Обзоры Игры 30.07.2010 в 09:00 comment

Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Мужчины не могут без драки. История человечества насчитывает немало военных конфликтов, а мелкие стычки – от ссоры за лучший уголок песочницы до попыток отстоять свою честь или честь дамы – и вовсе не счесть. В крови любого мужчины дремлет скрытое стремление к сражению, победам и желание посмотреть сверху вниз на поверженного противника. Но в наши дни осталось не так много способов выпустить погулять собственного внутреннего тигра без ущерба для окружающих и самого себя.

Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров

Занятия боевыми искусствами требуют времени и довольно травматичны, так что у нормальных героев, которые всегда идут в обход, есть только один путь – видеоигры. В них можно бегать и стрелять как в одиночку, так и в составе спецподразделения. А можно уютно устроиться в командном бункере и, попыхивая виртуальной сигарой, рассуждать о такой же виртуальной ядерной атаке на столицу некоей Джумумбии. Но сейчас мы сосредоточимся исключительно на проектах, предлагающих противникам встретиться лицом к лицу. На файтингах, причем для РС.

Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Heavyweight Champ
Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Karate Champ
Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Budokan the Martial Spirit

Для этих игр как нельзя лучше подходит выражение «обноски с барского плеча». Хотя, казалось бы, на данной платформе есть все предпосылки для процветания жанра. Пресловутые исправления баланса и добавление нововведений решаются оперативными патчами, а не выпусками новой версии. Регулярно растущая аппаратная мощь позволяет реализовать самые смелые фантазии художников. А обилие коммуникационных возможностей сделает процесс поиска спарринг-партнера легким. Но, увы, история сурова.

Во времена, когда на консолях и аркадных автоматах безраздельно властвовала Street Fighter II и ее многочисленные инкарнации, РС смог предложить своим адептам только Mortal Kombat, которая хоть и была красивее, да и по уровню графического насилия дает фору многим сегодняшним играм, отличалась все же довольно однообразным геймплеем. А началось все в 1976 году, когда компания SEGA выпустила аркадные автоматы Heavyweight Champ. На черном фоне пара джентльменов, сильно смахивающих на террористов, обменивалась боксерскими ударами – и никаких тебе электрических разрядов и удушения врага собственной тенью. А через восемь лет появилась Karate Champ, которая и сформировала основные принципы жанра. Там еще не было индикаторов здоровья и энергии, а о сложных комбо и вовсе никто не задумывался, но уже появилось разделение схватки на раунды и учет очков, насчитывающихся за успешные удары.

Ввиду малого спроса жанр не особо развивался, и конец 80-х прошлого века запомнился разве что игрой Budokan: The Martial Spirit (она, кроме всего прочего, работала под DOS). Здесь можно было видеть не один индикатор состояния персонажа, а целых два, второй показывал, насколько устал ваш боец. Если атаковать постоянно, герой выдыхался, а его движения замедлялись. Увы, эта идея не получила дальнейшего развития и использовалась лишь в нескольких консольных проектах, например Dragon Ball Z Budokai Tenkaichi.

Настоящий же расцвет жанра начался в 1992 году с выходом Street Fighter II: The World Warrior. Первый файтинг, давший игрокам возможность выбирать из восьмерых бойцов (в Street Fighter их было лишь два), каждый из которых обладал уникальными характеристиками и приемами. Все основные движения и тактики, используемые сегодня, такие как сетапы, кенселы, зонинг и прочее, появились еще тогда. Street Fighter II пережила огромное количество переизданий для различных платформ, в том числе и PC. Увы, реализация этой версии оставляла желать лучшего, и проект был записан в неликвид. Другим повезло больше, и уже многие годы серия Street Fighter для жанра является своеобразным аналогом часов Breguet. Для массы людей это не просто игра с разноцветными мордоворотами, а часть их жизни. Огромное комьюнити со своими историями, легендами и регулярными чемпионатами. Имена Райан Харт (Ryan Hart), Дайго Умехара (Daigo Umehara) и Алекс Валле (Alex Valle) постоянно на слуху, а о противостоянии геймеров западного и восточного побережий, благодаря которому США теперь может похвастать одними из сильнейших игроков в Street Fighter на планете, рассказывают немало интересного. Но страсти бурлили в среде адептов аркадных автоматов и консолей, минуя владельцев РС.

Англійська для початківців від Englishdom.
Для тих, хто тільки починає вивчати англійську і хоче вміти використовувати базову лексику і граматику.
Реєстрація на курс
Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Street Fighter II
Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Mortal Kombat

Своего рода ответом на разработку Capcom становится игра Mortal Kombat от компании Midway. Вместо нарисованных персонажей тут использовались оцифрованные съемки живых актеров, что смотрелось довольно эффектно. А еще проект (да и вся серия вообще) отличался невероятным уровнем жестокости. Здешние добивающие приемы, или fatality, радовали игроков, заставляли недовольно хмуриться моралистов и немало поспособствовали появлению сегодняшней системы возрастных рейтингов. Операция по портированию на РС прошла с большим успехом, на долгие годы закрепив за Mortal Kombat статус лидера жанра на этой платформе. Причем несмотря на явные огрехи в игровом процессе. О количестве присутствовавших в версии багов ходят легенды, что не помешало Mortal Kombat сохранять популярность. Не удивительно, учитывая отсутствие серьезных конкурентов. Однако на РС серия задержалась ненадолго: появившаяся в 1998-м Mortal Kombat 4 с трехмерными аренами и персонажами стала последним эпизодом для данной платформы. Даже спустя годы геймеры с любовью вспоминают Mortal Kombat как серию, открывшую для многих мир файтингов.

Кстати, титул самой кровавой игры жанра стоит отдать ныне порядком подзабытой Time Slaughter. Проект не представляет особого интереса для гурманов. Но вот фанаты ужастиков оценят литры виртуальной крови в кадре и в особенности во вступительном ролике, напоминающем славные низкобюджетные киноужасы 80-х. Помните, с отрубанием конечностей, просверливанием голов?..

Но мы отвлеклись. В 1994 году на рынке появилась One Must Fall 2097. В отличие от других файтингов в ней сражались не люди, а 30-метровые боевые мехи, которые и кровь не пускали, и костей не ломали, на радость комитетам по морали и к вящему неудовольствию отдельных игроков. В полной версии присутствовали аж десять пилотов и одиннадцать уникальных «жестянок». Но разработчики пошли дальше, позволив геймерам усовершенствовать роботов на деньги, полученные в различных турнирах (они же расходовались на ремонт повреждений). А вот раскрашивать своих любимцев разрешали бесплатно. Увы, игра осталась незамеченной. Середина 90-х годов прошлого века на РС была целиком и полностью отдана становлению жанра шутеров.

Надо отметить, что тогдашние файтинги, созданные для данной платформы, отличались скудным игровым процессом, а портированные с аркадных автоматов и консолей нередко вызывали неудовольствие своим управлением, не подходящим для клавиатур – ведь точность ввода имеет огромное значение. Все те Battle Arena Toshinden, War Gods, Virtua Fighter и Iron & Blood миновали РС-игроков. Сериалу Mortal Kombat повезло больше, тамошние персонажи не использовали приемов сложнее «вперед, вперед, назад, сильная рука». Никаких тебе «кругов» или иных затейливых движений, распространенных в файтингах на аркадах и консолях. Двухмерные проекты страдали меньше, если постараться, то сыграть в портированные Street Fighter Alpha: Warriors’ Dreams, The King of Fighters ’99: Evolution и Samurai Shodown II можно без особых затруднений. И хотя никто не запрещал докупить пресловутый геймпад, шли на это немногие. Оставалась еще одна проблема. Файтинги – жанр соревновательный. Бодаться с AI быстро надоедало, а значит, приходилось искать единомышленника, причем по соседству и со своим геймпадом. Игра вдвоем на одной клавиатуре не лишена, конечно, определенных приятных моментов, но вот отрабатывать синхронное нажатие четырех и более клавиш тогдашние устройства не могли.

Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Guilty Gear X

Столь неоднозначная ситуация сохранялась до начала XXI века, а именно до портирования на РС игры Guilty Gear X. Сериал, стартовавший на PSX, получил развитие на аркадных автоматах и оттуда уже перебрался на персональные компьютеры. Превосходная анимация, безумные спецэффекты, высокая скорость игры, обилие уникальных персонажей – все это очень удачно совпало по времени с ростом по­пулярности аниме, и аудитория втянулась. По количеству новообращенных геймеров Guilty Gear X можно смело сравнивать с Street Fighter II для аркадных автоматов. Как грибы после дождя в Сети появляются ресурсы, раскрывающие детали геймплея и обустройства местной вселенной. На утомленных пальцах образуются первые мозоли, а из клавиатур начинают вываливаться клавиши. Наиболее сообразительные игроки бегут покупать свои первые геймпады, а самые прозорливые уже задумываются об аркадных контроллерах.

Три года спустя успех повторяется, но в больших масштабах. Пусть и с опозданием, на РС портируют Guilty Gear XX #Reload, которая в сравнении с предшественницей содержала немало изменений: улучшенный игровой баланс, дополнительные персонажи, новые комбо и режимы. На турнирах по Guilty Gear XX #Reload клавиатуры окончательно сдают позиции, уступая геймпадам и аркадным стикам. К сожалению, несмотря на всю свою по­пулярность, эта часть остается единственной из серии Guilty Gear ХХ, портированной на РС. Правда, со временем к проекту прикрутили онлайн-режим, что немного сглаживает разочарование поклонников.

Англійська для початківців від Englishdom.
Для тих, хто тільки починає вивчати англійську і хоче вміти використовувати базову лексику і граматику.
Реєстрація на курс
Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Melty Blood
Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Line Kill Spirits
Заповедник игростроя. Файтинги для персональных компьютеров
Vanguard Princess

Говоря о файтингах для PC, нельзя не упомянуть своеобразный японский феномен – додзин-игры (додзин в переводе с японского – «единомышленники»). Это проекты создающиеся фанатами для фанатов, причем в огромном количестве и преимущественно для персональных компьютеров. Одним из самых интересных примеров подобного творчества является во многом знаковый файтинг Melty Blood (и все его последующие вариации). В нем персонажи манги Tsukihime сражаются друг с другом, используя различные подручные средства. Игра настолько понравилась аудитории, что была портирована на консоли и даже аркадные автоматы (!). Это ли не показатель качества? С момента выхода Melty Blood обросла усовершенствованиями, список бойцов расширили, а количество изданий на разных платформах увеличили.

Большая часть подобных проектов отличается невысоким качеством и создается исключительно для фанатов аниме. Отдельную нишу в этом своеобразном жанре занимают игры с демонстрацией в кадре предметов нижнего белья. Например Line Kill Spirits, где нужно не поколотить соперницу, а сфотографировать ее неглиже. Очки, по которым и определяют победителя, начисляют в зависимости от выбранного ракурса. Подобные развлечения не чужды японской душе, и во многих додзин-файтингах встречаются барышни, не отягощенные избытком одежды. В особо сложных случаях весь боевой состав только из них и состоит, как в игре Vanguard Princess, созданной выходцем из Capcom. Мамзели бегают, прыгают, визжат и, конечно же, дерутся, не забывая при этом лихо сверкать белоснежными трусиками. Но если на время отвлечься от эротической составляющей, нельзя не признать, что Vanguard Princess – неплохой файтинг. Количеству кадров анимации могут позавидовать даже игры серии Guilty Gear XX, спецэффекты удовлетворят самого требовательного пиротехника, есть здесь и возможность сразиться по Сети.

Додзин-файтинги невероятно популярны у себя на родине и постепенно начинают завоевывать признание игроков за ее пределами. Пусть состав персонажей часто ограничен подростками женского пола, а огрехи баланса вгоняют в ужас истинного ценителя боевых искусств, поклонникам нравится. Разработчики же, как правило, реагируют на замечания комьюнити, порой весьма оперативно исправляя баги и даже добавляя новые игровые элементы. Правда, иногда усовершенствования до добра не доводят. Подобная судьба постигла Million Knights Vermilion, которая стартовала довольно неплохо, но после добавления патчей растеряла большинство своих поклонников.

Но самиздатом сыт не будешь, и, чтобы насладиться действительно качественными продуктами, геймерам приходилось возвращаться к хитам прошлых лет. Пока в 2009 году не произошло удивительное – на РС портировали Street Fighter IV! Классический двухмерный гейм­плей, отменное графическое оформление (назло критикам, утверждавшим, что-де все 2D-файтинги страшненькие). Персонажи на любой вкус – от маленькой японской школьницы до огромного русского парня, отличное управление и онлайн с рейтингами и круглосуточными сражениями. А последнее значимое событие в мире файтингов – анонс для РС игры BlazBlue: Calamity Trigger. К сожалению, на сегодня эта версия устарела, на аркадных автоматах уже вовсю играют в BlazBlue: Continuum Shift, а скоро к ее аудитории присоединятся и владельцы PlayStation 3 и
Xbox 360. Но неизбалованным файтингами ортодоксальным владельцам PC выбирать не приходится.

В завершение остается лишь сказать, что файтинги на РС все-таки существуют. Пусть жанр представлен не так ярко, как на консолях, а многие проекты и вовсе сделаны любителями, но ведь десять лет назад даже этого не было. Правда, говорить о значительном развитии жанра на домашних компьютерах нельзя. Все основные идеи были заложены в 90-х годах прошлого века и окончательно сформировались к 2000-му, явив миру и бег по арене, и парирования, и командные бои, и воздушные комбо и другие элементы, кажущиеся сегодня такими родными и привычными. Да, у нас есть файтинг-конструкторы наподобие M.U.G.E.N. и 2D Fighter Maker, на основе которых каждый волен создать собственную игру. Доступна эмуляция старых консолей и аркадных автоматов. Благодаря этим инструментам РС-игроки получили возможность увидеть практически все классические файтинги, а иногда даже сразиться по Сети (отдельное спасибо сервисам GGPO и 2DF). Но в ближайшем будущем ждать изменения ситуации в лучшую сторону не стоит. Серьезный интерес к файтингам на компьютерах проявляют разве что фанаты из стран бывшего СССР, весь остальной мир уже давно перебрался на консоли. Может, и нам пора?


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: