеграцию студенческих и школьных соревнований. Так, победила команда первокурсников Киевского национального университета им. Т. Шевченко, которая в том же составе год назад была десятой, выступая за Украинский физико-математический лицей этого же университета. Второе место в общем зачете заняла команда школьников Киево-Печерского лицея "Лидер". Если учесть, что четвертыми в общем зачете оказались первокурсники НТУУ "КПИ", то можно смело говорить о необходимости участия школьников в соревнованиях по правилам мирового первенства.

Достаточно предсказуемыми стали и призовые места (в финале среди университетов разыгрывалось одно первое, два вторых и три третьих места) команды Донецка — первого обладателя Кубка Украины, и команды Винницы, традиционно сильно выступающей в различных международных олимпиадах по программированию.

О высоком накале борьбы свидетельствуют ее результаты. Бронзовый призер прошлогоднего первенства мира —первая команда Киевского национального университета — смогла занять на ней в общем зачете лишь третье место. Не требующие дополнительных рекомендаций команды Московского государственного университета — пятое и девятое, а финалисты прошлогоднего чемпионата мира из НТУУ "КПИ" стали восьмыми.

По общему признанию, организационный уровень олимпиады был не ниже, чем на полуфинальных соревнованиях в Санкт-Петербурге, и приблизился к уровню полуфинала в Бухаресте благодаря вниманию к ней со стороны руководства ВГНТУ и спонсорскому участию мэрии, компаний и отдельных предпринимателей Винницы и Киева.

Кто поможет чемпионам?

Сегодня идет подготовка к следующему этапу — получению национальной олимпиадой Украины статуса полуфинала чемпионата мира. Для этого необходимо выполнить несколько формальных условий.

Первое из них, участие в соревнованиях команд не менее 40 университетов, перекрыто с лихвой — в сезоне 2003 г. выступила 101 команда от 67 университетов из 31 города Украины.

Кроме этого, необходимы успешный опыт проведения международных соревнований, приобретенный в нынешнем году, и наличие финансовой поддержки.

За право быть генеральным спонсором первенства мира между ведущими компьютерными фирмами идет настоящая война. IBM не хочет отдавать этого права кому бы то ни было в будущем, несмотря на то, что последний чемпионат обошелся ей более чем в 40 млн. долл.

Компания предлагает каждому полуфиналисту первенства мира свои анкеты и вручает им рекламные материалы. Участники же финала, и особенно победители, получают персональные приглашения на работу в отделения фирмы.

Интерес наших компаний в финансировании команд мог бы выразиться, например, в размещении своего логотипа на форме участников и информационных материалах олимпиад, а также получении доступа к базе данных лучших студентов-программистов. Безусловно, это способствовало бы развитию индустрии программирования в Украине и повышению ее престижа в области IT.

В апреле будущего года в Украине начнутся соревнования следующего цикла. В пяти зонах потенциально сможет участвовать до 200 команд, вдвое больше, чем в этом году.

Пока же пожелаем успеха нашим ребятам на региональном полуфинале в Румынии, который
состоится уже 16—20 октября.

Место Команда Решенные задачи Штрафные баллы
Университетские
команды
1

Киевский национальный университет им. Т .Шевченко — 2

8 1376
2

Киевский национальный университет им. Т. Шевченко — 1

7 700
2

Национальный технический университет Украины "КПИ"
— 2

6 682
3

Московский государственный университет — 1

6 838
3

Донецкий национальный технический университет — 1

6 882
3

Винницкий государственный национальный технический университет
— 1

6 916
7

Национальный технический университет Украины "КПИ"
— 1

6 974
8

Киевский национальный университет им. Т. Шевченко — 3

6 1031
9

Московский государственный университет — 2

5 332
10

Национальный авиационный университет (Киев)

5 852
11

Одесский национальный университет им. И. Мечникова — 2

5 1033
12

Днепропетровский национальный университет

5 1181
13

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины —
1

4 344
14

Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича

4 357
15

Технологический университет Подолья

4 487
16

Запорожский национальный технический университет — 1

4 536
17

Донецкий национальный университет

4 542
18

Одесский национальный университет им. И. Мечникова — 1

4 939
19

Тбилисский государственный университет — 1

3 382
20

Национальный технический университет Украины "КПИ"
— 3

3 584
21

Тбилисский государственный университет — 2

3 587
22

Запорожский национальный технический университет — 2

3 612
23

Ужгородский государственный институт информационных наук,
экономики и права

3 726
24

Украинский государственный университет водного хозяйства
и природопользования

3 748
25

Севастопольский национальный технический университет

2 365
26

Тбилисский государственный университет — 3

2 411
27

Кременчугский государственный политехнический университет

2 431
28

Винницкий государственный национальный технический университет
— 2

2 496
29

Донецкий национальный технический университет — 2

1 345
30

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины —
2

0 0
Школьные команды
1

Киево-Печерский лицей # 171 "Лидер"

7 445
2

Сборная команда школьников г. Гомеля — 1

5 338
3

Винницкая физико-математическая гимназия # 17 — 1

4 446
4

Украинский физико-математический лицей КНУ им. Т. Шевченко

3 165
5

Гомельская средняя общеобразовательная школа # 27

3 354
6

Сборная команда школьников г. Гомеля — 2

2 159
7

Гомельский городской лицей

2 175
8

Винницкая физико-математическая гимназия # 17 — 2

1 54
9

Гомельский государственный региональный лицей

1 201
10

Винницкий технический лицей

1 208

Примечание. Победитель определяется по наибольшему количеству
задач, решенных за пять часов, а при их равенстве — по наименьшему количеству
штрафных баллов

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: