Обзоры
3D-фотография: практикум

3D-фотография: практикум


Интерес к 3D-фотографии возник практически одновременно с появлением самой фотографии. Действительно, если у человека два глаза, зачем ограничиваться только одним плоским изображением для фиксации объемного мира?

Как человек видит?

Ученые достаточно давно поняли, как функционирует наш зрительный механизм. В каждом из глаз оптической системой сначала формируется уменьшенная проекция предметов, попавших в поле зрения. Затем происходит процесс преобразования световой информации в электрическую и передача собранных данных в мозг. Именно там формируется наше представление, о том, как выглядит окружающая действительность.

Каждый глаз производит двухмерное изображение, Объем, вернее, его иллюзия, возникает лишь на этапе «постобработки». За счет чего? И можно ли повторить этот замечательный фокус?

3D-фотография практикум

Расположение глаз, направление взгляда и характер поля зрения человека не случайны. Уникальный инструмент позволяет нам без использования дополнительных оптических приспособлений продеть нить сквозь игольное ушко, читать, совместить мушку прицела и далеко расположенную мишень, наблюдать за звездами.

Анализируя разницу между картинками, созданными правым и левым глазами, мозг делает выводы о расстояниях до предметов и об их пространственных формах. Такая разница неизбежно возникает из-за разнесенности в пространстве оптических осей. Это явление называется параллаксом (из греческого: παραλλάξ, от παραλλαγή).

3D в фотографии. Как сымитировать работу зрительной системы.

Небольшой экскурс в теорию был необходим, поскольку изложение практических аспектов 3D-фотографии невозможно без понимания механизма человеческого зрения.

Чтобы сымитировать работу зрительной системы человека нам понадобится инструмент, способный одновременно создавать два изображения, причем для простоты использования и получения достоверных результатов желательно, чтобы расстояние между оптическими осями объективов было примерно равно таковому между глазами человека.

Теоретически можно обойтись даже одним обычным фотоаппаратом, перемещая его в пространстве, но это накладывает существенные ограничения на выбор сюжетов – даже небольшие смещения объектов съемки или фона вызовут неприятные двоения. Пара жестко закрепленных на общей базе фотоаппаратов обеспечивает, куда большую свободу, особенно если найти удобный способ точной синхронизации срабатываний затворов. Правда, для комфортного просмотра 3D-результатов придется научиться конвертировать их в понятный устройству отображения формат.

Проще приобрести камеру Fujifilm FinePix Real 3D. Пара ее объективов разнесена на оптимальное расстояние. Электроника аппарата из двух простых фотографий, сделанных с нужным параллаксом, формирует файл, который можно просматривать на 3D-телевизорах, 3D-мониторах и 3D-проекторах. Или просто на дисплее самого фотоаппарата, причем даже без специальных очков.

3D-фотография практикум

В большинстве случаев камера правильно оценивает параллакс автоматически и учитывает его при создании файла. Однако бывают случаи, когда требуется вмешательство фотографа. Параллакс можно изменять как до, так и после съемки, однако учтите, что конструкция аппарата не предусматривает смещение оптических осей объективов. Соответственно, сдвигаются лишь изображения, из-за чего края кадра по горизонтали могут обрезаться – придумать несуществующую информацию аппарат, увы, неспособен.

3D-фотография практикум

Регулятор параллакса

Перед съемкой определите, хотите ли вы смотреть кадры на 3D-телевизоре (мониторе или проекторе) или попробуете их напечатать (такая возможность тоже имеется). Если будете просматирвать, лучше установить соотношение сторон кадра 16:9 и максимальный размер изображения в меню. Это позволит избежать дополнительного кадрирования и появления черных полос на экране.

3D-фотография практикум

Два главных правила 3D-съемки

Правило № 1. Никогда не поворачивайте камеру на 90 градусов, как бы ни хотелось сменить альбомную ориентацию будущего кадра на книжную. Этот фотографический рефлекс поначалу трудно подавить, но просто подумайте, стали бы вы так изгибаться, чтобы посмотреть на сцену в столь необычном ракурсе. Да, технически 3D-снимок будет получен. Но ведь устройство вывода имеет альбомную ориентацию, поскольку ваши глаза располагаются в горизонтальной плоскости. Следовательно, сцена окажется повернутой на те же 90 градусов и ракурс будет довольно непривычным. Попытка последующей выкадровки из сделанного в книжной ориентации снимка фрагмента нужных, альбомных, пропорций приведет к тому, что 3D-эффекта на экране вы не увидите. Скорее всего, образуется «каша», ведь при съемке оптические оси кадров располагались в вертикальной плоскости, а при воспроизведении окажутся в горизонтальной.

3D-фотография практикум3D-фотография практикум
НеверноВерно

Наклоном на небольшие углы также не стоит увлекаться. Когда вы склоняете голову, мозг по-прежнему пытается считать линию горизонта действительно горизонтальной. Поправка вносится благодаря дополнительной информации, сродни той, что поступает в камеру с электронного уровня. Воспринимая изображения с наклоненной линией горизонта и не имея данных о расположении оптических осей, мозг может не всегда точно и адекватно достраивать 3D-сцену.

Правило №2. Для съемки выбирайте сюжеты, в которых 3D-эффект теоретически может проявиться.

Посмотрите вдаль, попеременно закрывая глаза. Изображение практически не меняется. Это закономерно – ведь относительно дистанции до объекта глаза разнесены на очень маленькое расстояние и параллакс минимальный. А теперь взгляните на предмет, расположенный в двух-трех метрах от вас. То, что видит правый глаз, теперь заметно отличается от картинки левого. Это означает, что мозг уже сможет «додумать» объем. Чем ближе от места рассматривания до объекта, тем существеннее будут различия.

3D-эффект окажется максимальным, если сюжет будет четко разделен по планам: передний план будет находиться примерно в 2-3 метрах от точки съемки, а фон будет достаточно удален от переднего плана, по возможности, являясь однородным или контрастным по цвету/тону. По мере удаления переднего плана от точки съемки эффект будет уменьшаться, тем не менее, и на архитектурной съемке он просматривается, если расстояние измеряется десятками метров.

3D-фотография практикум

Схема расположения точки съемки, объекта и фона

Кроме автоматического, камера Fujifilm FinePix Real 3D предлагает два ручных режима 3D-съемки.

Первый интересен для экспериментов при полетах на самолете или поездках на автомобиле. Второй снимок делается через заданный интервал после первого, когда фотограф вместе с аппаратом успевают преодолеть огромную (по сравнению с расстоянием между объективами) дистанцию. Это позволяет искусственно увеличить параллакс для очень удаленных объектов, но требует подбора параметров соотношения скорости перемещения и значения таймера задержки.

3D-фотография практикум3D-фотография практикум

Второй ручной режим позволяет фотографу устанавливать параллакс самостоятельно с высокой точностью и даже менять угол наклона оптических осей объектива.

3D-фотография практикум3D-фотография практикум

Обработка 3D-снимков

В комплекте с камерой Fujifilm FinePix Real 3D идет ПО MyFinePix Studio – незаменимый инструмент для постобработки отснятого материала. Программа позволяет «разобрать» файл на пару независимых изображений и «собрать» его снова после коррекции в графическом редакторе, например, Photoshop.

3D-фотография практикум

Операция эта очень простая – достаточно выбрать снимок в формате MPO и дать команду Splitting 3D Files. В результате вы получите пару JPEG-файлов, после обработки которых, потребуется лишь выполнить обратную операцию (Making MP Files).

3D-фотография практикум

Два главных правила обработки 3D-снимков

Правило №1. Единственный допустимый при работе в 3D инструмент локальной коррекции – градиентный фильтр, причем он должен применяться параллельно горизонтальной стороне, в противном случае будут заметны вертикальные полосы. Попытки что-то ретушировать, как правило, обречены на провал, поскольку добиться правильного применения инструментов в разных файлах очень сложно, поскольку даже фон в них чуть-чуть отличается.

Правило №2. Необходимо либо записывать параметры инструментов глобальной коррекции, например, точки светов и теней, либо (и это более грамотный подход) пользоваться средствами автоматизации (Action) или копирования/вставки корректирующих слоев. Это позволит сохранить цветовую и тональную идентичность обеих изображений, а это один из факторов успеха сборки откорректированных частей в 3D-формат. Вы можете переводить снимки в черно-белые или имитировать обработку в стиле кросс-процесс, от этого многие кадры только выигрывают, главное, чтобы над изображением для правого и левого глаз производились идентичные операции.

Просмотр 3D-снимков

Fujifilm FinePix Real 3D W3 записывает 3D-фото в формате MPO, который был впервые применен в предыдущей модели аппарата. Вместе с тем, формат является открытым и, следовательно, существует достаточно инструментов для преобразования материала в понятный вашим устройствам вывода формат. Тем более, что MPO (от Multi Picture Object) – скорее контейнер, в котором прячутся два снимка, сделанные правой и левой матрицами. Сверьтесь с руководством к телевизору, монитору или проектору, выполните подготовительные работы и окунитесь в фантастический мир 3D-фото. Тем более, что вы сделали их самостоятельно!

3D-фотография практикум


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: