Репортажи Технологии 08.01.2014 в 09:30 comment

Город высоких технологий: экскурсия в штаб-квартиру Huawei в Шэньчжэне. Часть I.

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Huawei_Intro_01

По результатам III квартала 2013 года, компания Huawei вернула себе третье место в мировом табеле о рангах производителей смартфонов, поставив на рынок 13,4 млн. устройств (не считая OEM-продаж) и расположившись сразу за Samsung и Apple. Так что ваш покорный слуга с интересом согласился принять участие в пресс-туре в штаб-квартиру Huawei, чтобы поближе познакомится с компанией, ее философией и китайской IT-культурой, которая в ближайшее время имеет все шансы стать доминирующей на мировом рынке.

Похоже история ходит по кругу. В 60-70-х годах прошлого века американские компании свысока смотрели на японских производителей и пропустили тот момент, когда японская потребительская электроника и автомобили завоевали рынок США. В 80-90-х годах уже японцы с пренебрежением относились к корейским брендам, пока те не переманили всех инженеров из Sony и Hitachi и не вторглись на японский рынок. Сейчас корейские компании кажется игнорируют китайскую экспансию, и ситуация может повториться. В энергичности, желании учиться, тяге к знаниям и трудолюбии китайцам не отказать. А производственная база у них уже есть. Сказки о «китайском качестве» давно уже просто сказки. В Китае, по крайней мере в городах, почти нет китайских машин, а продукты ведущих IT-брендов, таких как Huawei, Lenovo, ZTE и Хiaomi ничем не уступают корейским, японским и американским продуктам, которые в большинстве случаев выпускают на тех же самых фабриках в континентальном Китае.

Перед тем, как перейти собственно к фотопрогулке по штаб-квартире Huawei, позвольте сказать несколько слов о Китае, провинции Гуандун, где расположен главный офис компании и истории Huawei. Сам фотоотчет об экскурсии в кампус Huawei в Шэньчжэне мы опубликуем во второй части этого материала.

Китай, XXI век

China_02

Слетать в Китай – все равно, что совершить путешествие на другую планету. Даже если вы уже были в азиатских странах, Китаю будет чем вас удивить. Всего сорок минут на машине по идеальной автостраде, которой позавидует даже Германия, от центра Пекина, и вы окажетесь у подножия Великой Китайской стены. Стоя на Стене, окидывая взглядом удивительно многослойную панораму гор, как будто сошедших с картин итальянских мастеров, с идущими по гребням оборонительными сооружениями и взметнувшимися на кажущиеся непреступными вершины сторожевыми башнями, вы многое поймете об этой стране. У этого народа хватит терпения, упорства, азарта, чтобы создавать невообразимые вещи. А у руководства КНР хватит решительности и если хотите, даже жесткости, чтобы не считаться с препятствиями на своем пути. В Китае все еще существует смертная казнь, в том числе и публичная за экономические преступления, коррупцию, хищения.

Курс Fullstack Web Development.
Стань універсальним розробником, який може створювати веб-рішення з нуля.
Дізнатись про курс

Китай социалистическое государство, руководимое Коммунистической партией, но при этом в стране уже разрешена деятельность иных политических партий, а 70% ВВП обеспечивается частными предприятиями. При этом частная собственность, согласно поправкам к Конституции Китая 2004 года, является неприкосновенной. Интересно, что развитие рыночной экономики в стране идет на основе пятилетних планов, как в свое время в СССР.

С начала 1980-х годов китайская экономика растет темпом 10-15% в год. На 2013 года КНР является второй по величине ВВП страной в мире и с такими темпами развития в течение нескольких лет (по разным оценкам с 2015 по 2021) выйдет на первое место, а к 2040 году превзойдет США в 3 раза!

China_03

Китай одна из трех стран мира, имеющая собственную пилотируемую космонавтику, включая одну из двух действующих сейчас космических станций – «Тяньгун-1». При этом Китай разрабатывает многоразовые космические корабли (проект «Шэньлун») и планирует в 2020 году отправить своих космонавтов на Луну. Мы прибыли в Пекин как раз 15 декабря, в день, когда луноход «Юйту» отстыковался от посадочного модуля аппарата «Чанъэ-3» и начал свое путешествие по Луне. Что творилось на национальном телевидении и в прессе, просто не передать. Эйфория и воодушевление почти того же накала, что в СССР 50 лет назад. «США и СССР понадобилось 5-6 попыток, чтобы совершить мягкую посадку на Луну, нам, китайцам, хватило одной», примерно так начиналось большинство передач и статей в газетах. Руководитель ЦУП, инженеры, обеспечивающие запуск, простые китайцы искренне гордились проделанной работой и успехами страны.

Кстати, буквально несколько дней назад сообщалось об успешной посадке китайского истребителя «Шэньян J-15» на авианосец «Ляонин». Интересно, что к появлению в составе флота Народно-освободительной армии Китая этого корабля и самолетов прямое отношение имеет Украина.

Курс Fullstack Web Development.
Стань універсальним розробником, який може створювати веб-рішення з нуля.
Дізнатись про курс

«Ляонин», бывший авианесущий крейсер «Рига» (позже «Варяг»), построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Отошедший во время раздела Черноморского флота Украине, на 70% законченный корабль был в 1998 году продан всего за $20 млн. китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd, для организации плавучего казино. Впрочем, посмотрев на состояние крейсера, руководство НОАК решило, что так распоряжаться уникальным кораблем глупо и завершило строительство. Так в составе ВМС Китая появился первый авианосец, на основе чертежей которого планируется продолжить серию.

Истребитель же морского базирования «Шэньян J-15», по мнению экспертов, базируется на конструктиве палубного истребителя со складывающимся крылом Су-33, прототип которого, Т-10К, Китай приобрел у Украины в начале 2000-х годов. Китай не стесняется копировать, заимствовать все самое лучшие, продвигая свою научно-техническую базу и двигаясь вперед.

China_08

Китай строится безумными темпами. Стройплощадки буквально везде, а здания растут кажется на глазах. По производству идущего на собственные нужды цемента КНР в 80 раз обогнала США. Как и по количеству небоскребов! 50-60 этажные жилые многоэтажки буквально выстреливают со всех сторон в Пекине, Шэньчжэне, Гонконге, Гуанжоу. Целые кварталы жилых домов, деловые и бизнес здания уникальной архитектуры, к проектированию которых привлекаются ведущие западные архитекторы, похожие на космические корабли колоссальные аэропорты, внушительные административные строения, стадионы, театры, телевышки. Современная архитектура Китая впечатляет не меньше, чем древняя история.

К сожалению, у нас в стране далеко не все понимают значение развития отношений с Китаем, который уже является ведущим торговым партнером для многих стран мира. Посольство Украины в Пекине, а мы во время поездки попали и в него, укомплектовано в лучшем случае на 70%, не хватает специалистов со знанием китайского, не литературоведов, а экономистов, говорящих по-китайски. И это при том, что существует финансируемая китайским правительством программа по обучению иностранных студентов, да и учащиеся, интересующиеся подобными грантами в Украине имеются.

China_11

Шэньчжэнь, Гонконг, Гуанжоу

Гуандун – самая южная провинция Китая, в которой проживает более 104 млн. человек, почти 8% населения страны. Она же является и самой экономически развитой провинцией КНР, ставшей в начале 80-х годов своеобразным полем для экспериментов по интеграции в социалистическое государство элементов рыночной экономики. При этом до 1978 г. это была одна из самых бедных провинций в Китае. Гуандун находится в тропиках, даже в декабре здесь +15 °C и очень влажно, что было очень неожиданно после морозного Киева и Пекина. По комментариям северян четыре дня в неделю в Шэньчжэне идет дождь.

В мае 1980 года Шэньчжэнь стал первой в КНР особой экономической зоной с широкими свободами, благоприятствующими предпринимательству и инвестициям. С этого момента начался стремительный рост населения и благосостояния района. Если в конце 70-х годов прошлого века в районе Шэньчжэня проживало всего 300 тыс. человек (статус города он получил только в 1988 г), то сейчас по официальным данным в городе проживает более 10 млн. человек (2010 г.), а по неофициальным – почти 20 млн.

China_10

Регион Дельты Жемчужной реки, в который входят Шэньчжэнь, Гонконг, Гуанжоу и Макао является наиболее развитым промышленным регионом КНР, на него приходится до 40% ВВП страны и именно здесь размешаются самые мощные производства. Это не очень позитивно сказалось на экологии региона, но нам повезло, за несколько предшествующих дней дожди прибили смог и Шэньчжэнь предстал перед нами как город-лес, где буйная тропическая растительность временами буквально со всех сторон охватывает автострады, а покрытые изумрудными лесами горы обступают город со всех сторон.

Буквально в получасе езды от Шэньчжэня расположился Гонконг, с 1997 года входящий в состав Китая. Здесь, на крохотной территории живут более 7 млн. человек. В Гонконге один из самых высоких ВВП на душу населения, а по индексу развития человеческого потенциала город занимает 13 место в мире. Статус специального административного района КНР и 50 лет, отведенных в рамках курса «Одна страна – две системы» на интеграцию Гонконга и Макао в состав Китая, создали уникальную ситуацию. Гонконг все еще отделен от Китая границей и пересекая ее, вы формально покидаете территорию КНР. Здесь говорят на своем языке, кантонском, в то время как в Китае в ходу мандарин, хотя в школах уже стали изучать Севернокитайский диалект. В Гонконге своя валюта, полиция, правительство и законы. Центральное правительство по большому счету отвечает за внешнюю и военную политику, а также задание основных экономических векторов, в большинстве же ситуаций действуют локальные законы. За следующие 35 лет законодательные и исполнительные системы должны быть объединены. Сейчас Гонконг даже внешне очень похож на Тайвань, тоже населенный китайцами, но развивавшийся параллельно КНР. От Гонконга всего 30 минут на скоростном пароме до крохотного Макао (всего-то 500 тыс. человек), вошедшего в состав Китая в конце 1999 года и славящегося своими казино.

China_13

Чуть северней, в полутора часах езды от Шэньчжэня, находится Гуанчжоу (ранее известный как Кантон), четвертый по населению город Китая с 14 млн. жителей (по неофициальным данным около 20 млн.). Здесь расположена вторая по высоте телебашня и четвертое по высоте сооружение в мире – Canton Tower. Вся центральная часть города представляет собой общий архитектурный ансамбль, включающий футуристически выглядящий театр, музей, библиотеку, два стадиона, высотные офисные здания и телебашню, сооруженные к Азиатским Играм 2010 года. Для этого пришлось снести сразу несколько районов с маловысотной старой застройкой. Еще несколько кварталов как раз сейчас дожидаются подобной же участи.

Если вы считаете, что жилплощадь в Киеве дорогая, то в больших городах Китая цены вообще заоблачные. 1 кв. м. в новостройках Пекина и Шэньчжэня стоит $5-10 тыс., Гонконга и Гуанчжоу – $10-15 тыс. И это несмотря на непрекращающиеся, ведущиеся бешенными темпами строительство.

История Huawei

Huawei_51

Компания Huawei создана в Шэньчжэне в 1987 году Жэнем Чжэнфэем со стартовым капиталом всего в 21 тыс. юаней. В 1982 году Жэнь Чжэнфэей вышел в отставку в чине майора Народно-освободительной армии Китая, в связи с большим сокращением вооруженных сил страны, затронувшим около 500 тыс. солдат и офицеров. Поздней, в конце 2000-х годов, факт службы основателя компании в НОАК повлек за собой разбирательство в Конгрессе США и ограничение на использование оборудования Huawei в США в каналах, передающих информацию государственного или военного характера. Это же разбирательство не позволило Huawei приобрести американскую компанию 3Com, пионера сетевых и телекоммуникационных технологий в 2008 г.

Интересно, что Жэнь Чжэнфэей владеет всего лишь 1,42% своей компании, остальные акции распределены между всеми китайскими работниками Huawei. Новый сотрудник получает свою часть акций, которые не приносят дивидендов и не могут быть проданы, но, в случае увольнения или выхода на пенсию, выкупаются компанией по текущей рыночной стоимости. Поэтому многие сотрудники говорят о Huawei не как о частной компании, а как о коллективе собственников.

Huawei_Presentation_02

Начинала Huawei как торговая компания, поставляя в Китай оборудование для АТС из Гонконга, но уже в 1990 году стала самостоятельно разрабатывать подобную технику для гостиниц и небольших предприятий и в 1992 году выпустила собственную АТС, имеющую на тот момент самую высокую пропускную способность в Китае. Постепенно Huawei начала осваивать рынки телекоммуникационного оборудования небольших городов и сельских районов, а затем и весь остальной рынок Китая. В 1997 году компания получила первый зарубежный контракт и выпустила оборудование для GSM-сетей. А с 2000 года начинается широкая экспансия Huawei на международный рынок.

Иероглифы, входящие в название Huawei – 华为 имеет, как это характерно для китайских слов, целый спектр значений. Это и «отлично сделанный», и «китайский продукт», и «качественный продукт», и даже «гордость за страну». И если пару лет назад оно звучало несколько неблагозвучно для нашего уха, то теперь мы уже воспринимаем бренд Huawei как вполне привычный. Интересно, что в англоговорящих странах название читается как «вавей» ([ˈwɑːweɪ]), в русскоговорящих – как «хуавэй». Разница вызвана отличиями китайско-русской и китайско-романской транскрипционных систем.

Как произносят название Huawei в США

Как произносят название Huawei в Украине

Huawei сегодня

Сегодня в Huawei работает около 150 тыс. сотрудников во всем мире, естественно, большая часть из них в Китае, где размещены основные производственные и исследовательские мощности. Компания уделяет большое внимание исследованиям и обучению персонала. У Huawei 16 R&D-центров в разных странах и 45 учебных центров, включая Университет Huawei в Шэньчжэне, через который проходит до 15 тыс. человек в год, как собственных сотрудников, так и специалистов операторских компаний со всего мира, которые будут использовать оборудование Huawei. Из 150 тыс. сотрудников компании, 45% вовлечены в научно-исследовательские работы и 70% из штата R&D-департаментов имеют научные степени.

С октября 2012 года в Huawei проводится интересный эксперимент по ротации CEO компании. Этот пост на срок 6 месяцев поочередно занимают исполнительные директора трех ведущих подразделений Huawei (маркетинг, беспроводные технологии, исследования и разработка) – Го Пин, Кен Ху и Эрик Ксю. Последний приступил к исполнению своих обязанностей 1 октября 2013 года и сложит полномочия 31 марта 2014 года. По словам представителей Huawei, данная система позволяет топ-менеджерам получить новый опыт и объединить свои лучшие качества для достижения общей цели. Но, возможно, таким необычным способом глава компании Жэнь Чжэнфэей ищет себе преемника.

Huawei_Presentation_03

Huawei сегодня развивается в трех направлениях и состоит из трех больших подразделений.

Carrier Business Group работает с операторами мобильной связи и производит оборудование для беспроводных и фиксированных сетей, телекоммуникационное ПО, предоставляет сервисы для операторов. Huawei работает с большинством крупнейших операторов в 140 странах мира, услугами которых пользуется треть населения земного шара. Например, компания «Киевстар» предоставляя мобильный трафик на 100% задействует оборудование Huawei SGSN/GGSN, которое построено на новейшей платформе ATCA (blade platform). В 2012 году именно Carrier Business Group принесла компании 73% дохода.

Enterprise Business Group производит телекоммуникационное оборудование и сервисы для корпоративных клиентов не являющихся операторами связи. Например, системы телеконференций, защищенные телефоны, специализированный софт. Это подразделение принесло в 2012 году около 5% дохода компании.

Consumer Business Group – самое стремительно развивающиеся подразделение Huawei. Именно оно отвечает за выпуск смартфонов, домашнего коммуникационного оборудования, роутеров, планшетов и т.д. В 2012 году его доля в общих доходах составила 22%.

Есть у Huawei и собственный чипмейкер, дочерняя компания HiSilicon, выпускающая ARM-процессоры. Самый новый чип, производимый компанией – HiSilicon K3V3, построен на архитектуре big.LITTLE, выполнен по 28-нм техпроцессу, имеет четыре ядра Cortex-A15 с тактовой частотой 1,8 ГГц и графическое ядро PowerVR SGX543.

Huawei_Presentation_04

Департамент пользовательских устройств был создан в 2003 году. За прошедшие 10 лет он добился весьма впечатляющих успехов. Например, мало кто знает, что недорогие OEM-смартфоны Huawei серии IDEOS, продаваемые операторами мобильной связи по всему миру, разошлись впечатляющим тиражом более 100 млн. экземпляров. В 2012 году компания приняла план выхода на рынок премиум-устройств с аппаратами Ascend и впервые смогла занять третье место в мире по количеству проданных смартфонов, теперь уже под своим брендом. Huawei занимала 3-е место по числу проданных смартфонов на протяжении трех кварталов 2012 года, ненадолго уступила его LG и Lenovo, и опять вернула себе в III квартале 2013 года, заняв по разным оценкам от 4,8 до 5,1% рынка. Впереди только Samsung и Apple. В IV квартале 2013 года Huawei поставила на рынок 17,5 млн. смартфонов, причем 95% из них под собственным брендом.

Huawei_Presentation_05

Смартфоны Huawei разрабатываются в пяти основных исследовательских центрах компании. В Европе придумывается дизайн и инновационные решения, в США ведутся работы над ОС и чипсетом, в Китае создается платформа, электронные-компоненты готовятся в Японии, а софт пишется в Индии. Действительно интернациональная работа.

На 2014 год Huawei поставила себе весьма амбициозную цель – продать 80 млн. смартфонов. Рост год к году +60%! При этом планируется представить больше моделей с экранами диагональю около 6-дюймов. Кстати, в Китае подобные устройства очень популярны во всех слоях населения. Мы видели и пенсионеров, и студентов с фаблетами, причем женщины совсем не стесняются говорить по таким большим смартфонам даже без гарнитуры. И это учитывая небольшой рост и маленький размер ладони китаянок.

Huawei_Presentation_01

Другая важная задача Huawei повысить узнаваемость бренда. Сейчас треть дохода Huawei приносит рынок Китая, чуть больше трети приходится на регион EMEA, к которому относится и Украина, 17% на остальные страны Азии и 14,5% – США. И если в Китае компанию знают очень хорошо, на других рынках еще есть над чем работать. Впрочем, с такими устройствами как Huawei Ascend P6/P6S, имеющим толщину всего 6,18 мм, металлический корпус и впечатляющий дизайн и показанным на CES 2014 Ascend Mate 2 это будет не сложно.

В следующей части материала мы разместим фоторепортаж из штаб-квартиры Huawei и кампуса компании в Шэньчжэне.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: