Обзоры
Мобильные игры

Мобильные игры


Вспомните, как часто появляется необходимость скоротать немного времени. В транспорте или в очереди, в приемной фирмы или учреждения или в кафе в ожидании друзей… Чтобы не скучать, можно носить с собой газету, журнал, книгу или же портативную игровую консоль. Но все это приходится именно носить с собой, что иногда связано с определенными неудобствами. Мобильный телефон же у современного человека есть с собой всегда. Так почему бы не наделить его способностью развлекать хозяина?

Для разработчиков и издателей мобильные игры — настоящее золотое дно. Они сравнительно просты — самые сложные произведения телефонного гейм-дизайнерского искусства только-только доросли до уровня компьютерных игр десятилетней давности. Это позволяет сделать продукт относительно малыми силами и продавать его по очень доступной цене. Абонентов мобильной связи в мире великое множество — больше, чем пользователей игровых приставок и PC-геймеров вместе взятых. Так что делать игры для телефонов — еще и выгодно.

Итак, в один прекрасный день сложилась классическая революционная ситуация: разработчики не могли, пользователи не хотели… больше обходить вниманием возможности телефона как игровой платформы, и это дало старт гонке мобильных "вооружений".

Удовольствие навсегда

Классический способ реализации игр в телефонах заключается в том, что их код включается в микропрограмму телефона ("прошивку") на правах одной из функций. Разумеется, с точки зрения обычного пользователя это происходит раз и навсегда при производстве аппарата. "Продвинутые" владельцы телефонов знают, что в аппарат можно записать свежую версию "прошивки", в которой могут находиться и обновленные игры. Но в любом случае выбор игрушек и качество их реализации зависит от доброй воли и умения разработчиков аппарата, в частности его ПО.

Хорошую телефонную игру при всей кажущейся простоте сделать не так-то легко. На первый взгляд, всего и делов-то — взять идею популярной компьютерной игры (или придумать свою, если есть нужное количество фантазии), реализовать ее на простом языке программирования и вуаля — получайте новый мобильный хит. Ан нет — между игровым процессом на компьютере и телефоне существуют различия настолько серьезные, что интересная и увлекательная игра для ПК при портировании рискует превратиться либо в скучную тягомотину, надоедающую уже после нескольких минут знакомства, либо в смертельную схватку пользователя с интерфейсом, в которой победителем, скорее всего, выйдет последний.

"Играние в игру" на телефоне сильно отличается от такового на ПК. Во-первых, ни один владелец мобилки не будет просиживать за ней часами. Это развлечение может длиться от силы несколько десятков минут, что обусловлено как эргономикой телефона, так и назначением самой платформы — она призвана скрасить ожидание в течение короткого периода времени. Стандартная телефонная клавиатура может быть приспособлена для управления игрой, однако до конца удобной она не будет никогда, так как это сделает ее малопригодной для набора номера. В отличие от компьютерных, телефонные клавиши не допускают автоматического повторения ввода при удержании (представьте, как это было бы неудобно при наборе номера), а на этой особенности базируются основные приемы управления играми на ПК.

Получается, что игра на телефоне должна бы быть проще, чем ее компьютерный или приставочный аналог: темп в аркадах — ниже, уровни — короче, управление — более примитивное. Но если последовательно соблюсти все эти правила, дело закончится тем, что игра будет пройдена за очень короткое время, заброшена и забыта. Вспомним, что речь идет об играх, которые программируются в телефоне "раз и навсегда", и станет понятно, что такой вариант никого не устраивает. В итоге лучшими для мобильных аппаратов стали продукты, в которых несложный геймплей сочетается с простотой управления и высокой "повторной играбельностью" (replayability).

Таким критериям отвечают сразу несколько жанров. К первому (и, кстати, самому распространенному на телефонах) относятся классические компьютерные аркады. Наибольшим количеством реализаций и лучшим их качеством могут похвастаться три произведения программистского искусства — "Змейка" (Snake), "Паук" (Spider) и Arcanoid. Оригинальные названия этих продуктов разработчики телефонов часто держат в строгой тайне, и взгляду пользователя являются всевозможные Honey Ball, Erix и даже Alien Invaders, на самом деле представляющие собой новые воплощения классических хитов.

Всем известная "Змейка", в которой виртуальное пресмыкающееся охотится на виртуальную же добычу, в случае успеха увеличиваясь в размерах, — коронная игра телефонов Nokia на протяжении последних лет. Она существует в монохромном варианте для всех аппаратов этой марки, а недавно была портирована на модели с цветным экраном на платформе Series 40 (Nokia 7210, 6610 и т. д.) и даже Series 60 (7650, 3650).

Значительная часть телефонов марок Ericsson и Sony Ericsson содержит "фирменную" игру Erix. Под этим названием скрывается не что иное, как Spider. В этой игре требуется, управляя курсором, за которым тянется "ниточка", отделять от прямоугольного игрового поля области, избегая при этом столкновения курсора или "паутинки" с помехами, двигающимися по полю.

А уж сколько реализаций, удачных и не очень, претерпел известный Arcanoid, перечислить просто невозможно. В разное время эту игру можно было увидеть в телефонах Ericsson, Motorola, Samsung и других. Пожалуй, самая удачная — последняя "инкарнация" — Honey Ball, присутствующая в Samsung SGH-S300 и ряде других новейших моделях от этой компании.

Неторопливые логические головоломки тоже неплохо подходят в качестве телефонного развлечения. Из них чаще всего встречаются разнообразные вариации на тему реверси. Эта игра неплохо реализована на некоторых телефонах Nokia (в частности, 6210) и Samsung с монохромными экранами (например, N400). В последнем случае игра носит гордое имя Othello.

И наконец, разработчики регулярно пытаются подступиться к карточным играм — еще одному простому, но увлекательному способу времяпрепровождения с телефоном. Правда, результатом их стараний чаще всего оказывается очередное мобильное "двадцать одно" — забава простая, но быстро приедающаяся. К сожалению, более сложные игры и пасьянсы реализовать на телефоне трудно из-за маленького экрана и ограниченных средств управления.

Эпохой расцвета встроенных игр, плавно переходящего в закат, стал год 2002. В это время телефоны обзавелись относительно мощными процессорами, а некоторые — еще и цветными экранами и полифоническим звуком, с использованием которых просто грех было не делать хорошие игры. И они постепенно начали появляться. В телефоне Alcatel OneTouch 715 есть несколько интересных программ с известным в игровом мире логотипом Infogrames — скроллинговая аркада Killer Expo и платформенная "бродилка" Run, Run, Run, близкая по идее и уровню исполнения к таким хитам, как Montezuma’s Revenge или Prince of Persia. В Sony Ericsson T600 появилась интереснейшая гоночная аркада Car Race с продуманным управлением и увлекательным, сбалансированным по сложности геймплеем. В раскладные телефоны Samsung и LG неизменно встраиваются весьма симпатичные и отчасти похожие друг на друга авиационные аркады Air Shooting и Corsair. Обе игры выполняются в монохромном или цветном варианте в зависимости от типа экрана в конкретной модели телефона.

Свобода выбора

По всей видимости, время встроенных игр походит к концу. Нет, пара-тройка предустановленных развлекательных подпрограмм в телефоне еще долго будут оставаться "обязательной программой", но главную роль в мобильном гейминге в будущем сыграют продукты, которые пользователь сможет выбрать и установить на телефон сам. Такая возможность появилась у него с выходом моделей с поддержкой Java 2 Micro Edition или J2ME.

Несложные игры на языке Java уже давно пишут программисты со всех концов света. Они (включая довольно неплохие, интересные и увлекательные образчики) встречаются на многих Web-сайтах. Сравнительно небольшой по объему код игрушки можно загрузить прямо во время путешествия по Internet (при хорошей скорости соединения на это уходят считанные секунды), и поиграть прямо в окне Internet-броузера.

С появлением возможности выполнять код на языке Java в процессоре сотового телефона наступила настоящая революция в области мобильных развлечений. Теперь пользователю несложно самостоятельно расширить функциональность своего аппарата. На языке Java пишут самые разнообразные программы, в том числе — и серьезные инструменты для работы, но на деле больше половины приложений, доступных для загрузки из файловых архивов в Сети, — игры.

Мидлеты (апплеты J2ME) можно загрузить либо непосредственно на телефон, используя WAP-соединение, либо сперва доставить их из Internet на компьютер, а затем записать в память телефона через дата-кабель, IrDA ли Bluetooth.

Возможность произвольной установки и удаления мидлетов упраздняет жесткие требования к мобильным играм. Нет, никто не говорит, что теперь они могут быть неинтересными и трудными в управлении, но жанровые ограничения и необходимость высокой replayability в значительной мере ослаблены. Прошли игру? Так удалите ее и поставьте новую. Не понравилось? Слишком сложно (просто, быстро, медленно)? Выберите что-то, более подходящее.

Неудивительно, что именно в виде Java-мидлетов получили свое телефонное воплощение многие популярнейшие компьютерные игры. Существует вполне играбельная (с учетом особенностей телефонной клавиатуры) и не менее интересная, чем оригинал, Java-версия знаменитого Prince of Persia. Успешно портирован PacMan, хотя в этой игре все-таки недостает возможности "залипания" телефонных клавиш и джойстика. Одной из самых популярных Java-игр на сегодня стала Caveman, по сути являющаяся клоном Boulder Dash, известной еще со времен ПК Atari.

В то же время именно Java-технология привела к существенному расширению спектра жанров телефонных игр. Появились достаточно совершенные аркадные спортивные и гоночные симуляторы. С новыми телефонами Motorola, поддерживающими J2ME (по терминологии Motorola — kJava), поставляется MotoGP — весьма интересная гонка на мотоциклах. Симулятор боулинга входит в комплект Java-телефонов Samsung — SGH-S100 и S300.

Теоретически мидлет J2ME может работать на любом телефоне, поддерживающем эту технологию. Но различия между моделями очень велики (не совпадают размеры и цветность экрана, конфигурация управляющих клавиш и т. д.), и это может привести к некорректной работе одной и той же программы на разных устройствах. Но эту проблему к настоящему времени уже научились решать. Одна и та же игра обычно адаптируется для типовых мобильных платформ — Siemens, Motorola, Samsung, Nokia, причем для аппаратов последней марки выпускаются две версии: монохромная — для моделей 3410 и 6310i и цветная — для аппаратов на основе платформ Series 40 (Nokia 7210, 6610, 6100, 6800, 5100) и Series 60. Так что пользователь имеет возможность выбрать версию, которая будет корректно работать на его телефоне.

Для разработчиков интереснее всего то, что Java-игры для телефонов могут быть коммерческими продуктами, которые успешно продаются. Уже сегодня множество игрушек несложно купить через Internet, оплатив их стоимость с помощью кредитной карты, а затем загрузить с сайта разработчиков или файлового архива. Обычно стоимость одной игры составляет $3—6, причем первая цифра относится к монохромному варианту, а вторая — к цветному. Цены эти можно назвать вполне доступными (особенно на фоне стоимости игр для PC и приставок, а также, как правило, завышенных цен на аксессуары для мобильных телефонов), так что даже для украинского покупателя они не являются проблемой. Бывает гораздо сложнее оплатить покупку. Однако российские и отечественные разработчики и издатели Java-игр вынашивают идеи распространения сборников своих продуктов на CD.

Новые горизонты

Новая эра в мобильном гейминге наступила с выходом телефонов на базе платформы Nokia Series 60 — моделей Nokia 7650 и 3650. Первая за прошедшие полгода стала настоящим хитом продаж в Европе и других странах, так что разработка игр специально для нее превратилась в дело вполне выгодное. Большой экран телефона позволяет отображать на нем еще более качественную и подробную картинку.

Для новых телефонов Nokia подходят два вида устанавливаемых игр — обычные J2ME-мидлеты (годятся и все программы, оптимизированные для Series 40) и приложения системы Symbian OS 6, которая, по сути, является "основой" платформы Series 60.

Из представителей последней категории, пожалуй, наиболее заметной является телефонная версия Doom. Этот почти двухмегабайтовый монстр занимает значительную часть памяти Nokia 7650, порой вынуждая пользователей отказываться от хранения фотоснимков и диктофонных записей, но демонстрирует на экране картинку, вполне сравнимую по качеству с той, что знакома фанатам оригинальной игры для ПК. Но самое интересное то, что продукт абсолютно бесплатный. Другие Symbian-игры для телефонов Nokia — это преимущественно аркады и аркадные симуляторы с весьма симпатичной графикой.

А теперь просто ошеломляющая новость: оказывается, на Nokia 7650 и подобных телефонах можно запускать игры, разработанные для портативных консолей Nintendo GameBoy и GameBoy Color, а ведь это сотни наименований! Достаточно установить на телефон программу-эмулятор GoBoy от WildPalm. Утилита занимает около 150 KB памяти телефона и требует около 1200 KB свободного места. Размер же самих игр составляет от сотен килобайт до мегабайта, так что их вполне реально уместить даже в небольшой и нерасширяемой памяти Nokia 7650.

Весьма перспективна в качестве игровой платформы и Symbian OS 7. Уже первый продукт на ее основе — смартфон Sony Ericsson P800 — оснащен чувствительным к нажатию экраном, что позволяет реализовать на ней полноценный шутер или стратегию. На диске, поставляемом с телефоном, находится не слишком "продвинутая" технологически, но весьма интересная трехмерная "стрелялка" Men In Black II. Она очень напоминает, в частности, консольную и PC-игру House Of The Dead, в которой главного героя "везут" по заранее запрограммированному маршруту, а его дело — отстреливать попадающихся на пути врагов. В MIB II примитивные текстуры, простенькие модели и спрайтовые монстры, но сам факт появления такой игры в телефоне не может не радовать: несомненно, за ней последуют другие, лучше проработанные.

И наконец, нашумевшая в последнее время новинка от Nokia — гибрид телефона и игровой приставки под названием N-Gage. По форме и расположению органов управления она практически повторяет популярную приставку Game Boy Advance, так что это первый телефон, на котором будет удобно играть. Более того, поддержка GPRS и встроенный адаптер Bluetooth делают это устройство пригодным для многопользовательских игр.

Похоже, что развлекательные возможности в мобильном телефоне перестают быть просто опцией, на которую обращают внимание чуть ли не в последнюю очередь. Мобильные игры постепенно совершенствуются, и не исключено, что в скором будущем станут не менее зрелищными и увлекательными, чем их собратья для консолей и ПК.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: