Интервью
Nravo – крупнейший в Украине разработчик мобильных игр из Львова

Nravo – крупнейший в Украине разработчик мобильных игр из Львова


Andriy_1s

Мы слышали о львовской Nravo, занимающейся созданием мобильных игр, уже давно. Причем коллеги из других студий и сайт Forbes.ua называют компанию одним из крупнейших разработчиков игр в Украине. Так как основной упор студия делала на браузерные игры для старых телефонов, выходящие за рамки наших интересов, мы не пытались выйти с львовянами на связь. Релиз нескольких проектов на iOS и выход симпатичной головоломки Lightomania показал, что студия переживает внутренние реформы и прощупывает новые рынки. В связи с этим мы решили задать несколько вопросов Андрею Табачину, одному из сооснователей и CEO Nravo.

Nravo
Город Львов
Год создания 2010
Проекты Lightomania, Plumber Bob, Seventh Cloud, Give My Ball Back, «Короли Викингов», «Герои», «Гонки. Красная черта», «Ферма. Битва за урожай», «Драконы. Место силы», «Война: Ангелы vs Демоны», «Тюрьма. Новый срок», «Дурак», «Очко», «Кафешка», «Акватика»
Число сотрудников 90 человек


Добрый день, Андрей, расскажите, как вы попали в игровую индустрию, почему решили заниматься именно мобильными играми?

Добрый день. В индустрию я попал случайно. Никогда не думал, что буду этим заниматься, но мечтал создавать игры с самого детства. У меня было желание изучить новую технологию, а без прикладной и достижимой задачи сделать это сложно, поэтому среди многих идей я сконцентрировался на том, которую можно было быстро реализовать. А потом затянуло.

Forbes.ua назвал Nravo крупнейшей независимой игровой студией в Украине. Сколько человек и над сколькими проектами у вас сейчас работает? Сколько вакансий остается открытыми?

Возможно, так и есть, мы не знаем – никогда над этим не задумывались. Нас сейчас 90 человек. Мы уже выпустили 14 игровых продуктов и разрабатываем еще 5. Ищем таланты, которые хотят делать игры, для таких людей у нас всегда найдется место.

lm_screen3

Тот же Forbes.ua назвал цифру годового оборота Nravo за 2012 г. – $5 млн. Можете ли вы уже поделиться результатами 2013 года? Какие планы стоят перед компанией на 2014 г.?

Это очень приблизительная сумма, которую тратят наши игроки на наши игры в год, она включает в себя и выплаты партнерам, составляющие порой более 50%. 2013 г. был для нас переходным – от компании, занимающейся только мобильными Web-проектами, к компании, которая может делать продукты на все мобильные платформы. Мы вкладываем много сил в изучение новых рынков, получение опыта – этот сложный и длительный процесс. Получить какие-то дивиденды с этих рынков раньше 2015 г. не ожидаем. В 2014 г. планируем активно развивать наши мобильные браузерные игры, выпустить несколько продуктов для iOS и Android и занять на этих платформах свою нишу. Также мы будем продолжать популяризацию игровой разработки в регионе и в Украине. Уже в марте хотим провести 2-ой The Game Hackathon во Львове и в конце лета еще один.

Основная масса игровых студий в России, Украине и Беларуси сконцентрированы в столицах. Чем отличается работа во Львове? Насколько насыщен рынок труда, трудно ли искать сотрудников?

У Nravo множество преимуществ по сравнению с традиционными outsorcing-компаниями и мы ярко выделяемся на их фоне. Нам нужны люди, которые с блеском в глазах хотят создавать что-то новое, что-то интересное и веселое – хотят делать игры. К сожалению, во Львове мало игровых компаний и большинство IT-специалистов работают в сфере outsourcing, а это совсем другая культура, со своими целями и задачами, поэтому мы ищем сотрудников не только во Львове. Львов – это также наше преимущество и мы видим, как люди из других городов, даже из Киева, с радостью переезжают к нам.

Андрей Табачин, Nravo: Нам нужны люди, которые с блеском в глазах хотят создавать что-то новое, что-то интересное и веселое – хотят делать игры.

С чем связано открытие офисов Nravo в России и Польше? Они обслуживают функционирование игр на российских и польских площадках или в Москве и Варшаве имеются и команды разработки?

Это представительские офисы, которые нужны исключительно для лучшего сотрудничества с локальными партнерами.

Andriy_2s

Nravo с самого создания ориентировалась на игры для обычных телефонов, фичерфонов, не спеша присоединиться к общей гонки за барышами App Store и Google Play. Но затем вышли порты ваших проектов для Google Play, а пара последних игр в первую очередь появилась на iOS. Рынок фичерфонов исчерпал себя и вы начинаете плавный процесс диверсификации?

Рынок фичерфонов в нашем регионе насытился и больше не воспринимает новых продуктов, но есть другие регионы, над которыми мы также активно работаем. Мы хотим иметь возможность доносить наши идеи до максимально широкой аудитории, а это можно сделать только умея реализовывать их на всех популярных платформах. Мы всегда движемся вперед и не хотим останавливаться на достигнутом. Скоро вы увидите две наших новых iOS-игры Lightomania и Give My Ball Back в Google Play и Amazon Appstore. За ними последуют другие кроссплатформенные продукты.

redline_screen1

Вы можете назвать свой первый опыт на iOS удачным? Или пока это только проба сил и на быструю окупаемость вы не рассчитываете?

Это новый для нас рынок, поэтому выпуск игр – это уже успех. Бесценный опыт, полученный во время разработки поможет нам в будущем выпускать качественные продукты быстрее. Об окупаемости пока говорить рано, это произойдет не ранее, чем через год.

Какую из платформ – iOS или Android вы видите более перспективной? Есть ли на этом рынке шансы у Windows Phone?

Это очень сложный вопрос и на него непросто ответить кратко. Если у вас качественный продукт – он сможет зарабатывать на обеих платформах. Windows Phone же может быть интересен сегодня только при условии, что цена разработки очень низкая или кто-то дополнительно платит за портирование на эту платформу. Возможно, что-то и изменится, но пока конкурентов iOS и Android на мобильном рынке нет.

gmbb_screen1

Большинство ваших игр – бесплатные браузерные MMO. Нет ли у вас впечатления, что этот рынок уже подошел к своему насыщению и надо искать какие-то иные способы монетизации?

Этот рынок стал сложнее, но качественные и нужные пользователям продукты на нем зарабатывают, как и раньше. Сегодня для успеха игры важно выпускать ее на всех платформах, поэтому, если в вас есть Web-версия параллельно с мобильной и социальной, у вас становится гораздо больше шансов. Мы умеем и знаем, как делать Free-to-Play ММО и это направление для нас стратегически важно.

wekings_screen2

Над какими проектами сейчас работает студия? Стоит ли ждать сиквела самого вашего популярного проекта, «Героев»?

Мы активно развиваем 14 уже выпущенных игр и разрабатываем еще 5. Новые проекты – это преимущественно мобильные кроссплатформенные игры на различных технологиях: Unity, Xamarin, Starling. Относительно «Героев», то над ней постоянно работает большая команда, они изменяют и совершенствуют игру каждый день и мы не планируем останавливать этот процесс.

Согласно разделу вакансий вашего сайта, вы ищите разработчиков на Unity. Говорит ли это о том, что в скором времени мы увидим игры Nravo не только на смартфонах и планшетах, но и на портативных игровых консолях или ПК?

Мы думаем об этом, но когда будем готовы начать сказать пока не могу.

Спасибо, Андрей. Желаем Nravo успехов в работе на уже знакомых рынках и в освоении новых.


Другие материалы серии:

Persha Studia: фабрика игр в центре Киева

«Сделано в Украине. Наши игры 2013»

Максим Дембик, Crytek Kiev: о создании студии, проекте Warface и Free-to-Play шутерах

Андрей Прохоров, 4A Games: о Metro: Last Light, Free-to-Play, банкротстве THQ и DLC


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: