Новости Новости 23.01.2020 в 10:04 comment

Обновлено: «Укрзалізниця» перейдет в управление Deutsche Bahn на 10 лет. Мининфраструктуры и крупнейший немецкий железнодорожный оператор подписали меморандум о взаимопонимании

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg

Володимир Скрипін

Заместитель главного редактора, руководитель отдела новостей

Как и ожидалось, в рамках проходящего на этой недели Всемирного экономического форума в Давосе Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) заключило меморандум о взаимопонимании с Deutsche Bahn — крупнейшим железнодорожным оператором Германии. Он целиком и полностью посвящен сотрудничеству, а точнее содействию, в развитии «Укрзалізниці» (УЗ). То есть, да, Deutsche Bahn (DB) возьмется за реструктуризацию государственного оператора железнодорожных транспортных перевозок.

Для начала стоит вспомнить, что в сентябре 2019 года президент Владимир Зеленский поручил Кабмину и МИУ разработать план реструктуризации УЗ c разделением государственной компании на трех операторов: инфраструктурного, грузового и пассажирского. Процесс должен завершиться до конца 2021 года, но уже под присмотром нового руководства. Нынешний глава правления Евгений Кравцов уже написал заявление об отставке, которую в ближайшее время рассмотрит набсовет УЗ.

«Этот альянс — логичное продолжение Плана реструктуризации УЗ, который анонсировал Владимир Зеленский осенью 2019 года», — заявил премьер-министр Алексей Гончарук, комментируя подписание документа.

О чем конкретно речь в Меморандуме?

Соглашение получилось максимально кратким и размытым. В документе три основных пункта:

  1. изучение возможности стратегического партнерства (альянса) между национальными операторами Украины (УЗ) и Германии (DB) для обмена опытом, практиками для повышения эффективности перевозок в Украине;
  2. оценка возможности сотрудничества для имплементации европейского опыта реформирования ж/д перевозок и адаптации директив ЕС.
  3. сотрудничество в области развития железнодорожной и подвижного состава с учетом современных стандартов экологичности и передовых технологий.

 

Web design.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

Накануне в сеть попала черновая версия проекта меморандума, где говорилось, что Deutsche Bahn через свою дочернюю фирму DB Engineering and Consulting будет развивать грузовые и пассажирские перевозки (кроме военных), управлять инфраструктурой и курировать операционную деятельность УЗ. Также на первом этапе сотрудничества Deutsche Bahn предложить набсовету и Кабмину кандидата на должность главы правления УЗ и направить в Украину минимум 15 управляющих менеджеров для курирования различных направлений деятельности УЗ.

И хотя в финальной версии документа ничего такого нет, сегодня утром Алексей Гончарук сделал сенсационное заявление о передаче УЗ в управление немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn на 10 лет. При этом вчера он особо подчеркнул, что Украина полностью сохранит контроль над предприятием, а немецкие специалисты займутся реформированием управленческих механизмов предприятия. Увы, что конкретно подразумевается под этим, не уточняется.

«Да, мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Мы связываем с этим очень важным решением не только судьбу этой инфраструктурной единицы. Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям и новым стандартам», — заявил Гончарук.

Он добавил, что детали и условия еще согласовываются, но политическое решение уже принято.

Последний шанс

Прямо сейчас идет реформа УЗ — предприятие готовят к IPO, а парламент готовит соответствущий законопроект, допускающий приход частных инвесторов. Это откроет рынок грузовых ж/д перевозок для международных операторов, в том числе и для DB Cargo. Для УЗ сотрудничество с Deutsche Bahn — это своего рода спасательный круг и последний шанс.

Web design.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

«Предприятие находится в критическом техническом и финансовом состоянии, износ инфраструктуры запредельный. На протяжении последних 8 лет падают объемы перевозки грузов и пассажиров, компания не имеет средств для модернизации и обновления основных средств, ее разъедает коррупция».

Валерий Ткачев, глава совета «Центра развития логистики.

Для УЗ это сотрудничество обеспечит доступ к дешевому европейскому финансовому ресурсу, интеграция в европейскую транспортную систему и привлечения прямых инвестиций.

Немецкие гарантии позволят легче привлекать прямые дотации из госбюджета Украины на модернизацию ж/д инфраструктуры. Реформа железной дороги в Германии во многом завязана на многомиллиардных правительственных дотациях. Например, в ближайшие 10 лет из федерального бюджета Германии на модернизации железных дорог будет выделено 62 млрд евро. Еще 24 млрд евро выделит непосредственно Deutsche Bahn.

В то же время за 28 лет независимости Украины правительство практически не инвестировало в развитие железнодорожного транспорта. 

Также Ткачев заявляет, что сотрудничество между Deutsche Bahn и УЗ будет обоюдовыгодным.

В чем же выгода для Deutsche Bahn?

Самое очевидное — инфраструктура. УЗ принадлежит одна из крупнейших в Европе ж/д сетей, протяженностью 19 700 км, по которой перевозится ежегодно около 300 млн тонн грузов и 150 млн пассажиров. Для Deutsche Bahn это очень привлекательный и перспективный актив — возможность обеспечить дальнейшее устойчивое развитие бизнеса. Кроме того, в процессе модернизации украинской ж/д заказы получат производственные структуры в составе Deutsche Bahn.

Риски

После либерализации и открытия украинского рынка грузовой оператор DB Cargo может получить большое преимущество перед конкурентами, в том числе перед создавшимся грузовым оператором УЗ). Такого мнения придерживается профессор Украинского университета ж/д транспорта Андрей Прохорченко. Он также приводит в пример Польшу, когда проводила реформу ж/д рынка по немецкой модели, но выбрала другой путь, не предполагающий поглощение своего оператора и передачу контроля в руки немецкого топ-менеджмента. Благодаря этому PKP Cargo успешно конкурирует с DB Cargo и опережает его по объемам перевозки в Польше.

Что же, будет интересно посмотреть, чем в итоге для «Укрзалізниці» и Украины обернется этот альянс — дождутся ли украинцы сервиса европейского уровня по приемлемым ценам?

Обновлено: В Deutsche Bahn, комментируя заявление Гончарука, отметили, что договорились консультировать УЗ, а не управлять предприятием. Соответствующий ответ на запрос издания DW дала пресс-служба Deutsche Bahn.

«DB Engineering & Consulting — консалтинговая компания в составе Deutsche Bahn, которая работает над проектами в сферах инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет консультировать и поддерживать «Укрзалізницю» в предпринимательских и технических вопросах», — говорится в сообщении немецкой компании.

Именно об этом, по информации немецкой стороны, говорится в «предварительном соглашении», подписанного 22 января в Давосе.

С другой стороны, как сообщили в Кабмине, в начале февраля в Киеве будет заключено Соглашение о стратегическом партнерстве между УЗ и DB. Не исключено, что в Давосе стороны договорились еще о чем-то, чего нет в Меморандуме. Кроме того, если немцы будут выбирать и утверждать менеджмент, выстраивать структуру компании, можно сказать, что это и есть управление де-факто. Как бы там ни было, пока лучше не делать поспешных выводов и подождать подписания соглашения.

Источник: МИУ и Liga.net

  • Deutsche Bahn AG — один из крупнейших ж/д операторов Европы. Ежегодно перевозит около 4,6-4,8 млрд пассажиров и 270-290 млн тонн грузов. В структуру холдинга входит более 300 различных подразделений и отдельных предприятий.
  • «Укрзалізниця» — государственное предприятие-монополист в сфере железнодорожных перевозок. Обеспечивает 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. По объемам грузовых перевозок УЗ занимает четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии.
  • По итогам 2018 года основные финпоказатели Deutsche Bahn: выручка — 44 млрд евро, показатель EBITDA (операционная прибыль без учета процентов на кредиты, налогов, износа и амортизации) — 4,7 млрд евро, прибыль — 542 млн евро. Для сравнения, аналогичные показатели УЗ за тот же период составляют соответственно 83,4 млрд грн, 16 млрд грн и 203,9 млн грн.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: