Обзоры Игры 22.02.2015 в 12:00 comment

Total War: Attila — На коне бледном

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/aaf181a2eaee4002d0c26036c981c7c6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/aaf181a2eaee4002d0c26036c981c7c6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

total-war-attila

Total War: Attila — это, вопреки ожиданиям, не масштабное дополнение к позапрошлогодней Total War: Rome II, а самостоятельная, полноценная игра и, заодно, последний из возможных сиквелов в серии: материал для римейков закончился, дальше Creative Assembly придется изобретать что-то новенькое. Как и оригинальный аддон Barbarian Invasion, Attila расскажет об одном из интереснейших периодов мировой истории — Великом переселении народов.

Total War: Attila

ЖанрStrategy
Платформы PC
РазработчикиCreative Assembly
ИздательSega
Сайт totalwar.com

Оценка

Высокий уровень сложности, кочевые народы и связанные с ними механики, масштаб глобальной карты

Дипломатия и политика работает слабо, отсутствие возможности просматривать поселения вне боя

Лучшая игра в серии за последнее время, но, увы, опять не идеальна

Расскажет — пожалуй, слишком мягкое слово, поскольку этнические перемещения играют в Total War: Attila настолько важную роль, что изменяют самую суть игры. Attila — это не столько глобальная стратегия, сколько survival strategy. Стратегия на выживание и никак иначе. Посудите сами — от мощи римских легионов осталось одно название. Западная Римская империя, разрываемая варварскими набегами, еле сводит концы с концами, на землях Восточной Римской империи спокойней, но под боком уже набирает силу государство Сасанидов, а значит, близки религиозные конфликты.

У варварских королевств дела обстоят не лучше — саксы и франки находятся в непосредственной близости друг от друга, их территории ничтожно малы, а завоевания каждой новой провинции дается большой кровью. Остготы, вандалы, аланы и визиготы, кажется, находятся в несколько лучшем положении — на землях Восточной Европы достаточно места для всех, да и в случае угрозы эти племена могут попросту сняться с насиженного места, превратившись из оседлого народа в кочующую орду, но угадайте, кто первый примет на себя удар гуннской конницы.

Гунны, в свою очередь, представляют из себя практически непобедимую в чистом поле военную машину (и часто беспомощную в боях на узких городских улочках, где некогда грозные конные отряды откровенно пасуют перед рядовыми копейщиками и лучниками). Орда не умеет возводить города, не любит подолгу оставаться на одном месте и потому находится в постоянном движении, наводя ужас на соседние народы. И это только доступные для выбора игровые фракции, а ведь есть еще и многие десятки управляемых компьютером народов.

Как будто постоянной угрозы уничтожения в результате вторжения вражеской армии было недостаточно, разработчики ввели в игру сложную систему распространения болезней, которые теперь возникают не просто так, а в зависимости от степени загрязнения городов. Чем больше индустриальных зданий вы строите, чем больше население, тем выше уровень антисанитарии и, соответственно, риск появления очередной эпидемии. Бороться с болезнями можно посредством постройки специальных зданий, вроде колодцев и акведуков, но они отнимают место, которое можно было бы задействовать для пополнения казны или производства пищи.

Онлайн-курс "Управління ІТ-командами" від Laba.
Прокачайте свої soft- і hard-скіли в управлінні кількома IT-командами, отримайте практичні стратегії та інструменти ефективного team-ліда.
Програма курсу і реєстрація

Недостаток денег и провизии не дает возможности собрать войско, способное противостоять внешней угрозе, и заодно повышает уровень недовольства населения, что выливается в масштабные бунты. Оставленные без внимания отряды мятежников буквально за пару ходов превращаются в вооруженную до зубов армию, способную без особых проблем захватить провинцию-другую.

Добавьте к вышеперечисленному погодные условия, влияющие на количество производимого провианта, и смену времен года. От осенних и зимних холодов ваши воины мрут как мухи. В северной части карты передвигаться на большие расстояния без потерь и вовсе можно только летом. Не забудем и про политическую систему. В идеале она позволяет заключать несколько видов союзов, торговать, организовывать выгодные браки и так далее, но обычно дело сводится к двум моментам: вы слишком слабы, а значит, все вокруг хотят вас уничтожить, или вы слишком сильны, а значит, уничтожить вас будут хотеть с удвоенной силой. Ах да, а еще внутрифракционные разборки: члены правящей династии грызутся между собой за выгодные партии и государственные посты; разрешая эти конфликты, приходится выбирать между потерей собственного авторитета у одного из генералов и падением уровня влияния в государстве.

При этом почти всегда имеет смысл сохранять хорошие отношения с генералами — со временем те набираются опыта и овладевают многими полезными навыками, имеющими значение не только на поле боя, но и при игре на глобальной карте. Эти ребята помогают добывать больше пищи, сокращают затраты на содержание армий, повышают боевой дух у подчиненных и так далее и тому подобное. Возвращение деревьев талантов можно только поприветствовать. Есть свои деревья талантов не только у предводителей, но и у самих армий, что замечательно.

Сражения, по сравнению с другими играми серии, не особо изменились, разве что интерфейс стал более удобным. ИИ действует однотипно — старается держать стрелков не ближе чем на расстоянии выстрела, прикрывая их копейщиками и мечниками, заходит конницей с флангов. При штурме городов управляемые компьютером войска часто игнорируют пробитые бреши в стене, пытаясь штурмовать ворота, подставляясь при этом под огонь защитных башен и расположенных на возвышенности онагров, почему-то редко используют возможность поджигать здания с помощью огненных стрел. Впрочем, игроку тоже не стоит злоупотреблять этой тактикой, если он хочет впоследствии оккупировать город: выгорать здесь могут целые кварталы, а отстраивать город заново — удовольствие не из дешевых.

Главная прелесть Total War: Attila заключается в упомянутых переселениях, которые происходят регулярно и по принципу домино — восточные орды теснят более слабые народы на запад, те, в свою очередь, сгоняют местное население с нажитых земель, которое тоже продвигается вглубь Европы, устраивая кровавые побоища и заново перекраивая карту мира. Игра получается динамичной за вычетом тех моментов, когда вы мучительно долго ожидаете своей очереди сделать ход. Creative Assembly, сделайте уже с этим что-нибудь, серьезно. И наблюдать за тем, что происходит на глобальной карте, невероятно интересно.

Онлайн-курс "Управління ІТ-командами" від Laba.
Прокачайте свої soft- і hard-скіли в управлінні кількома IT-командами, отримайте практичні стратегії та інструменти ефективного team-ліда.
Програма курсу і реєстрація

Так, спустя пару десятков ходов, мои планы по обустройству мощной империи аланов, от Каспия до Средиземного моря, пошли прахом. В Герцинии продвижение конных отрядов без особых проблем было остановлено объединенными войсками англов и маркоманов, военный конфликт с гепидами превратил Закарпатье в пустыню — отходя на юг, гепиды применили тактику выжженной земли, уничтожив города и сделав регион непригодным для обитания. Города, конечно, можно было отстроить заново, но на это не хватало ни средств, ни солдат, которых можно было бы превратить в поселенцев.

А тут уже появилась необходимость перебрасывать все доступные войска на юг, чтобы остановить экспансию армянских войск. Эта крымская война длилась 5 лет, агрессор был остановлен в опасной близости от Ольвии — моей теперешней столицы, но Херсонес, главный торговый порт империи, остался лежать в руинах. Восстановить его, увы, не было возможности, поскольку оставленные без присмотра Европейскую Сарматию и Гиперборею уже несколько лет разоряли войска Аттилы и местные мятежники. Остановившаяся торговля едва не обанкротила аланов, но польза от нее тоже была — торговые караваны перестали приносить в государство болезни.

У соседей дела обстояли не лучше — половина фракций к этому моменту оказалась уничтожена, большая часть европейских городов лежала в руинах, Западная Римская империя доживала последние дни, занимая небольшую часть Апеннинского полуострова, хорошо хоть гунны, ценой нечеловеческих усилий, были остановлены и направили свою конницу на Кавказ. Можно было немного передохнуть.

Total War: Attila — это, безусловно, огромный шаг вперед по сравнению с провальным Total War: Rome II; главные претензии к игре — это, пожалуй, не блестящий ИИ, который берет исключительно числом, плохо проработанные баррикады, которые так пиарили разработчики, и отсутствие возможности изучить свое поселение до того момента, когда его принимается штурмовать вражеская армия. Помните, как здорово было наблюдать за тем, как кипит жизнь на улочках городов в оригинальном Rome? В остальном же перед нами отличная глобальная стратегия, которая способна бросить игроку вызов даже не на самом высоком уровне сложности.

Strix_671x200_2

ASUS рекомендует:


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: