Наука и космос Новости 16.07.2019 в 09:42 comment

SpaceX назвала причину взрыва корабля Crew Dragon на апрельских испытаниях

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg

Володимир Скрипін

Ексзаступник головного редактора

SpaceX опубликовала результаты расследования аварии космического корабля Crew Dragon, которая произошла во время дополнительных огневых испытаний двигателей на мысе Канаверал 20 апреля. И теперь мы наконец можем узнать, что конкретно привело к той самой «аномалии», из-за которого корабль Crew Dragon был полностью уничтожен. Так вот, виновником назван титановый обратный клапан системы наддува.

Пилотируемый корабль Crew Dragon оснащается двумя отдельными двигательными установками низкого и высокого давления. Первая с шестнадцатью двигателей Draco предназначена для орбитальных маневров, а вторая с восемью двигателями SuperDraco отвечает за отстрел и управляемое приземление спасательной капсулы в случае возникновения нештатной ситуации. После успешного демонстрационного полета к МКС и обратно, проводившегося без экипажа в марте 2019 года, SpaceX решила провести дополнительные испытания двигательных установок. Это были финальные огневые испытания перед запланированной на конец июня проверкой системы аварийного спасения корабля Crew Dragon в полете, которая является одной из последних необходимых пунктов утвержденной NASA программы сертификации пилотируемого корабля Crew Dragon. Два первых испытания с использованием двенадцати двигателей Draco прошли успешно, но запуск восьми двигателей SuperDraco в рамках финального теста привел к взрыву и полному разрушению корабля.

Проведя первичный анализ, комиссия по расследованию аварии установила, что авария произошла за 100 мс до зажигания восьми двигателей SuperDraco — на этапе повышения давления в двигательных системах корабля Crew Dragon. Комиссия провела отдельные испытания в сборочном цеху SpaceX в Макгрегоре (штат Техас) для оценки воспламеняемости внутренних компонентов обратного клапана, гелиевой системы, а также других материалов. Группа отталкивалась от следов возгорания в обратном клапане, обнаруженных по собранным с испытательной площадки во Флориде обломкам. Что важно, сами двигатели SuperDraco оказались неповрежденными, что еще раз подтвердило их надежность. Группе удалось восстановить всю цепочку событий, которые привели к взрыву. Утечка в одном из компонентов позволила жидкому окислителю (тетраоксиду диазота, NTO) попасть в гелиевые трубки, находившиеся под высоким давлением. Поток тетраоксида диазота на большой скорости прошел через обратный клапан гелиевой системы во время инициализации системы спасения, что привело к отказу обратного клапана. Отказ титанового компонента в среде тетраоксида диазота под высоким давлением оказался достаточным, чтобы вызвать воспламенение обратного клапана и последовавший за ним взрыв.

В SpaceX особо подчеркнули, что реакция между титаном и тетраоксидом диазота при высоком давлении была совершенно неожиданной. Титан используется во многих космических кораблях по всему миру на протяжении десятков лет и ничего подобного ранее не случалось. На пресс-конференции вице-президент SpaceX по обеспечению безопасности полетов Ханс Кенигсманн в конечном итоге признал, что в некоторой степени это был конструктивный недостаток, добавив, что стендовые огневые испытания и авария дала множество полезных данных. И что уроки, извлеченные из этого и других тестов, в перспективе позволят сделать корабли SpaceX еще безопаснее и надежнее. Руководитель программы NASA по коммерческим пилотируемым миссиям Кэти Людерс со своей стороны назвала произошедшее «огромным подарком» судьбы. Если бы подобное произошло во время полета, то результат был бы аналогичным — полное разрушение корабля. И тогда это была бы катастрофа.

SpaceX уже занялись внедрением соответствующих мер, таких как устранение в системе аварийного спасения возможных путей утечки жидкого топлива в систему наддува. Этот риск будет полностью устранен путем замены обратных клапанов, пропускающих жидкость только в одну сторону, на мембранные предохранительные устройства, которые обеспечивают полную герметичность до открытия под высоким давлением.

Понятно, что этот инцидент сдвинет график, но важно, что проблема не с двигателями Draco или SuperDraco, а с системой наддува. У SpaceX есть несколько кораблей Crew Dragon на разных стадиях производства и испытаний. Корабль Crew Dragon, предназначенный на вторую демонстрационную миссию SpaceX к Международной космической станции (Demo-2) будет использован в испытании системы аварийного спасения в полете. Корабль, предназначенный для первого эксплуатационного полета (Crew-1) с экипажем будет запущен в миссии Demo-2.

Онлайн-курс "Маркетолог" від Laba.
Пройдіть повний шлях розробки маркетингових стратегій на практиці та з фідбеком від CEO бренд-маркетингової агенції.
Програма курсу і реєстрація

NASA не исключает вероятности осуществления миссии DM-2 в этом году. SpaceX в этом плане тоже оптимистичны, но работы еще много.

Источник: SpaceX и The Alpha Centauri

  • Crew Dragon — один из двух пилотируемых кораблей, созданных в рамках запущенной в 2010 году программы NASA по стимулированию разработки космических кораблей частными компаниями Commercial Crew Program. Изначально заявки на участие подали 36 компаний-претендентов.
  • Сейчас единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию являются российские корабли «Союз».
  • Crew Dragon сможет принять на борт до семи членов экипажа (или четыре человека и груз) и должен снизить стоимость запуска с нынешних $80 млн, которые NASA платит Роскосмосу, до $20 млн за одно место (с возможностью дальнейшего удешевления за счет повторного использования Crew Dragon).
  • Первый запуск Crew Dragon в космос состоялся 2 марта, в рамках миссии DM-1 он успешно добрался до МКС без экипажа, совершил автоматическую стыковку, отстыковался, тоже в полностью автоматическом режиме, и успешно вернулся на Землю.
  • Ранее запуск Crew Dragon к МКС с космонавтами на борту в рамках миссии DM-2 должен был состояться не ранее 25 июля.

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: