Украинский компьютерный рынок который год подряд демонстрирует завидную стабильность роста — около 30% в сумме по всем сегментам, благодаря чему сегодня он является одним из самых привлекательных в СНГ для прихода новых игроков. Нам кажется, что и в нынешнем году эта тенденция сохранится. Лишь бы только политическая обстановка не внесла слишком существенные коррективы.
Готовя нынешний отчет об итогах работы IT-компаний за минувший год, мы решили
немного отступить от традиций и более детально остановиться на структуре и оценке
емкости основных "продуктовых" сегментов отечественного рынка. Однако
прежде чем перейти к их подробному анализу, все же отметим наиболее важные тенденции
в шести ключевых отраслях.
Производство компьютерной техники. Главная, с нашей точки зрения, тенденция
минувшего года на рынке ПК местной сборки — значительное укрепление позиций ведущих
локальных производителей. Если в 2002 г. совокупную долю двадцати наиболее успешных
в данном сегменте компаний мы оценивали примерно в 25%, то в 2003 г. ими был выпущен
уже почти каждый третий украинский компьютер. Немалую роль в этом сыграли и запуск
Фабрики "Квазар-Микро", и стремительный рост розничных сетей, и активная
пропаганда сборщиками готовых систем. По нашим прогнозам, в 2004 г. 30% рынка
ПК будут контролировать уже 10 ведущих компаний.
Дистрибьюция в 2003 г. развивалась под знаком формирования новых подходов
к бизнесу и внедрения новых технологий работы с партнерами. А на расстановку сил
в сфере поставок компонентов в значительной степени повлиял выход в Украину российской
дистрибьюторской компании Millennium
Distribution Group. Не исключено, что в 2004 г. ее примеру последуют и другие
российские фирмы.
Системная интеграция. Создавая и модернизируя свои информационные системы в 2003 г., заказчики продолжали учиться на собственных ошибках, допущенных, главным образом, при выборе подрядчика. Активностью в данном сегменте более всего отличилась корпорация "Инком", а проектом года могли бы стать полномасштабное внедрение SAP R/3 (включая модуль управления производством) и модернизация ИС на Мариупольском заводе тяжелого машиностроения "Азовмаш", но по объективным причинам его завершение задерживается.
Розница. Подводя итоги работы розничных сетей (прежде всего "МКС", "Юнитрейд", "ДиаВест"), можно утверждать, что недоверие к покупкам в магазине, вызванное, в основном, более высокими ценами, полностью преодолено. Мы убеждены, что сегодня по сумме преимуществ приобретать ПК обычному пользователю (каких большинство) предпочтительнее именно в магазине, обращая внимание на известные отечественные марки.
Темпы развития рынка программного обеспечения были одними из самых высоких. В 2003 г. наконец-то стал заметен реальный интерес пользователей к лицензионным программам, а не только тот, что вызван страхом наказания за использование пиратских копий. В свою очередь, сборщики ПК рапортуют о многократном росте продаж ПК с предустановленным ПО.
И наконец, главная тенденция в сегменте Internet-услуг, которая четко проявилась в 2003 г. и должна получить развитие в текущем, — переход пользователей от dial-up к высокоскоростному доступу.
Компьютеры и серверы
Объем продаж ПК остается главным показателем состояния локального IT-рынка, на основании которого аналитики, как правило, строят прогнозы и относительно других его сегментов.
Как мы и предсказывали в январе прошлого года, емкость украинского рынка ПК в
2003 г. составила около 800 тыс. устройств, что на 25% больше, чем в 2002 г. К
такому выводу мы пришли, проанализировав динамику его развития, мнения
экспертов, а также объемы продаж компьютерных компонентов и мониторов. Ну
а нынешний год станет для Украины в некотором смысле знаменательным — по нашим
прогнозам, в стране будет реализовано более 1 млн. компьютеров.
Доля А-брендов на рынке ПК осталась стабильной — до 3% (порядка 25 тыс. устройств), а рынок серверов продемонстрировал традиционно высокий показатель роста — 30—35%. По различным оценкам, в прошлом году украинским заказчикам было поставлено в общей сложности от 14 до 18 тыс. серверных платформ. Причем практически половина из них приходилась на устройства в исполнении rackmount. Поставщики прогнозируют дальнейший рост спроса не только на специализированные серверы в формфакторе 1U/2U, но и на blade-системы, позволяющие экономить место и более эффективно решать вопросы коммутации, электропитания и т. д.
Компоненты
Емкость рынка процессоров в 2003 г. игроки оценивают в 900—950 тыс. шт.
Причем на ПК с процессорами Intel в минувшем году пришлось 60—65% систем, с AMD
— не менее 35, VIA — до 1%.
По сравнению с 2002 г., AMD удалось улучшить свои позиции, и в текущем году компания надеется как минимум закрепить достигнутые успехи, большие надежды возлагая на свои новые процессоры, основанные на технологии AMD64: AMD Opteron, AMD Athlon 64, AMD Athlon 64 FX. Кстати, в 2003 г. 70% общего объема проданных чипов AMD составили Athlon XP. Если же принять во внимание изменения в дистрибьюторской политике вендора в России и странах СНГ (не исключено, что ее процессоры появятся в ассортименте нынешних украинских поставщиков Intel, по примеру российской R&K), то без адекватных действий со стороны Intel в 2004 г. AMD может расширить свою долю в Украине до 40% или даже более (с учетом "серых" поставок).
В свою очередь, наиболее востребованным в Украине процессором Intel остался Celeron — ему принадлежит порядка 70% продаж CPU этой компании. На Pentium 4 пришлось около 30%, а на Xeon — менее 1%.
Объемы продаж жестких дисков соизмеримы с поставками процессоров: от 950 тыс. до 1 млн. шт. Если же обратить внимание на структуру местного рынка HDD, то, например, почти половина реализованных в прошлом году винчестеров имела частоту вращения шпинделя 7200 об/мин, а 96% — интерфейс IDE. В 2003 г. начались поставки дисков Serial ATA, однако их доля в целом не превысила 2%. Скорее всего, именно в нынешнем году этот интерфейс будет постепенно вытеснять IDE из сегмента ПК среднего и высокого уровня — по мнению поставщиков, доля таких винчестеров на украинском рынке может вырасти до 8—10%. Ну а лидером продаж по емкости стали 40-гигабайтовые устройства — на них пришлось около 50% HDD.
К предварительным результатам продаж оптических приводов (ODD) мы обращались в
октябре прошлого года, когда
говорили о структуре данного сегмента рынка. Подведем окончательные итоги.
Объем поставок ODD в 2003 г. составил порядка 900 тыс. шт. Лидерами остались CD-ROM, но их доля по сравнению с 2002 г. существенно сократилась: с 80—85 до 50%. Стремительно растет спрос на устройства CD-RW (доля в 2003 г. — около 35%) и, вне всякого сомнения, именно этот тип приводов станет в нынешнем году наиболее массовым.
В 2003 г. наконец-то началось серьезное снижение цен на пишущие DVD-приводы: с начала года они подешевели в среднем вдвое — с $300 до $150 (для внутренних устройств). При таких темпах они вполне могут начать вытеснение CD-RW уже в текущем году. В 2003 г. их продажи в Украине были более чем скромными (едва ли выше 1% всего рынка ODD), но в прогнозах на 2004 г. доля пишущих DVD-приводов увеличится до 5%. Еще одна тенденция, отмеченная в 2003 г. в сегменте DVD, — переход на мультиформатные устройства, способные работать с любыми носителями (DVD-R/RW, DVD+R/RW). Кстати, за год немного упали и цены на носители: DVD±R подешевели примерно на 20% (с $4—5 до $3—4).
Ноутбуки
На развитие ситуации в сегменте портативных ПК в прошедшем году влияли
и объективный рост их популярности (причем не только у корпоративных, но и у частных
пользователей), и появление принципиально новых технологических платформ. Одним
из самых ожидаемых событий стал выпуск лэптопов, созданных на основе Centrino.
В Украине доля продаж аппаратов на базе этой технологии в 2003 г. составила около 20%, тогда как в середине года она была менее 10%. Рост популярности этих устройств на фоне их постепенного удешевления поставщики связывают прежде всего с меньшим энергопотреблением и, следовательно, с более продолжительным временем автономной работы ноутбуков на данной платформе. Уже к концу 2004 г. доля таких устройств в общем объеме продаж может вырасти до 40—50%. Вместе с тем, если упростятся разрешительные процедуры, сопровождающие приобретение и использование Wi-Fi-устройств, в пользу покупки ноутбуков с технологией Centrino будет говорить еще одно весомое преимущество. По некоторым оценкам, при столь благоприятных факторах их доля в объеме продаж к концу 2004 г. может увеличиться до 70%.
Пока же значительная часть реализованных в 2003 г. ноутбуков (30%) базируется на платформе Celeron — основе лэптопов начального уровня. Однако эти аппараты не стали лидерами. Большая часть продаж пришлась на полнофункциональные устройства all-in-one, оснащенные преимущественно процессорами Pentium 4-M.
Портативные ПК класса Tablet PC, появившиеся в Украине фактически в конце прошлого
года, постепенно начинают приобретать популярность. В целом за минувший год их
продажи составили не более 5%. Вместе с тем, по данным Сергея Кадулина, менеджера
департамента персональных систем украинского офиса HP, по итогам последнего квартала
2003 г., их доля в структуре продаж компании была равна 10%. Несмотря на отсутствие
локализованной версии Windows XP Tablet PC Edition, в следующем году популярность
Tablet PC в Украине будет расти.
Еще одна наметившаяся тенденция в ушедшем году связана с классом так называемых корпоративных ноутбуков, которые, как правило, поставляются крупными партиями со специфическими характеристиками — повышенным сроком гарантийного обслуживания, модульной структурой и расширяемостью, определенным набором интерфейсов. Жесткая конкуренция на столь перспективном рынке приводит к тому, что производители стараются предложить своим клиентам максимально надежные и функциональные устройства "по умолчанию", и характеристики "нишевых" аппаратов присущи сегодня не только им, в связи с чем границы, отделявшие класс корпоративных устройств от остальных сегментов, постепенно стираются. Как отмечают поставщики, в каждом конкретном случае розничной или тендерной продажи в зависимости от потребностей пользователю предлагаются устройства ультрапортативного, начального классов, уровня all-in-one или "замена настольного ПК".
На долю отечественных и российских сборщиков лэптопов в прошедшем году пришлось,
по разным оценкам, от 10 до 12% объема продаж. Однако ввод в эксплуатацию новых
производственных линий и появление на рынке barebone-комплектов (itc.ua/14367,
itc.ua/15244) способны упростить
и ускорить организацию локальных сборочных точек, так что в 2004 г. присутствие
отечественных марок должно расшириться.
Общий объем продаж портативных ПК в Украине в 2003 г. составил около 30 тыс. шт.
по сравнению с 20 тыс. в 2002 г. При этом многие поставщики в начале года планировали
существенно меньший объем — около 23—24 тыс. шт. Стоит отметить, что в приведенных
цифрах не учтен оборот восстановленных и подержанных ноутбуков, а это еще порядка
3—4 тыс. устройств.
Одним из факторов повышения объема, наряду с общей популярностью мобильных устройств,
стал выход на рынок новых торговых марок, в частности Dell,
NEC и Prestigio, начало активных
продаж IBM, Fujitsu Siemens и Rover Computers. Однако самым ожидаемым в 2003 г.
было, пожалуй, объявление о поставках в Украину с середины года ноутбуков Samsung,
уже к концу его сумевшей довести свою долю на местном рынке до 9—10%. В тройку
лидеров при этом входят HP, Toshiba и ASUS, на которых в общей сложности пришлось
более 50% продаж в штучном выражении. В 2004 г. объем реализации, скорее всего,
достигнет отметки 50 тыс. устройств, а структура рынка по брендам вполне может
измениться, ведь с января нынешнего года свои ноутбуки в Украине начала предлагать
LG.
И наконец, о ценах — их снижение превысило самые оптимистические ожидания. Год назад мы высказывали сомнения по поводу дальнейшего удешевления новых ноутбуков начального уровня, ведь в 2002 г. их минимальная стоимость и так достигла рекордной отметки $990. Тем не менее к концу 2003 г. на рынке появились портативные ПК А-брендов за $888 (IBM) и устройства локального производства за $750—800 (Rover). Не исключено, что в нынешнем году в Украине можно будет приобрести новый ноутбук за $700.
Мониторы
Несмотря на то что TFT-мониторы с каждым годом появляются на рабочих
столах все большего числа пользователей ПК, на ЭЛТ-дисплеи по-прежнему приходится
львиная доля продаж в Украине. Из 890 тыс. реализованных в 2003 г. устройств их
продано 750 тыс. шт. На фоне фактического прекращения поставок 15-дюймовых ЭЛТ-устройств
многими местными поставщиками отечественные покупатели в 6% случаев выбирают 19-,
а в 75% — 17-дюймовые модели. При этом дисплеи с меньшим экраном в 2003 г. составили
не более 15%, а уже к середине нынешнего года их доля может снизиться до 6—7%.
Изменение приоритетов пользователей вызвано желанием не только приобрести мониторы с бoльшей диагональю, но и на основе более прогрессивной технологии. Если в начале 2003 г. на долю TFT-устройств приходилось около 8% рынка, то к концу года эта цифра выросла до 15%. В абсолютном выражении продажи достигли 140 тыс. шт., из которых 80 тыс. — 15-дюймовые модели. Стоит учитывать, однако, острую нехватку дисплеев с такой диагональю, усилившуюся осенью прошлого года. Что касается природы этого дефицита, то ее связывают с эскалацией спроса на смежных рынках, прежде всего ноутбуков, а также с появлением огромного числа новых приборов и устройств, оснащенных ЖК-экранами разных размеров.
Такая тенденция характерна также для рынков Азии, Западной Европы и Северной Америки,
где цены на 17- и 15-дюймовые мониторы сократились до $50—60. Однако для украинского
рынка подобная ситуация оказалась не вполне благоприятной. По некоторым данным,
лишь 2—5% отечественных покупателей, изначально нацелившихся на 15-дюймовый TFT-дисплей,
в ожидании поставок доплачивали за 17-дюймовый. В итоге, по оценкам Александра
Грабовецкого, генерального менеджера DataLux, неудовлетворенный спрос в 2003 г.
составил около 45—50 тыс. TFT-мониторов.
В результате сокращения производства 15-дюймовых TFT-матриц к концу 2004 г., по данным Samsung, их доля на украинском рынке снизится до 30—35%. Вместе с тем, по мнению Евгения Легкоступа, менеджера по IT-продукции украинского офиса LG, уже во второй половине нынешнего года нижняя ценовая планка на 17-дюймовые устройства может опуститься до отметки $350—370.
В целом объем реализации мониторов в этом году увеличится до 1,15 млн., при этом
количество проданных TFT-дисплеев вырастет почти в 3 раза и превысит 300 тыс.
шт., т. е. составит 27%. Столь динамично развивающийся рынок привлекает в свои
ряды новых поставщиков. В 2003 г. в Украине дебютировали мониторы торговых марок
Prestigio, MAG
Innovision и Proview. В нынешнем году к продвижению собственных дисплеев обещает
приступить и российская Rover Computers.
Устройства печати
В целом на украинском рынке средств печати в истекшем году особых
потрясений не наблюдалось. Активизировав свое присутствие в сегменте персональных
лазерных аппаратов, Samsung, судя по разным оценкам, либо вплотную приблизилась
к традиционному лидеру — HP, либо чуть обогнала его по рыночной доле. В настоящее
время HP и Samsung вместе контролируют почти 75% местного рынка монохромных лазерных
принтеров.
Общий объем продаж таких аппаратов составил в 2003 г. около 120 тыс., что на 27—30% больше, чем в 2002 г. Основной спрос пришелся на low-end-модели стоимостью до $200 и производительностью 12—14 с./мин.
В нынешнем году, по прогнозам поставщиков, активизация роста продаж в этом сегменте как минимум приостановится, если не снизится. Связано это с ростом популярности МФУ персонального класса, ассортимент которых на украинском рынке начал формироваться, по большому счету, в 2003 г. В 2004 г. такие МФУ "отвлекут" около 7% потенциальных покупателей лазерных принтеров. Вместе с тем цена на МФУ, по словам вендоров, в ближайшее время снижаться не будет.
За весь 2003 г. было реализовано около 10 тыс. многофункциональных устройств,
при этом основную часть (около 80%) продаж составляли модели, не оснащенные факсимильными
аппаратами. По оценкам участников рынка, модернизация факсимильной техники рассматривается
как один из низших приоритетов в офисе — сказывается влияние Internet и электронной
почты.
Несколько другие перспективы свойственны рынку цветной лазерной печати. Выпуск Epson, HP, Minolta и Oki аппаратов стоимостью менее $1000 привел к повышению спроса со стороны корпоративных заказчиков. В итоге доля недорогих систем составила в минувшем году от 60 до 95%, а общий объем продаж цветных лазерных принтеров — около 3000 шт. Ожидается, что в 2004 г. реализация этих устройств вырастет еще на 15—20%. Четверке основных участников рынка, по всей видимости, придется потесниться — в 2004 г. в этом сегменте собирается начать работу Samsung.
В секторе струйных принтеров увеличению продаж до 230 тыс. шт. (на 20—25% больше, чем в 2002 г.) способствовал прежде всего рост популярности цифровых камер. При этом на долю устройств стоимостью менее $100 пришлось около 70% и порядка 70—80% продаж составили аппараты с производительностью 10—12 с./мин.
Проекторы
Для мультимедийных проекторов 2003 г. ознаменовался появлением достаточно
большого числа бюджетных аппаратов стоимостью менее $1500.
Основная масса таких устройств создана на базе LCD. Поэтому бюджетные модели в 2003 г. значительно перевесили чашу весов в пользу жидких кристаллов в соотношении продаж DLP- и LCD-аппаратов. Пропорция, в начале года составлявшая 65:35, уже в конце его изменилась примерно до 80:20. При этом, главным образом благодаря распространению проекторов для домашнего кинотеатра, в 2001—2002 гг. присутствие DLP-моделей на рынке весьма активно росло.
Дальнейшего удешевления LCD-проекторов в новых линейках вряд ли стоит ожидать. Вместе с тем вполне возможно, что в 2004 г. популярность DLP-устройств вновь начнет повышаться в связи с появлением в Украине проекторов на базе этой технологии ценой до $1500.
Что касается соотношения проданных SVGA-аппаратов и моделей с разрешением XGA, то здесь результаты поставщиков весьма заметно отличаются. В фирмах, по большей части ориентированных на коробочные продажи, доля SVGA-устройств составила от 60 до 90%. У системных интеграторов объем реализации аппаратов с разными разрешениями либо сравнялся, либо сместился в сторону XGA. Так, по данным Дарины Лукьяненко, директора по маркетингу "Литер", в ее компании отношение SVGA к XGA изменилось с 51:49 в 2002 г. до 47:53 в 2003 г. В общей же массе доля XGA-устройств, по мнению Игоря Волынского, директора департамента проекторов и PDP DataLux, начнет активно расти только после удовлетворения первичного спроса.
В целом же объем продаж проекторов в истекшем году составил 1600—1700 шт. (на 25—30% больше, чем в 2002 г.). Активизация рынка в 2004 г. приведет к 35—40%-ному росту — так оценивают ситуацию поставщики.
Спрос на плазменные панели в 2003 г., как, впрочем, и в предыдущие, обеспечивался, в основном, стремительно растущей популярностью домашних кинотеатров. Из 2200—2500 проданных за год экземпляров около 80% приобретались для "персональных кинозалов", а 20% ушло в корпоративный сегмент. Стоит отметить, что в начале 2002 г. доля "домашних плазм" составляла 90%. Постепенное увеличение продаж в бизнес-сегмент будет продолжаться и дальше по мере снижения цен на PDP. Кстати, в 2003 г. наиболее популярные в нашей стране 42-дюймовые панели подешевели примерно на 15—20%. В домашнем же сегменте конкуренцию PDP начинают составлять LCD-телевизоры, цены на которые также постепенно снижаются.
Цифровые камеры
Сегмент цифровых фотоаппаратов отличился, пожалуй, наибольшей активностью.
Чего стоит только рост продаж — по сравнению с 2002 г. в прошлом он увеличился
почти в четыре раза и достиг уровня 70—80 тыс. шт. При этом в начале года прогнозы
были более скромными: поставщики
планировали их объем на уровне 38—40 тыс..
Своеобразной вехой 2003 г. стал для 5-, 6-мегапиксельных камер. Если год назад их доля в объеме реализации составляла единицы процентов, то в нынешнем она выросла до 5% в "штучном" и до 13% в денежном выражении. Отчасти такому повороту способствовало падение цен: по данным Виталия Дорошенко, руководителя департамента цифровой фототехники "Юг-Контракт", за год на устройства данного класса она уменьшилась почти в два раза.
Менее существенным было снижение стоимости на 3-, 4-мегапиксельные аппараты: "всего" в 1,3—1,5 раза. При этом камеры с таким диапазоном разрешения в 2003 г. стали самой популярной категорией. Свое место им уступили лидеры продаж 2002 г. 2-мегапиксельные устройства: в течение 2003 г. их доля в общем объеме продаж уменьшилась и к концу года составила 22%.
По мнению Александра Грабовецкого, генерального менеджера DataLux, в следующем году 2-мегапиксельные камеры станут еще менее востребованными и могут вообще исчезнуть из продажи. Вместе с тем, если в классе до $80—100 появится более широкий ассортимент камер с таким разрешением, они могут получить "вторую жизнь", став для некоторых категорий пользователей альтернативой пленочным "мыльницам" такого же ценового уровня.
Мобильные телефоны
Темпы роста числа абонентов сотовой связи в 2003 г. в целом соответствовали
прогнозам, сделанным операторами полтора года назад. К концу прошлого года количество
пользователей увеличилось до 6,5 млн., из которых примерно 95% пришлось на долю
двух операторов — "Киевстар" и UMC.
Объем реализованных мобильных аппаратов стандарта GSM в 2003 г. составил 1,3 млн., а с учетом "серых" поставок — около 1,9 млн. Поскольку 2002 г. во многом стал неудачным для большинства производителей в мировом и локальном масштабе (в Украине было продано 800 тыс. вместо запланированного 1 млн.), в минувшем отмечался дефицит поставок.
Популярность GPRS, полифонических звонков и цветных дисплеев обострила конкурентную борьбу в нише аппаратов среднего класса. Цена на некоторые из таких телефонов установилась на отметке $150—170. В связи с этим доля устройств стоимостью менее $100 в объеме продаж сократилась с 80% в 2002 г. до 70% в 2003 г. Однако уже в 2004 г. их востребованность вновь повысится, что вызвано возрастающей борьбой операторов (инвестировавших в прошлом году в расширение национальной сети покрытия больше, чем обычно) за новых абонентов путем снижения стоимости стартовых пакетов и привлечения таким образом менее платежеспособных пользователей.
Ожидается, что в текущем году продажи мобильных телефонов вырастут до 3 млн. При
этом число пользователей сотовой связи к концу 2004 г. увеличится до 9—9,5 млн.,
а если активную деятельность по привлечению клиентов начнет и новый оператор,
Turkcell, то и того больше. Степень проникновения сотовой связи в Украине при
этом составит порядка 20—22%.
Фразы года
IT-рынок "В Украине и России многие, с кем приходится общаться, часто говорят, что прошлый год был неплохим, а вот нынешний будет хуже. Однако на моей памяти уже три года подряд динамика этих рынков очень высока, причем подобные комментарии звучали постоянно". Производство ПК "Сегодня все украинские фирмы-сборщики боятся вступления Украины Дистрибьюция "Сегмент дистрибьюции процессоров и жестких дисков несколько Системная интеграция "Состояние нашей промышленности понемногу улучшается, и предприятия Розница "Появление в нашей стране зарубежных розничных сетей, специализирующихся Процессоры "Пользователям нужна производительность, а не частота. Если Мониторы "Среди ЖК-мониторов наиболее массовыми являются 15-дюймовые Принтеры "Безбумажный офис — одна из футуристических идей, которая неизменно Программное обеспечение "К сожалению, услуги, предлагаемые дилерами, мало отличаются |