Статьи
ПК месяца (март 2015)

ПК месяца (март 2015)


itc-pc-live-2014

Три конфигурации, три ценовые категории, три лучших варианта потратить деньги на покупку ПК. Мы предлагаем начальные платформы, ориентируясь на которые, можно собрать хорошо сбалансированные игровые системы, дополнив их в соответствии со своими требованиями, возможностями и предпочтениями.

 

Для удобства, представленные в таблице позиции, являются активными ссылками на конкретные компоненты, категории или страницы с результатами поиска устройств c заданными критериями, которые размещены в каталоге hotline.ua.

Базовый игровой ПК

ПроцессорIntel Core i3-4160 (3,6 ГГц, 3 МБ L3)$135
AMD Athlon X4 860K (3,7/4,0 ГГц, 2х2 МБ L2)$85
Материнская плата
Intel H81/B85 (LGA1150)
$60
AMD A88X (FM2+)$75
Память8 ГБ DDR3-1600$80
ВидеокартаAMD Radeon R7 260X 2 ГБ, GDDR5$145
НакопительHDD 1 ТБ, 7200 об/мин$65
Монитор23″, матрица IPS, DVI/HDMI$160
Корпус и БПMiddle Tower ATX, 450 Вт$50
Cумма для ПК на платформе Intel$695
Сумма для ПК на платформе AMD$660

Выбор платформы AMD для базовой игровой системы вновь становится задачей, которую интересно решать. В свое время убедительным аргументом для перехода на Socket FM2/FM2+ стали достаточно интересные чипы без встроенной графики, которые предлагались по очень привлекательной цене. В пользу данной платформы также были открывающиеся перспективы апгрейда на 28-нанометровые CPU семейства Kaveri c архитектурой Steamroller. Как показала практика, после выхода соответствующих моделей процессоров, серьезных изменений в плане производительности новая архитектура не принесла. То есть, в контексте основы для игровой платформы это по-прежнему достаточно привлекательные чипы с хорошим соотношением цена/производительность, но сама платформа Socket FM2/FM2+ теряет свой статус безальтернативности даже в рамках решений AMD. Процессор Athlon X4 860K весьма хорош, как за свои $85. Однако, при желании увеличить вычислительную производительность, все что можно сделать – повысить его тактовую частоту. Имея пару двухъядерных модулей, данный чип уже представляет собой топовое решение в рамках Socket FM2+. Более скоростного CPU для нее попросту нет. Заметно более дорогостоящие модели APU «набивают» себе цену за счет скоростной интегрированной графики, но в плане возможностей блока x86 эти процессоры  идентичны чипам Athlon X4. Ожидаемое обновление в виде Kaveri Refresh, также известных как AMD Godavari, в большей мере коснется как раз гибридных моделей и чего-то более серьезного, чем тюнинг тактовых частот различных блоков, ожидать от них не приходится. Остается только разгон. Athlon X4 860K, обладающий разблокированным множителем, рубежи в 4,3–4,5 ГГц берет довольно уверенно, вопрос лишь в эффективном охлаждении. Если говорить работе ПК в контексте игровой платформы, то возможностей данного процессора вполне достаточно для того, чтобы раскрыть потенциал видеокарт стоимостью до $150. CPU в такой связке точно не будет ограничителем. Стоит ли требовать большего от чипа для базовой игровой системы?

В качестве альтернативы можно рассмотреть вариант с платформой Socket AM3+ и, например, процессором AMD FX-4300 ($95). Четырехъядерная модель с рабочей частотной формулой 3800/4000 МГц в игровых приложениях в целом будет достаточно близка к Athlon X4 860K. Менее прогрессивную внутреннюю архитектуру Piledriver вполне скомпенсируют дополнительные 4 МБ кеш-памяти L3. Как и другие чипы семейства AMD FX, данная модель производится по нормам 32 нм, однако имеет TDP идентичный таковому для Athlon X4 860K – 95 Вт. Если возникнет желание, в дальнейшем чип можно будет заменить на восьмиядерный FX-8xxx. Появится ли оно при взгляде на актуальные ценники? Вопрос риторический. Но формально возможность такой модернизации останется, хотя все чаще апгрейд – это не о процессорах.

Взяв за основу FX-4300, материнскую плату c процессорным разъемом Socket AM3+ лучше присмотреть на базе AMD 970. Пристойная полноформатная модель обойдется в $70–75. В целом схожую сумму мы выделяем и для покупки платы для Socket FM2+. Нелишним будет напомнить, что данные платформы не имеют ни прямой, ни обратной совместимости. Среди устройств c AM3+ предлагаются наиболее доступные модели на базе чипсета AMD 760G. Как правило, это совсем уж базовые модели с минимальным оснащением. Многие из них не оснащаются портами USB 3.0 и зачастую имеют ограниченную совместимость с мощными процессорами, имеющими TDP свыше 95 Вт. Совсем уж простенькие модели на AMD 760G привлекают ценой в $40–45, но все же материнская плата – не лучший компонент для экономии.  Устройства на AMD 760G пожалуй еще можно выделить тем, что данный чипсет имеет встроенную графику, что для AM3+ в целом не характерно. Этакий привет из прошлого, когда видеядро еще не было интегрировано под крышку процессора. Романтика. Да, графика совсем плохенькая по нынешним меркам, но изображение на экран выводить позволяет. Впрочем, мы бы не использовали эту возможность как аргумент «за». А вот на что желательно обратить внимание при выборе конкретной модели, так это на наличие радиаторного блока на элементах VRM. Подсистема стабилизатора питания на платах для чипов AMD нагружается довольно серьезно, потому дополнительное охлаждение не MOSFET’ах точно не будет лишним. Напомним также, что чипсеты для платформы Socket AM3+ имеют двухчиповую компоновку, которую классической уже не назовешь. Микросхемы северного и южного мостов должны иметь собственные охладители. После подбора конкретной модели по функциональным возможностям, не лишним будет оценить общую компоновку платы, все же двухмостовая чипсетная схема вносит свои коррективы.

Итак, для платформы AMD мы имеем две примерно равнозначные связки: «Athlon X4 860K + AMD A88X» и «FX-4300 + AMD 970». Первая выглядит посвежее. И материнские платы более новые, и 28-нанометровый процессор с архитектурой Steamroller не так давно был представлен. Из плюсов этой связки также выделим поддержку PCI Express 3.0. Вроде и мелочь, а приятно. Вторая связка, несмотря на почтенный по IT’шным меркам возраст, до сих пор остается актуальной, ну, а несомненным ее плюсом является возможность в перспективе заменить процессор на 8-ядерную модель. Обе платформы благополучно доживут до обновленного декстопного решения, которое AMD вероятно выкатит в 2016 году. Тогда уж для апгрейда понадобится менять и процессор и материнскую плату, потому сейчас выбор одновременно и сложен и легок, потому как ошибиться нельзя, можно лишь к пункту назначения пройти различными путями.

Это может показаться странным, но выбрать процессор для базовой игровой системы на платформе Intel оказывается в чем-то даже сложнее. Да, бесспорно, здесь один процессорный разъем LGA1150, но вот определиться с моделью чипа, которым его занять – задача еще та. Приятный почти во всех отношениях Pentium G3258 имеет досадное упущение – он двухъядерный. Да, вычислительные блоки очень быстрые и эффективные, но с недавнего времени их количество при запуске игр тоже стало иметь значение. Проблемы с производительностью в Watch Dogs, необходимости патчей для Far Cry 4 и ряда других проектов. Владельцам двухъядерных CPU в последнее время все чаще приходится сталкиваться с какими-то сложностями. Вот и в минимальных системных требованиях к перенесенной на 14 апреля долгожданной ПК-версии GTA V значится процессор Core 2 Quad Q6600. Проблему «четырехъядености» решает покупка двухъядерной модели Core i3. Технология Hyper-Threading, которую поддерживают все чипы данного семейства, позволяет им обрабатывать до 4-х потоков одновременно. Единственное, что здесь смущает – стоимость процессора. Например, на момент подготовки материала, за Core i3-4160 придется отдать порядка 4000 грн (~$140). Совсем небюджетно, как для базовой игровой конфигурации, но приходится приспосабливаться к новым реалиям.

Рациональный минимум оперативной памяти для игровой системы – 8 ГБ. Однако, из-за серьезно возросшей стоимости ОЗУ, велик соблазн уменьшить этот объем вдвое. 4 ГБ во многих случаях оказывается достаточно для сносной игры, однако в некоторых случаях нужно быть морально готовым к тому, что должного уровня комфорта получить не удастся. Например, в той же Battlefield 4 на больших сетевых картах подобного объема памяти явно недостаточно для того, чтобы вы представляли собой эффективную боевую единицу. В самые неподходящие моменты о недостатке оперативки будут напоминать беспокойный накопитель и бессистемные губительные лаги. И это случай не единичный, ситуации, в которых 8 ГБ являются насущной необходимостью, будут возникать сплошь и рядом. Стартовать можно и с 4 ГБ, но если система собирается для новых игр, а не дотошного окучивания хитов пятилетней давности, то к идее увеличения объема ОЗУ вы придете довольно быстро.

Оптимальный игровой ПК

ПроцессорIntel Core i5-4590 (3,3/3,7 ГГц, 4х256 КБ L2, 6 МБ L3)$245
AMD FX-8320 (3,5/4,0 ГГц, 8х1 МБ L2, 8 МБ L3)$175
Материнская плата
Intel H97 (LGA1150)
$110
AMD 970 (AM3+, USB 3.0)$75
Память8 ГБ (2×4 ГБ) DDR3-1866$90
ВидеокартаNVIDIA GeForce GTX 960 2 ГБ, GDDR5$250
НакопительHDD 1 ТБ, 7200 об/мин$60
Монитор23″, матрица IPS/e-IPS, DVI$180
Корпус и БПMiddle Tower ATX, 500 Вт$90
Cумма для ПК на платформе Intel$1030
Сумма для ПК на платформе AMD$925

Компания AMD поделилась некоторыми сведениями о предстоящих гибридных процессорах, получивших кодовое название AMD Carrizo. В целом чипы весьма любопытны. Несмотря на то, что APU будут выпускаться по 28-нанометровому техпроцессу, при их проектировании использовался набор транзисторных библиотек высокой плотности, который в большей мере характерен для разработки графических процессоров. В результате  AMD удалось втиснуть 3,1 млрд. транзисторов на кремниевый кристалл площадью на 23% меньшей, чем у Kaveri. При этом целый ряд технологических приемов позволил AMD значительно снизить энергопотребление процессоров. По заявлению компании, итоговый прирост производительности и улучшение экономичности в процентном отношении будет двузначным. Если вынесенные на маркетинговые слайды результаты, удастся подтвердить на практике, это будет очень хороший результат и повод внимательнее присмотреться любителям портативных систем. Да, увы, о десктопных вариантах AMD Carrizo речь пока не идет. Впрочем, почитателям максимальных скоростей данные APU с парой двухъядерных модулей ничего экстраординарного предложить и не могли бы в любом случае.

Суровые владельцы настольных ПК ожидают от AMD вовсе не улучшения экономичности, а серьезного спурта в плане производительности вычислительной части. Его смогут обеспечить процессоры с архитектурой Zen, но появятся таковые предположительно лишь в 2016 году. До этого момента защищать честь мундира на этом поприще будут восьмиядерники серии AMD FX. После курсового взлета привлекательность чипов AMD как-то возросла сама собой. Учитывая умеренную стоимость, в каких-то ситуациях можно закрыть глаза на не лучшую энергоэффективность CPU и пусть не рекордную, но достаточную для игровых нужд производительность. Особенно когда речь идет об оптимальной конфигурации, в которой используется видеокарта среднего уровня. Для таких случаев FX-8320 будет вполне хорош. По рейтингу популярности процессоров на hotline.ua можно видеть повышенный интерес к шестиядерному чипу FX-6300 (3,5/4,1 ГГц, 8 МБ L3), который предлагается примерно за $125–130, то есть на $30–40 дешевле полновесной восьмиядерной модели.

За прошедший месяц несколько снизилась стоимость GeForce GTX 960. Цена самых доступных моделей стартует с $240–250. Конечно, за месяц стоимость номинально снизилась, что в иное время приятно бы порадовало, но с учетом заметно изменившегося валютного курса, вряд ли такие эмоции сейчас могут вызвать ценники в 8000–8500 грн. за видеокарту среднего уровня. Тем не менее, приходится учитывать реалии нынешней ситуации. А они таковы, что стоимость GeForce GTX 960 снизилась до таковой для GeForce GTX 760. В подобной ситуации не видим причин, чтобы не определить новинку с архитектурой Maxwell в рекомендуемой список. Даже по замыслу производителя, GeForce GTX 960 пришла на смену GTX 760, однако в прошлом месяце из-за завышенной розничной стоимости GeForce GTX 760 удавалось удержать свои позиции. При равной цене GeForce GTX 960 выглядит перспективнее, немного быстрее и заметно экономичнее предшественницы. Пусть вас не смущает 128-битовая шина памяти, которая вроде бы как нелепо выглядит в контексте видеокарты за $250. Архитектурные особенности контроллера памяти Maxwell и достаточно высокие базовые частоты GDDR5 снимают этот вопрос с повестки.

Конкурирующие решения с чипами от AMD, которые являются отличными соперниками для GeForce GTX 960, предлагаются примерно за те же деньги. Radeon R9 285 можно приобрести за $240–250. В такую же цену обойдутся и оригинальные модели Radeon R9 280 cо «взрослой» 384-битовой шиной и 3 ГБ локальной памяти.

Прогрессивный игровой ПК

ПроцессорIntel Core i7-4790K (4,0/4,4 ГГц, 4х256 КБ L2, 8 МБ L3)$410
AMD FX-8350 (4,0/4,2 ГГц, 8х1 МБ L2, 8 МБ L3)$205
Материнская плата
Intel Z97 (LGA1150)$160
AMD 990X/990FX (AM3+, USB 3.0)$110
Память16 ГБ (2х8 ГБ) DDR3-2133$190
ВидеокартаNVIDIA GeForce GTX 970 4 ГБ, GDDR5$400
НакопительSSD 240-256 ГБ, SATA3$130
HDD 2 ТБ, 5400-7200 об/мин$90
Монитор23-24″, матрица IPS, DVI/HDMI/DisplayPort
$350
Корпус и БПMiddle Tower ATX, 650 Вт$180
Cумма для ПК на платформе Intel$1925
Сумма для ПК на платформе AMD$1655

Если при выборе конфигурации вы особо не ограничены в средствах, то выбрать лучший процессор для игровой платформы не составит труда – это Core i7-4790K (4/4,4 ГГц, 8 МБ L2). Впрочем, ценник в 11 000 грн. бодрит многих из тех, кто готов серьезно потратиться на покупку заряженного ПК. Все же прогрессивная конфигурация – это не набор самых дорогостоящих компонентов. Рациональный подход в целом оправдан и при выборе комплектующих для данной категории. В список более доступных альтернатив в первую очередь напрашивается Core i5-4690K (3,5/3,9 ГГц, 6 МБ L2). Точно не подведет и оправдает потраченные на него деньги. При использовании одной видеокарты, разница в производительности с платформой на Core i7 если и будет зарегистрирована, то окажется минимальной, а отличие в цене процессоров – более 3500 грн. Хотя, конечно, следуя духу прогрессивной системы, отказываться от топовых решений не всегда просто. Если отличие ценников не особо смущает, то сделать выбор проще. Хотя, в таком случае можно рассматривать и вариант с платформой LGA2011-v3, особенно если кроме игр система активно будет использовать для ресурсоемких задач с многопоточной обработкой. В таких условиях настоящий шестиядерный Core i7-5820K (3,3/3,6 ГГц, 15 МБ L2) с поддержкой HT сослужит хорошую службу. Стоимость чипа примерно на $30–40 выше, чем таковая у Core i7-4790K, хотя еще придется немного добавить на покупку платы с чипсетом Intel X99 и оперативной памяти DDR4. В штатном режиме наверняка система Core i7-4790K сможет генерить чуть больше кадров/с за счет более высокой частоты процессора, тогда как ПК на базе Core i7-5820K будет уходить в заметный отрыв в многопоточных прикладных приложениях.

Анонс новой десктопной платформы и процессоров Intel Skylake несколько задерживается. Чипы с обновленной архитектурой и материнские платы с разъемом LGA1151 будут представлены в третьем квартале, аккурат к началу нового учебного года. По всей видимости Intel решила все же развести во времени два анонса. Мы ведь еще должны увидеть 14-нанометровые процессоры Broadwell, которые можно использовать с платами на чипсетах Intel H97/Z97. Косвенным признаком скорого анонса чипов Broadwell можно считать активности производителей материнских плат, которые начали обновлять прошивки для своих устройств. Свежие версии BIOS, помимо различных улучшений/исправлений, предлагают и поддержку процессоров Intel Core 5-го поколения. В целом ситуация с анонсом Broadwell не столь однозначна, как это казалось несколько месяцев назад. Изначально предполагалось, что семейство 14-нанометровых чипов для LGA1150 будет включать лишь несколько моделей Broadwel-K с разблокированными множителями, однако на этапе экспериментов возник вопрос с возможным перегревом чипа при работе на повышенных частотах. Это одна из причин по которой сроки анонса данных CPU все еще не определены.

Что касается несколько отдаленных планов Intel, то производитель заявил, что переход на 10-нанометровый техпроцесс предположительно планируется на начало 2017 года. Именно тогда должны появиться чипы семейства Cannonlake, которые придут на смену процессорам Skylake. Сроки перехода на более прогрессивные техпроцессы изготовления кристаллов растягиваются – каждый последующий этап дается производителям все с большими усилиями. 7-нанометровые решения стоит ожидать не ранее 2020 года, и уже сейчас очевидно, что для выпуска чипов по этим нормам понадобится замена кремнию.

Похоже, задержка с анонсом Skylake не очень сильно расстраивает производителе материнских плат, которые активно занялись обновлением линеек для LGA1150/LGA2011-v3, предлагая модели с поддержкой USB 3.1 и протокола передачи данных NVMe для скоростных твердотельных накопителей, подключаемых посредством шины PCI Express. Что касается USB 3.1, то часть устройств будут изначально оснащаться разъемами USB 3.1 Type-A, тогда как для некоторых моделей будут предлагаться комплектные карты расширения с необходимыми контроллерами. На данном этапе речь идет о портах с увеличенной до 10 Гб/c пропускной способностью. Со столь желанными «100 Вт через USB» придется несколько повременить. Для передачи такой мощности необходимо выделять для порта едва ли не отдельные фазы питания от внутреннего БП, ведь закон сохранения энергии никто не отменял.

Не утихают страсти вокруг истории с GeForce GTX 970. Неуместная забывчивость компании NVIDIA, ответственные сотрудники которой не указали в спецификациях ряд технических особенностей видеокарты, уже принесла больше негатива, чем пользы. Пролить свет на ситуацию пришлось даже руководителю NVIDIA на страницах корпоративного блога. По словам Джейсена Хуанга, разработчики стояли перед дилеммой, оснащать ли устройство 3 ГБ памяти или устанавливать 4 ГБ из которых 512 МБ будут иметь меньшую пропускную способность, чем у остального сегмента. С учетом того, что новые игры требуют все большего объема видеопамяти, в тяжелых режимах легко преодолевая 3 ГБ, оснащение GTX 970 большей емкостью локальной ОЗУ стало более предпочтительным вариантом. Если бы подобное объяснение сопутствовало анонсу устройства, пожалуй, немногие бы обратили на него внимание, учитывая очень достойные результаты производительности. Тогда как нежелание выносить такие особенности работы адаптера на суд общественности очень неприятно аукнулись NVIDIA. Некоторые пользователи предпочли вернуть рабочие видеокарты, тогда как наиболее раздосадованная часть владельцев GeForce GTX 970 предпочла даже подать коллективный иск против разработчика, требуя возмещения морального ущерба.

Несмотря на некоторые репутационные риски, NVIDIA укрепляет свои позиции в сегменте дискретной графики. За 2014 год калифорнийцам удалось увеличить свою долю в этом сегменте с 65% до 76%, в то время как часть AMD зеркально снизилась за данный период с 35% до 24%. Развить успех NVIDIA помогли в целом удачные новинки с архитектурой Maxwell, которые уже представлены во всех ценовых сегментах.

AMD в свою очень не помешало бы обновить свою графическую линейку. Производитель полон решимости сделать это в скором времени. Начало будет положено с помощью принципиально нового флагмана на чипе AMD Fiji. Предварительные результаты будущей новинки с архитектурой GCN 1.3 и многослойной памятью HBM весьма впечатляют, однако очень уж они предварительные, потому о реальном положении дел говорить еще рано. Есть предположение, что AMD продемонстрирует инженерный образец видеокарты на мероприятии GDC 2015 (Game Developers Conference), которое уже стартовало в Сан-Франциско. Если это произойдет, то совсем скоро мы узнаем, какой информацией производитель готов поделиться уже сейчас.

Кроме подготовки аппаратных новинок, AMD планирует улучшить программную поддержку своих продуктов. Компания ищет специалистов, занимающихся разработкой драйверов видеокарт, которые способны оптимизировать ПО, улучшив взаимодействие графических адаптеров с CPU, более эффективно используя ресурсы последнего. У программных инженеров добавится работы и после выхода Windows 10 c DirectX 12. Новый графический API сулит целый ряд возможностей, которые на данный момент выглядят какой-то фантастикой. Среди таковых – возможность совместной работы видеокарт с чипами NVIDIA и AMD. Способность асинхронной независимой обработки одного кадра и эффективное использование памяти нескольких адаптеров, исключающее дублирование, также могут принести очевидные выгоды для ускорения графики. Хороший результат наверняка удастся получить лишь при хорошей программной оптимизации, и как раз DirectX 12 должен помочь разработчикам облегчить их задачу.

Мы же продолжаем следить за ситуацией на рынке комплектующих, стараясь облегчить вам задачу выбора подходящей игровой конфигурации. Из-за колебаний валютного курса, стоимость устройств изменяется ежедневно. Тем, кто решился на покупку ПК в столь сложное время – hotline.ua в помощь.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: