Обзоры Кино 04.02.2018 в 11:00 comment

Downsizing / «Уменьшение»

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Комедия про уменьшение людей с Мэттом Дэймоном, Кристофом Вальцом и Нилом Патриком Харрисом? «Дайте две!» – восклицают восторженные зрители, заказывая билеты на ближайший сеанс Downsizing. Увы, после выхода из зала единственный вопрос, который будет вертеться у них в голове, окажется очень неожиданным: «Как? Как Умница Уилл Хантинг докатился до совершенно никчёмного Пола Сафранека?»

3
Оценка ITC.ua
Плюсы: Интересная идея; серьезные вопросы, поднимаемые в фильме; Кристоф Вальц и его персонаж
Минусы: Непозволительный хронометраж; фильм не раскрывает ни одну из тем, которых касается; совершенно невзрачный главный герой; отсутствие сколько-нибудь смешных шуток; фильм просто скучный

Downsizing / «Уменьшение»

Жанр фантастика
Режиссер Александр Пэйн
В ролях Мэтт Дэймон (Пол Сафранек), Кристен Уиг (Одри Сафранек), Джейсон Судейкис (Дэйв Джонсон), Кристоф Вальц (Душан Миркович), Нил Патрик Харрис (Джефф Лоновски) и др.
Студии Ad Hominem Enterprises, Paramount Pictures
Год выпуска 2017
Сайты IMDb

Пол Сафранек – физиотерапевт, работающий на мясном комбинате и ведущий предельно скучную жизнь. Работа, семья, паб по пятницам, больная мать, вечно уставшая жена, мечтающая о новом просторном доме, невыплаченные кредиты, появляющаяся лысина и животик и т.д. и т.п. Пол мечтал стать врачом, но вынужден был бросить обучение и так и не нашел себя в жизни. Типичный американец с типичными проблемами, от которых он пытается убежать. Благо в недалеком будущем для этого есть отличное решение – уменьшить себя, конвертировать накопления и зажить богатой жизнью в специальных колониях для маленьких людей, заодно снижая давление на экологию Земли и чувствуя таким образом свою причастность к большому нужному делу. Впрочем, как оказалось, жизнь уменьшенных не так радужна, как представлялась Полу, ведь если есть пусть маленькие, но богатые люди, должны быть и те, кто этих людей обслуживает – моет им унитазы, готовит еду, стирает одежду и т.д.

Первая проблема Downsizing в том, что это никаким боком не комедия, хотя по рекламной кампании фильма складывалось именно такое впечатление. В крайнем случае это сатира с элементами черного юмора, но в большей мере — сатирическая антиутопия. Причем совершенно не смешная. Так что если вы хотите посмотреть забавный фильм про приключения уменьшенных людей в стиле Innerspace (1985 г.) с Мэг Райан и Дэннисом Куэйдом, Honey, I Shrunk the Kids (1989) или на худой счет «Необыкновенных приключений Карика и Вали» (1987 г.), то пересмотрите именно эти старые наивные картины, а в последнем случае лучше даже перечитайте книгу 1937 г., потому как советский фильм откровенно плох.

Вторая проблема Downsizing – поверхностность. Фильм на самом деле поднимает очень важные и актуальные вопросы: финансового неравенства, пропасти между богатыми и бедными, увеличивающейся с каждым годом, ответственности ученых за свои открытия, экологии, консьюмеризма, медицинского обслуживания для всех слоев населения, нелегальных мигрантов в США, торговли людьми и т.д. Черт возьми, здесь есть даже натуральная Стена президента Трампа. Кроме того, в картине обсуждаются такие непростые темы, как правомерность предоставления избирательных прав гражданам, не участвующим в экономической жизни страны, читай пенсионерам и людям, живущим на пособие. Или необходимость создания своеобразного Ноева ковчега на случай глобальной экологической катастрофы. Этого хватило бы на десяток важных, серьезных фильмов.

К сожалению, Александр Пэйн обходится с имеющимся материалом крайне расточительно. Такое впечатление, что у него был своеобразный список тем, которые необходимо было тем или иным образом задеть, и режиссер ставил галочки возле каждого пункта. Шутка на тему адвокатов – есть. Шутка на тему секса – готово. Вопрос экологии – поднят. Нелегальные мигранты – показаны. Стена – готова. Ни одна из самих по себе интересных тем не разработана хоть сколь-нибудь глубоко, все по касательной, мимоходом, поверхностно, только чтобы обозначить их присутствие. Тот же вопрос избирательных прав для не платящих налоги социальных групп поднимается пьяным в стельку работягой в баре.

В конечном итоге весь социально-сатирический запал Пэйн потратил на достаточно банальную мысль, что вместо того, чтобы думать о благе всей планеты и гордиться своей минимальной причастностью к делу, результатов которого вы никогда не увидите, лучше помогать конкретным людям вокруг вас, тем, кто нуждается в помощи – больным, старикам, социально незащищённым гражданам. Сделай хоть что-то для тех, кто рядом, сделай это прямо сейчас, вот что хочет сказать нам режиссер Downsizing. Похвально, но очень уж приземленно после такого-то замаха.

Курс-професія "Junior Data Analyst" від robot_dreams.
Комплексний курc для всіх, хто хоче опанувати нову професію з нуля.На прикладі реальних датасетів ви розберете кожен етап аналізу даних.
Програма курсу і реєстрація

Но, пожалуй, самая главная проблема фильма совсем в другом. Downsizing ошеломительно, неординарно, экстраординарно скучный фильм. Скучный главный персонаж с постоянно недовольным лицом, скучные сцены, несмешные шутки и невероятный хронометраж в 2 часа 15 минут. Этот фильм без ущерба для содержания можно сократить до вполне адекватных 1 часа 30 минут, и все бы от этого только выиграли. Здесь же на третьем часу просмотра сдаются даже самые стойкие зрители, достают смартфоны и начинают строчить твиты о том, на какой же изумительно интересный фильм им «посчастливилось» попасть.

Честно говоря, после просмотра Downsizing вы скорей всего не вспомните все те важные вещи, которые пытался донести до вас режиссер. Единственная эмоция, которую вы будете испытывать – невероятная жалость к Мэтту Дэймону, которого угораздило подписаться на эту роль. Причем актер, похоже, просто выполнял указания режиссера, и ему действительно удалось создать образ предельно скучного и феноменально неинтересного человека. Отлично сыграно, но смотреть на это без боли тяжело. Единственный, кто сможет скрасить просмотр Downsizing – Душан Миркович в традиционно безукоризненном исполнении Кристофа Вальца. К сожалению, ему отводится не так уж и много экранного времени.

Александр Пэйн, бесспорно, талантливый режиссер и сценарист, подтверждением чему являются два Оскара за Лучший адаптированный сценарий и три номинации на Оскар за режиссуру. Но и на старуху бывает проруха: несмотря на традиционный для Пэйна черный юмор и сатиру в адрес американского общества, Downsizing получился очень скучным, затянутым и попросту беззубым фильмом.

Вывод:

Интересная идея и совершенно провальное исполнение


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: