В третьем квартале существенно сократился рынок бытовой техники и электроники Украины

В третьем квартале существенно сократился рынок бытовой техники и электроники Украины

По данным «GfK TEMAX Украина», рынок бытовой техники и электроники Украины в третьем квартале 2014 составил 11,4 млрд грн. Это на 10,1% меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

Наилучшие показатели на рынке продемонстрировал сектор малой бытовой техники. В третьем квартале, как и ожидалось, темпы роста продаж малой бытовой техники замедлялись, но в целом рынок составил 1,1 млрд грн, что на 13,5% превышает показатель третьего квартала 2013 года. Положительные тенденции демонстрирует группа товаров «уход за домом»: продажи утюгов и пылесосов выросли по сравнению с третьим кварталом прошлого года, причем прирост сохраняется на протяжении всех 9 месяцев. Динамика группы «бритвы и приборы для эпиляции» имеет интересную особенность: основные сегменты группы — эпиляторы и мужские бритвы — имеют отрицательную динамику, зато меньшие сегменты, которые составляют лишь 14% группы (женские и мужские триммеры, мультифункционные наборы для бритья), выросли в таких масштабах, что обеспечили рост всей группы. Среди кухонной техники традиционно хорошие показатели у мультиварок (самая большая по объему продаж группа), а также у кухонных машин и эспрессо-машин.

По итогам третьего квартала 2014 объем реализации телекоммуникационного оборудования составил 2,7 млн грн, что лишь на 1,2% больше по сравнению с прошлогодним показателем. Причем, смартфоны — единственный сегмент, демонстрирующий увеличение продаж. Это вызвано увеличение доли «умных» телефонов и повышением средней рыночной цены на фоне девальвации гривны. Наибольшим спросом среди потребителей продолжают пользоваться модели с поддержкой двух SIM-карт и диагональю экрана более 4 дюймов. Также увеличились продажи смартфонов с камерами 8 и более мегапикселей. В то же время показатели других групп падают. Так, объем реализации мобильных телефонов сократился на треть, уменьшились и продажи стационарных телефонов. Более чем вдвое снизились продажи факсов.

Рынок крупной бытовой техники в третьем квартале 2014 составил 2,8 млрд грн, что на 5,6% меньше, чем в прошлом году. В наибольшей степени на такие результаты повлияло отсутствие характерной сезонности продаж холодильного оборудования — группы холодильников и морозильных камер имеют худшие показатели, чем в прошлом году. Не показала прироста и вторая по весу категория — стиральных машин. Микроволновые печи остаются наиболее уязвимой группой — падение продаж продолжается с начала года. Сокращается и группа панелей встроенных духовок. Прирост продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года демонстрируют лишь группы встроенной техники, посудомоечные и сушильные машины.

Продажи сектора бытовой электроники прекратили рост и составили 1,4 млрд грн. Снижение в третьем квартале достигло 18,4% по сравнению с прошлогодним третьим кварталом. Вообще все группы бытовой электроники

имеют в отчетном квартале негативные показатели, включая телевизоры, которые ранее сдерживали общий спад сектора. Динамика технологических сегментов почти не изменилась — увеличивается в натуральном измерении доля Smart-телевизоров, расширяется, хотя и незначительно, доля UHD-телевизоров. Объемы продаж видеокамер уменьшились почти на треть, а DVD-проигрывателей более чем на две трети.

Рынок информационных технологий сохраняет тенденцию к падению. В третьем квартале 2014 года его объем составил 2,87 млрд грн, что на 19,4% меньше аналогичного показателя 2013 года. Крупнейший по денежным объему сегмент — ноутбуки — сократился на четверть. Причиной такого регресса является девальвация гривны, в результате чего средняя цена подскочила более чем на 30%. Падение демонстрируют также сегменты стационарных компьютеров, электронных книг и накопителей. Сильнее из всех ИТ-категорий пострадал рынок мониторов — объем продаж упал почти на треть по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Умеренного снижения спроса претерпели категории IT-аксессуаров. Лишь один сегмент продемонстрировал позитивную динамику. Объем продаж планшетов вырос на 27,5% по сравнению с третьим кварталом 2013 года.

Негативные тенденции рынка офисного оборудования уже третий квартал подряд остаются почти неизменными. Всего за третий квартал текущего года офисной техники было продано на 184 млн грн, что на 23,5% меньше, чем в минувшем году. Наиболее заметно падают продажи сканеров, в денежном измерении они уменьшились более чем наполовину. Продажи принтеров и МФУ также сокращаются. Причем падение продаж группы принтеров происходит высокими темпами, что обусловлено стремительным снижением продаж струйных устройств.

В третьем квартале ускорилось падение рынка фотоаппаратов. Продажи уменьшились почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в целом рынок составил 232 млн грн. В этом году продажи компактных и зеркальных фотоаппаратов сокращаются одинаковыми темпами. Главной причиной такой динамики является, прежде всего, девальвация гривны, Средняя цена фотоаппаратов повысилась более чем на 40%. Относительно стабильным остается сегмент системных камер, который хоть и демонстрирует уменьшение, однако, не столь значительно, как другие сегменты.

В целом, отмечается, что третий квартал 2014 года для рынка бытовой техники и электроники Украины закончился с отрицательным индексом впервые за долгое время. Падение продаж в натуральном и денежном измерениях является следствием конфликта на востоке и нестабильного положения страны. Общая динамика девяти месяцев также отрицательная.