Из Донецка в Киев. Часть 2

В прошлый раз, размышляя о нынешнем состоянии рельсового транспорта в Украине, я пришел к неутешительным выводам: от плацкартного вагона и длительных низкоскоростных поездок нам придется отказаться еще очень нескоро. Серьезная модернизация железных дорог требует огромных инвестиций, которых, увы, нет, и не предвидится, учитывая еще и нынешнюю экономическую ситуацию.
Но что можно сделать уже сейчас, так это улучшить качество предоставляемых сервисов. С чего начинается поездка в поезде? Конечно же, с выяснения информации о расписании и покупки билета.

Помню, лет 5 назад оказался в г. Краснодаре (РФ), и был впечатлен тамошним железнодорожным вокзалом. Речь идет не столько о состоянии здания вокзала (хотя и оно было на высшем уровне), сколько об имеющихся там электронных помощниках, призванных значительно облегчить жизнь простым пассажирам. Во-первых, на вокзале установлен электронный информатор с сенсорным дисплеем, напрямую подключенный к АСУ «Экспресс». С его помощью любой желающий может узнать подробную информацию о всех поездах на территории СНГ, а также просмотреть наличие и стоимость билетов. Не нужно толпиться у кассы и нервировать других пассажиров, чтобы узнать, какие поезда идут в нужном направлении, и есть ли на них билеты. Во-вторых, в здании краснодарского вокзала установлены большие диодные экраны, на которые поступает информации о прибывающих в ближайшие несколько часов поездах с указанием количества свободных мест на них. На тот момент ничего подобного в Украине я не видел. Даже свежеотремонтированный вокзал Донецка не мог похвастаться ни таким богатством внутренней отделки, ни электронно-информационными новшествами.  

 

Рис. 1. Общий вид железнодорожного вокзала «Краснодар – 1»
(источник фото: http://vkrasnodar.ru/gates/index.html?id=2830)

 Прошло время, и определенные шаги вперед по уровню информационного обслуживания пассажиров сделала и «Укрзализница». Теперь и на наших вокзалах установлены экраны с информацией о поездах, наличии билетов. Наконец-то появились и интернет-ресурсы, напрямую подключеннные к АСУ «Экспресс» и предоставляющие в он-лайн режиме сведения как о расписании поездов, так и наличии билетов и их стоимости в гривнах. Наиболее стабильно работающий ресурс из этой серии – сайт Южной железной дороги. Информационный сайт «Единого билета», запущенный Министреством транспорта и «Укрзализницей» работает с ошибками. Так, например, с его помощью мне так и не удалось получить информацию о поезде «Донецк-Одесса»: «Запит не може бути виконаний для вказаних станцій відправлення/призначення». Глядя на такую «кривую» реализацию «Единого билета», с трудом верится, что данная ситема спсособна будет выполнять возложенные на нее задачи. А ведь планы грандиозные. С помощью системы пассажиры должны получить возможность автоматического расчета оптимального маршрута, поиска, бронирования и покупки билета. Причем, если между указанными пунктами нет прямого сообщения, пассажиру предлагается «Единый билет» не только на «попутные» поезда, но и, в случае необходимости или желания пассажира, на несколько видов транспорта. К примеру, до Киева – поездом, до Одессы – самолетом.

Пока лишь в планах «Укрзализницы» значится и проект с электронными терминалами по продаже билетов. Здесь мы опять отстаем от России – в Москве и Петербурге подобные терминалы уже установлены. Теперь нет необходимости стоять в очереди к кассе и долго объяснять кассирше, чего же мы хотим. Пассажир самостоятельно может ознакомиться с имеющимися билетами, их стоимостью и выбрать наиболее подходящий вариант.
 

Помимо процедуры ознакомления с расписанием и покупки билета немаловажную роль в путешествии имеют и сопутствующие информационные сервисы. Пассажиры с ноутбуком сегодня – явление привычное. Поэтому задача железнодорожных компаний – предоставить возможность таким пассажирам пользоваться ноутбуком и интернетом на вокзалах и поездах. Особенно это касается наших реалий, ведь мультимедиа-контент может виртуально сделать поездку немного быстрей. Иными словами, за фильмом время течет быстрее.

Что касается вокзалов, то здесь у нас, вроде, не все так плохо. Найти, где включить вилку ноутбука в розетку или зарядить мобильник, можно. Конечно, за это придется заплатить, но это уже другой вопрос. Доступ в интернет тоже, вроде, обеспечен. По крайней мере, на вокзалах Донецка и Киева Wi-Fi интернет-доступ предоставляет «Укртелеком». О качестве связи судить не берусь – не знаю. Но сам факт уже радует.
А вот пользоваться ноутбуком в поезде пока что не так просто. Возможно, в CВ-вагонах и есть возможность подзарядить батареи, но насколько это все легально и удобно, сказать сложно. В перечне предоставляемых услуг возможность подзарядки ноутбука в поезде пока в явном виде нигде не значится.  

Вспоминается одна полуанекдотичная история, произошедшая с одним из иностранных пассажиров в «Столичном экспрессе» Киев-Харьков. Гражданин спокойно себе сидел в своем купе первого класса и работал с ноутбуком. И тут проводница принесла чай, отказаться от которого, как оказалось, нельзя: его стоимость включена в билет. Поставив чай на стол рядом с ноутбуком, проводница удалилась восвояси. Но тут вагон резко дернуло в сторону, чай опрокинулся прямо на раскрытый ноутбук. Последний, как выяснилось позже, ремонту и восстановлению уже не подлежал. На конечной станции иностранец попытался предъявить претензии работникам железной дороги, которые только пожали плечами и пожелали горемыке «счастливой дороги». Вот такой «ненавязчивый» сервис от «Укрзализницы». Впрочем, могло быть и еще хуже. Одно время у отечественных железнодорожников была навязчивая идея накормить всех пассажиров в пути. Представляю лицо иностранца, которого чуть ли не силой заставляют есть украинский борщ в поезде.

В общем, господа-товарищи, зачатки цивилизованного сервиса на железной дороге у нас есть. Но только зачатки. Чтобы им дорасти до плодов, понадобится уйма времени. Что ж, подождем… под дождем, как поется в одной песне. Кстати, тоже актуально – наши открытые платформы не спасают от осадков. Впрочем, состояние вокзалов и платформ – это отдельная тема. Если интересно – могу рассказать массу забавных историй.

PS: Прочитав мой предыдущий пост, касающийся поездки в Киев, многие читатели были удивлены: что делает на IT-шном сайте заметка о поездах? Предвидя эту ситуацию и желая оградить себя от критики в «нецелевом» использовании ресурсов ITC.UA, я четко определил тематику своего поста — «офтопик». Тогда я даже и предположить не мог, что мои размышления попадут на главную страницу сайта и окажутся в поле зрения многих читателей. Обычно блоги пользователей располагаются в соответствующем разделе, и читают их далеко не все.  

Ну, а что касается поездов и IT, то между этими двумя понятиями связь определенно существует. Реализация проекта поезда на магнитной подушке была бы невозможной без использования компьютерных технологий. Да и во всех современных поездах обязательно наличие бортового компьютера. Ну, а для тех, у кого еще имеются какие-то сомнения, привожу нижеследующую фотографию. На ней изображена кабина машиниста в новом метропоезде Крюковского вагоностроительного завода. Этот поезд совсем недавно появился в штатном расписании Киевского метрополитена.
 

 

Рис. 2. Кабина машиниста в метропоезде Крюковского вагоностроительного завода
(источник фото: http://kiyany.obozrevatel.com/_site/src/photo_show.aspx?p=6&_id=51339)

Обратите внимание: слева виден бортовой компьютер, на котором производится загрузка …ОС Windows XP. Вот такие вот дела:)