Новости
GfK TEMAX: рынок электроники и бытовой техники в Украине вырос на 2,4%

GfK TEMAX: рынок электроники и бытовой техники в Украине вырос на 2,4%


GfK_TEMAX_Q1'2014_Ukraine (01)

Несмотря на известные события, в первом квартале 2014-го года рынок бытовой техники и электроники в Украине вырос на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил порядка 11 млрд. грн в денежном исчислении. Самые высокие темпы роста показали сегменты телекоммуникационного оборудования (+20%) и малой бытовой техники (+18,6%), а заметнее всего упали рынки информационных технологий (-10,8%), фототехники (-24%) и офисного оборудования (-25%).

Объем телекоммуникационного рынка в первом квартале 2014-го года составил 2,39 млрд. грн, что на 20% больше, чем в начале прошлого года. Самый большой вклад в сегмент обеспечили смартфоны, продажи которых составили 81% в денежном выражении. Наибольшим спросом пользовались двухсимные смартфоны с диагональю экрана 4-5 дюймов, а вот классические аппараты по-прежнему демонстрируют отрицательную динамику: мобильные телефоны (-28%), стационарные телефоны (-27%), факсы (-60%).

В целом рынок малой бытовой техники вырос на 18,6% и составил 1,24 млрд. грн., однако большинство категорий этого сегмента продемонстрировало отрицательную динамику объема продаж по сравнению с первым кварталом 2013-го года. На этом фоне ярко выделяются мультиварки, которые не только отодвинули бессменного лидера сегмента (пылесосы) на второе место, но и обеспечили 29% объема продаж в денежном исчислении, что в 7 (!) раз больше, чем в прошлом году. Сектор крупной бытовой электроники вырос всего на 1,9% (2,13 млрд. грн.), при этом данный результат был достигнут скорее за счет валютных колебаний, чем благодаря реальному всплеску покупательской активности, что хорошо видно по падению продаж в штучном выражении.

GfK_TEMAX_Q1'2014_Ukraine (02)

В начале 2014-го года рынок бытовой электроники вырос на 7,3%, достигнув объема в 1,9 млрд. грн. Локомотивом сегмента традиционно выступают плоскопанельные телевизоры, положительные результаты (+13,4%) продаж которых обеспечили новогодние скидки, ожидаемый спрос на товары длительного пользования в период валютной нестабильности и удержание многими розничными сетями цен 2013-го года. Заметнее всего растет спрос на телевизоры с диагональю 39 дюймов и выше, популярны и модели с Ultra HD разрешением, а вот устройства с OLED и изогнутыми экраны так и остались экзотикой. Кроме телевизоров, положительной динамикой могут похвастать только карты памяти (+17,7%), тогда как остальные ключевые сегменты “просели”: USB-память (-15,8%), домашние аудиосистемы (-27,2%), видеокамеры (-37,4%), игровые приставки (-7,2%).

Рынок IT-продуктов сократился на 10,8%, составив в первом квартале текущего года 2,91 млрд. грн. Заметное падение продемонстрировали все ключевые сегменты, за исключением медиа-планшетов, которые на фоне плачевных результатов по рынку показали рост на 58%. Заметнее всех упали мониторы (-30%) и десктопы (-30%), далее следуют электронные книги (-27%) и ноутбуки (-24%) и замыкают список клавиатуры (-8%), мыши (-7%) и накопители (-2%). За истекший период фоторынок составил порядка 280 млн. грн, что на 24% меньше, чем аналогичный период прошлого года. Негативная динамика наблюдалась во всех сегментах (компактные, зеркальные и системные фотоаппараты), больше всего пострадали компактные и наиболее дешевые камеры. И наконец, самым слабым сектором ожидаемо стала офисная техника, объем которой составил всего 189 млн. грн при падении на 25%. Продажи МФУ сократились на 19%, принтеров – на 33%, сканеров – практически вдвое.

GfK_TEMAX_Q1'2014_Ukraine (03)

Начало 2014-го года было очень непростым для Украины как в политическом, так и в экономическом смысле. Рынок бытовой техники и электроники заметно замедлился, однако благодаря целому ряду факторов остался в “зеленой зоне”. К ним можно отнести неоднородную динамику за первый квартал, в котором январь и февраль были более спокойными, чем март, в смысле геополитики и валютного курса, что позволило удержать привычные для этого периода темы роста. Значительный рост трех продуктовых групп (мультиварки, смартфоны, планшеты) несколько скомпенсировал общее падение рынка. Оценка традиционно приводится в национальной валюте, что на фоне девальцвации и роста цен искусственно завышает реальные показатели квартала. Все вышеописанные факторы будут и дальше влиять на состояние экономики, что делает невозможным дальнейшее прогнозирование рынка в 2014-м году с высокой долей вероятности.

Источник: GfK