Обзор XCOM: Enemy Unknown

Когда-то, в дикие 90-е, неплохой, в принципе, украинский писатель фантаст Воха Васильев взялся за халтурку – новеллизацию игры X-COM: UFO Defense. Получилось предсказуемо отвратительно. Впрочем, официальная новеллизация, UFO Defense от Дианы Дуэйн, ничем не лучше. Просто потому, что читать описание чужих миссий неинтересно. У каждого из нас свой собственный X-COM – история, которую мы проживаем сами.

XCOM: Enemy Unknown

Жанр пошаговая стратегия
Разработчик Firaxis Games
Издатели 2K Games
Сайт xcom.com

Оценка

Бережное сохранение духа серии; высочайшая аддиктивность; обновленный тактический режим; сюжет; эмоциональная связь с героями

Некоторые моменты упрощены по сравнению с оригиналом; неудобное управление с клавиатуры и мыши; неидеальный мультиплеер

Это не X-COM: UFO Defense, это другая игра, но она ничуть не хуже, а во многом и лучше оригинала

Точно также, у каждого из нас свой собственный XCOM (разница всего лишь в дефисе и 18 годах).

Кто-то будет рассказывать вам о героическом, под перекрестным обстрелом, прорыве штурмовика к паникующим раненным соратникам. Кто-то о том, как на базе пришельцев команда ввалилась в зал, в котором «отдыхали» кибердиск со свитой, сектопод, эфириал и шесть элитных мутонов, и героически погибла, не успев даже произнести «Откуда!?!?». Кто-то поведает о долгой игре в прятки с летуном, которого в обязательном порядке надо было взять живым. Кто-то о миссии устрашения, в которой все люди превратились в зомби и полуживые оперативники отстреливались от напирающих толп на крыше горящего здания, как в какой-то Left 4 Dead. Или о команде из одних псиоников, которая зачистила огромный линкор пришельцев, даже не притрагиваясь к оружию, а используя взятых под контроль инопланетян как живые щиты и оружие с дистанционным управлением.

Все это в одинаковой степени может быть рассказано и о современном XCOM, и о X-COM 18-летней давности. Игры разные, истории, которые они дают нам возможность пережить, эмоции, которые они вызывают – те же самые. Настоящие.

Таких историй у каждого игрока в XCOM десятки, сотни. Может быть, именно поэтому стратегия Firaxis, как оригинальная X-COM: UFO Defense (aka UFO: Enemy Unknown), так и сиквел XCOM: Enemy Unknown, настолько аддиктивны. Да-да, я знаю что фраза «еще один уровень, и спать» – моветон и безвкусица. Но так оно есть – оторваться нереально. Но, если 18 лет назад компьютеры были большие, мониторы маленькие, а в сутках было 35 часов, 34 из которых можно было посвятить игре, то сейчас компьютер можно положить в карман рубашки, вдоль монитора совершать моцион, а сутки ужались до 3 часов, график расходования которых утверждается с женой, детьми и начальством. Собственно этим и объясняются все метаморфозы сиквела. Это тот же X-COM… но это другой XCOM. Мы изменились, изменился мир вокруг нас, изменилась игра.

В Сети уже достаточно детальных попиксельных сравнений X-COM и XCOM. Хардкорщики, или скорей снобы, считающие себя хардкорщиками, уже вовсю плачутся, что игра стала слишком простой, многие тактические элементы убрали, многие изменили. Где атака базы XCOM пришельцами?! Почему тарелки появляются только по одной?! На высокой сложности и одно и другое есть. Почему солдат может взять с собой только один дополнительный предмет?! Где очки хода и возможность задавать сектора обстрела?! Почему база только одна?! И т.д. и т.п. Можно еще задать вопрос, где собственно «Молнии», «Мстители», человеко-змеи, силакоиды, селациды, рипперы? Стенания и вопли на весь интернет.

Слишком просто? Перейдите на уровень сложности Classic. Все еще просто? Impossible. Вот только зачем? Все равно, терять бойцов вы не захотите, а значить перезагрузка, перезагрузка и снова перезагрузка. В надежде, что в следующий раз сектопод вместо залпа кассетными ракетами отойдет за здание, а пара мутонов промахнется. Это не демонстрация собственных тактических умений, а соревнование на усидчивость, борьба с генератором случайных чисел. Бесспорно, это может быть весело, но зачем?

Впрочем, есть еще опция Ironman оставляющая лишь одно сохранение, для настоящих мазохистов. Если же совсем невмоготу – оригинальный X-COM: UFO Defense стоит на Steam всего $2,99 и отлично работает под Windows 7.

У нового XCOM, конечно, есть недостатки. Главный – отвратительно управление с помощью мыши/клавиатуры. Впервые в стратегии – джойстик удобней, и это может шокировать многих апологетов PC-гейминга. Лично мне в игре не хватает настоящей многоэтажности – в XCOM: Enemy Unknown большинство уровней почти плоские. Хотелось бы увидеть и более подробную статистику солдат, какие-то награды за ранения или отвагу. Хочется попробовать кооперативный режим, когда два отделения, под управлением разных командиров, штурмуют одну базу. Вернуть асинхронный мультплеер, старый добрый PBEM.

Впрочем, есть подозрение, что Firaxis не остановится, а выпустит вскоре пару модификаций, а то и полноценных дополнений к игре. В конце концов, есть же еще и X-COM: Terror from the Deep и даже прости, господи, X-COM: Apocalypse. А там глядишь, прикрутят к игре Steam Workshop, и коммьюнити сделает себе правильный сиквел с блекджэком и силакоидами.

Обновленный XCOM: Enemy Unknown стал за счет новой системы ходов, одинаковых зон зрения, набора умений и уменьшенному инвентарю еще ближе к шахматам. Но в этом, как мне кажется, нет ничего плохого. Зато он стал более эмоциональным, за счет неплохих сюжетных роликов, живых персонажей на базе и более одушевленных солдат. За них действительно переживаешь, и каждое ранение оставляет шрам и на вашей коже. А уж эпичный финал игры никого не оставит равнодушным.

XCOM: Enemy Unknown сохранил самое главное – дух того самого X-COM, настроение, ощущения, вкус. И это дорогого стоит. XCOM – опасная штука. Она сожрет все ваше свободное время, попросит добавки и сожрет ее тоже. Так что несколько раз подумайте, прежде чем запустить игру. И будьте уверены – одного раза вам покажется мало. XCOM – это надолго.

 

 

 

Плюс интерактивный ролик с детальным разбором тактического геймплея XCOM.