Выбираем фотокамеру: зеркалка, беззеркалка, компакт или смартфон?

Form_Factor_Test

Покупка фотоаппарата не является спонтанной: разнообразие не просто моделей, но и форм-факторов требует взвешенного решения: на что именно потратить свои средства. Это десять лет назад ответ был простым и однозначным. Сегодня ситуация радикально изменилась и маркетинговые мифы, которые со страниц рекламных брошюр просочились на форумы, должны быть развеяны.


Прежде чем приступить к рассмотрению технических деталей, необходимо уточнить классификацию. На самом деле определения «зеркальная», «беззеркальная», «компактная» сейчас не столь важны как, например, десять лет назад, поскольку они уже не характеризуют однозначно набор используемых технологий. Правильнее оперировать двумя глобальными параметрами: размером матрицы и свойствами объектива, а также учитывать механизмы визирования (выбора композиции будущего кадра) и автофокусировки.

С точки зрения эргономики – науки об удобстве использования – необходимо рассмотреть три аспекта: транспортировка, подготовка к съемке и собственно сама съемка.

Понятно, что чем меньше и легче аппарат, тем удобнее его носить, и это особенно заметно в путешествиях, во время длительных пеших прогулок. Тут смартфон вне конкуренции. Компактные камеры и легкие «беззеркалки», особенно с объективами типа «блинчик», находятся в середине, а зеркальные аппараты замыкают список удобных при транспортировке.

Зато когда дело касается съемки, то зеркальные камеры готовы дать фору конкурентам. Их удобнее удерживать, а обилие органов управления позволяет быстро менять настройки. Конечно, пожелание иметь много аппаратных кнопок и разветвленное меню исходит скорее от вдумчивого фотолюбителя, а у снимающего «для дома, для семьи» хватает других забот.

Беззеркальные и компактные аппараты – компромиссный вариант. Зачастую они менее удобны из-за компактных размеров, но тут все зависит от личных предпочтений и размера пальцев.

Кадрировать по тыловому ЖК-экрану, конечно, можно, но при ярком солнце он имеет неприятное свойство «слепнуть», и даже увеличение яркости подсветки не всегда спасает положение. Однако если этот экран не жестко встроен в корпус, а установлен на шарнире (особенно с двумя степенями свободы), то снимать с необычных ракурсов становится намного удобнее.

 

Как мы тестировали?

Для оценки качества снимков были выбраны четыре представителя от основных классов устройств.

Камеры с APS-C-матрицами могут быть как зеркальными, так и беззеркальными – всем известно, что конструкция, направляющая изображение в видоискатель, никак не влияет на изображение в файле. В данном случае аппарат гибридный: зеркало полупрозрачное, а видоискатель – электронный. Sony α 37 с объективом 18-55/3,5-5,6 стоит примерно $620.

С матрицами меньше чем APS-C выпускаются разные камеры. Вопрос лишь в том, насколько велика эта маленькая матрица. Nikon 1 J3 относится к категории беззеркальных со сменной оптикой, а размеры его матрицы 1″ (13,2 x 8,8 мм). В беззеркальном сегменте это, пожалуй, самый маленький сенсор (не считая «игрушечного» Pentax Q10).

Pentax MX-1 ($550) – представитель категории компактных аппаратов топ-класса. В нем несменный объектив и матрица 1/1,7″, не самая большая в этом сегменте.

За команду смартфонов будет выступать Apple iPod Touch 5Gen с автофокусным пятимегапиксельным фотомодулем. Это некий минимум, ниже которого уже идут аппараты, оснащенные камерой лишь для галочки в описаниях и для введения в заблуждение малограмотных потенциальных покупателей.

При подготовке материала были сделаны две серии снимков. Одна – на улице, при хорошем солнечном освещении, вторая – в студии, где наш натюрморт освещался лампами накаливания. Фокусное расстояние подбиралось таким образом, чтобы заполнение кадра было примерно одинаковым. Поскольку у iPod Touch эквивалентное фокусное расстояние 33 мм, потребовалось расположить его ближе к натюрморту, этим и объясняются заметные искажения геометрии.

Рассматривать снимки в масштабе 100% бессмысленно, поскольку в реальной жизни они уменьшаются для экранного просмотра или печати (автоматически или вручную).

Поэтому в графическом редакторе все кадры были приведены к размеру 768 пикселов по вертикали (самая популярная высота изображения на компьютерных дисплеях) без кадрирования и дополнительной обработки. Хотя все три тестируемых фотоаппарата позволяют записывать RAW-файлы, для чистоты эксперимента использовались JPEG с максимальными настройками качества. Сайт в обычном режиме отображает автоматически уменьшенные копии (до 650 пикселов по горизонтали), значит, если вы хотите увидеть корректное сравнение, смотрите оригинальную версию, которая открывается, если установить курсор на изображение и нажать левую кнопку мыши.

900_land

900_studio

Попробуйте определить, какой из фрагментов сделан какой камерой.

Конечно, это несколько утрированная ситуация, но вы можете загрузить исходные изображения и провести сравнение самостоятельно.

Разница в балансе белого не важна: цифровые камеры позволяют очень тонко настраивать этот параметр, а для теста использовались предварительные установки «Авто» и «Лампы накаливания».

Вывод довольно интересный: для неискушенного потребителя, который только вступает на фотостезю, разница между снимками, сделанными разными по конструкции аппаратами из одной ценовой категории, будет либо незаметной вовсе, либо малозаметной.

Пора дать ответ на предложенную загадку. Порядок фрагментов следующий: Sony α 37, Nikon 1 J3, Pentax MX-1, Apple iPod Touch 5Gen.

Оба тестовых сюжета снимались при минимальных значениях ISO, поэтому разница между камерами не столь бросается в глаза. Что произойдет, если света будет мало и придется увеличивать чувствительность для сохранения возможности фотографировать с рук?

Допустим, что сцена освещена лампами накаливания (типичная ситуация при съемке в домашних условиях или в кафе) и мы хотим сохранить выдержку 1/60. Это довольно длинная выдержка, активные дети при такой уже «размазываются». При диафрагме f/4 потребуется установить ISO 1600. Откуда взялось число 4? В комплекте с зеркальной или беззеркальной камерой шел несветосильный объектив с диафрагмами 3,5-5,6. А если снимать ту же сцену компактной камерой топ-класса, что на сегодняшний день в переводе на фотографический язык означает: оснащенную светосильным объективом? При похожем угле зрения можно установить диафрагму 2 (на две ступени EV больше), понизив при этом чувствительность на те же две ступени: с ISO 1600 до ISO 400. Посмотрите на файлы. Разница в две ступени ISO существенно уменьшает различия между APS-C и 1/1,7-дюймовой матрицей…

На что же влияет размер матрицы? Фактически – на размытие в зоне нерезкости при съемке со светосильными объективами. Формально – и на соотношение сигнал/шум.

Это означает, что при прочих равных условиях объектив с диафрагмой f/1,8 даст лучшее размытие на APS-C, нежели на 1/1,7-дюймовом сенсоре компактной камеры. Подобно углу зрения, существует достаточно четкая зависимость и своего рода «кроп-фактор». Поэтому потенциальным покупателям компактных аппаратов топ-класса не стоит обольщаться. Без дополнительной обработки в графическом редакторе добиться художественного эффекта выделения главного объекта не получится.

С соотношением сигнал-шум не все так очевидно: кроме матрицы, производящей электрические сигналы, над изображением работает другая электроника, в том числе и процессор. А у каждого производителя свои алгоритмы обработки данных и шумоподавления. Так что работает общее правило: больше матрица – меньше шум, но пропорции зависимости варьируются в широких пределах.

На сегодняшний день развитие технологий оцифровки света и внутрикамерной постобработки достигло такого уровня, что при выборе аппарата надо ориентироваться в первую очередь на оптическую составляющую, именно она отвечает за формирование картинки. Выходит, что компактная камера со светосильным объективом оказывается предпочтительнее стандартного «зеркального» комплекта 18-55/3,5-5,6 во многих съемочных ситуациях.

Появление массовых сверхширокоугольных и телеобъективов во второй половине прошлого века существенно расширило арсенал выразительных средств фотографии. И эту универсальность в большей мере унаследовали именно топовые модели компактных камер. Да, потенциальные возможности аппаратов со сменной оптикой куда шире, но эта широта стоит очень дорого – ценник $1000-1500 и даже $2500 не обрадует начинающего фотолюбителя…

Пока по качеству снимков смартфоны уступают «классическим» аппаратам, по крайней мере, их лучшим представителям. Вместе с тем, это уже серьезная фотографическая сила – iPhone спровоцировал такой шквал «мгновенных снимков», который не снился Polaroid в их самые лучшие годы. Примечательный факт: 31 марта на первой полосе газеты The New York Times была опубликована фотография, сделанная на iPhone, причем это не репортажный снимок удачливого папарацци, оказавшегося в нужное время в нужном месте, а портрет.

NYT_smartphone

Плюсы и минусы форм-факторов

Зеркальная камера:

За Против
Оптический видоискатель незаменим, если вы снимаете динамические сюжеты – спорт, танцы, активный отдых. Масса и габариты больше, чем у других форм-факторов.
Сменная оптика способна расширить творческие и технические горизонты фотографа (но стоимость многих объективов может превышать цену камеры в разы). В условиях недостаточной освещенности все преимущества оптического видоискателя улетучиваются и желательно пользоваться Live view.
Ресурса батареи хватает на большее количество снимков.
Во многих случаях удобнее в удержании и управлении.

Беззеркальная камера:

За Против
Во многих случаях меньше и легче зеркальных собратьев. Электронный видоискатель имеет видимую задержку, поэтому сложно снимать динамичные сюжеты.
Сменная оптика способна расширить творческие и технические горизонты фотографа (но стоимость многих объективов может превышать цену камеры в разы). Не все модели оснащены электронным видоискателем: выбор композиции и наводка на резкость вручную производятся по ЖК-экрану на тыловой панели, а это неудобно, особенно – при ярком солнечном свете.
Уменьшенный рабочий отрезок (расстояние от последней линзы до матрицы) позволяет производить более легкие и компактные объективы. Ресурс батареи расходуется быстро.

Компактная камера топ-класса:

За Против
Маленькая и легкая – удобно всегда носить с собой. Маленькая матрица – шумы при равной чувствительности больше.
Светосильная оптика позволяет снимать при меньшей чувствительности (выигрыш 2-3 ступени EV). Немногие модели оснащены оптическим видоискателем, выбор композиции и наводка на резкость вручную производятся по ЖК-экрану на тыловой панели, а это неудобно, особенно – при ярком солнечном свете.
Многие модели имеют 4х-кратный зум-объектив, что больше, чем у «комплектных» объективов зеркальных и беззеркальных камер Даже светосильные объективы не позволяют красиво размыть фон в зоне нерезкости.
Ресурс батареи расходуется быстро.

Смартфон:

За Против
Всегда под рукой. Качество изображения пока хуже, чем у «традиционных» фотокамер.
Позволяет быстро начать съемку, не упустив интересный сюжет. Несменный (широкоугольный) объектив ограничивает творческие возможности.
Мгновенный результат: фото можно показать на достаточно большом экране, поделиться им в социальной сети или отправить по электронной почте. Выбор композиции производится по ЖК-экрану на тыловой панели, а это неудобно, особенно – при ярком солнечном свете.
Широкие возможности для творчества – обилие редакторов, фильтров и пр. непосредственно в смартфоне. Ресурс батареи расходуется быстро.

 

Уклончивый ответ на главный вопрос

Да, на вопрос «какой форм-фактор камеры мне выбрать» нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от множества факторов. Но есть несколько общих рекомендаций и замечаний.

  • Покупка новичком зеркальной камеры может быть целесообразна лишь в случае реальной потребности в оптическом видоискателе или при очень ограниченном бюджете – и беззеркальные, и компактные аппараты пока стоят недешево.
  • Покупка аппарата со сменной оптикой «впрок» (с надеждой докупить объективы в ближайшие пару-тройку лет) нецелесообразна по причине быстрого морального устаревания матриц/процессоров. Если вы действительно хотите приобрести качественный инструмент, запланируйте в бюджете средства хотя бы на один светосильный объектив. Самый дешевый вариант для зеркальных аппаратов – 50 мм с диафрагмой 1,8.
  • Для начинающего фотолюбителя идеальный выбор – компактный аппарат топ-класса: поснимав им год-другой, можно освоить основные творческие приемы и потом выбирать технику осознанно, ориентируясь на возникшие запросы.