Обзоры
Mass Effect 2

Mass Effect 2


Второй акт
Mass Effect. Как сейчас помню впечатление от знакомства с первой частью трилогии – это был полный восторг. Однако то ли за минувшие два года я стал злее и циничнее, то ли действительно BioWare приняла ряд спорных решений, но вторая часть уже не вызывает таких сильных чувств.

Паспорт

Жанр action / RPG

Разработчик BioWare

Издатель Electronic Arts

Дистрибьютор в Украине «Софтпром»

Сайт masseffect.bioware.com

Возраст 18+

О разработчике

BioWare Крупнейший разработчик ролевых игр, которого уважают и геймеры, и профильная прессы, и коллеги-разработчики. И это не смотря на то, что проекты BioWare созданы по одним и тем же лекалам.

Игры дилогия Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, MDK 2, Jade Empire, Star Wars Knights of the Old Republic, Dragon Age: Origins, Mass Effect

Сайт www.bioware.com

Оценка

Идея Новый подвиг героя галактики

Графика Выдержана в отличном цельном стиле

Звук Классная работа актеров и саундтрек

Игра Интересная, но имеющая не так уж много общего с жанром RPG

Итог 4/5

Mass Effect 2
Mass Effect 2
И тут тоже зомби
Mass Effect 2
А все начиналось с выпуска милых роботов-собачек…
Mass Effect 2
Лиара, голуболицая ты моя!
Mass Effect 2
Mass Effect 2
Смотрит как на человека
Mass Effect 2
Наемники Blue Suns
Mass Effect 2
Плохая девочка!
Mass Effect 2
Mass Effect 2
Броню Шепарда можно красить. Например, в розовый
Mass Effect 2
А вот этот персонаж доступен только в скачиваемом контенте
Mass Effect 2
Подлети-ка поближе…

У Mass Effect 2 есть очень существенный недостаток – отсутствие новизны. Знакомство с сиквелом можно сравнить с просмотром второго сезона полюбившегося фантастического сериала. Продолжения ждали больше двух лет, оно наконец появилось, но времени-то прошло немало, и история в целом уже не удивляет, как в первый раз.

К тому же сюжетная линия сиквела достаточно условна. Шепард (Commander Shepard – главный персонаж саги) погиб после взрыва его корабля «Нормандия», но снова ожил благодаря стараниям участников проекта «Лазарь» (Lazarus Project). Рефлексы и память, слава космическим богам, в порядке, хотя на лице остались специфические шрамы – если будете себя плохо вести, они начнут проявляться сильнее, и Шепард станет похож на злобного киборга.

Главная неприятная новость для командора – собственным чудесным воскрешением он, оказывается, обязан гениальному дельцу по прозвищу Illusive Man, руководителю экстремистской националистической группировки Cerberus. Тот считает своей единственной целью защиту интересов человечества, ради чего не боится идти на крайние меры. Неудивительно, что Шепард относится к такому работодателю, мягко говоря, настороженно – но выбора нет. Ныне возглавляемый людьми галактический совет (The Council) погряз в бюрократии, к тому же для совета Шепард официально мертв. Об угрозе со стороны мифических Reapers (расы машин, грозящей смертью всему живому) предпочли забыть под предлогом недостаточного количества доказательств их существования. А тут еще и новая проблема – агрессивные разумные инсектоиды Collectors, похищающие людей из отдаленных колоний. Зачем? Это и предстоит выяснить главному герою.

На словах, вроде, ответственно, но на деле Шепард больше нянчится со своей командой, чем занимается важной миссией. Личные проблемы выдвигаются на первый план, а спасение мира может и подождать. В целом сюжет разворачивается согласно фирменным клише от BioWare: протагонист приходит в себя посреди бедлама на космической станции (неизвестный взломал систему защиты, и дроиды-охранники атаковали персонал), выбирается из передряги с двумя (именно с двумя) компаньонами, встречается со своим новым «наставником» и отправляется на поиск союзников-напарников. А подробности касательно Collectors выясняются быстро и как бы между делом. Звучит знакомо, не правда ли? Следуя, в общем-то, такому же алгоритму мы совсем недавно проходили Dragon Age: Origins. Сценаристов BioWare давно пора ставить голыми коленями на гречку.

Но вот какая штука. Будете ворчать, плеваться, ругаться и при этом сами не заметите, что Mass Effect 2 крепко взяла вас в оборот. Рэй Музика (Ray Muzyka) убежден: игра – на данный момент лучшая в истории его компании. Все сделано для того, чтобы единожды увлекшись сиквелом, вы не оторвались от него до самого финала.

Сработано ловко. Миссии интересны и не затянуты, Шепард сотоварищи постоянно перемещаются из одного места в другое. Масштабные декорации сменяют друг друга и не надоедают. Дизайн локаций продуман и максимально удобен. Боевка в принципе не изменилась, но теперь ее отлаженности позавидуют иные представители жанра action. Стрельба, перемена оружия и типа боеприпасов, использование biotic-способностей и укрытий, управление напарниками – все это работает почти без ошибок (разве что AI не блещет, но где он совершенен?). Перестрелки стали насыщеннее, так что если вы не слишком хорошо обращаетесь с геймпадом, предпочтительнее взять РС-версию игры – хедшоты с помощью мышки выполнять гораздо удобнее.

Вы не ошиблись, подумав, что в новой Mass Effect куда больше от action, чем от RPG. И это еще одна серьезная претензия к сиквелу. Попытки понравиться максимально широкой аудитории привели к ощутимым упрощениям. Например, в игре нет инвентаря, а значит, недоступно специфическое развлечение – копание в вещмешках и сортировка лута. Нет возможности выбрать броню для напарников – вам лишь позволено отправить боевую подругу на задание в нейтральном белом костюме или подчеркивающем формы черном. Умений у героев немного, и прокачка проходит совершенно обыденно. Очень легко решена проблема с одним из главных недостатков первой части – однообразием второстепенных миссий – их количество просто свели к минимуму, а покатушки на вездеходе по планетам убрали вовсе. В сиквеле небесные тела предлагают исследовать с орбиты: с помощью специального сканера и проб вы «щупаете» поверхность в поисках полезных ресурсов (нужны для проведения различных апгрейдов). Стоит еще упомянуть способность Шепарда отлично ломать электронные замки, «хакать» терминалы и добывать ценный salvage без какого-либо содействия со стороны напарников – заботиться о том, чтобы в команде были соответствующие толковые специалисты, больше не надо.

Тут бы самое время заметить, что суть RPG – не подбор для «куклы» красивой одежки и даже не медитация над цифрами в таблицах характеристик, а отыгрыш роли. Но простора для вот этого отыгрыша Mass Effect 2 предлагает едва ли меньше, чем предыдущая часть. Хотите эффектной кинематографичности (ее здесь в достатке)? Расплачивайтесь линейностью повествования. Нет, безусловно, порядок выполнения заданий вы определяете сами. За вами же остается и право принятия целого ряда решений: оживить искусственно созданного ультимативного бойца расы krogan или оставить его плавать в контейнере-колбе, сдать случайно встреченного подлого афериста властям или обменять свое молчание на тысячу-другую кредиток, помочь умирающему от чумы инопланетянину или пройти мимо… Таких дилемм множество, но не чувствуется их значимость – ваши поступки не влекут за собой серьезных последствий. Да и перед трудным моральным выбором, как это случалось в Dragon Age: Origins, никто не ставит (разве что в финальной миссии придется принять несколько сложных решений). В Mass Effect 2 лишь две привычные линии поведения: можно или пытаться избежать ненужных смертей, или вселиться в шкуру космического подонка, предпочитающего сначала дернуть спусковой крючок и только потом спросить, в чем же было дело.

К слову, в последнем случае очень кстати оказывается возможность (внимание: новинка!) в определенные моменты прерывать разговор тем или иным действием. Например, хитрый Шепард способен заболтать излишне доверчивого лидера наемников, а потом врезать тому бронированной перчаткой под дых. Или вместо ответа на претензии очередного верзилы просто выстрелить в расположенный у него под ногами бак с топливом. Действия, впрочем, бывают не только плохие, но и хорошие. Скажем, у вас будет шанс предотвратить некоторые опрометчивые решения героев и, может, даже спасти чью-то жизнь.

Не стоит относить Mass Effect 2 к жанру RPG – лишь испортите себе нервы. BioWare много рассказывала нам о том, как она улучшила и разнообразила боевую составляющую, вот и смиритесь с тем, что их очередное творение именно масштабный боевик с RPG-элементами, а не ролевая игра. И в этой роли сиквел чувствует себя превосходно. Эффектная постановка, атмосферность, классный сеттинг (записей в Codex теперь куда больше), нескучные задания, отличные диалоги и интересные персонажи – как уже знакомые (надежный старина Garrus на месте), так и новые. Из последних отмечу суровую бабу Samara (расовая принадлежность: голубокожие asari), нервную амазонку Jack – продукт безжалостных экспериментов по созданию идеального человека-биотика, и философствующего ассасина по имени Thane Krios, похожего на прямоходящего кузнечика. Кстати, наиболее мощные способности героев станут доступны лишь после того, как вы заслужите их доверие, выполнив персональные квесты. Свои особенные умения напарники почему-то раскрывать не спешат, хотя на кону стоят не только их собственные жизни, но и судьба галактики. Редкие эгоисты! Теперь вы понимаете, что я имел в виду, когда говорил, что Шепарду приходится нянчиться с командой?

А еще в сиквеле появилась такая прелесть, как личная каюта капитана. На борту новой «Нормандии» вам отвели приличных размеров жилплощадь, где есть рабочий стол, огромный аквариум, музыкальный центр, терминал с доступом к личным файлам (на email пишут регулярно), специальный стенд для игрушечных моделек кораблей (чудо просто), полка для хомяка (!) и широкая, явно двуспальная кровать. В промежутках между заданиями я-Шепард все пытался закадрить свою ассистентку. Увы, безуспешно. Максимум, на что согласилась привлекательная рыжеволосая девица, – кормить рыбок в мое отсутствие. Может, вам повезет больше? Причем выбор партнеров одним лишь секретарем не ограничивается.

Вероятно, у многих и не появится желание перепройти Mass Effect 2 сразу же после ее окончания (ну разве что ради какого-нибудь очень интересного скачиваемого контента), но заскучать она точно не даст. Да, я не смог великодушно проигнорировать упомянутые упрощения – поэтому в сухом итоге игра получила четыре балла из пяти. Однако я понимаю, что сегодня Sci-Fi-проекты такого размаха и качества – исключительная редкость. Фантастика, ставшая реальностью. «Наш выбор». Наслаждайтесь, пока есть возможность.

Игровая наследственность

Mass Effect 2

Едва стало известно, что Mass Effect запланирована как трилогия, сразу же всплыл вопрос о трансфере персонажей из одной игры в другую. Такая возможность действительно есть. При экспорте «сохраненок» оригинальной Mass Effect в сиквел учитывается уровень героя (определяет размер материальных бонусов), его пол, внешность, происхождение, класс, мораль, а также некоторые из принятых ранее ключевых решений.

Если же файлов save game на жестком диске вашего РС или консоли не нашлось, не стоит расстраиваться. В любом случае после воскрешения Шепард утратит все свои навыки, и прокачку придется начинать с нуля. А упомянутые выше бонусы не столь существенны, чтобы о них беспокоиться.

При этом отмечу, что Mass Effect 2 предполагает, что вы хорошо знакомы с первой частью, – сиквел не очень-то утруждает себя объяснением нюансов дел давно минувших дней. Кое-какие подсказки, помогающие освежить память, есть, но в целом от вас ожидается неплохое знание содержания оригинальной игры.

Иное мнение

Mass Effect 2 фактически первая RPG, не имеющая ролевой системы (в шутерах сложнее видали, ей-богу). BioWare давно к этому шла, но окончательно отбросить оставшиеся от настольных игр костыли решилась только теперь. Самое интересное, что как ролевая игра Mass Effect 2 не потеряла ровным счетом ничего. Да, она неидеальна, временами ее хочется обвинить, скажем, в излишней линейности. Но отсутствие привычных RPG-составляющих, например инвентаря, в список недостатков занести ну никак не получится.

Mass Effect 2

Безусловно, сиквел не дает избавиться от ощущения, что выбор игрока слабо влияет на ход событий по ту сторону экрана. И это несмотря на то, что различные решения мы принимаем тут весьма часто. В Mass Effect 2 меняется не мир или его обитатели, а моральный облик главного героя, и только.

Сюжет в масштабах трилогии получился довольно проходным (пожалуй, это основная проблема), зато сеттинг заиграл новыми красками, а персонажи стали ярче. Собственно, тем Mass Effect 2 и цепляет – огромная галактика, важное задание, увлекательные приключения, корабль, полный колоритных соратников… В таком мире интересно жить, что главное.

Николай Ильченко


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: