Обзоры
Все, что нужно знать об эмуляторах игровых консолей
41

Все, что нужно знать об эмуляторах игровых консолей

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Final Fantasy VI —
Final Fantasy IX (PSX)

Наверное, самая известная jRPG-серия. Напомним, что на ПК были портированы только VII и VIII части, причем "семерка" — весьма посредственно.

Silent Hill (PSX)

Первая часть этой культовой игры жанра survival horror так и не была перенесена на ПК. В то же время по атмосферности и играбельности она оказывается даже лучше своего продолжения (вышедшего не так давно и на ПК).

Gran Turismo (1 и 2) (PSX)

Первые две части этой знаменитой серии реалистичных автогонок также не были портированы на ПК.

Tekken 3 (PSX)

Несмотря на свой возраст, этот отличный файтинг по-прежнему имеет массу поклонников. Кстати, знакомство автора с играми для PlayStation началось именно с него.

Super Mario 64 (N64)

Старый знакомый сантехник Марио — визитная карточка Nintendo — теперь и в 3D.

Conker’s Bad Fur Day (N64)

Красивая и невероятно смешная arcade/adventure с черным юмором от английской фирмы Rare. Без преувеличения шедевр!

Perfect Dark (N64)

Еще один продукт Rare — шпионский 3D-action от первого лица с очень хорошей графикой. Чем-то напоминает Deus Ex.

Сначала, буквально в двух словах, что же это за зверь такой? Итак, эмуляция — это способ реализации функций какого-либо устройства (в нашем случае игровой консоли) с использованием возможностей другого устройства (компьютера) с помощью некоторой утилиты — эмулятора, предназначенного для запуска программ (игр для приставок), созданных для эмулируемой системы. Причем для нас, пользователей, в идеале не важно, как он устроен и как работает. Но это в идеале, на практике же есть несколько нюансов. Во-первых, так называемая "идеальная эмуляция" недостижима в принципе, эталоном является только сама консоль. Какая-то игра может заработать, другая будет "тормозить", а третья и вовсе не запустится. Во-вторых, эмулятор — очень ресурсоемкое приложение, ему приходится выполнять код системы зачастую совершенно иной архитектуры, чем у нашего ПК. По грубым подсчетам, для получения хороших результатов частота процессора ПК должна быть в 10—15 раз больше частоты эмулируемой консоли. И в-третьих, эмулятор — сложная программа, содержащая десятки непонятных для новичка настроек. Вот, собственно, эмуляторам нескольких распространенных современных игровых консолей, их установке и настройке и будет посвящена эта статья.

Sony PlayStation (PSOne, или PSX)

Эра эмуляции PlayStation началась в апреле 1999 г. с выпуска коммерческого продукта Bleem! одноименной компании. Прожил он недолго — Sony Computer Entertainment "затаскала" разработчиков по судам, и в итоге в ноябре 2001 г. фирма была закрыта, ее создателям пришлось продать всю имеющуюся в их распоряжении технику, игры, а впоследствии и жилье для покрытия расходов на судебные издержки. Более поздний продукт, Connectix Virtual Game Station (VGS), постигла иная участь — Sony решила, что легче выкупить сам эмулятор, чем доказывать в суде его незаконность. VGS был приобретен в марте 2001 г. — как выразился тогда Shinichi Okamoto, старший вице-президент центра разработки Sony Computer Entertainment, "данное сотрудничество с Connectix приведет нас к большим успехам в развитии эмуляции", после чего в скором времени проект закрыли. Как говорится, "если враг не сдается — его покупают"…

Еще один эмулятор — PSEmu Pro — хотя и был начат даже раньше Bleem!, до более или менее рабочей версии так и не добрался. Но его идеи легли в основу последующих проектов — в первую очередь, модульность, ну и бесплатность, разумеется (и VGS, и Bleem! — коммерческие продукты). Именно стандарт внешних модулей (плагинов) PSEmu Pro используется сейчас всеми эмуляторами PSX.

На сегодняшний день существует около десятка эмуляторов, мы же подробно остановимся лишь на одном: ePSXe, которому недавно исполнилось три года. Пожалуй, он единственный, сочетающий функциональность, гибкость в настройке, скорость, а главное — отличную совместимость с коммерческими продуктами — всего в его активе 785 рабочих игр. Минимальные требования к аппаратуре примерно такие: Pentium II-450, 128 MВ RAM и 3D-акселератор уровня ATI Rage 128/NVidia TNT/3dfx Voodoo 2. Рекомендуемые: Pentium III-900, NVidia GeForce3/ATI Radeon.

Существуют версии ePSXe для Windows и Linux/BSD, номер последней — 1.5.2. Распространяется он в виде ZIP-архива, который нужно куда-нибудь распаковать, поместить плагины в папку plugins, а файл с BIOS приставки (его придется искать отдельно) — в папку bios. После этого можно приступать к запуску и конфигурации (осуществляется с помощью мастера настройки Config — Wizard Guide). Первым делом надо выбрать файл с BIOS приставки (лучше всего себя зарекомендовали версии SCPH1001 и SCPH7502). Следующим этапом являются выбор и настройка GPU-плагина (отвечающего за графику). Владельцам карт серии 3dfx Voodoo советуем плагин Lewpy Glide, всем же остальным — набор из Direct3D и OpenGL плагинов Pete’s GPU от Pete Bernert. Настроек у них много, но мы остановимся лишь на самых важных из них.

Начнем с разрешения. Режим 800 600 и выше подойдет владельцам современных акселераторов; тем же, у кого установлен GeForce2 или ниже, лучше ограничиться 640 480. Выбор значения Texture quality будет определяться количеством видеопамяти: для 32 MB и более лучше указать R8G8B8A8, в противном случае — один из 16-битовых вариантов.

Переходим к ограничению fps. Зачем это нужно? Дело в том, что консольные игры рассчитаны на обновление изображения с заданной частотой. Поэтому, если игра выдает хотя бы на 10 fps меньше стандартного значения, это уже сильно скажется на играбельности и качестве звука. Но больше необходимого — тоже вредно. Эмулятор должен выдавать стабильное число кадров в секунду (около 50 для PAL-игр и 60 — для NTSC). Если ниже — отключайте ресурсоемкие параметры, выше — включите Use FPS Limit и Auto-Detect FPS/Frame skipping limit. Сохранять стабильное число fps при нехватке производительности помогает опция Use Frame skipping, но к ней следует обращаться лишь в самую последнюю очередь, когда ничто другое не помогает.

Пойдем дальше. Off-Screen drawing нужно включать, если часть изображения не прорисовывается (например, интерфейс игры). Advanced blending отвечает за качество освещения — советуем воспользоваться Hardware, а Framebuffer textures — за эффекты вроде motion blur (попробуйте Gfx card buffer). Опция Mask bit нужна очень малому числу игр, среди которых, например, Silent Hill.

У этого плагина есть возможность изменять многие настройки во время игры: клавиша Delete показывает счетчик fps и меню опций, Insert — краткую справку, Page Up и Page Down выбирают опцию, а Home и End — ее варианты. Некоторые настройки, скажем, способ фильтрации текстур, рекомендуем подбирать именно таким способом.

Теперь очередь звукового (SPU) плагина. Здесь есть широкий выбор: когда-то лучший Null2 Audio driver, три почти "близнеца" Andy’s SPU, Iori’s DirectSound driver и Eternal SPU Plugin и еще одна разработка Pete Bernert — P.E.Op.S DSound Audio Driver. Рассказывать подробно о них вряд ли стоит, просто попробуйте плагин от Pete, а если он по какой-то причине не заработает, возьмите один из вышеперечисленных. Есть еще встроенный ePSXe SPU core, вообще не требующий настройки, но он отличается неприятным "металлическим" звуком.

А теперь приступим к CD-ROM плагинам. Обычно хватает встроенных ePSXe CDR ASPI core либо ePSXe CDR WNT/W2K core, нужно лишь выбрать привод. Правда, есть модели драйвов, которые работают только с P.E.Op.S CDR Driver. Среди возможностей последнего имеется поддержка разных команд чтения, кэширование, асинхронное чтение. Замечу, что функции чтения и кэширования субканальных данных нужны для некоторых европейских (PAL) версий игр, защищенных от копирования.

И в конце — настройка управления. ePSXe поддерживает клавиатуру, мышь и DirectInput-совместимые джойстики и геймпады — как цифровые, так и аналоговые с вибрацией (она работает только в аналоговом режиме, переключаемом по F5). После этого в меню ConfigMemory Cards создаем пару файлов для хранения данных карточек памяти и перегружаем эмулятор.

Final Fantasy IX на эмуляторе ePSXe (Sony PlayStation)

Наконец запускаем игру — пункт меню File — Run CDROM (либо File — Run ISO, если она в виде ISO-образа). Эмуляцию можно в любой момент остановить, нажав на Escape, и продолжить, выбрав Run — Continue. Еще одна интересная возможность ePSXe называется Save States. Это способ сохранить игру в любой момент времени, просто нажав F1. ePSXe запишет свое состояние в файл в папке sstates. Для каждой игры имеется пять "слотов", выбираемых по F2. Одновременно в углу экрана появится скриншот, показывающий место, в котором "запечатлели" игру. Нажатие F3 возобновит ее прохождение с этого места.

Как вы могли заметить, настроек у эмулятора и плагинов много, причем каждая игра требует своего подбора опций. И даже если у вас всего две PSX-игры, ручное переключение между ними оказывается слишком утомительным. К счастью, есть хорошая утилита, позволяющая держать неограниченное количество конфигураций и легко переходить с одной на другую: ePSXeCutor. Скопируйте ее в ту же папку, где расположен ePSXe.

За рамками этой статьи намеренно оставлены другие эмуляторы PlayStation: PCSX, AdriPSX ILE, PSInex, FPSE, PSXEven. У некоторых из них есть интересные функции — например, PCSX может обходиться без BIOS-файла. Но всем им, увы, далеко до уровня ePSXe.

Часто задаваемые вопросы

Где мне достать PSX BIOS?

Распространение BIOS PlayStation является незаконным. Более того, его можно легально использовать, только если у вас есть сама PlayStation. Так что не ищите его на крупных сайтах и не спрашивайте на форумах. Но в Internet, если уметь, вы найдете что угодно…

Где найти ROM- или ISO-файлы с играми?

Ответ будет аналогичным: распространение файлов с образами коммерческих игр, по сути, является обычным пиратством. Так что на серьезных ресурсах тоже не ищите их. Но копиями ROM-картриджей и ISO-образов дисков можно совершенно законно пользоваться, если у вас есть лицензионная версия игры.

Это вообще хоть в чем-то законно?

А вот сам процесс эмуляции, равно как и программы-эмуляторы, абсолютно легальны. Даже фирму Bleem! Sony не смогла засудить, а только лишь подорвать ее финансовое положение.

Как и чем сделать ISO-образ PSX-игры?

Подойдут утилиты ISOBuster, CloneCD или аналогичные. Нужно выбирать "сырой" (Mode2 2352B/sector с субканалами) режим чтения. Эмуляторы PSX также "дружат" с популярным виртуальным CD-ROM Daemon Tools.

Игра X не работает на эмуляторе Y. Что делать?

Стоит попробовать следующее:

  • поменять настройки эмулятора и плагинов;
  • взять другие плагины;
  • взять другой эмулятор;
  • полистать-таки документацию по эмуляторам и плагинам. Это поможет понять, как они работают и какая установка что делает;
  • почитать "списки совместимости" (например, на сайте NGEmu);
  • задать вопрос на соответствующих форумах, телеконференциях.

Чего не следует делать, так это просить или требовать что-либо от авторов эмуляторов — они занимаются этим в свободное время и ничего вам не должны.

Игра "тормозит". Что делать?

Для начала проверить ПК на соответствие минимальным требованиям. Чем слабее компьютер, тем больше сил придется потратить на настройку. Попробуйте снизить разрешение, отключить фильтрацию и сглаживание. Играм для Nintendo 64 на слабых системах хорошо помогает поднятие параметра CPU Counter factor (в Project64 называется "такт ядра") на 1—2 единицы. Поищите его в настройках.

Какой геймпад выбрать?

Хотя в некоторые игры, особенно портированные с ПК шутеры и, в меньшей степени, jRPG, можно без проблем играть на клавиатуре, все же приставочные игры делались в расчете на геймпад. Так что если вы планируете всерьез взяться за консольные игры, стоит задуматься о его приобретении. Это может быть PC-модель, желательно с вибрацией и аналоговым управлением (например, Thrustmaster FireStorm Dual Power Gamepad или Logitech Wingman RumblePad). Но самым оптимальным вариантом будет приобретение USB-переходника для подключения "родного" пада от приставки к ПК. Вместе с геймпадом такая покупка в онлайн-магазине обойдется в $40—50 за фирменную модель или $20—30 за "простую" (без учета стоимости доставки).

Nintendo 64

Conker’s Bad Fur Day на эмуляторе Project64 (Nintendo 64)

Конкурент PlayStation был выпущен Nintendo всего на год позже ее, еще в 1996 г. И хотя консоль Nintendo 64 (дальше N64) не приобрела такой популярности, как PSX, в том числе из-за формата хранения игр на дорогих, но не слишком объемных ROM-картриджах (наибольшие по размеру игры занимают 64 MB), под нее вышло немало интересных игр. Из-за своей сложной архитектуры рабочие эмуляторы этой платформы появились всего пару лет назад. По той же причине минимальные "разумные" требования к ПК достаточно высоки: процессор с частотой от 500 MHz до 1,2 GHz (в зависимости от эмулятора и игры), желательно Pentium III или Athlon и видеокарта не слабее GeForce256 или младших ATI Radeon.

Эмуляторы N64 используют иной подход к настройке, чем эмуляторы PSX. С ними идет файл с базой данных настроек каждой из игр, и почти все опции будут применяться автоматически при загрузке ROM’а (файла с образом картриджа). Здесь есть как плюсы — игроку не приходится долго подбирать настройки, так и минусы — если в базе не нашлось вашего ROM-файла, останется разве что поискать другой эмулятор.

Все новые N64-эмуляторы тоже используют модульную систему, основанную на плагинах. Более того, все они имеют поразительно схожие интерфейс, настройки и функции. Но запуск нескольких игр быстро определяет фаворитов и аутсайдеров — здесь с большим отрывом лидирует проект с незатейливым названием: Project64.

Perfect Dark на эмуляторе Project64 (Nintendo 64)

Привлекателен этот эмулятор несколькими возможностями: интерфейсом на русском и украинском языке, стабильностью и высокой производительностью, подробной справочной системой. Кроме того, с ним идут свои эксклюзивные (и, как показала практика, лучшие) звуковой и графический плагины. Список "знакомых" ему игр (файл project64.rdb) насчитывает 820 записей, из них статус совместимых носят 578 и еще около 150 поддерживаются частично. Устанавливается эмулятор путем распаковки в выбранную папку. После запуска и выбора языка интерфейса можно сразу зайти в меню конфигурации и выбрать плагины. Рекомендуются "родные" аудио- и видеоплагины от Jabo (одного из авторов эмулятора), разве что в качестве плагина управления лучше взять более мощный NRage’s Direct-Input V2. Все, что остается пользователю, — это выбрать в видеоплагине разрешение (остальные настройки по умолчанию спрятаны, поскольку потребность в них возникает крайне редко). Затем можно щелкнуть на пункт меню Файл — Выбрать папку с играми и запустить любую из списка.

Если Project64 вдруг не справился с поставленной задачей, возьмите NEmu64 или 1964. У последнего совместимых игр еще больше, чем у Project64, но реально добиться от него стабильной работы не так-то просто. Есть еще множество эмуляторов этой консоли: Apollo, Corn, Daedalus, TR64, Blade64, UltraHLE и его доработка SupraHLE, но они либо давно заброшены, либо работают из рук вон плохо.

GameBoy Advance

Nintendo GameBoy Advance (или GBA) — совсем маленькая карманная консоль с LCD-дисплеем. Хотя архитектура и возможности ее довольно скромные, системные требования эмуляторов этой консоли и "старших" систем практически одинаковы. Большинству GBA-эмуляторов необходим процессор от 400 до 800 MHz (зато 3D-акселератор не нужен совсем). Сейчас их уже пару десятков: на Windows-платформе лидируют VisualBoy Advance, DreamGBA и BoyCott Advance (последний также портирован под Macintosh), кроме того, для Mac’ов есть эмулятор с веселым названием PlayBoy Advance. Мультиплатформенных Open Source эмуляторов, работающих, кроме Windows и DOS, на Linux, FreeBSD и прочих Unix’ах, тоже немало: Virtual GameBoy Advance, CinGB, GBE, GNGB, GnuBoy. Есть даже эмулятор GameBoy и GameBoy Color для сотовых телефонов Nokia 7650 (см. "Домашний ПК", # 3, 2003, "Мобильные игры") и Java-эмулятор с еще одним необычным названием Girlfriend Advance. Следует сказать, что эмуляторы GBA также совместимы и с более старыми играми для GameBoy и GameBoy Color. Рассказывать подробно об их установке и настройке вряд ли стоит, потому что трудностей это не представляет, а большая свобода выбора позволяет просто сменить один эмулятор на другой, если что-то не так.

Что нас ждет в будущем: эмуляция PlayStation 2, DreamCast, XBox, GameCube

Shenmue на эмуляторе Icarus (Dreamcast)

Последний год наблюдается значительное оживление в области эмуляции консолей NextGen. Так, появилось сразу два проекта эмуляторов Sony PlayStation 2 (PS2): PCSX2 и nSX2. Пока что они не запускают ничего, кроме бесплатных технологических "демок", и лучшим достижением в плане коммерческих игр является показ заставки Mortal Kombat Deadly Alliance. Многие части этих эмуляторов просто еще не готовы, например поддержки звука нет вовсе. Так что работы здесь хватает, и не стоит ожидать появления чего-то рабочего еще примерно год. Эмуляторы Sega DreamCast (DC) представлены тремя проектами: Dreamer, DreamEmu и Icarus. Активным сейчас является только последний. Его автор уже добился запуска более двадцати игр с приемлемым качеством изображения, но не очень хорошей производительностью: 12 FPS на AthlonXP 1700. До "заветных" 50—60 fps, как видите, далеко, и вряд ли тут сильно поможет дальнейшая оптимизация эмулятора. Так что желающим в будущем поиграть в DreamCast-игры на ПК придется "запастись" компьютером с частотой не менее 3 GHz, а для PS2-игр, скорее всего, потребуется еще больше. Тем не менее первые версии Icarus могут выйти уже этим летом, хотя на доработку уйдет еще много времени.

На этом фоне перспективы эмуляции Microsoft XBox выглядят куда лучше. Так как его архитектура очень близка к ПК, многие устройства, особенно процессор, эмулировать просто не нужно. По сути, разработчик CXBX — первого проекта в этой области — не ставит перед собой цель эмулировать приставку как устройство, а лишь пытается эмулировать программное окружение, т. е. версию Windows для X-Box. Он надеется получить рабочие версии к концу лета.

Что же касается Nintendo GameCube, то… есть один эмулятор под названием gCubix. "Работает" он на десятках платформ — от x86 PC до мобильных телефонов и Internet-холодильников… Как вы, наверное, догадались — это подделка. Так что желающим запускать игры для данной приставки на ПК придется еще подождать.

РЕСУРСЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЭМУЛЯЦИИ

www.ngemu.com

Сайт NGEmu (бывший PSXEmu. com) посвящен эмуляции PSX, DreamCast, PS2, GBA, N64, Sega Saturn. Кроме тематических ресурсов, имеются лента новостей, списки совместимости, патчи, статьи и форум. Все эмуляторы и плагины, о которых шла речь в статье, можно взять именно здесь.

www.epsxe.com

Домашний сайт проекта ePSXe.

www.pj64.net

Сайт эмулятора Project64. Есть раздел технической поддержки и форумы.

sourceforge.net/projects/peops

Здесь можно взять свежие плагины проекта P.E.Op.S (Psx Emulation Open Source project).

www.romov.net

Наверное, самый крупный русскоязычный ресурс (с оригинальным названием "РОМов нет"), посвященный эмуляции "всего, что только можно".

www.pristavki.com

Еще один русскоязычный проект, не столько об эмуляции, сколько о самих приставочных играх. Прежде всего ценен своими форумами и лентой новостей.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: