Обзоры
«Гордиев узел»
0

«Гордиев узел»


Я думаю, что у каждого любителя цифрового видео уже накопилось немало MPEG-2-файлов семейных хроник, которые терпеливо ждут значительного удешевления приводов DVD-R, чтобы быть записанными на одноименные высокоемкие "бланки". Однако зачем ждать, если можно уже сегодня многие свои шедевры с успехом и минимальными потерями качества разместить на обычных CD-R, используя компрессию DivX.



"Ты помнишь, как все начиналось?"

Первоначально аббревиатура DIVX обозначала систему проката DVD-дисков, внедряемую в США в конце 90-х годов. Она предусматривала выпуск более дешевых версий DVD, которые можно было проигрывать лишь на специальных плейерах, причем по истечении 48 часов с момента активизации диска воспроизведение видео становилось невозможным. Для того чтобы "разблокировать" диск, необходимо было внести дополнительную плату. "Интеллектуальный" плейер ежедневно через телефонную сеть связывался со специальным сервером, запрашивал данные об очередных денежных поступлениях и при положительном ответе вновь активизировал соответствующие диски. Системы не получили широкого распространения, их разработку пришлось свернуть примерно спустя год с момента появления.



DVD2AVI работает с файлами
*.m2p; *.m2v; *.mpv и *.vob. Если ваш MPEG-2-файл имеет другое расширение,
просто измените его на любое из первых трех

Технология компрессии видео DivX, о которой пойдет речь в данной статье, не имеет
никакого отношения к системам DIVX. Ее создали два программиста: немец Max Morice
и француз Jerome Rota. А такое имя для своего детища они, вероятно, выбрали, чтобы
поиздеваться над упомянутым проектом, потерпевшим фиаско, — о чем свидетельствовала
улыбающаяся рожица в конце названия, состоящая из точки с запятой, короткого тире
и обратной скобки — скромно и со вкусом: DivX ;-). По словам авторов, для сжатия
видео они взяли за основу кодек Microsoft MPEG-4 и исправили в нем ряд недочетов;
а для компрессии звука применили технологию MP3. Кодек вскоре приглянулся многим
любителям видео, став неофициальным стандартом. Чтобы легализовать его, было принято
решение отказаться от алгоритмов Microsoft — так появился DivX Deux.

Все эти годы стандарт постоянно развивался, его последняя версия DivX 4.12 (она
доступна для загрузки на официальном
сайте
) специально оптимизирована под Pentium 4, а сама технология лицензирована
многими ведущими разработчиками игр и программ. Кроме того, стали появляться аппаратные
решения, воспроизводящие видеофайлы, компрессированные в DivX, а значит, скоро
жди бытовых проигрывателей. Так что самое время разрубить "гордиев узел"
проблем, связанных с домашними видеоархивами.

В народе говорят: клин клином вышибают, и в этом деле нам окажет существенную
помощь новая версия пакета Gordian
Knot
. Правда, данный набор программ имеет несколько неоднозначную репутацию.
Его авторы, например, заявляют, что "они не поощряют использование оболочки
и остальных программ, включенных в нее, ни для каких целей, кроме как резервирования
DVD на законных основаниях". Так что способ использования этого набора —
дело совести каждого человека. Как говаривал мой университетский преподаватель
философии, "Ось цiею ручкою можна виколоти око, а можна написати "Евгенiй
Онегiн"". Мы же собираемся творить с его помощью только поэмы.

Инсталлировать саму оболочку не составит особого труда, единственное замечание при этом: лучше в ходе установки отказаться проигрывать фильмы DivX 3.xx с помощью кодека DivX 4.xx — иногда всплывают различные артефакты.

В последнюю версию Gordian Knot входят непосредственно сама оболочка Gordian Knot;
кодеки Huffyuv 2.1.1, DivX 3.11 alpha и DivX 4.11; декодеры DVD2AVI 1.76, AviSynth
1.05 с рядом plug-in и mpg2dec; кодеры/редакторы Virtual Dub 1.4.7 и Nandub 1.0RC2
"lumafix"; программы для работы со звуком (Azid 1.7.1, L.A.M.E. 3.89b)
и субтитрами VobSub 2.05, а также ряд других утилит.

Порядок действий

Этап 1. Создаем проект *.d2v



Установки на вкладке Bitrate
выставляются в начале работы и обязательно сверяются перед завершающим этапом
кодирования

Загружаем
Gordian Knot, переходим на вкладку Ripping и запускаем программу DVD2AVI, используя
соответствующую кнопку. Командой File->Open (быстрый запуск — клавиша F3) открываем
нужные файлы, содержащие MPEG-2-видео. Окончательный выбор подтверждаем нажатием
клавиши OK. В результате раскроется окно с кадром фильма, где с помощью полосы
с бегунком и специальных кнопок, расположенных справа, можно выделить нужный видеофрагмент.

В меню Video, как правило, ничего менять не нужно, равно как и применять фильтры
и варьировать размер изображения. Единственное, при работе с фильмом в кодировке
NTSC авторы рекомендуют отмечать Video->Field Operation->Forced FILM. Кроме
того, на всякий случай следует убедиться, что Video->Color Space установлен
в YUV 4:2:2.

Со звуком придется немного повозиться. В Audio->Track Number указываем Track1.
В установке Audio->Channel Format проверяем значение Auto select. Далее, задаем
Audio ->MPEG Audio ->Demux. Опцию Audio->Dynamic Range Control устанавливаем
в Off. Редискретизацию звука на этом этапе, как правило, не производят (Audio
->48-44.1KHz ->Off
). Нормализация также не всегда нужна, но чтобы подстраховать
себя, задайте ее на 70-80%, установив соответствующий флажок в окне Normalization.
Значения всех остальных опций можно смело оставить по умолчанию. Инициализируем
процесс нажатием клавиши F4, или командой File->Save Project, даем название
файлу и нажимаем Сохранить: считанные минуты — и проект готов.

На этом предварительная подготовка завершена, закрываем DVD2AVI и возвращаемся
к Gordian Knot.

Давайте пока разберемся с ее основными настройками. Для этого откроем вкладку
Options и проверим наличие флажка Follow ITU-R BT.601 Standard.

Справа в нижней части окна (а она, кстати, остается неизменной, по каким бы вкладкам
мы ни щелкали) виден выпадающий список, в первом поле которого написано Movie1.
По сути, это слоты для сохранения всех настроек, которые мы далее сделаем. При
желании эти слоты можно переименовать, равно как и импортировать или экспортировать
файлы настроек из других программ. Для этого используются кнопки, расположенные
вверху над полем.

Этап 2. Сбор статистики



С помощью секции Crop вкладки
Resolution удаляем черные полосы по краям экрана


Теперь самое время открыть созданный проект
D2V. Для этого нажимаем кнопку Open, расположенную в левом нижнем углу
окна Gordian Knot, находим недавно созданный файл и загружаем его. Появляется
окно с кадром из фильма. Обратите внимание, что Gordian Knot автоматически посчитает
количество фреймов, скорость их следования, продолжительность фильма, размер входящего
изображения и определит кодировку (PAL или NTSC). Кроме того, программа подскажет,
анаморфный фильм или нет (другими словами, истинно ли соотношение сторон кадра
16:9, или фрейм сплюснут).

Теперь переходим на вкладку Bitrate. По сути, это необычайно удобный калькулятор для расчета большинства необходимых параметров кодировки. Порядок действий таков. Вначале отмечаем радиокнопку Calculate Average Bitrate (в правом верхнем углу). Затем выбираем нужный кодек: DivX3 или DivX4. После этого определяемся, на скольких "болванках" мы хотим разместить кодируемый фильм, кроме того, указываем емкость используемых CD-R/RW-бланков. Теперь выставляем битрейт (128 Kbps вполне достаточно) или в явном виде задаем размер звукового файла (секция Audio A). Секцию Audio B легко использовать, например, для синхронного комментария. Секцию Interleaving & AVI-Overhead пока не трогаем, все оставляем по умолчанию.

Затем следуем на вкладку Resolution. Лишний раз убедимся, правильно ли программа определила исходную кодировку видео (PAL, NTSC) и размер кадра первоисточника. Переходим в раздел Crop. Отметив опцию Pixel, получаем возможность обрезать неинформативные части кадра исходника. Обратите внимание, все изменения по высоте и ширине кадра тут же отображаются в окошке с фильмом. Как только закончите этот процесс, отметьте Smart Crop All — это позволит сохранить правильные пропорции.



Включение бикубической интерполяции
позволяет избегать ряда артефактов

После чего в секции Output Resolution выставляем желаемый размер результирующего
кадра. В этом деле нам помогает бегунок, расположенный чуть ниже. Важно, чтобы
значения параметров W-Modul и H-Modul были равны, соответственно,
32 и 16. Только в этом случае большинство видеоакселераторов смогут разгрузить
процессор при просмотре закодированного видео.

При выборе оптимального значения Width Height разработчики советуют обращать внимание на следующий момент: если собираемся записывать фильм на один CD, то значение Bits/Pixel*Frame (внизу посередине) не должна быть ниже 0,20, если на два CD — то не ниже, чем 0,27.

После всех этих преобразований не забудьте в окне фильма визуально проконтролировать пропорции кадра View—>Resized. Если все сделали верно, то — да не станет круглое овальным, а квадратное прямоугольным! Если нет — "поиграемся" с первоисточником в секции Input Pixel Aspect Ratio, выбирая различные соотношения сторон кадра и контролируя упомянутые выше параметры.

Теперь переходим в окно с кадром из фильма и щелкаем Save & Encode.
Установки в окне Save.avs делаем следующие. Resizing оставляем по
умолчанию — Select Output Resolution. Если раньше материал не подвергался
деинтерлейсингу, то производим его сейчас: Field Operations->Smart Deinterlacing.
В секции Subtitles (VobSub) можно указать файл с субтитрами и способ их
наложения. Выбирая значения в разделе Resize Filter, помните, что фильтрации
типа Bicubic несколько улучшают качество изображения, однако увеличивают
размер результирующего файла. Поэтому поначалу можно также оставить Bilinear.
Секция Noise Filter задействуется, если используем некачественный и шумный
источник. Все остальные параметры — по умолчанию. Нажав кнопку Preview,
можно с большими задержками просмотреть получаемый результат в Windows Media Player
6.4 — кстати, самой удачной версии плейера Microsoft, применяемой для просмотра
видео (в любой момент времени ее можно вызвать, если в командной строке Windows
набрать mplayer2). Если все в порядке, то теперь можно поступить двумя
способами.

Первый вариант. Щелкаем Save & Encode, в появившемся окне даем
название файлу с расширением *.avs (для обеспечения работы фреймсервера)
и нажимаем Сохранить. В результате появится окно GordianKnot с длинным названием
The WEF’s GordianKnot: DivX Encoding Control Panel. Последуем в нем на
вкладку Encoder, где выберем нужный кодек и соответствующую программу кодировки,
отказавшись от неиспользуемых компонентов, например отмечаем Don’t ask again,
I don’t use DivX 4
. Далее возвращаемся на вкладку соответствующего кодека
(в нашем случае DivX 3), проверяем наличие флажков Ecf. и Re-Calculate
Bitrate if needed,
а также слева вверху отмечаем First Pass.



Секция Graph позволяет отображать
"живые" графики компрессии

Примечание: заметим, что здесь можно было бы, конечно, выбрать опцию
Both Passes и идти отдыхать, ожидая пока на выходе появится готовый видеофайл
в формате DivX. Однако в таком случае мы не сможем повлиять на окончательный
результат кодировки, проанализировав файл статистики, полученный после первого
прохода. Поэтому рекомендую не спешить и действовать далее согласно данной инструкции.

Поэтому нажимаем Add Job to Encoding Queue и в появившемся окне подтверждаем
наше желание тут же начать сбор статистики. Кстати сказать, процесс этот долгий,
так что можно идти на прогулку, отметив флажком Shut down Windows when done.

Второй вариант (рекомендуемый). Нажимаем Save, чтобы получить файл
с расширением *.avs. После этого закрываем окно и через меню Пуск-> Программы
->Gordian Knot ->Apps->Nandub
запускаем программу Nandub.

Командой File ->Open video file открываем проект *.avs. Сразу заметим,
что разработчики не советуют использовать режим Video->Fast Recompress.
Поскольку в таком случае при составлении файла статистики будет неправильно
подсчитываться величина Luma Noise, а значит, в дальнейшем при кодировании
фильма вы не сможете ее верно откорректировать. Поэтому лучше пользоваться Video->Full
Processing Mode
— медленнее, но надежнее. Хотя, если не планируете варьировать
параметр Luma Noise, то Video->Fast Recompress значительно ускорит
дело.

После этого устанавливаем Audio—>No Audio, нажимаем F8 (или
File—>FirstPass), указываем имя файла статистики и щелкаем ОК.
Прочие настройки Nandub оставляем по умолчанию. Ну а те, кто хочет их в совершенстве
освоить, — обратитесь к странице www.divxmovies.com/guides.



Формирование файла статистики
— очень важный этап кодирования

Этап 3. Обработка статистики

Теперь можно закрыть программу
Nandub и перейти к оболочке Gordian Knot на вкладку Nandub Files (если
случайно вышли из программы, запустите ее заново, загрузив рабочий проект *.d2v).

Далее открываем файл статистики, полученный на предыдущем этапе, в разделе Nandub Stats Files (кнопка Open). Если изначально вы не ошиблись с выбором размера кадра, то значение Video Size/First Pass Size (вторая секция справа внизу) будет находиться в пределах 60—100%. Если более 100%, то вы не впишитесь в планируемый размер файла после второго прохода, если менее 60% — качество фильма будет неважным. Наилучшие результаты получаются при значениях 65—75%. Если данный параметр входит в диапазон 75—100%, можно немного увеличить размер кадра и заново создать файл статистики. Кстати сказать, результаты, не удовлетворяющие этим требованиям, будут подсвечены красным цветом.

Теперь следуем на вкладку Stats File Editor. Отметив флажками все опции секции Graph, можно отобразить различные статистические графики, относящиеся к вашему фильму (смысл и назначение каждой линии легко узнать на вкладке Help в разделе Phase IV). В секции Key-Frames последовательно нажимаем на кнопки Clear и Auto, если хотим автоматически задать максимальную и минимальную дистанцию между ключевыми кадрами (т. е. теми, о которых в компрессированном видео сохраняется максимум информации). Можно и вручную расставлять опорные фреймы (например, на границе быстрых и медленных сцен). Для этого, передвигая бегунок и наблюдая за окошком с кадром из фильма, в нужных местах нажимаем кнопку Manual Toggle. Упомянутые выше графики позволяют более корректно выставлять ключевые фреймы: с помощью кнопки Play в секции Graph мы заставим их перемещаться соответственно кадрам из фильма. После всей этой "свистопляски" с ключевыми кадрами снимаем флажки в разделе Graph и снова переходим на вкладку Nandub Files.

При необходимости вы можете здесь просмотреть статистику распределения размера кадров, шумов их яркости и порядка следования (кнопки Distribution в секции Statistics). Теперь проверяем наличие флажков Key Frames, Delta Frames в разделе Nandub Encoding Control Files и сохраняем настройки в файле *.ecf (кнопка Save).

Снова следуем на вкладку Stats File Editor. Двигая бегунок и наблюдая за
отображаемыми кадрами, здесь можно выставит точку начала фильма, т. е., другими
словами, обрезать лишние титры, эпизоды, и прочие материалы. Для этого ставим
флажок в секции Credits (вверху справа) и нажимаем кнопку Enter.

После этого еще раз внимательно проверяем все установки на вкладках Bitrate
(см. выше), а затем опять переходим на вкладку Stats File Editor и нажимаем
кнопку Calculate (слева вверху). Если нет нигде красных отметок, то все
сделано, будем надеяться, правильно. Сохраняем новый файл статистики (кнопка Save).
Имя при этом подбирается автоматически — в название добавляются рассчитанные значения
основных параметров. Кроме того, в секции Save (в правом нижнем углу) выберем
свободный слот и нажмем кнопку Default, чтобы про всякий случай сохранить
текущие установки GordianKnot.

Этап 4. Кодирование видео



Если вы заметили, мы нигде
не говорили о настройках самих кодеков — все необходимые данные им передаст
Gordian Knot

Далее по данной технологии оболочка Gordian
Knot нам больше не понадобится, поэтому смело закрываем ее. С помощью команды
Пуск-> Программы ->Gordian Knot ->Apps->Nandub запускаем программу
Nandub. Командой File ->Open video file открываем наш проект *.avs (тот
же, что использовался для сбора статистики). Затем из папки c:Program FilesGordianKnotNandub
загружаем файл предустановок GordianKnot_default.vcf. После чего вызываем
окно SBC Options (Video -> SBC Options -> SBC Settings). На
вкладке DivX в разделе Codec Setup отмечаем радиокнопку DivX
;-). Чуть ниже в поле Bitrate указываем вновь высчитанное значение битрейта
(оно фигурирует в названии отредактированного файла статистики). Затем следуем
на вкладку Bitrate Curve, где в поле Encode Using указываем путь
к откорректированному файлу статистики. Далее идем на вкладку ECF, где
в единственном поле указываем путь к соответствующему ECF-файлу, полученному на
этапе обработки статистики. Все остальные настройки оставляем по умолчанию и нажимаем
OK. После чего проверяем установки Video ->Fast recompress и Audio
-> No audio
, а затем в окне Save AVI 2.0 File (File -> Save
as AVI
) даем название нашему конечному "продукту" и нажимаем кнопку
Сохранить. В результате вы получите "немой" видеофайл (т.е. без
звука) в формате AVI, использующий компрессию DivX.

В последующих номерах журнала мы сравним результаты кодирования видео с помощью DivX 3.xx и DivX 4.xx, поговорим о достоинствах и недостатках этих кодеков, научимся добавлять соответствующий звук к видеоряду, компрессированному по представленной выше технологии, а также создавать DivX-фильмы из любых других форматов, т. е. без предварительного конвертирования их в MPEG-2. Для решения этих задач вам предлагается ознакомиться с видеоредакторами VirtualDub и Ulead Video Studio 6, которые сегодня представлены у нас на диске.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: