Сейчас заканчивается только первая половина 2018 года, но уже стартовал конкурс «Автомобиль года в Украине 2019»: на днях, 18-19 июня, прошел первый отборочный этап, где были представлены различные модели-претенденты на это почетное звание. В нынешнем году я вхожу в состав жюри конкурса – а потому имею возможность рассказать о работе конкурса изнутри и познакомить с автомобилями-участниками.
Содержание
Первый этап конкурса: две трассы и 16 автомобилей
Встреча утром около ресторана в центре Киева, огромный ряд новых автомобилей – всего почти два десятка! И вот «показатель времени»: из 16 автомобилей более половины имеют статус «кроссовер» – передний или полный привод, большие или маленькие, с огромным или небольшим клиренсом, бензиновые или дизельные. Но все-таки – «кроссовер»: вот отражение предпочтений покупателей. С этими размышлениями (и за рулем кроссовера) отправляемся на базу в Черниговскую область, где будут проходить заезды.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-1-1-4-770x529.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-1-2-4-770x488.jpg)
Организаторы подготовили две трассы. Первая – для кроссоверов – включает в себя элементы бездорожья (сухая лесная грунтовка), немного разбитых сельских дорог, плюс отрезок трассы с хорошим асфальтом и поворотами. Вторая – легковая – состоит сплошь из асфальтированных дорог, довольно хороших и откровенно неважных. Трассы короткие, около 20-25 км, но при сравнении автомобилей в идентичных условиях позволяют что-то понять и сделать небольшие наброски на тему – что я и выразил в данном материале. Часть автомобилей уже встречались в детальных обзорах (буду давать ссылки), другие еще планируются к публикации в виде полноформатного обзора. Поэтому – внимание: это не детальный обзор, а именно короткое мнение, первые впечатления о каждом из автомобилей. Также отмечу, что для электромобиля была подготовлена своя трасса: в целом напоминает легковую, но чуть короче (около 20 км). С электромобиля предлагаю и начать, а далее пойдем в алфавитном порядке.
BMW i3S
Электромобиль BMW i3 не раз становился героем наших публикаций, но в рамках конкурса удалось прокатиться за рулем BMW i3S. Напомню, это новое оформление передней части кузова, увеличенный аккумулятор, и даже «спорт-версия» (больше мощность электромотора, своя настройка подвески, есть спорт-режим езды). И что? Ничего – просто BMW i3: плотный ход подвески, хороший разгон, быстрые реакции на поворот руля. Однако крены высокого кузова по-прежнему заметны, а динамика не слишком уж отличается от первых версий BMW i3.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-2-1-4-770x536.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-2-2-4-770x519.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-2-3-3-770x512.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-2-4-3-770x555.jpg)
Можно ли считать BMW i3S классным электромобилем? Безусловно, «да». Он отлично занимает свою нишу между массовыми электрокарами (Nissan Leaf, Renault ZOE) и дорогими электромобилями Tesla. Стал ли BMW i3S откровением? А вот здесь «нет». Возможно, были завышены ожидания – однако и авансов от производителя выдавалось немало…
BMW X2
Нежданно-негаданно, но откровением для меня стал BMW X2. На этот компактный кроссовер многими АвтоСМИ вылито тонну «гламурной грязи», да и откровенно тарахтящий снаружи дизель не прибавлял ему лоска. Но это все было до того, когда я сел за руль. Потому что на асфальте BMW X2 с 2-литровым 190-сильным турбо-дизелем творит чудеса: он «шустрый» со старта и при ускорении на ходу, легко поворачивает, обеспечивает небольшие крены, отлично устойчив на дороге, а тарахтение дизеля внутри вдруг превратилось в звучный рык.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-3-1-3-770x518.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-3-2-3-770x597.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-3-3-3-770x554.jpg)
А что на песке, грунтовке? Вот не скажу, поскольку BMW X2 ездил по «легковой» трассе, хотя его прямые конкуренты (ниже по тексту) вполне успешно проезжали грунтовку в лесу. Словом, кроссовер BMW X2 оставил после себя приятное впечатление, но также оставил и ряд вопросов, на которые следует найти ответы в следующих этапах конкурса или в отдельной статье-обзоре. Но пока – зачет.
BMW 6-серии GT
Хэтчбек BMW 6 Gran Turismo полностью оправдывает свое имя – он большой и для туризма. В смысле для дальних поездок, этаких «марш-бросков»: просторный салон – для пассажиров, большой багажник – для их вещей, полный привод – для дорог и направлений. Но больше всего запоминается дизель: мощнейшая тяга в средней, самой «ходовой» зоне (2-4 тыс. об/мин) и ощутимое вдавливание в спинку сиденья на зависть внедорожникам с V8: класс!
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-4-1-3-770x540.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-4-2-3-770x590.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-4-3-3-770x553.jpg)
Но вот в чем мысль: есть ощущение, что BMW 6 GT – это лишь отличный «стайер» для трансукраинских или трансевропейских путешествий. Конечно, здесь шикарный салон, удобный руль, красивые «цифровые» приборы. Конечно, BMW 6 GT с легкостью и буднично достигает скоростей, на которых хот-хэтчи дают чувство «ого, я валю». Конечно, здесь отличная плотная подвеска, которая не дает раскачки кузова и при этом не заставляет трещать позвоночник. Но BMW 630d GT хорош в деталях, но как-то не складывается в одну общую картину. Есть чувство, что автомобиль уж слишком «заточен» только под одну цель – длинные поездки. Однако за его цену («база» BMW 630d GT от 2 млн. грн.) хочется как-то более многогранного характера. Или может еще не вкатался?
Citroen C3 Aircross
Компактный кроссовер Citroen C3 Aircross уже нам хорошо знаком, но было интересно сравнить его напрямую с конкурентами. Только Citroen C3 Aircross почему-то едет только по легковому маршруту. Хотя в моем случае и с позволения организаторов, я проехался на нем именно по трассе для кроссоверов. И автомобиль на удивление хорошо себя показал: энергоемкая подвеска и какой-никакой клиренс, плюс «зацеп» благодаря всесезонным шинам из пакета Grip Control.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-5-1-3-770x517.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-5-2-3-770x578.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-5-3-3-770x556.jpg)
При этом Citroen C3 Aircross по-прежнему привлекает простором салона вообще и массой практичных изюминок в частности (сдвижное заднее сиденье, складываемое сиденье переднего пассажира, шторки на окнах). По прежнему радует свободой выбора и ярким стилем во внешней отделке. Хотя ему и не «хватает» мотора и мягкой, но быстрой 6-ст. АКПП. Словом – очень сильное предложение для своего класса.
Jaguar E-Pace
Красивый, стильный, игривый «малыш» Jaguar E-Pace… немного расстроил. На трассе для кроссоверов он трясет (причем в любом ездовом режиме), хотя и проезжает ее без проблем – от слова «совсем». Однако ждешь, что эта тряска обернется хорошими, динамичными повадками на шоссе – но это происходит лишь отчасти: в поворотах чувствуется массивность автомобиля, которую не ждешь от столь компактного кузова. И это чувство не взято с потолка: кроссовер Jaguar E-Pace (длина 4,4 м) оказывается тяжелее более крупного Jaguar F-Pace (4,7 м) примерно на 50 кг при сравнимых моторах и трансмиссиях.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-6-1-3-770x488.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-6-2-3-770x510.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-6-3-3-770x543.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-6-4-2-770x557.jpg)
Если не вникать в детали, то Jaguar E-Pace хорош: ладно скроен внешне, интересный салон, спортивно-жесткий на ходу. Но той легкости и проворства на асфальте, которым радует один соперник-конкурент, здесь нет. При этом мягкости и энергоемкости на бездорожье, которым радует другой соперник-конкурент, здесь также нет.
Mazda CX-3
Стильная, юркая, бойка Mazda CX-3 запомнилась еще весной и на фоне конкурентов снова показала свои сильные стороны. Автомобиль хорош на трассе – приятная динамика, быстрый отклик на поворот руля, достаточно тормозов. Этакий BMX X2 в миниатюре и сразу с достойной комплектацией. Даже с простором салона (точнее теснотой салона) можно мириться: все-таки это можно оценить перед покупкой в салоне.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-7-1-3-770x503.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-7-2-3-770x522.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-7-3-3-770x565.jpg)
Но затем приходит черед бездорожья и модель Mazda CX-3 немного расстраивает. Вроде есть полный привод и «гребет» всеми колесами, но отчаянно недостает клиренса – Mazda CX-3 скребет днищем по траве и веткам везде, где только может их найти. Однако с окончанием бездорожья Mazda CX-3 снова заставит вас улыбнуться и порадует «драйвом» в характере. Поэтому Mazda CX-3 вряд ли можно назвать оптимально-средней моделью. Но точно можно назвать одной из самых запоминающихся и позитивных с точки зрения водителя.
Mazda CX-9
Огромный кроссовер Mazda CX-9 не столь проворен на извилистой дороге, как младшая модель СХ-3, но в рамках своего класса по-прежнему чарует мотором и слабой зависимостью от качества дорог. Однако большая масса, помноженная на мощный двигатель означают повышенную нагрузку на тормоза. И похоже, что спустя парочку «горячих драйверов» подобное произошло: при замедлениях на педали чувствовалась дробь от перегретых дисков, которые «повело». Но в остальном – живой и приятный характер: подобную мощность и маневренность сложно найти в данном классе. А если еще добавить сочетание цены и комплектации – то и вовсе вырисовывается картина одной из лучших покупок в сегменте.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-8-1-3-770x513.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-8-2-3-770x509.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-8-3-3-770x552.jpg)
Что на бездорожье? Ничего особенного и ничего плохого: автомобиль проехал без проблем, клиренса хватило даже с учетом большой колесной базы. Жестко-плотная подвеска намекнула, что под колесами не асфальт, но в остальном вела себя тихо и собрано.
Mercedes-Benz CLS
На 4-дверном купе Mercedes-Benz CLS450 довелось прокатиться и сзади (изначально в режиме ознакомления с трассой), и за рулем. Первый круг я не понимал, о каком комфорте говорят люди спереди, поскольку сзади порой потряхивало на плохом асфальте. Но за рулем ситуация кардинально меняется – мягкий и покладистый автомобиль. Иногда кажется, что аж слишком: к примеру, в режиме «S+» хотелось бы больше ярости в характере – ведь уже выбрал максимально-спортивные настройки, психологически готов к тряске подвески, рывкам «автомата», рыку мотора. Однако Mercedes-Benz CLS всегда и в любом ездовом режиме сохранял комфорт, хотя и старался заметно преобразить свой характер. Мотор хорош: умеет и снизу тянуть тихо-неспешно, и на средних оборотах дает ощутимое ускорение (хотя уступает дизельному конкуренту), но зато и на «верхах» не прочь порычать (а вот этим превосходит). Благодаря полному приводу и мощному двигателю (367 л.с.) можно уверенно стартовать быстро разгонятся: обещают 0-100 км/ч за 4,8 секунды.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-9-1-3-770x538.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-9-2-3-770x583.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-9-3-3-770x557.jpg)
И все это происходит в салоне, который переливает всеми цветами радуги фоновой подсветки, запоминается рулем с новомодными тачпадами, да огромными дисплеями с отличной графикой. Но больше всего запоминается другое: Mercedes-Benz CLS по отдельно-взятым пунктам проигрывает конкуренту – однако выигрывает в целом. Он создает ощущение многогранного и гибкого в характере автомобиля: днем можно неспешно разъезжать по делам, вечером приехать в театр или клуб, в отпускном режиме можно комфортно прокатить 500-700 км в день, а при желании – можно и «дать газу».
Mini Cooper S
Легенда горячих хэтчбеков безусловно хороша в своей роли. Автомобиль Mini Cooper S запоминается звуком, классным разгоном, отличной реакцией на движение руля: поворачивает мигом и почти без кренов. Воистину – карт с крышей и передним приводом! Словом, если вы рассматриваете Mini Cooper S как автомобиль для частых выездов на трек-дни и любительские гонки, то он однозначно хорош.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-10-1-3-770x560.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-10-2-3-770x512.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-10-3-3-770x556.jpg)
Но… И вот здесь начинаются неприятные «но». Если уж «носится на все деньги» и требовать максимум – то почему не выбрать SEAT Leon Cupra? Больше мощности и ощутимое прессование в спинку сиденья, отличные тормоза и запоминающийся выхлоп, при этом более практичный кузов и больше простора в салоне. А если хотите ездить «с настроением и плевать на цифры» – то почему не выбрать Mazda MX-5? Я понимаю, что это автомобили совершенно другого класса, ниши, позиционирования бренда. Но если отбросить рамки и задаться мыслями, которые обозначил выше – то к хэтчу Mini Cooper S, оказывает, есть вопросы. Словом, нужно еще время и дополнительные тест-драйвы, чтобы понять его характер и целесообразность. Однако пока – да хорош, но не откровение.
Mitsubishi Eclipse Cross
Кроссовер Mitsubishi Eclipse Cross встречался в небольшом репортаже с презентации и автомобиль уже запланирован для будущего большого обзора. Пока по итогам краткого знакомства скажу следующее: мотор обеспечивает достаточную динамику разгона, подвеска нацелена больше на комфорт, чем на спортивность. На трассе для кроссоверов Mitsubishi Eclipse Cross показал себя молодцом, проехав все неровности относительно легко: тут и полный привод, и более-менее достаточный клиренс (18 см), и короткий задний свес.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-11-1-3-770x540.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-11-2-3-770x496.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-11-3-3-770x556.jpg)
Больше всего запомнилось даже не поведение автомобиля, а его внешность и салон. Выглядит ярко, интересно в деталях, салон привлекает новой архитектурой передней панели и удобством в ряде мелочей (трансформация задних сидений, продуманный багажник). Первое впечатление все-таки больше положительное. А дальше – разберем в деталях.
Renault Duster
В отсутствии чего-то в стиле Toyota LC Prado или Mitsubishi L200 именно кроссовер Renault Duster претендовал на титул «короля бездорожья». И вполне успешно оправдывал ожидания: большой клиренс (21 см), короткие свесы, энергоемкая подвеска с длинным ходом, толстые «цепляющие» шины, полный привод с режимом LOCK (жесткое деление крутящего момента 50/50). Словом, у Renault Duster есть все, чтобы показать себя наилучшим образом при езде по разбитым дорогам и вообще направлениям.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-12-1-1-770x509.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-12-2-1-770x493.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-12-3-1-770x433.jpg)
В тоже время, как я писал ранее в репортаже с презентации модели, автомобиль стал лучше в оформлении салона, а также получил массу высокотехнологичного оснащения, которое является уникальным для его класса. А слабые стороны есть? Дождитесь полноценного обзора, где разберем все детали.
SEAT Arona FR
Кроссовер SEAT Arona FR, в отличие от конкурента выше, не может похвастать завидной проходимостью: на трассе для кроссовера автомобилю порой не хватало «зацепа» шин (полного привода нет, да и покрышки были сугубо летние), клиренс и энергоемкость подвески на грани «достаточного». Однако SEAT Arona FR берет другим – общим цельным характером. Мотора 1,0 л вполне «хватает» на фоне конкурентов, а робот DSG не перегревается и по-прежнему быстро щелкает передачи. Салон при этом радует отделкой в FR-стиле и достаточным простором, да и багажник неплох. При этом – адекватная цена и комплектация.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-13-1-770x497.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-13-2-770x514.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-13-3-770x442.jpg)
Возможно, модели SEAT Arona FR по итогам конкурса не хватит ярких деталей, чтобы стать «Автомобиль года» в своем классе, но сейчас другая задача – не менее важная – укрепится в умах потенциальных покупателей в стиле «у SEAT есть такой автомобиль». Потому что модель SEAT Arona действительно вышла сбалансированной и удачной.
Toyota Camry
Вот кому не нужно напоминать о себе – так это Toyota Camry: народная молва о новом поколении модели работает едва ли не быстрее запуска первой рекламной кампании. Новое поколение Toyota Camry выходит на рынок с очень сильным предложением: новая платформа, дизайн и салон, удачные цены и комплектации, проверенный мотор и АКПП. Даже если бы Toyota Camry ездила как чугунная ванная, внутрь которой положили диван (как там еще раньше обзывали Camry?), то набора вышеперечисленных качеств уже хватило бы для отличных продаж.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-14-1-770x526.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-14-2-770x512.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-14-3-770x559.jpg)
Но вот что, а ведь теперь Toyota Camry едет хорошо. Правда, без замечаний не обошлось (на первый взгляд хочется руль чуть легче и есть вопрос к небольшой раскачке), но в целом картина очень хороша: автомобиль ощущается собранным и цельным, хорошо поворачивает, дарит комфорт практически на все типах неровностей, мотора «хватает». Новому поколению Toyota Camry выданы большие авансы – и, похоже, они оправдываются…
Volvo XC40
Наконец, последний автомобиль в алфавитном порядке, но не последний по значимости – Volvo XC40: тоже с большими авансами, ведь это актуальный «Автомобиль года» в Европе. На фоне парочки конкурентов из ниши компактных премиальных кроссоверов (см. выше) блеснуть не просто, но у Volvo XC40 получается. На трассе для кроссоверов автомобиль довольно мягкий и энергоемкий. На разбитых и нормальных дорогах он запоминается покладистым (даже «добрым») характером с легким рулем и достаточной мощностью турбо-дизеля.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-15-1-770x511.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-15-2-770x476.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2018/06/foto-15-3-770x555.jpg)
Если подвески итоги одной фразой: пока другие гонятся за спортивным поведением на асфальте, Volvo XC40 делает ставку на комфорт езды, простор салона – и оказывается хорош.
Послесловие
Отмечу, что это был лишь первый тур конкурса «Автомобиль года в Украине 2019», до финального голосования еще далеко. Ряд автомобилей в будущем будут представлены в отдельных обзорах, что позволит разобрать их в деталях. Другие попадут в руки на следующих этапах конкурса, что позволит лучше понять их характер. Также ждем новых участников конкурса: некоторые не успели на первый этап (автомобили-новинки будут представлены до конца года), до пары-тройки автомобилей попросту не удалось добраться из-за их неисправностей или запаса времени.
А еще отмечу, что мое участие в составе жюри конкурса «Автомобиль года в Украине 2019» стало возможным благодаря активному развитию ITC.UA и вам, уважаемые читатели. Потому что вы заставляете меня, как автора, делать продукт лучше и лучше. Нередко в комментариях я вижу умные, правильные, толковые мысли. И вот сейчас – также готов выслушать (и даже прошу выразить) ваше мнение по одному или нескольким представленным автомобилям: его плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Со своей стороны обещаю учесть эти комментарии по конкретному автомобилю в будущем. Поэтому – «Автомобиль года в Украине 2019» мы выбираем вместе!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: