Обзоры
The Raven – Legacy of Master of Thief: классический европейский детектив

The Raven – Legacy of Master of Thief: классический европейский детектив

Raven_01

Серебряный век классического европейского детектива – пятидесятые–шестидесятые годы прошлого столетия. Ужасы мировой войны отошли в прошлое, и всеобщее благоденствие служит оптимальной средой обитания для преступников самых разных амплуа и весовых категорий. На ниве сыска все еще активно работают такие прославленные литературные ветераны как Эркюль Пуаро, мисс Марпл и комиссар Мегрэ, а на киноэкранах блистает Фантомас, превратившийся из чудовища 1900-х годов в персонажа почти что комедийного, но от того ничуть не менее привлекательного.

The Raven – Legacy of Master of Thief. Chapter 1: The Eye of the Sphinx

Жанр адвенчура
Платформы Windows, Mac, Linux, PlayStation 3, Xbox 360
Разработчик KING Art
Издатель Nordic Games
Сайт raven-game.com

Оценка

Сюжет, персонажи, примечательный главный герой

Разбивка на эпизоды

Классический детектив в обертке классической адвенчуры

Бременская студия KING Art, известная любителям квестов по сказочно-фантазийной дилогии The Book of Unwritten Tales, для своей новой игры выбрала более реалистический сеттинг. На дворе сентябрь не то 1963, не то 1964 года, и вся Европа взволнована новостью о возвращении легендарного и таинственного грабителя по прозвищу Ворон, который считался убитым, но вроде бы совсем недавно лично заявился в Британский музей, чтобы похитить редкий бесценный рубин прямо из под носа полиции.

На первый взгляд сюжетная линия The Raven, посвященная поискам одноименного злодея, смотрится, мягко говоря, не совсем оригинально. Маска ворона – фирменный знак преступника, из-за которого никто и никогда не видел его лица, а потому подозреваемым может быть кто угодно, – явно вдохновлена историями про все того же Фантомаса. Заглавная музыкальная тема – совсем уже неожиданно – навевает воспоминания о скупой мужской слезе Исаева-Штирлица. Ну а вагоны поезда «Восточный экспресс» и средиземноморский круизный лайнер, где нам предстоит вершить свои подвиги, – непременные атрибуты любого уважающего себя «герметического» детектива. Первый из них можно встретить и во множестве компьютерных воплощений – от уникального шедевра Джордана Мехнера The Last Express до скучноватого «Убийства в Восточном Экспрессе» по роману Агаты Кристи от The Adventure Company, чью торговую марку австрийская компания Nordic Games ныне возродила как раз для издания Ворона. Более того: среди пассажиров местного варианта Orient Express присутствует и некая английская писательница, автор знаменитых детективов, включая международный бестселлер Little Indians…

Анискин против Ворона

И все же обвинять The Raven во вторичности было бы несправедливо. Скорее, авторы сознательно стремились собрать вместе как можно больше примет эпохи и жанра, чтобы развернуть на этом фоне свое собственное, пусть и стилизованное, но вполне самобытное и увлекательное повествование. Отличной идеей был и заблаговременный выпуск бесплатной предыстории: своего рода интерактивной книги, выполненной в оригинальном «силуэтном» стиле. Рассказ о том, как за пять лет до событий, разворачивающихся в основной игре, молодому французскому полицейскому Николя Леграну удалось положить конец деятельности знаменитого грабителя по имени Ворон, можно пройти в браузере  или загрузить на ‎iOS‬ и ‎Android‬.

Однако в самой игре нам предстоит управлять действиями кое-кого поинтереснее. Знакомьтесь: Антон-Якоб Целлнер. Швейцарский полицейский невысокого звания и почти что пенсионного возраста, с малопримечательной биографией и букетом присущих его годам недомоганий – но при этом и с острым глазом и хватким умом: такой себе «деревенский детектив». Признаться, редко где сейчас можно встретить такого оригинального квестового протагониста – на фоне толпы практически однотипной молодежи обоего пола из большинства современных адвенчур Антон-Якоб воспринимается как глоток свежего воздуха. Упомянутый выше мэтр Николя Легран играет тут роль второстепенную – будучи в два раза моложе нашего героя, он занимает гораздо более высокую должность и к назойливому швейцарцу симпатий не испытывает, стараясь как можно меньше допускать его к ведению дела. Целлнер же – под нашим чутким руководством – видит во всей истории не только шанс наконец-то проявить себя, но и обязанность исправить ошибки своего чересчур импульсивного французского коллеги.

Самые лучшие впечатления оставляет по себе темп игры: в меру неторопливый и ненавязчивый, – несмотря на все бурные события, не позволяющие игроку заскучать, – он как нельзя более подходит и к личности Целлнера, и ко всей традиции европейского психологического детектива. Стрельба и погоня остались там, где им и положено быть, – в США, в L. A. Noire. Зато трехмерные персонажи и интерьеры выглядят на этот раз вполне на уровне мировых стандартов.

Как и в предыдущих играх от KING Art, активные точки – обозначения объектов, которые можно осмотреть или использовать, – исчезают после взаимодействия с ними: мелочь, а приятно. В наличии и другой признак адвенчур XXI века: подсвечивание таких точек, – но выполнено оно с подвохом. За каждое подсвечивание расходуются игровые очки, которые можно пополнять активной и плодотворной деятельностью в качестве детектива. Потратить заработанное честным трудом можно и на подсказки к вопросам о дальнейших действиях и о тонкостях исследуемого дела, которые Целлнер скрупулезно фиксирует в своем дневнике, не забывая снабдить их описание карандашными рисунками. Впрочем, «Ворона» вполне можно пройти и без всего этого: ни пиксель-хантингом, ни сложностью здешний игровой процесс не страдает. Имеется и несколько головоломок, обязательных для любого детектива, вроде вскрытия замка или анализа улик: в геймплей они вписаны довольно логично, но движок игры мало подходит для реализации такого рода заданий – в этом случае исчезновение описаний активных точек после первого их прочтения выглядит уже не очень уместным.

…Что ты вьешься надо мной?

Увы, в основной недостаток игры приходится записывать решение разработчиков выпускать The Raven помесячно, с июля по сентябрь, в виде трех отдельных эпизодов: для детективной истории такой подход и такой перерыв между сериями выглядит особенно жестоко. В конце первой части, озаглавленной «Глаз сфинкса», и поезд, и круизный лайнер дружно повисают над обрывом – разумеется, на самом интересном месте, стоит Целлнеру хоть на шаг приблизиться к разгадке всего происходящего.

Впрочем, авторы уверяют, что тайм-аут позволит им не только более тщательно обработать напильником две последующих части, но и прислушаться к мнению и впечатлениям игроков. А кроме того, по имеющимся намекам, уже во второй серии нам предстоит ознакомиться со всей этой историей с другой стороны – играя за преступников, а не за детективов… Трудно сказать заранее, чем обернется The Raven в результате реализации такой идеи, – провалом, или же адвенчурой года и новым словом в жанре квеста и детектива.

Но и сейчас ничто не мешает примерить на себя форму европейского полицейского 1960-х годов – благо, в отличие от сериалов Telltale Games, все три части Ворона предлагаются только вместе и по одной цене – причем практически на всех известных науке платформах, пусть и только на английском и немецком языках. А те 5–6 часов, которые Вы проведете, помогая Антону-Якобу Целлнеру разобраться в истории с глазом сфинкса, вполне смогут поспорить и со многими полноразмерными играми приключенческого жанра последних лет.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: