Придворный MIDI-музыкант


"Пилотом можешь ты не быть, но музыкантом быть обязан", — перефразируя известные некрасовские строки, утверждал Маэстро — главный герой всенародно любимого фильма "В бой идут одни старики". Надо сказать, в этой фразе есть огромная доля правды. Продолжая цитировать классиков, вспомним Пушкина: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…", в том числе и музыке. Так доколе же могут оставаться невостребованными наши композиторские и исполнительские таланты?! Читая этот номер, многие наверняка уже убедились, что, имея дома обыкновенный мультимедийный ПК, вы становитесь обладателем настоящей звуковой студии. Но что мешает вам заставить компьютер выполнять функции мощного музыкального инструмента? О том, как это сделать, сейчас и пойдет речь.


Для приемлемой аранжировки любимой пьесы сегодня вам не понадобится ни дорогостоящего оборудования, ни чьего-либо содействия, ни даже специального образования. Базы знаний, заложенной неоконченной музыкальной семилеткой, вполне достаточно, чтобы создавать простенькие композиции для семейных концертов (утверждаю это на основе собственного опыта). Вводить нотные партитуры в компьютер можно, конечно же, и с помощью обыкновенной клавиатуры и мыши, однако это занятие очень утомительное и, по сути своей, напоминает игру на фортепиано одним пальцем. Если же вы освоили приемы игры на том или ином инструменте, создание сложных нотных партий не вызовет особых затруднений, когда вы приобретете соответствующий MIDI-контроллер.

MIDI — способ объединения инструментов

MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — цифровой интерфейс, позволяющий электронно-музыкальным инструментам, синтезаторам, секвенсорам и различным другим устройствам обмениваться между собой данными. MIDI был окончательно сформирован примерно в1983 г. благодаря сотрудничеству и целому ряду соглашений между всемирно известными компаниями, такими, как Roland, Sequential Circuits, Korg, Yamaha и Kawai.

Конечно же, и до появления MIDI существовали интерфейсы взаимодействия различных музыкальных инструментов, однако в большинстве своем они были несовместимы друг с другом. Поэтому MIDI для эстрадных композиторов и исполнителей сразу же открыл целый ряд новых интересных возможностей. Поскольку каждый инструмент, как правило, имеет три разъема — MIDI-In (вход), MIDI-Out (выход) и Thru (повторитель входного сигнала, позволяющий объединить в сеть практически любое количество устройств), музыканты быстро научились связывать несколько инструментов между собой и играть на них одновременно; использовать один секвенсор для управления сразу несколькими синтезаторами, исполняющими отдельные партии в композиции; синхронизировать фонограммы, воспроизводящиеся на секвенсорном проигрывателе, скажем, с барабанными установками, равно как и переключать голоса и изменять тональности одновременно на нескольких инструментах и т. д. В угоду MIDI стали модифицировать даже привычный внешний вид обычных гитар, роялей, саксофонов, глубокие преобразования претерпели микшерные пульты, процессоры эффектов и даже световое оборудование.

Но чем же MIDI так быстро завоевал сердца поклонников компьютерных технологий? Во-первых, компактностью файлов, содержащих MIDI-данные: примерно час музыки может уместиться всего на одной 3,5-дюймовой дискете. Во-вторых, своей универсальностью и эффективностью: практически каждый мультимедийный компьютер легко справится с проигрыванием простых MIDI-композиций. В-третьих, мощью: с помощью простых команд реализуется целый виртуальный оркестр. В-четвертых, простотой использования: посредством одного щелчка в виртуальном секвенсоре на соответствующей кнопке вы сможете изменить темп и тональность композиции, выбрать необходимый инструмент и т. д. Все эти свойства MIDI позволяют превратить ваш домашний ПК в настольную фабрику по производству музыки.

Изначально спецификации MIDI описали таким образом, чтобы впоследствии их можно было расширять и совершенствовать. Иными словами, в этот стандарт заложили множество пустых команд, которые стали определять в дальнейшем по мере надобности и развития техники. Например, синхросигнал MIDI Time Code появился в спецификациях в 1987 г., команда Bank select (выбрать банк) — в 1990 г., а сообщение Downloadable Sounds — лишь в 1997 г.

И все же сегодня скорость передачи данных в стандарте MIDI (31,25 Kbps) все чаще перестает удовлетворять разработчиков, а посему не прекращаются попытки коренным образом его изменить и усовершенствовать, расширить область применения, чтобы применять его, скажем, для передачи семплов, автоматизации микширования и т. д. В свете последних веяний интерес вызывает интерфейс X-MIDI (eXtended MIDI), сохраняющий полную совместимость со стандартом MIDI и позволяющий при этом использовать, например, вместо привычных 16 MIDI-каналов дополнительные субканалы, а также передавать 24-разрядные семплы, вставлять некоторую служебную информацию прямо в нотные сообщения. Несмотря на все преимущества X-MIDI ведущие производители музыкального оборудования не спешат брать этот стандарт на вооружение, ожидая, вероятно, радикально новых решений, основанных на новейших высокоскоростных протоколах передачи данных. А пока нам остается изучать возможности надежного "старика" MIDI.

General MIDI

Долгое время широкое распространение стандарта MIDI сдерживала одна серьезная проблема: композиции, созданные для воспроизведения на одном звукогенераторе, не совсем точно проигрывались на другом. В первую очередь она была обусловлена тем, что каждому голосу на разных синтезаторах соответствовали свои инструменты. Для ее решения в 1991 г. был представлен банк General MIDI System Level 1, или General MIDI, или просто GM. Он обеспечил стандартный набор основных голосов, размещенных под установленными номерами, и несколько основных правил использования MIDI-каналов. В соответствии с этим стандартом все банки GM различных синтезаторов настраивают одинаковым образом, а следовательно, стало возможным в точности воспроизводить любые композиции на разных GM-совместимых звуковых генераторах.

SMF (Standard MIDI File format)

Каждый из аппаратных и программных секвенсоров, используемых при производстве MIDI-композиций, в принципе, может иметь свой собственный формат для хранения файлов. Это, естественно, делает невозможными игру и редактирование музыкальных данных, созданных на одном секвенсоре, с помощью другого. Стандарт SMF призван преодолеть подобные проблемы. Большинство секвенсоров сегодня предлагают пользователю право выбора: сохранить файл в собственном формате или в SMF для удобства передачи на другое оборудование.

В настоящее время различают три формата SMF:

Format 0. В этом случае все MIDI-данные помещаются на один трек, благодаря чему можно воспроизводить композицию даже на самых простых проигрывающих устройствах или секвенсорах. Естественно, этот формат обеспечивает наибольшую совместимость.

Format 1 позволяет работать с несколькими треками и создан для того, чтобы лучше реализовать возможности секвенсоров, с помощью которых вы сумеете различные партии записывать, редактировать и воспроизводить на разных дорожках.

Format 2 используется для сохранения в одном файле нескольких независимых MIDI-потоков. Применяется для многодорожечной записи в сложных моделях секвенсоров. Сегодня встречается довольно редко.

Музыкальные "доски"

Итак, сразу запомним, что MIDI-клавиатура и звукогенератор — два независимых компонента, связанных с помощью интерфейса MIDI. Кстати, термин "MIDI-клавиатура" не совсем верный. Лучше говорить "MIDI-контроллер", поскольку такие устройства могут внешне походить не только на миниатюрное фортепиано, но и иметь вид гитары, баяна, саксофона, ксилофона.

Естественно, что MIDI-контроллер сам по себе не издает никаких звуков. Если вы хотите применять подобное устройство для того, чтобы озвучивать любительские спектакли в разных залах, играть на вечеринках, активно используя при этом режимы автоаранжировки, то, быть может, следует всерьез задуматься о приобретении синтезатора c MIDI-выходом (ну не таскать же за собой повсюду еще и компьютер). Хотя, с другой стороны, понятно, что "чистый" MIDI-контроллер стоит дешевле, чем синтезатор с такой же клавиатурой, вдобавок он более прост в эксплуатации, занимает меньше места на столе. Кроме того, звуки, создаваемые синтезатором, вскоре могут вам приесться, выйти из моды, так сказать, "морально устарев", и вы захотите приобрести другой звукогенератор. На чем конкретно остановиться в конечном итоге, естественно, решать вам, это во многом зависит от поставленных задач, круга ваших интересов, финансовых возможностей, запросов и т. д. Мы же в дальнейшем в рамках данной статьи будем говорить только о "досках" (именно так музыканты называют "чистые" MIDI-контроллеры).

При выборе MIDI-клавиатуры следует учитывать размеры и механику ее клавиш. Для многих компьютерных музыкантов очень важно, чтобы ощущения при работе с таким контроллером были близки к тем, что возникают при игре на настоящем инструменте. Причем это важно как для ребенка, делающего первые шаги в музыке, так и для профессионала, у которого по данной причине может заметно снизиться техника. По возможности отдавайте предпочтение полноразмерным клавишам, способным передавать динамику нажатия подобно той, что существует в реальном фортепиано.

Далее, обратите внимание на количество октав, реализованных в контроллере. На простеньких трехоктавных клавиатурах довольно часто бывает "тесновато" даже начинающим аранжировщикам.

Кроме того, весьма неплохо иметь возможность регулировать звук прямо с клавиатуры во время исполнения того или иного произведения. Поэтому лучше выбирать модель, у которой в левой верхней части клавиатуры расположено несколько "колесиков". Одно из них — Pitch Bend, служит для непосредственной передачи секвенсору команд повышения/понижения тональности, другие шлют этому приложению инструкции для создания различных аудиоэффектов. Ясное дело, все подобные действия можно выполнить в секвенсоре с помощью обыкновенной клавиатуры и мыши, однако для этого вам понадобится ассистент, в противном случае о режиме реального времени для эффектов придется забыть.

Помимо "колесиков" более сложные модели MIDI-клавиатур снабжаются большим количеством других механических регулировок, а также различными жидкокристаллическими индикаторами. Все эти органы управления после соответствующих настроек позволяют инициировать и контролировать всевозможные функции секвенсора прямо с панели MIDI-клавиатуры.

Ну а если вы привыкли умело педалировать музыкальные партии, исполняемые на пианино, то, пожалуй, не стоит отказываться от такой манеры игры и на электронно-механической "доске". Для этого проверьте, имеет ли выбранная модель разъем для подключения педали.

В любом MIDI-контроллере существует хотя бы один MIDI-выход, по внешнему виду напоминающий пятиштырьковые разъемы в радиоаппаратуре отечественного производства 70—80-х годов. Однако не следует для соединения современных MIDI-устройств использовать старые шнуры, поскольку в них совершенно иная распайка контактов, а следовательно, вы рискуете спалить MIDI-порт. Для этих целей нужно применять специальный кабель, часто поставляемый в комплекте с аппаратурой, поддерживающей интерфейс MIDI.

Для соединения MIDI-контроллера с компьютером, вам, скорее всего, придется приобрести специальный адаптер, подключаемый к игровому порту на звуковой плате. Дело в том, что большинство аудиокарт, применяемых в современных мультимедийных ПК, не имеют MIDI-разъема, хотя и поддерживают этот популярный протокол обмена данными. Стоимость переходника колеблется от 10 до $40 в зависимости от производителя и некоторых функциональных возможностей. Кстати, если аудиоадаптер поддерживает MIDI-интерфейс, то при подключении к компьютеру MIDI-контроллера никаких сторонних драйверов вам не понадобится.

Для того чтобы ваша "доска" заиграла, необходимо на ПК запустить специальное приложение — секвенсор (например, Cakewalk Pro Audio, Cubase, Digital Orchestrator и др.) и соответствующим образом настроить его.

А сейчас я кратко расскажу о нескольких моделях MIDI-клавиатур, которые можно найти в магазинах Киева, например тех, что принадлежат компаниям "Консонанс", "Tic-Tac", "Джаз-клуб", "Bita-Music" и др. Сразу отмечу, что далеко не все из упомянутых ниже моделей вы сможете тут же приобрести. Многие из них поставляются под заказ, и вам придется как минимум две недельки подождать, прежде чем заполучить эту желанную вещь.

Roland…

Изделия фирмы Roland уже давно пользуются заслуженным спросом и уважением не только у профессиональных композиторов и аранжировщиков, но и у широкого круга любителей музыки. MIDI-контроллеры в этом отношении не являются исключением.

Для создания простой домашней музыкальной студии можно порекомендовать клавиатуру Roland PC 180. Она состоит из 32 клавиш, чувствительных к скорости нажатия, реализует ряд важных функций, например транспонирования на октаву вверх/вниз, занимает минимум места на столе, работает как от батареек, так и от сетевого адаптера, поставляемого за дополнительную плату. Стоимость Roland PC 180 — около $230.

Любителям бегать по сцене во время исполнения композиции наверняка придется по душе модель Roland AX 1, выполненная в виде гитарного корпуса красного цвета. Активная клавиатура, состоящая из 45 клавиш, сенсорный бендер, поддержка банка GS — что еще надо современному музыканту? Цена тоже особенно не отпугивает — около $420.

Более требовательным пользователям следует обратить внимание на 76-клавишную Roland A 33 — прекрасное соотношение цены и возможностей. Последние, надо сказать, весьма впечатляют: кнопки для переключения звуков и банков, память на 32 способа настройки, управляющий джойстик, функция транспонирования на октаву вверх/вниз, два независимых MIDI-выхода, гнездо для подключения педали и др. За этот MIDI-контроллер нужно выложить примерно $450, но он того стоит. Питаться данная модель может как от батареек, так и от адаптера, приобретаемого отдельно.

Если возможности упомянутых выше моделей вас не устраивают, то задумайтесь над приобретением Roland A 70, дороговато, конечно, — $890, но, как известно, искусство требует жертв. Зато какие характеристики на тех же 76-ти полноразмерных клавишах! Память на 64 настройки, четыре MIDI-выхода и 2 MIDI-входа, гнездо для подсоединения педали, разъем для подключения специальной карты расширения VE-RD1, поддерживающей банки GM, GS и позволяющей записывать до 24 MB аудиокомпозиций.

Ну и, наконец, требовательным профессионалам наверняка приглянется Roland A 90, только покупать ее лучше в складчину, причем с состоятельными спонсорами, которые просто без ума от ваших музыкальных способностей. Ее цену и возможности на этих страницах я раскрывать не буду, дабы не шокировать слабонервных.

Yamaha…

Какой японец не любит быстрой езды… и хорошей музыки, исполняемой на изделиях компании Yamaha — мотоциклах, гитарах, синтезаторах или MIDI-клавиатурах? Благодаря развитию рыночных отношений эта любовь понемногу передается и нашему народу. И вы лично можете ней приобщиться, если приобретете какой-либо из описанных ниже MIDI-контроллеров. Правда, чистых "мидяков" без синтезаторного блока у Yamaha немного — Yamaha CBX-K1 и CBX-K2.

CBX-K1 содержит 37 клавиш уменьшенного размера, чувствительных к скорости нажатия, имеет два управляющих колеса, гнездо для подключения педали, функцию транспонирования на октаву вверх/вниз, средства переключения звуков, банков и каналов, может питаться как от батареек, так и сетевого адаптера. Стоит она примерно $150. CBX-K2 отличается от своей сестры количеством, механикой и размером клавиш (49 Full-Size), поддержкой банка XG и, естественно, ценой (около $350).

Есть у Yamaha и "экзотические" изделия, например духовой MIDI-контроллер WX 5 со стандартной механикой саксофона (около $700). Так что, господа, не отчаивайтесь, если не владеете техникой игры на фортепиано.

…и другие

Кроме представленных выше моделей, при желании в Киеве вы найдете и другие, более дешевые MIDI-контроллеры от менее именитых производителей. На прилавках киевских магазинов, торгующих музыкальными инструментами, можно встретить изделия известной итальянской фирмы Fatar, например Fatar Studio 37, 49 (нумерация моделей идет по числу клавиш), под заказ наверняка вы приобретете дорогую и мощную Fatar StudioLogic 880; на вид несколько грубоватые, но дешевые и надежные MIDI-контроллеры MidiMan, а также клавиатуры от TerraTec, Casio и других компаний.

А мне остается пожелать вам удачных покупок и творческих успехов!

Краткий словарь MIDI-мана

Aftertouch — чувствительность MIDI-клавиатуры к силе давления на клавишу.

AD/DA — аналого-цифровое (AD — Analog to Digital) или цифроаналоговое (DA — Digital to Analog) преобразование сигнала.

CV (Control Voltage) — управляющее напряжение, применяемое для звукогенерации в аналоговых синтезаторах.

GM (General MIDI) — стандартный набор инструментов, каждый из которых может быть использован для проигрывания отдельных голосов MIDI-композиции.

GS (General Synthesizer) — расширение набора GM, предложенное компанией Roland, куда добавлен ряд инструментов и аудиоэффектов (chorus, echo).

Sysex event (System eXclusive event) — специальный вид MIDI-сообщения, в котором содержится некая уникальная информация для отдельного инструмента, например оцифрованный звук для загрузки в память.

Velocity sensitivity — чувствительность MIDI-клавиатуры к скорости нажатия клавиш.

XG (Extended General MIDI) — расширение стандарта GM, предложенное компанией Yamaha, определяющее дополнительные инструменты и эффекты (reverb, chorus, variation).

Банк инструментов (bank) — набор из не менее чем 128 инструментальных голосов, используемых при воспроизведении MIDI-композиции.

Канал. Большинство элементарных MIDI-инструкций содержат в себе номер канала (в базовом MIDI-интерфейсе их всего 16) — условный "код" инструмента в сети, для которого предназначено то или иное сообщение.

Контроллер — устройство, вызывающее некоторое MIDI-событие. В его роли могут выступать клавиатура, барабанная установка, аккордеон, саксофон, виолончель, мышь и т. д.

Секвенсор служит для записи и проигрывания MIDI-данных. Различают аппаратные (выполненные в виде отдельного устройства) и программные (реализованные с помощью некоторого приложения на ПК) секвенсоры.

Синтезатор — устройство, генерирующее звук.

Событие (event). Поток данных, передаваемый по интерфейсу MIDI, состоит из сообщений специального вида или событий: нажатие/отпускание клавиши (Note On/Note Off), изменение тональности (Pitch Bend) или положений других регуляторов (MIDI-контроллеров), смена режимов работы, синхронизация и т. п. Поэтому иногда говорят, что по MIDI передается партитура музыкального произведения.