Обзоры

Смартфон: игрушка или деловой помощник?

Современные смартфоны и коммуникаторы (далее просто смартфоны), несмотря на свой незначительный возраст (хотя для IТ-индустрии и пять лет – весьма немало), стали неотъемлемым атрибутом делового человека. Они дороже «классических» мобильных телефонов и КПК, благодаря чему подчеркивают статус владельца, и оснащены целым арсеналом различных функций, которые обеспечивают широкие возможности для решения типичных бизнес-задач, но нередко остаются невостребованными.

Как показывает опыт общения с нашими соотечественниками – владельцами смартфонов, нередко такие устройства остаются дорогими игрушками, приобретение которых – лишь дань моде и окружению. Что же мешает им полноценно исполнять роль, определенную разработчиками, – электронного секретаря и помощника делового человека?

Во-первых, это нежелание пользователя работать в мобильном режиме. В таком случае смартфон рассматривается просто как дорогой аксессуар. Тут можно только развести руками, ведь 80% стоимости пропали зря, разумнее было бы купить действительно имиджевые модели, например от Vertu или хотя бы Nokia 8800.

Во-вторых, неумение или кажущаяся сложность эксплуатации «умных» функций смартфона. Здесь на первый план выходят такие составляющие, как интерфейс, предоставляемый программной платформой, наличие в комплекте знакомых пользователю приложений, простота взаимодействия с внешними устройствами (чаще всего с ПК) и поддержка необходимых форматов данных.

Смартфон: игрушка или деловой помощник?
Именно взаимодействие с корпоративными системами позволяет полноценно раскрыть весь потенциал «умных» устройств

В настоящий момент наиболее распространенными платформами являются Windows Mobile (Qtek и многие другие), Symbian Series 60, 80, 90 (Nokia, Sony Ericsson), Palm OS (Palm). Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, но с точки зрения именно привычности и беспроблемной интеграции с ПК решение от Microsoft (особенно с выходом 5-й версии мобильной ОС) выглядит предпочтительнее. Действительно, владелец смартфона попадает в знакомую среду Windows, получает стандартный набор прикладных программ (среди которых Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Outlook) и вполне может применять свои «настольные» навыки.

При этом настройка коммуникаций между смартфоном и ПК также не вызовет затруднений – достаточно установить Microsoft ActiveSync (желательно последней версии, которую можно найти по адресу и один раз настроить необходимые опции: синхронизацию почты, календарей, файлов и пр. В дальнейшем все операции должны выполняться автоматически при подключении к компьютеру – документы Word, измененные на смартфоне или коммуникаторе, перенесутся в соответствующие папки на ПК, а назначенные встречи и прочие пометки в календаре будут загружены в календарь смартфона. Ситуация еще больше упростится с выходом Windows Vista со встроенным компонентом Mobile Device Center, способным выполнять примерно те же функции, что и ActiveSync.

Однако приходится признать, что какой бы простой ни была синхронизация, она в определенном смысле привязывает владельца мобильного устройства к ПК. И это является еще одним серьезным препятствием для полноценного использования «умных» устройств.

Смартфон: игрушка или деловой помощник?
Exchange Server 2003 SP2 позволяет дистанционно управлять безопасностью мобильных клиентов на базе Windows Mobile 2005

Поэтому следует отметить целый комплекс проблем, связанных с IТ-инфраструктурой и культурой работы с данными в организации. Ни для кого не секрет, что подавляющая часть отечественных компаний, широко использующих в своей деятельности IT, не имеют «стандартной» информационной инфраструктуры. Здесь термин «стандартная» закавычен неслучайно, поскольку он отображает так называемый уровень зрелости IТ-инфраструктуры по общепринятым мировым стандартам и методикам (для примера можно познакомиться с моделью Microsoft Infrastructure Optimization. Каждый из уровней характеризуется наличием тех или иных служб, реализующих сервисы и процедуры, требуемые для работы с информацией, – среди них имеются и те, что обеспечивают взаимодействие мобильных устройств, в том числе смартфонов, с корпоративными системами.

Нетрудно догадаться, что последние напрочь отсутствуют в украинских организациях. Это тем более странно, поскольку практически все ключевые серверные приложения Microsoft способны напрямую обмениваться данными со смартфонами и коммуникаторами. Так, сервисы электронной почты, календарей, общих документов и пр., входящие в состав Exchange Server 2003 SP2, обеспечивают непосредственную синхронизацию с устройствами на платформе Microsoft Windows Mobile, без посредника в виде ПК. Необходимый механизм интегрирован в Exchange Server и называется Exchange ActiveSync, а для его активации администратору достаточно поставить соответствующий флажок в настройках сервера.

Внедрение подобной службы в организации позволит сотрудникам, снабженным лишь смартфонами и коммуникатороми на платформе Windows, даже находясь вне офиса, полноценно участвовать в рабочих процессах – использовать электронную почту, общие календари и списки контактов, совместно редактировать документы. Для этого нужен лишь доступ к GPRS-сервису от мобильного оператора или подключение к публичной точке доступа Wi-Fi с выходом в Интернет (которые постепенно появляются и в Украине).

Впрочем, не останутся за бортом пользователи смартфонов на других программных платформах (не поддерживающих Microsoft ActiveSync) и даже «классических» мобильных телефонов – для них тот же Microsoft Exchange предоставляет доступ к почтовому ящику, календарю и контактам посредством специального Web-портала Exchange Outlook Mobile Access. Особенность данной технологии состоит в том, что получив запрос от какого-либо устройства, сервер распознает его тип и формирует ответ в зависимости от возможностей его браузера – это может быть WAP-представление, cHTML, xHTML и прочие «мобильные» версии HTML.

Однако при активном использовании на мобильных устройствах корпоративных данных, несомненно, повышается вероятность их перехвата или потери (вместе с самим устройством). И если первая проблема решается довольно просто – посредством шифрования на базе SSL, то вторая обычно требует целого ряда дополнительных мер. Впрочем, некий их вариант уже реализован в связке Microsoft Windows Mobile 5.0 и Exchange Server 2003 SP2. Администратор сервера может централизованно назначить для всех подключаемых смартфонов обязательную парольную защиту хранящейся информации, а также удаленно отдать команду на очистку хранилищ и настроек смартфона или коммуникатора в случае его утери и угрозы взлома пароля.

Конечно, на Exchange Server свет клином не сошелся, клиентское ПО для Microsoft Windows Mobile 5.0 позволяет работать с различными системами, в том числе корпоративными (при наличии соответствующей инфраструктуры), такими как Microsoft Live Communications Server 2005. Существенно расширят арсенал мобильных пользователей и завоевывающие все большую популярность современные Web-службы (особенно построенные на принципах Ajax), которые дают возможность использовать электронную почту, обмениваться мгновенными сообщениями, а иногда и совместно работать с документами. Они, кстати, определенным образом компенсируют и отсутствие той самой IТ-инфраструктуры.

Если же сотруднику недостаточно стандартных коммуникационных возможностей, а нужны специальные средства для сбора и анализа корпоративной информации, подготовки отчетов и т. д., то на этот случай именно платформа Microsoft предлагает наиболее широкий спектр технологий и инструментов – от .NET Compact Framework и Visual Studio 2005 до Microsoft SQL Server 2005 Mobile Edition, клиентская часть которого способна функционировать на Windows-смартфоне.

Совершенствование технического оснащения мобильных устройств – использование мощных процессоров и больших объемов оперативной и флэш-памяти, увеличение размеров и разрешения экранов, постепенное возрастание времени автономной работы, появление вспомогательных аппаратных решений (вроде специальных клавиатур) вместе с развитием программных платформ позволяют надеяться, что уже в ближайшие годы бизнес-коммуникаторы (возможно, не в таком виде, какими они нам видятся сегодня) предстанут неким разумным и заманчивым компромиссом между ноутбуком и мобильным телефоном и закрепятся в арсенале делового человека, руководителя среднего звена или находящегося вне офиса сотрудника, постоянно вовлеченного в бизнес-процессы своей организации.

Однако сочетание развитых возможностей и навыков пользователей должно обязательно подкрепляться соответствующими сервисами IТ-инфраструктуры, поскольку только в этом случае смартфоны и коммуникаторы из дорогих игрушек или, в лучшем случае, записных книжек превратятся в средство повышения производительности труда информационных сотрудников – за счет увеличения скорости принятия решений и т. д.

e-mail автора: [email protected]

Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: