Обзоры
Microsoft Flight Simulator: небо – это свобода

Microsoft Flight Simulator: небо – это свобода

Microsoft Flight Simulator: небо – это свобода


Microsoft Flight Simulator 2020 – невероятно красивая, впечатляюще высокотехнологичная и ошеломительно огромная игра. Пьянящее чувство полета и абсолютной свободы, которая она дарит – бесценно.

I don’t care, I’m still free
You can’t take the sky from me
Ballad of Serenity,
Joss Whedon and Sonny Rhodes

Обязательный дисклеймер.
Эта статья проиллюстрирована в основном официальными скриншотами Microsoft, снятыми в 4K при настройках графики Ultra. Дело в том, что компьютер автора, который ждет выхода видеокарт серии NVIDIA GeForce RTX 3070, тянет Microsoft Flight Simulator только с настройками графики High, в некоторых пунктах (сглаживание, фильтрация, качество теней) пониженными до Medium . MSFS 2020 даже на средних настройках графики выглядит лучше, чем все остальные авиасимуляторы, но мне все-таки хотелось показать читателям как игра смотрится что называется «на все деньги». Автор снял за 20 часов налета более 600 скриншотов, но в эту статью попали только те из них, которые касаются Украины, их вы точно не увидите среди официальных пресс-материалов. Так что все снимки экранов в этой статье с разрешением 1920×1080 – это уменьшенные для экономии места на сервере официальные 4K-скриншоты. Снимки экранов с разрешением 1680×1050 сняты на моем ПК с NVIDIA GeForce GTX 1060 при настройках графики чуть ниже High. Другие мои скриншоты из Microsoft Flight Simulator я регулярно выкладываю в своем твиттере с тегом #MSFS2020.
Конец дисклеймера.

История Microsoft Flight Simulator

Хотя Microsoft Flight Simulator занимает только седьмую строчку в рейтинге самых долгоживущих игровых серий, если считать правильно, начиная с Sublogic FS1 Flight Simulator, вышедшего на Apple II в январе 1979 г., то MSFS уступает по старшинству только двум игровым сериями – The Oregon Trail (первый релиз 3 декабря 1971 г. на майнфрейме HP 2100) и Space Invaders (вышла в Японии в июне 1978 г. на аркадном автомате Taito 8080).

Дело в том, что Microsoft Flight Simulator 1.0, вышедший на IBM PC в ноябре 1982 г. – это портированная с Apple II версия Sublogic FS1 Flight Simulator с улучшенной графикой, изменяющимся временем суток, погодой и новой координатной системой. Первая версия MSFS поддерживала RGB-мониторы, но только в монохромном режиме, цветные скриншоты ниже сделаны с композитных мониторов. Интересно, что Microsoft Flight Simulator 1.0, наряду с табличным процессором Lotus 1-2-3 (это такой ставший промышленным стандартом предшественник Excel от IBM), использовались для тестирования ПК на совместимость со стандартом IBM PC (да, когда-то аббревиатура PC обозначала один конкретный тип компьютеров). Если на ПК запускались MSFS 1.0 и Lotus 1-2-3 значит он был на 100% совместим с IBM PC.

Забавно, что сам Sublogic FS1 Flight Simulator, который лицензировала Microsoft, начинался как… серия статей о компьютерной графике, написанных программистом Брюсом Артвиком в мае 1976 г. В статье «A versatile computer generated dynamic flight display» Артвик доказывал возможность создания авиасимулятора, работающего в реальном времени и использующего 3D графику, на базе микрочипа Motorola 6800. Того самого легендарного процессора, вышедшего в 1974 г. и давшего толчок к развитию персональных компьютеров и видеоигр. Когда читатели стали присылать в редакцию журнала письма, где высказывали пожелание купить такой гипотетический авиасимулятор, Брюс Артвик создал компанию Sublogic Corporation и таки сделал ту самую игру – FS1 Flight Simulator для Apple II.

Но вернемся к Microsoft. Начиная с 1982 г. компания каждые два-три года выпускала обновленную версию теперь уже своего собственного Microsoft Flight Simulator. С регулярными улучшениями графики, углублением уровня симуляции, появлением новых локаций и самолетов. Все эти годы игра пользовалась неизменной популярностью, а в начале нового тысячелетия прогремела на весь мир, когда появилась неподтвержденная до сих пор информация, что террористы, направившие самолеты в башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г., использовали для тренировок именно Microsoft Flight Simulator 2000.

За прошедшие с момента первого релиза 37 лет вышло 11 основных версий Microsoft Flight Simulator. Предыдущая часть серии, Microsoft Flight Simulator X, была выпущена 14 лет назад – в 2006 г. Этот самый длительный перерыв в истории авиасимулятора от Microsoft связан в первую очередь со смещением интересов пользователей. Симуляторы, в 80-90-х гг. прошлого века входившие в число основных игровых жанров, стали уделом небольшой группы энтузиастов хардкорщиков, теряющейся на фоне выросшей в сотни раз аудитории казуальных геймеров. Впрочем, MSFS X вполне неплохо чувствовал себя все эти годы. Microsoft выпустила два Service Pack для игры, плюс расширение Flight Simulator X: Acceleration (2007) с новыми самолетами (F/A-18A Hornet, P-51D Mustang и вертолет EH-101), улучшенными локациями и миссиями. Плюс традиционно для серии сторонние разработчики подготовили для MSFS X сотни, если не тысячи, DLC с самолетами, детальными аэропортами, зданиями, моделями окружения и локациями. Это не преувеличение, действительно тысячи, я лично знаю людей и целые компании в Украине, которые очень неплохо зарабатывали на выпуске моделей для MSFS.

В 2014 г. компания Dovetail Games, известная своей серий Train Simulator и Train Sim World, по договоренности с Microsoft выпустила Microsoft Flight Simulator X: Steam Edition. Эта версия включает все официальные дополнения, поддерживает мультиплеер через Steam, а не через почивший в бозе GameSpy, лучше работает на новых версиях Windows и т.д. Плюс традиционно для Dovetail – здесь имеется 271 DLC (!!!), общая стоимость которых превышает 75.000 грн. Впрочем, огромное количество DLC и их высокая цена абсолютно привычная для больших симуляторов особенность.

Движок Microsoft Flight Simulator X использовался еще для нескольких игр. Во-первых, спин-оффа серии про легкие самолеты – Microsoft Flight (2012), базовая бесплатная версия которого включала только гидроплан Icon A5. Во-вторых, собственной игры Dovetail Games – Flight Sim World (2017), которая не смогла конкурировать с MSFS X и была закрыта всего через год. И, в-третьих, Lockheed Martin Prepar3D –профессиональный симулятор от известного производителя реальных самолетов, который используется для обучения пилотов. Базовая версия Prepar3D для учебных заведений (университеты и колледжи) стоит $59,95, для коммерческого использования – $199. Для этой «игры» тоже выпускаются сотни DLC с самолетами, аэродромами, локациями, поддержкой различного оборудования и сервисов.

Ну и конечно же, рассказ о MSFS будет неполным без упоминания Microsoft Combat Flight Simulator (1998), симулятора поршневых истребителей Второй мировой войны, за которыми автор этих строк провел не один десяток часов.

Как видите, у серии славная история, а длительный перерыв после предыдущей версии привел к тому, что новости о грядущей Microsoft Flight Simulator, которую для точности стоит называть все же Microsoft Flight Simulator 2020, вызвали настоящий ажиотаж. И не зря.

Лети, куда хочешь!

Что действительно поражает и даже сбивает с толку – это та невероятная свобода, которую дает Microsoft Flight Simulator 2020. Ты действительно можешь лететь куда хочешь и выбор нового направления – это, пожалуй, одна из самых сложных задач в игре. За четыре дня с момента выхода MSFS 2020 я успел побывать в следующих местах:

Полетать над собственным домом в Киеве. Да, действительно очень похоже, практически один в один кроме цвета и нескольких необязательных украшений. Вообще Киев в игре выглядит очень неплохо, несмотря на то, что он целиком сгенерирован нейронной сетью, сделанных вручную зданий здесь нет.

Совершить полет Коктебель – Кача над оккупированным Крымом. Вдоль всего ЮБК через Судак, Ялту, Форос, Балаклаву и Севастополь. Аюдаг – как живой. Ай-Петри классная, хотя вместо здания фуникулёра там что-то непонятное. На месте Генуэзской крепости в Судаке несколько совершенно левых домиков. Ялта и Алушта условно похожи, хотя с цветом зданий нейронная сеть не угадала. Севастополь я зацепил только краем.

Полетать над ночным Будапештом и полюбоваться подсветкой Орсагхаза, здания Венгерского парламента. Очень похоже. Это одна из достопримечательностей, сделанных разработчиками со всеми деталями. Да, ночная посадка в аэропорту Будапешта – это тот еще опыт, вокруг море огней, визуально ориентироваться очень сложно.

По совету живущего в Новой Зеландии автора «Домашнего ПК» и ITC.ua Дмитрия Веселова смотался на Южный остров и полетал в районе Куинстаун. Невероятно красиво. Горы, долины, множество маленьких аэродромов и просто взлетных полос. Кстати, аэропорт самого Куинстаун тоже сделан авторами вручную. Спасибо за подсказку, Дима!

Встретил рассвет в полете между городком Врангель и Международным аэропортом Кетчикан (архипелаг Александра, Юго-Восточная Аляска, США). Международный аэропорт с полосой длинной 2286 м в городке с населением 8200 человек! Вообще встречать рассвет или закат в полете – фантастическое ощущение.

Слетал к Красному сердцу Австралии, уникальному скальному образованию Улуру. По дороге чуть не уснул, центральная Австралия совершенно плоская и невообразимо скучная. Но сама Улуру бесспорно впечатляет.

Совершил рейс Луганск – Донецк – Мариуполь в самолете с бортовым номером BNDR-L и позывным PRAVIY-SECTOR. Донецкий аэропорт представлен в MSFS 2020 в довоенном состоянии. На него даже можно приземлиться. В Донецке есть терриконы, но сам город показался мне каким-то безликим. Следов войны на временно оккупированных территориях не видно, использованные спутниковые снимки немного устарели.

Полетал над Египтом, естественно с пролетом над всеми пирамидами. Каир просто нереально большой, мой ПК буквально захлебывался над городом. Международный аэропорт Каира смоделирован вручную, но входит только в Deluxe версию игры.

Полюбовался стаями фламинго на озерах в предгорьях Анд. Переход от равнин Пампы к красивейшим горным долинам и заснеженным пикам невероятно впечатляет. Садился я на полосу, которая представляет собой просто участок красноглиняной равнины. Никакой разметки, никакой подсветки и навигации. Впрочем, там можно было сесть в любой точке.

Совершил рейс Хмельницкий – Каменец-Подольский – Черновцы – Мукачево – Ужгород. Над Карпатами я летел поздно вечером в тяжелую облачность и дождь. Да, это очень красиво, но и невероятно сложно. Посадка в Ужгороде ночью при низкой облачности и с заходом через город – одна из самых сложных, что мне довелось совершать. Удалась она только со второго раза, первый самолет я разбил.

Слетал с Сицилии на Мальту (в гости к 4A Games), на которую я не попал в апреле из-за пандемии COVID-19. Смотался в Черкассы к Дмитрию Курятнику и просто так в Чернигов. Слетал в Минск (Жыве Беларусь!). Взлетел в Гибралтаре (еще один «ручной» аэропорт) – приземлился в Танжере в Африке. Пролетел от Ки-Вест до Международного аэропорта Майями (кстати, этот аэропорт стандартный, но выглядит очень неплохо) вдоль всего Флорида-Кис. Полетал вокруг Восточно-Фризских островов и конкретно Йюста, на который я обязательно съезжу в реальности как только закончится карантин. Побывал в Японии, испытывая возможность посадки на воду сверхлегкого гидросамолета ICON A5 (можно!).

И это только малая часть полетов, которые я совершил за четыре дня. 33 взлета, 29 посадок. И хочется продолжения. В моих планах последовательное посещение всех европейских столиц: Киев – Минск – Вильнюс – Рига – Таллинн (по-русски правильно с одним «н», но эстонцы просят писать с двумя, так мы и будем делать) – Хельсинки – Стокгольм – Копенгаген – Осло и дальше по кругу. Хочется совершить и кругосветку. Через Англию до Исландии, потом через Гренландию и Канаду в США, затем через Аляску до Японии, вдоль всей Азии и через Турцию и Черное море домой.

В Microsoft Flight Simulator 2020 есть 37.000 аэропортов и богом забытых взлетных полос. Глаза реально разбегаются. По тем же Киевом с десяток ВПП, о половине из которых вы наверняка не знаете.

Мир, который построила нейронная сеть

Мир в Microsoft Flight Simulator 2020 построен на базе спутниковых фотографий, карт Bing Maps, открытых данных OpenStreetMap и программного обеспечения компании Blackshark.ai, штаб-квартира которой находится в городе Грац, Австрия (надо бы слетать!).

Если такие города как Сиэтл или Нью-Йорк воссозданы в MSFS 2020 на базе фотограмметрических данных (в конце концов они были во всех версиях MSFS, так что информация у разработчиков есть), то все остальные строения и растительность в игре сгенерированы нейронной сетью с помощью ПО Blackshark.ai. Это 99,8% строений, инфраструктуры и растительности Земли! Самообучающая сеть, использующая мощности Microsoft Azure Cloud, 72 часа обрабатывала карту планеты (30 млн. кв. км.!!!) и нашла на ней 1,5 млн. зданий, заменив их на наиболее похожие 3D-объекты. И в большинстве случаев получилось действительно очень хорошо. Впрочем, учитывая объем обработанных данных и их сложность, без смешных ошибок не обошлось.

Скажем те же спальные районы Киева, застроенные одинаковыми блочными многоэтажками, действительно ОЧЕНЬ похожи на самих себя в реальности. Оболонь, Троещина, Березняки, Борщаговка, Осокорки, Позняки почти как настоящие в MSFS 2020. С Печерском дела обстоят похуже. Скажем мой, далеко не самый стандартный дом, получился очень похожим, а вот школа рядом, отличающаяся очень эклектичной архитектурой, включающей соединенные здания, построенные с разницей в 50 лет, стала какой-то мешаниной блоков. «Парус» и «Гулливер» стали просто прямолинейными высотками, впрочем, самому уродливому зданию Киева на Кловском спуске такая трансформация пошла только на пользу.

Естественно, нейронная сеть не справилась ни с одним из сложных зданий. То же уникальное здание Госпрома в Харькове превратилось в обычный жилой комплекс. На месте Судакской крепости, как, впрочем, на месте почти всех крепостей и замков, сделанных не вручную – каша. На Лондон, большинство высотных зданий в котором имеют уникальную форму – страшно смотреть (впрочем, здесь решение уже есть, в продажу поступило DLC с улучшенным Лондоном). В Тайбэе нет уникального Тайбэй 101, хотя несколько других архитектурных достопримечательностей столицы Тайваня имеются. Зато в пригороде Мельбурна обнаружен впечатляющий 212-этажный небоскреб, появившийся из-за… опечатки в базе OpenStreetMap. В некоторых местах AI расставил ветряные турбины настолько плотно, что из них получился настоящий лес. И т.д. и т.п.

Ошибки будут находить и дальше, при таком объеме информации это совершенно нормально. Кстати, если вы, как и я, предпочитаете летать в не слишком заселенных районах, подобные глюки будут встречаться реже.

Есть проблемы и с самими картами. Bing Maps откровенно уступают Google Maps, впрочем, там тоже хватает артефактов спутниковой съемки и не факт, что с Google Maps было бы намного лучше. К артефактам относятся склейки снимков, сделанных с разным качеством и в разное время года, места стыков действительно бросаются в глаза. На территориях, где используются снимки низкого разрешения, особенно возле воды, можно увидеть угловатую береговую линию, прямолинейные заливы и полуострова. Я наткнулся на такое летая над Аляской. Кое-где неправильно выставлена карта высот и можно заметить «затонувшие» дома, дороги и лодочные причалы. Иногда по дну едут сгенерированные AI машины. Повторюсь, такие ошибки при подобном объеме данных неизбежны. По идее, самые вопиющие должны быть исправлены, насколько с этим справится Microsoft, посмотрим.

Но в целом, работу авторов игры, студии Asobo Studio (они создали одну из самых красивых игр 2019 г. – A Plague Tale: Innocence) и Blackshark.ai стоит оценить на «четыре с плюсом», а то и на «пять с минусом», симуляции планеты такого уровня, да еще в масштабе 1:1, мы не видели.

Оцените сравнение некоторых известных локаций в реальном мире и в Microsoft Flight Simulator 2020.

У природы нет плохой погоды!

Вторая вещь, которая впечатляет в Microsoft Flight Simulator 2020 – это симуляция погоды. Одна из фишек игры – возможность увидеть реальную погоду в любой точке мира. И судя по ответу на мои твиты со скриншотам из Новой Зеландии, Карпат и Крыма, погода в разных регионах мира действительно максимально соответствует реальной.

Погодные данные для MSFS 2020 представляет сервис Meteoblue, который продает погодную информацию клиентам в агробизнесе, операторам солнечных и ветровых электростанций и т.д. Так что точность здесь действительно впечатляющая. Платформа Meteoblue создана в Университете Базеля (Швейцария), в содружестве с Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США и Национальным центром предсказаний состояния окружающий среды США (NCEP). Последний, среди прочего, занимается предсказанием погоды, состояния океана, ураганов и выдает предупреждения об опасных условиях полетов для авиадиспетчерских служб.

Сеть предсказаний погоды Meteoblue покрывает все континенты ячейками беспрецедентных для подобных сервисов размеров. В большинстве стран Европы это ячейки 3×3 км, в других странах – 10×10 км. Кстати, толчком для создания Meteoblue стала крупная авария на химическом заводе компании Sandoz под Базелем в ноябре 1986 г. и произошедшая чуть ранее в том же году техногенная катастрофа на ЧАЭС.

Я кажется видел в MSFS 2020 уже три десятка типов облачности, начиная от легких перистых облачков, заканчивая грозовыми тучами над Карпатами, похожими на колоссальные колонны и замки. Очень красиво, но и очень опасно. Легкая дымка, густой туман, сплошная облачность, просто заливные молочные реки тумана, стекающие со склонов в горных долинах и крохотные туманные лужицы, испаряющиеся на солнце в неглубоких лощинах.

Один из рецензентов, получивших игры еще до релиза, умудрился даже слетать в центр урагана «Исаиас», обрушившегося на Атлантическое побережье США в начале августа. Он залетел в «глаз бури», зону спокойной погоды в центре урагана, и снял просто фантастически красивые кадры.

Летать в тяжелую погоду безумно сложно. Но и безумно интересно.

Кстати, у Meteoblue есть шикраное погодное приложение с десятками разных карт. Для iOS и для Android.

Не можешь, научим! или Несколько слов об уровне симуляции

Да, насчет летать. Microsoft Flight Simulator всегда отпугивал начинающих игроков сложностью освоения. Многие помнят, что их знакомство с ранними версиями игры заканчивалось тем, что они просто не могли поднять самолет в воздух. А если это им в конце концов удавалось, аварии при посадке были неминуемы. Что ж, в MSFS 2020, авторы постарались снизить порог вхождения.

Во-первых, в игре есть серия из восьми простых обучающих заданий, где вас научат летать на Cessna 172 Skyhawk. 172-ой – самый популярный самолет в мире (за 64 года выпущено более 44 тыс. штук), он прост в освоении и управлении. Взлет, заход на посадку, маневры вокруг аэродрома, навигация. Все очень просто и понятно. Если вы новичок в авиасимах – настоятельно рекомендуем вам начать именно с обучения.

Во-вторых, в игре три базовых уровня симуляции, плюс две модели симуляции, классическая, позаимствованная кажется у Microsoft Flight Simulator X и обновленная, созданная для Microsoft Flight Simulator 2020. На самом простом уровне сложности игра будет рисовать для вас коридоры захода на посадку и подсказывать о превышении скорости, мало того, в этом случае AI возьмет на себя управление газом и будет подруливать, если вы слишком уж выбьетесь из нормального режима захода на посадку. Легкий режим прощает некоторые ошибки пилотирования и слишком агрессивное управление самолетом. В нем не бывает поломок авионики, самолет выдерживает самые жестокие маневры, кроме того запас топлива здесь не ограничен.

На среднем уровне сложности летать уже интересней. Здесь можно реально разломить самолет в воздухе, просто перегрузив планер слишком нервным и жестким пилотированием. Подсказки при заходе на посадку отключены, подруливание и другая помощь тоже.

На высоком уровне сложности летать действительно сложно. Здесь учитывается гиро-эффект, P-фактор (ассиметричный дисковый эффект у винтовых самолетов), момент силы, обледенение плоскостей, изменение массы самолета по ходу выработки топлива в разных баках, плотность воздуха на разной высоте и при разной температуре. Здесь есть стрессовые повреждения планера и двигателя, отказы систем и т.д.

Как и в случае с F1 2020 я начал на самом простом уровне сложности, достаточно быстро переключившись на средний, настроив его по своим предпочтениям. Так я оставил за AI все подготовительные работы перед запуском двигателя, переговоры с диспетчерами, коррекцию топливной смеси, управление габаритными и посадочными огнями. Включил автоматическую коррекцию гиро-эффекта, убрал стрессовые повреждения после того, как несколько моих самолетов просто развалились в воздухе от перегрузок (надеюсь через некоторое время я включу их обратно), включил автоудержание руля направления при взлете, а то некоторые легкие самолеты очень уж мотает по полосе. Зато я отключил все помощь в навигации, то есть вообще всю и включил эффекты обледенения плоскостей.

Сейчас я занят тем, что изучаю кокпиты самолетов. Они смоделированы с поразительной тщательностью, вплоть до стежков прошивки на креслах и мелкого текста под каждой из кнопок. Большинство кнопок в кокпите нажимается. С той же системой навигации, автопилотом или рацией можно работать не через меню игры, а прямо в кокпите, нажимая на кнопки мышью. Да, это жутко сложно, но очень реалистично.

Кстати, новая фишка Microsoft Flight Simulator 2020 – это чек-листы перед взлетом. Это список из нескольких операций, который необходимо провести перед включением двигателя и перед взлетом. У крохотного легкого биплана в нем может быть всего пять пунктов, у какого-нибудь Airbus A320neo или Boeing 747-8 Intercontinental список может содержать сорок пунктов, каждый из которых нужно пройти, чтобы получить разрешение на взлет. Это значит, что вам придется найти в кабине соответствующий индикатор, рычажок или переключатель, проверить его состояние и перевести в рабочий режим. Интересный опыт, но пока что я передоверил всю эту работу AI.

Я не берусь судить насколько реалистичен Microsoft Flight Simulator 2020 и насколько он хуже или лучше Microsoft Flight Simulator Х. С другой стороны, летная модель MSFS X в игре есть, а именно она используется в профессиональных тренажерах Lockheed Martin Prepar3D. Так что…

Пару слов о графике

Как я сказал в самом начале, мой ПК не тянет MSFS 2020 в Ultra настройках, так что пусть представленные скриншоты говорят сами за себя. Хотя повторюсь, что на средних и даже на низких настройках Microsoft Flight Simulator 2020 выглядит лучше симуляторов предыдущего поколения. Но плата за это высокая, игра действительно требовательна к ресурсам. Причем порой к очень неожиданным. Например, к скорости SSD или интернет-соединения. На моем достаточно современном SSD (топ-модель Samsung, приобретенная год назад), игра грузится около 5 минут. Что же до интернет-соединения, то за 4 дня игры MSFS 2020 вытащила из Сети дополнительные 2,96 GB информации. Это обновления карт Bing Map, реальная погода и реальный авиатрафик, который тоже есть в игре.

А вот что говорят о качестве графики специалисты Digital Foundry, технического подразделения сайта Eurogamer. Объемные облака до самого горизонта, при этом подгрузку или ухудшение качества вдалеке не заметно. Облака отбрасывают тени как на самих себя, так и на другие облака и на землю. На земле возле взлетного поля видно густую траву, в которой можно различить отдельные травинки (это я и сам видел даже на уровне графики High). На самолетах видна каждая заклепка, каждый стежок в кабине, каждая кнопка, остекление кабины пачкается, имеет царапины и бликует на солнце (все это есть и на High). Даже максимальное приближение не выявляет огрех геометрии моделей. Дождь на стекле кабины невероятно реалистичен, особенно впечатляюще он выглядит на большой скорости. Внутри кабины используются карты теней высокого разрешения, SSAO и SSR, предметы отражаются даже в прозрачных стеклах. Частота кадров зависит от того, как близко вы находитесь к земле и облакам — чем ниже самолет, тем ниже кадровая частота. Причем если самолет летит низко между детализированным городом и низкой облачностью, производительность просаживается больше всего (это дополнение от меня).

В Digital Foundry считают, что лучшим выбором для MSFS 2020 станут High-End настройки графики, они хоть и хуже Ultra, но некритично. Впрочем, лично я планирую прокачать свой ПК до уровня Ultra.

Бонус. Видео сравнивающее различные графические режимы в Microsoft Flight Simulator 2020.

Можно ли летать на клавиатуре? или Осторожно, семейный бюджет в опасности!

Один из самых популярных вопросов, который задавали мне в твиттер в ответ на очередную порцию скриншотов из MSFS 2020: «Можно ли играть на клавиатуре?». Ответ несколько неожиданный – можно, но не нужно. При этом, вы в любом случае будет использовать клавиатуру!

Полная раскладка управления Microsoft Flight Simulator 2020 содержит где-то под 300 клавишных комбинаций. Это вся клавиатура, плюс вся клавиатура с Ctrl, плюс вся клавиатура с Shift, плюс вся клавиатура с Ctrl+Shift. Минус служебные клавиши. Плюс мышь, которой можно нажимать физические кнопки в кокпите самолета и вызывать служебное меню для коммуникации с диспетчерскими. Плюс какое-то аналоговое устройство управления.

Дело в том, что в управлении самолета очень важна плавность, с которой вы изменяете крен, тангаж и рыскание. Управление с помощью дискретного устройства, которым является клавиатура, приведет к резкому изменению значений, к дерганью и рывкам. То есть взлететь так еще можно, а вот безопасно посадить самолет вряд ли.

Подойдет любое аналоговое устройство, начиная с геймпада и заканчивая джойстиком, штурвалом или… автомобильным рулем. При некоторой сноровке можно управлять самолетом с помощью руля и педалей. Все лучше, чем летать с клавиатуры.

Microsoft планирует выпустить Flight Simulator 2020 на своей консоли следующего поколения Xbox Series X после ее релиза в конце этого года. Так что игра очень неплохо оптимизирована под геймпад. Собственно, с геймпада Wireless Controller for Microsoft Xbox 360 я и играю. Рекомендации для тех, кто играет с геймпада – понизьте чувствительность на 40-50% и установите мертвые зоны 10-15%, управление сразу станет более мягким.

Впрочем, проблема Microsoft Flight Simulator 2020 в том, что стоит начать играть, как вам захочется большего. Я планирую обновить ПК до NVIDIA GeForce RTX 3070 плюс Intel Core i5-10400. Думаю заменить монитор на что-то с поддержкой 4K. Мой Dell 2209WA честно отработал 11 лет и просится на покой, мало того, многие разработчики перестали поддерживать формат 16:10. И еще я начал присматриваться к джойстикам.

Очень неплохой выбор Thrustmaster TCA Sidestick Airbus Edition, который рекомендует сама Microsoft. Это полноразмерная реплика реальной ручки управления лайнеров Airbus стоит всего $70, к тому же является полностью симметричной. К сожалению, она не продается в Украине. Более доступный вариант, который к тому же можно купить у нас в стране – это классической Logitech Extreme 3D Pro, которому в этом году исполняется уже 14 лет. Этот джойстик стоит в районе 1500–1700 грн. Если говорить о чем-то посерьезней, то подойдет не менее классический Thrustmaster T.Flight Hotas X за 3000 грн. Отдельный РУД – несомненный плюс.

Но самая крутизна – это, конечно же, Flight Yoke System от Logitech G с блоком рычагов Throttle Quadrant. Плюс к этой системе можно купить еще Flight Rudder Pedals для управления рулем направления и ЖК-панели Flight Instrument Panel, Flight Switch Panel, Flight Multi Panel и Flight Radio Panel. О суммарной стоимости подобного набора, из которого можно собрать полноценный кокпит самолета, мы тактично промолчим. Да, изначально эта штука называлась Saitek CES432100002/02/1 Pro Flight Cessna Yoke System и представляет собой полноразмерную реплику штурвала реальной Cessna, самолета, который есть в Microsoft Flight Simulator.

Какая версия мне нужна?

Второй вопрос, который мне часто задавали: «Какая версия Microsoft Flight Simulator 2020 мне нужна?». Здесь все просто, если вы новичок в авиасимуляторах – самая простая, Microsoft Flight Simulator Standard за 1540 грн. Если вы подсядете на крючок, то обновление до Deluxe или Premium Deluxe купите сами.

Версии отличаются только количеством вручную воссозданных аэропортов и самолетов. В стандартной версии – 20 самолетов и 30 детальных аэропортов, в Deluxe – 25 самолетов и 35 аэропортов, в Premium Deluxe – 30 самолетов и 40 аэропортов. Учитывая сколько в авиасимуляторах стоят DLC с самолетами и локациями (300-500 грн. за штуку) – это очень щедрое предложение. Но для того, чтобы опробовать все самолеты и побывать во всех максимально реалистичных аэропортах вам понадобится… 50 и более часов. Если вы не планируете столько летать, смело покупайте стандартную версию.

Кроме того, дополнительные самолеты – это частично вариации уже имеющихся в базовом наборе, если вы не профессиональный пилот, то вы не почувствуете разницы. Да, в Premium Deluxe входит тот же Boeing 747-8 Intercontinental, но поверьте мне, управлять маленькими самолетами намного интересней, а если вам захочется полетать на большом лайнере, то Airbus A320neo ничем не хуже 747-го.

Кстати, в базовый набор входит и самолет, который собирают в Украине. Flight Design CTLS от немецкой компании Flight Design делают на фабрике в Херсоне.

И буквально два слова о стоимости, которую многие считают завышенной. 1540 грн. – совершенно стандартная цена игр Microsoft. Столько же стоила базовая версия Forza Horizon 4, а версия с двумя большими DLC имела ценник 2550 грн. Почти столько же в момент релиза стоила Wolfenstein II: The New Colossus и т.д. Если хотите сэкономить, то стандартная версия Microsoft Flight Simulator 2020 входит в состав Xbox Game Pass для PC, если вы уже и так платите абонплату, попробуете эту игру бесплатно.

И пару слов о DLC. Платные дополнения к большим симуляторам – это стандартное решение, существующее уже десятки лет. Если вы настоящий фанат и хотите увидеть свой любимый самолет или свой любимый аэропорт, готовьтесь раскошелиться. Так было начиная, кажется, с Microsoft Flight Simulator for Windows 95 или Flight Simulator 98. Как я писал выше, к тому же Microsoft Flight Simulator X: Steam Edition в Steam доступно 271 дополнений общей стоимостью около 75.000 грн.

На текущий момент во внутриигровом магазине Microsoft Flight Simulator имеется с десяток DLC от сторонних производителей – один новый самолет, улучшение Лондона и девять аэропортов от крохотных местных до международных. Среди них попадаются очень интересные. Разброс цен от 200 до 600 грн., что вполне стандартно. И лично я уже задумался о том, чтобы прикупить несколько дополнений, по крайней мере улучшение для Лондона, маленький аэропорт Орка Айланд, в заливе между Сиэтлом и Ванкувером, и Международный аэропорт Инсбрука Кранебиттен.

Если кто-то сделает детальные Жуляны и Борисполь, я, бесспорно, куплю и их. Впрочем, это маловероятно, в первую очередь разработчики делают то, что покупают массовые пользователи, то есть аэропорты США и Западной Европы.

Несколько ложек машинного масла

Релиз Microsoft Flight Simulator 2020, как и все большие релизы последнего времени, ознаменовался некоторым числом проблем, и конечно же, «отзывчивые» пользователи Steam не замедлили занизить игре оценку.

Больше всего нареканий вызвал инсталлятор игры. Дело в том, что из магазина, будь то Microsoft Store или Steam, игра выкачивает только инсталлятор на 1 GB, остальные данные, а это 110 GB, загружаются уже из самой игры. Под достаточно однообразную музыку и в зависимости от «толщины» вашего интернет-канала от 2 до 5 часов. Я загружал игру из Microsoft Store в день релиза, когда сервера были загружены и на моих 100 Mbps на это ушло около 5 часов. Не критично.

Но в случае, если вы делаете это в Steam, сервис засчитает вам 5 часов игры и если вы не сможете запустить MSFS 2020 из-за несоответствия системным требованиям (среди прочего необходима Windows 10 версии 1909) или игра вам не понравится, то теоретически вы не можете рассчитывать на возврат средств. На самом деле это не так, и Valve вполне нормально возвращает средства даже в случае, если вы превысили лимит игрового времени в 2 часа за 14 дней. Ну а в ситуации с Microsoft Flight Simulator 2020 служба поддержки Steam отдельно оговорила, что возврат средств не будет учитывать время, потраченное на загрузку.

И главное, совершенно понятно, почему инсталлятор игры сделан именно так, а не иначе. MSFS 2020 распространяется в первую очередь через Microsoft Store (напомним, игра входит в Xbox Game Pass для PC), который не умеет так легко работать с DLC как Steam. А учитывая, что все части игры, каждый самолет, каждый сделанный вручную аэропорт, даже входящие в базовую версию, являются DLC, то загрузка может быть только такая. Опять-таки такая система проверки инсталляции и загрузки нового контента нужна и для будущих DLC сторонних производителей, которые будут продаваться отдельно.

Кроме проблем с инсталлятором игроков расстроили высокие системные требования MSFS 2020 и некоторая нестабильность игры. Из 30+ запусков у меня игра падала где-то 6 раз. Плохо, но лично я грешу на нехватку видеопамяти.

Глюки моделирования строений и отрисовки карты с моей точки зрения некритичны. Повторюсь, при данном объеме данных это ожидаемо.

Конкуренты, кто они? или Хватит ли неба на всех?

На текущий момент конкурентами Microsoft Flight Simulator 2020 являются уже несколько раз упомянутый выше Microsoft Flight Simulator X, только в Steam он имеется у 700-800 тыс. игроков, а ежедневный онлайн этой игры все еще составляет 4-6 тыс. человек. Учитывая, что у самых хардкорных игроков наверняка есть внушительная библиотека купленных и весьма недешевых DLC, не факт, что они захотят мигрировать на MSFS 2020. Другое дело, если Microsoft пообещает перенести DLC в новую версию. Впрочем, это уже фантастика.

Второй по популярности конкурент – X-Plane 11 от Laminar Research. Кроме версии для PC эта игра вышла на Android и iOS. Мало того, имеется и профессиональная версия, сертифицированная Федеральной авиационной администрацией США. И число продаж, и число пользователей у X-Plane 11 ниже, чем у Microsoft Flight Simulator X. В Steam игру купило 350-400 тыс. человек, а онлайн в последнее время составляет около 3 тыс. человек. К этой игре в Steam вышло 93 DLC, в основном аэропорты и детальные локации, общей стоимостью 46 тыс. гривен. И, кстати, одним из последних, буквально 30 июля 2020 г., вышел German Islands 1: East Frisia / XPRealistic v2 с теми самыми Восточно-Фризскими островами, на которые я так хочу попасть. Несмотря на впечатляющую стоимость в 674 грн.(сама базовая версия X-Plane 11 буквально на пару гривен дороже – 699 грн.) я бы точно купил это DLC. Очень надеюсь, что авторы решат перенести свои наработки в MSFS 2020.

Хуже всего обстоят дела у третьего конкурента – Aerofly FS 2 Flight Simulator от компании IPACS. Несмотря на положительные отзывы продажи составляют всего лишь 60-70 тыс. копий, а онлайн упал до 60-80 игроков, впрочем, даже на пике он составлял всего лишь 266 человек. К этой игре вышло только 21 DLC, которые можно приобрести за «скоромные» 6573 грн.

В момент релиза Microsoft Flight Simulator 2020 только в Steam игру запустило одновременно 61 тыс. человек, хотя тогда это скорей всего был запуск инсталлятора, выкачивающего клиент. Сейчас онлайн составляет 30-40 тыс. человек. Наверняка в Microsoft Store результаты еще лучше, напомним еще раз, игра входит в Xbox Game Pass для PC.

Думаю, Microsoft Flight Simulator 2020 с нами надолго и все у него будет хорошо. И эта игра постепенно перетянет всех любителей симуляторов и с X-Plane 11, и с Microsoft Flight Simulator X. Так что нет, неба точно не хватит на всех.

На взлет!

Microsoft Flight Simulator 2020 – это игра, в которой можно провести тысячи часов. И лично для меня это Игра года, в которой я скорей всего и проведу если не тысячи, то совершенно точно сотни часов.

Единственное, что мне не хватает – так это режима карьеры, подобного тому, что есть в American Truck Simulator / Euro Truck Simulator 2. Чтобы можно было строить собственную компанию, перевозить грузы и пассажиров, зарабатывать репутацию и деньги, покупать новые самолеты и т.д. Но в MSFS 2020 все равно есть чем заняться. Есть испытания в виде опасных посадок на сложные аэродромы или в сложных погодных условиях и задания на ориентирование в полете без подсказок. Можно перехватить любой самолет в авиатрафике, хоть тот, который только что пролетел над вашим домом, и выполнить его реальный рейс. Можно совершить кругосветку, заправляясь в промежуточных аэропортах и составляя новый план полета с помощью встроенной навигационной системы. В конце концов, на нашей планете бесконечное число мест, которые хотелось бы посетить. Учитывая, что за рубеж, в связи с карантином, нас выпустят еще не скоро (Турцию и другие пляжи не предлагать, я не считаю такое времяпровождение уместным), все что остается – путешествовать по миру в Microsoft Flight Simulator 2020. И эта игра позволяет делать это с комфортом и удовольствием.

Удачных полетов! И пусть число ваших посадок всегда ровняется числу взлетов.

Microsoft Flight Simulator: небо – это свобода

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Все Земля в одной симуляции; 37 тыс. аэропортов и взлетно-посадочных полос по всему миру; невероятная графика и детализация моделей; реальная погода и реальный авиатрафик в любой точке мира; различные уровни симуляции, которые подойдут как новичку, так и опытному пилоту; обучающие уроки и задания; неплохой выбор самолетов даже в базовой версии; 30 (40 в Deluxe Premium версии) воссозданных вручную аэропортов; возможность полетать над своим городом и своим домом; невероятное чувство свободы
Минусы: – Не самый удачный инсталлятор; некоторое количество технических проблем; забавные сбои системы автоматической генерации зданий; артефакты спутниковых снимков и низкое разрешение текстур в некоторых зонах; отсутствие канонических достопримечательностей в большинстве городов; высокие системные требования
Вывод: Возможность лететь куда хочешь и просто фантастическое качество картинки завораживают. Microsoft Flight Simulator – главная игра 2020 г.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: