Обзоры
Shareware: кое-что даром
0

Shareware: кое-что даром


Думается, что многие наши читатели, получив по подписке или купив свежий номер "Домашнего ПК", не откладывают в долгий ящик изучение очередного дайджеста новинок software с последующим ознакомлением с содержимым ДПК-CD, где "обитают" некоторые из описанных программ. Большинство из них относятся к категориям, которые принято называть freeware и shareware.


Некоторые интересные цифры и факты

Лидеры по количеству загрузок с некоторых файловых архивов
TOP 10 сервера Freesoft.ru по состоянию на 10 марта

1. "Разговор с незнакомкой" — 4897
2. Total Commander 5.51 — 4057
3. AVP Personal 4.0 — 2810
4. Windows Commander Advanced Options 2 — 2535
5. ReGet Deluxe 3.2 — 2484
6. GoToMyPC 2.0 — 2401
7. Русификатор для Total Commander 5.51 — 2362
8. Password Cracker 1.22 — 2276
9. LM Bomber — английский по-новому 2.44 — 2092
10. SMS Express 1.3.5 — 2021

TOP 5 c Download.com по состоянию на 9 марта

1. KaZaa Media Desktop — 3024969
2. ICQ Lite — 653337
3. WinZip — 536707
4. iMesh — 435791
5. ICQ Pro 2003a beta — 397216

Обладатели премий Shareware Industry Awards 2002

Лучшая утилита

Folder Match (Salty Brain Software)

Лучшая прикладная программа

Sure Thing CD Labeler (Micro Vision Development)

Лучшая программа или утилита работы с графикой

Microangelo (Impact Software)

Лучшая программа или утилита работы со звуком

Cool Edit 2000 (Syntrillium Software)

Лучшая обучающая программа или игра

SkyMap (SkyMap Software)

Лучшая Internet-утилита

CuteFTP (GLobalSCAPE)

Лучшая программа для Internet-общения

ICUII (Cybration)

Лучшая non-action-игра

Kyodai Mahjong (Rene Giles Deberdt)

Лучшая action/arcade-игра

Charlie II (Wiering Software)

Методы распространения программного обеспечения типа shareware (оно же "шаровары", оно же "шара") во многом созвучны некоторым особенностям менталитета наших соотечественников, обожающих все бесплатное или, по меньшей мере, очень и очень дешевое. Но не стоит думать, что бесплатное — значит, некачественное. Порой среди "шароварного" софта встречаются настоящие жемчужины, а их создатели в конечном итоге приобретают всемирную, на худой конец — национальную известность.

Хрестоматийными стали "истории успеха" ID software, начинавших с незатейливых, но вместе с тем обладавших потрясающей играбельностью условно-бесплатных аркад типа Commander Keen и иже с ними. Что было дальше, знают все, кто мало-мальски знаком с новейшей историей компьютерных игр. Родоначальник столь популярного жанра шутеров от первого лица легендарный Doom и его не менее именитый наследник Quake начинались с shareware-версий. А люди, входившие в команду, разрабатывавшую первый Doom, стали настоящими звездами игростроения — Джон Кармак, Джон Ромеро, Американ МакГи.

А вот еще пример из ближнего зарубежья. Восхождение Андрея Кузьмина aka KranK и его безумной (в хорошем смысле слова) команды KD Lab к вершинам славы начиналось с условно-бесплатного Biprolex, а также с нескольких побед на международных конкурсах подобного ПО (игра Mobl и другие).

Но, конечно, "шароварным" поветрием охвачена не только сфера игрушек. Особенно интересными для домашних пользователей нам представляются всевозможные Internet-утилиты, программы для обработки, просмотра и прослушивания мультимедийной информации, классификаторы домашних коллекций. Естественно, этим не ограничивается, если можно так сказать, жанровое разнообразие shareware. В конце концов, любой достойный внимания сетевой архив условно-бесплатного софта обычно грамотно систематизирован, а посему поиск жизненно необходимой программки не потребует от "искателя" особых усилий. Количество сетевых ресурсов, содержащих каталоги условно-бесплатного ПО, исчисляется сотнями, а число программ — тысячами.

Глянем, к примеру, на популярный российский файловый архив download.ru. В момент подготовки этого материала на его титульной странице значилось 8317 программ. По областям их применения наибольшим выбором отличались Internet (1220), мультимедиа и графика (535), игры (1062), бухгалтерия и делопроизводство (916).

Как все начиналось?

Agile Lines 
Издатель Games4Win Web-сайт www.games4win.com/ showgame.cgi? GameID=143
Вариация на тему популярнейшей игры Lines с несколько измененными правилами

Чтение следующего фрагмента рекомендуется тем, кто по своей натуре отличается любознательностью и стремится узнать о предмете все, включая некоторые сведения исторического характера. Чистые прагматики, ищущие во всех наших публикациях только практический смысл, могут его пропустить.

Итак, больше двух десятилетий назад, в 1982 году, когда персональные компьютеры еще находились в "младенческом возрасте", некий американский программист Джим Нопф написал небольшой кусочек кода на Бейсике, который превратился в программку Easy File, умевшую хранить и печатать почтовые адреса на конвертах. Сам Джим рассказывает историю происхождения shareware на одной из страничек сайта "Зал славы Freeware". Без излишней скромности он заявляет буквально следующее: "Это правда. Именно я начал в 1982 году shareware-революцию".

А было это так. Поначалу Джим раздавал свою Easy File бесплатно всем своим друзьям, родственникам, родственникам друзей и друзьям родственников, которые успели обзавестись новенькими IBM PC. В свою очередь, те делились (share) утилиткой с людьми из своего окружения, таким образом, камешек, который порождает лавину, был сброшен. "Отца-основателя" начали засыпать пожеланиями по усовершенствованию программы и запросами на оповещение о выпуске новых версий. Сами понимаете, что в те времена Internet и e-mail еще не были в ходу, а отправления обычной почтой отнюдь не бесплатны. Джиму пришла в голову мысль попытаться "отбить" почтовые расходы. С этой целью он поместил в программу предложение выслать $10 в его адрес, предназначенное для всех пользователей, кто желал бы получать новую информацию о его творении.

Полезные ссылки

Исходя из того, что в прошлом рассказе о файловых архивах речь шла исключительно о "программах для дела", нынче обратим особое внимание на игры и развлечения.

Ultimate Games Archive

Игры от компании Alawar Entertainment

Absolutist — игры для Windows, Linux, Palm, Pocket PC

TerraGame

GameXTAZY

PuzzleGame

Gem’s Games

Alive Games

DOS Games Archive

Desktop Games

Подобно тому, как в физике некоторые законы открывались совершенно независимо друг от друга несколькими учеными (скажем, хрестоматийными Бойлем и Мариоттом), то и в нашем случае "плодотворная идея" пришла в голову не одному Нопфу, а еще и автору программы PC-Talk Эндрю Флюгельману. Правда, этот парень оказался еще "круче" и сумму добровольных пожертвований установил на уровне $25. В конечном итоге произошла историческая встреча Джима и Энди, в результате которой цифра 25 стала общей, в программах появились ссылки друг на друга, а Easy File в целях единообразия в названиях была переименована в PC-File.

Какая бывает "шара"

По большому счету, термином shareware описывается как категория программ, так и способ их распространения. Сама идея заключена в слове share, имеющем значение "делиться" (не на части, а делиться с кем-то), а ее реализация определяется принципом "try before you buy", что значит "прежде чем купить, попробуй".

Lost Idols — Puzzle Crusade 
Разработчик Suricate Software Web-сайт www.suricate-software.com/ lostidols/lostidols.html
Головоломка с претензией — почувствуйте себя Индианой Джонсом

Естественно, никто не любит отдавать плоды своего труда "за просто так". Тот факт, что даже в самую, казалось бы, маленькую программку вложены многие человеко-часы, потраченные на разработку концепции, интерфейс, кодирование, изготовление графических элементов и т. д., никто оспаривать не будет. Посему отдачу в том или ином виде разработчик-индивидуал или компания должны получить. В соответствии с тем, какой для этого выбран способ, может быть выстроен примерный перечень типов условно-бесплатного ПО.

Shareware c ограничением функциональности (crippleware)

В свободно распространяемой версии работают не все функции, предусмотренные в полном варианте программного продукта (например, в каком-нибудь редакторе отсутствует возможность сохранения обработанного файла). После того как произведена оплата, пользователь получает регистрационный код, снимающий функциональные ограничения.

Nexus 2000 
Издатель Cygnus Arts Software
Web-сайт www.cygnusarts.com
Вариация на тему Lines с оригинальными нововведениями в виде неубирающихся шаров и бонусов за снятие определенного числа линий

Увы, в наших условиях пользователь, искренне желающий честно поделиться (share) частью своих кровно заработанных с создателями понравившейся программы, зачастую лишен такой возможности по причине отсутствия кредитной карточки. Кроме того, нередко процедура пересылки денег порождает столько лишних хлопот, что никому не хочется с этим связываться.

Shareware с ограничением по времени (timelimit shareware, time-trial, trialware)

В этой категории имеются несколько вариантов: либо установлено конкретное количество дней, в течение которых программа будет работать (чаще всего — 15–30), либо ограничение накладывается на число запусков. Заставить программу продолжать функционировать по истечении указанного срока можно переустановкой (кстати, этот способ действует не всегда) или опять же получением регистрационного кода после соответствующей оплаты.

Shareware c Nagscreen shareware

 Puzzle Inlay
Разработчик Puzzle Lab Web-сайт www.puzzlelab.com
Очень красивая оригинальная puzzle, привносящая динамику Тетриса в клас-сические китай-ские "спокойные" головоломки

Программы такого сорта обычно функционируют в полном объеме, однако периодически всплывающие окна (nag screens) с напоминаниями о желательности оплаты способны даже самого терпеливого пользователя довести до белого каления и в конце концов заставить его официально зарегистрироваться.

Adware

От назойливой рекламы не спрятаться нигде, даже работая на своем персональном компьютере с условно-бесплатными программами из не так давно получившей широкое распространение категории adware. Чаще всего рекламу (баннерную или текстовую) встраивают в "шароварные" Internet-утилиты. Самым неприятным моментом, связанным с использованием таких программ, является возможность (объясняемая маркетинговыми потребностями изготовителя) отсылки данных о компьютерах, на которых они установлены, на сервер компании.

Demoware

С этой категорией ПО постоянно имеют дело любители игр. Вообще говоря, выпуск демо-версий больших программных продуктов в первую очередь рассматривается компаниями как составная часть рекламно-маркетинговых кампаний по продвижению своих новинок.

Кто разрабатывает условно-бесплатные программы?

Интересно, что, по некоторым данным, около 30% всех shareware-игр в настоящее время делается в странах СНГ, в том числе и в Украине. Предлагаем фрагмент из нашего разговора с Тарасом Тарасовым, программистом и менеджером компании-разработчика "шароварных" игр из Ровно Another Day (www.anothed.com).


Есть ли у вас в планах большие игры, или вы по-прежнему ориентируетесь только на shareware?

Конечно есть, но старт этого проекта состоится не раньше осени. Сейчас мы делаем продукт (тоже не маленький) для одного очень крупного издателя, вот только пока я не имею права разглашать ни название проекта, ни имя издателя. Как и все "большие дяди", мы хотим делать "большие" игры, и тут-то shareware дает возможность приобрести очень ценный опыт, почувствовав "на собственной шкуре" пристрастия, симпатии и предпочтения геймеров.

И давно вы этим безобразием, в смысле играми, занимаетесь?

На профессиональном уровне — с 2000 г. В 2001 г. мы уже собирались запустить в производство довольно большой проект, но издателя так и не нашли, хотя показывали свои наработки многим компаниям. Например, товарищей из "1С" он не заинтересовал, потому как в тот момент их вообще не интересовали аркады.

О, вот наконец и какие-то подробности. Значит, аркада в 3D?

Не совсем 3D и в то же время не 2D (понимайте как хотите!). Мы вообще намереваемся отойти от канонов 3D-игр. У нас свой собственный движок (как, впрочем, и у многих) под это дело "затачивался".


Изометрия? Совмещение 3D-персонажей и предрендеренных задников? Top-down или что-то еще? Может быть, на Duke Nukem Manhattan Project похожее?

Ни то ни другое. Игра должна была создавать эффект феерического мультика с разнообразными характерными для кино эффектами: slo-mo, наездами, сменами ракурсов…


Приносят ли shareware-игры такие прибыли, которые окупили бы разработку большого проекта?

Их уровень, конечно, несоизмерим с суммами от продаж "Казаков" и прочих крупномасштабных "монстров". Но на создание дизайн-документа и демо-версии большого коммерческого проекта для показа потенциальным издателям хватит, тем более что наша игра Fatman Adventure сейчас расходится как горячие пирожки.


О, приятно. А сколько вообще процентов получают shareware-оператор и конечные разработчики?
Ну это кто как договорится, но, как правило, 50:50, причем чем лучше игра, тем больше шансов склонить чашу весов в свою сторону.

Ваши интересы — это только аркады и головоломки или их просто легче разрабатывать?

Кто сказал, что их делать легко? Дело в том, что на shareware-рынке своя специфическая аудитория, которой нужны именно игры этих жанров. Да и сами мы — большие любители качественных аркад.

Siteware

UFO Sokoban 3D 
Издатель "We" Group
Web-сайт www.wegroup.org/ufo
Название говорит само за себя — трехмерный римейк классической логической игры

Еще одна относительно новая категория, напрямую связанная с Internet и сетевой рекламой. За пользование программой денег не просят, зато для того, чтобы заставить ее функционировать наиболее эффективно, обладателю приходится постоянно заглядывать на сайт разработчиков, а значит, и смотреть баннеры, за которые рекламодатель уже отвалил кругленькую сумму хозяевам активно посещаемого ресурса.

Сколько это стоит?

В большинстве случаев сумма, которая запрашивается с пользователей раличных категорий условно-бесплатного ПО, попадает в диапазон от $10 до $25. Учитывая иную платежеспособность граждан России и других стран СНГ, некоторые российские производители и издатели shareware (в частности, игр) снизили цену до 100 рублей (около $3).

Где взять?

Rolls Pack 
Разработчик vmGames.com Web-сайт www.vmgames.com/rolls
Оригинальная головоломка с весьма простыми правилами, но достаточно сложным геймплеем

Помню те времена, когда никакого Internet в нашей стране и в помине не было, а я гонял свой первый модем по киевским бэ-бэ-эскам (BBS — Bulletin Board System) в поисках интересного софта. Теперь же все настолько просто, что лучше и не пожелаешь. Нет, пожелать всегда можно — например, более высоких скоростей при dial-up-соединении и не слишком дорогих выделенных линий! И тем не менее, как уже отмечалось, Internet является настоящим кладезем "шароваров", и большинство пользователей загружают бесплатные и условно-бесплатные программы именно из Всемирной Сети.

Еще один альтернативный путь — CD- и DVD-диски, которыми, согласно нынешним правилам хорошего тона, комплектуются журналы, посвященные компьютерной тематике. Кроме того, некоторые издательские компании выпускают диски с подборками shareware-программ, и стоят такие сборники обычно недорого.

Но вернемся к основному источнику shareware — Всемирной Сети. Чуть больше двух лет назад мы уже публиковали статью о сетевых файловых архивах. Я не поленился проверить приведенные в ней ссылки и с превеликой радостью убедился, что практически все "герои" того материала (за исключением одного ресурса) от "Двух коров" до Listsoft.ru живут, здравствуют и радуют публику программной "свежатинкой". Так что материал не потерял своей актуальности и по-прежнему может служить путеводителем по "шароварным" Internet-архивам.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: