Обзоры
Искусство делать Вещи, или Опять об iPod
84

Искусство делать Вещи, или Опять об iPod

Мы очень любим говорить о необходимости создания конкурентоспособной продукции.
Любим и читать статьи тех, кто о такой необходимости говорит. Но еще Ходжа Насреддин
предупреждал о наиболее вероятном результате подобной "деятельности":
"Если 100 раз повторить слово "халва", во рту слаще не станет".
Конкурентоспособности это, похоже, касается в первую очередь — термин настолько
замусолен, что вразумительно объяснить его значение становится все труднее и труднее.
Прибегать к его специфическим или претендующим на точность определениям также
не представляется плодотворной идеей, потому как придется не только разбираться
со смыслом самого термина, но еще и с его толкованиями. Остается очевидный и проторенный
путь — рассмотреть некий продукт, полностью доказавший свою конкурентоспособность.
Apple iPod — именно такое устройство, являющееся сегодня эталоном конкурентоспособной
массовой бытовой техники…


Диалоги

Когда впервые берешь в руки любой
привлекательный, модный и недешевый гэджет, сразу вспоминаешь один из переводов
этого слова — "безделица". Действительно, исключительно с точки зрения
инженера-электронщика-хакера, iPod не представляет собой что-то уж слишком фантастическое
— обычный MP3-плеер с использованным в качестве носителя обычным двухдюймовым
жестким диском. По сути, разработка подобного устройства доступна даже любителям,
и в Сети есть немало открытых проектов, в рамках которых конструкторы-индивидуалы
создали фактически "с нуля" вполне работоспособные дисковые MP3-проигрыватели.
Но принцип действия в товарном продукте — далеко не все. И, в данном случае,
— даже не главное. Хотя и "экстремалу-технарю" с его жестким скепсисом
iPod готовит несколько сюрпризов. Технические решения, использованные для достижения
высокой эргономичности устройства, — это сюрприз первый. Блестяще исполненный
сенсорный имитатор привычного по стационарной технике настроечного верньера (попросту
— вращающегося колеса-рукоятки) вызывает действительно неподдельное восхищение.
Такой замечательной (как в инженерном, так и в потребительском смысле) конструкции
давно не приходилось видеть в массовых изделиях — она одновременно освобождает
производителя от необходимости использовать дорогие и ненадежные механические
узлы, а потребителю просто доставляет удовольствие чувствительностью и "плавностью
хода" (хотя какой уж тут "ход"). Вторая разрушающая скепсис особенность
надежно упрятана внутри не подлежащего разборке корпуса и проявляется только косвенно.
Несмотря на то что iPod — это все-таки достаточно узкоспециализированный гэджет,
в нем заключена фактически двухпроцессорная (!) вычислительная машина, реализованная
по технологии SOC (система на чипе). Причем процессоры iPod назвать слабыми язык
не поворачивается — это представители 32-битного семейства ARM7. И наконец, последнее
из самого важного и также не видимое невооруженным глазом — аудиоподсистема iPod,
базирующаяся на обладающих завидно высоким значением соотношения качество/цена
компонентах фирмы Wolfson Microelectronics — 24-битном DAC (цифро-аналоговом
преобразователе) и кодеке.


iPоd (в центре) — 10 GB
музыки, почти незаметные среди "обычных" гэджетов — мобильного
телефона и КПК

Все указанные выше детали характеризовали, если так можно сказать, техническую сторону конкурентоспособности iPod. Но мы ведь говорим не о единичном экземпляре уникальной разработки — только за три месяца после анонса первой модели iPod этих недешевых устройств было продано 125 тысяч. Очевидно, что конструкторы и бизнесмены Apple в ходе создания iPod решали сразу две задачи — обеспечение своевременного появления товара на рынке и гарантирование возможностей производственных подразделений компании по удовлетворению растущего спроса. Задачи эти очевидны — это классические составляющие любого проектного процесса, результатом которого является продукция для массового рынка. Но перед Apple стояла и третья, связанная со спецификой продукта, задача. А именно, преодоление "барьера отчуждения" между "классической", устоявшейся медиаиндустрией и растущими, как грибы после дождя, неофициальными сетями обмена данными, в том числе — медиаинформацией. Массовый iPod с его огромным по сравнению с "обычными" MP3-плеерами объемом накопителя мог вызвать очередной всплеск неприязни, например, у таких солидных организаций, как RIAA (Recording Industry Association of America). Соответственно и проектные работы велись сразу на трех "фронтах". Высокую скорость выхода iPod на рынок (она была действительно очень важна — рынок MP3-проигрывателей и сопутствующих сервисов находился еще в зачаточном состоянии) обеспечил беспрецедентный для Apple тактический ход — iPod создавался не "с нуля" и исключительно силами самой компании, а напротив — для его реализации был выбран "рекомендованный дизайн" (reference design) молодой фирмы PortalPlayer ("молодой" в данном случае не совсем точное слово — PortalPlayer основана в 1999 г., правда, в списке ее учредителей значится в очередной раз не допустивший ошибки знаменитый венчурный капиталист Гордон Кэмпбелл). Подробности процесса проектирования iPod — естественно, коммерческая тайна, но кое-что о нем все-таки стало известно. Так, PortalPlayer выполняла в нем роль чуть ли не генерального подрядчика, обладая правом выбора сторонних проектировщиков отдельных подсистем. Примечателен и тот факт, что PortalPlayer отказалась от стандартного для массового потребительского рынка использования заказных микросхем (ASICs) в конструкции iPod — несмотря на то что ASIC неплохо защищают продукт от любителей реинжиниринга и копирования, они существенно увеличили бы продолжительность проектного процесса (эта традиционная ошибка влечет за собой потери, несоизмеримо бoльшие, чем потенциальные убытки от копировщиков). PortalPlayer прибегла и к еще одному нетипичному приему — если обычно разработчики бытовой электроники стараются экономить буквально доли центов на компонентах, в случае с iPod это правило было практически проигнорировано: так как основную долю в себестоимости изделия составляет накопитель на жестком диске, экономию на высококлассных полупроводниках компания посчитала нецелесообразной (качество iPod полностью подтверждает правильность такого решения). В общем, итеративный процесс проектирования iPod занял всего лишь несколько месяцев, и первые устройства стали действительно первыми на рынке. Что это значит для продукта и его производителя — рассказывать не надо. Одновременно с техническим проектированием шла разработка инфраструктуры — производственной и потребительской. Формировался имидж iPod как "символа легитимности" (фрагмент названия одной из многочисленных статей об iPod). Какие средства были расходованы компанией на столь затратные мероприятия — также тайна, но понятно, что речь идет далеко не о "грошах".


Теперь двухпроводнoй кабель
соединения с настольным компьютером позволяет подключать iPod как к FireWire-порту,
так и к обычному в современных ПК порту USB

Впрочем, довольно о высокоуровневой инженерии iPod. Настало время поговорить о
самом привлекательном, в том числе и для инженеров. Естественно, — о его потребительской
конкурентоспособности. Мы косвенно упомянули уже одну из ее составляющих — эргономику
органов управления плеера. Действительно, это сделано замечательно! А если учесть
еще и дизайн… Казалось бы, ну как привлекательно можно трансформировать тонкий
брусок? Ан нет — правильно выберите габариты (просто "по учебнику"
— обмерив iPod и посчитав соотношение сторон, можно получить цифру, очень близкую
к знаменитому "золотому сечению"), скруглите углы, не надо экономить
на материалах и бояться неожиданных их сочетаний ("бутерброд" из отличного
ударопрочного пластика и хромированного металла будет в самый раз), сделайте почти
неразличимыми при отключенной подсветке органы управления, и дизайн "запоет".
Причем так, что никакой скептик не устоит — с таким гэджетом расставаться не
хочется. Теперь всего лишь добавим к отменному дизайну и отличной электронике
высокоуровневые сервисы доставки-проката-покупки музыки, удобное программное обеспечение
для нескольких самых популярных настольных платформ и быстрые каналы закачивания
в плеер немаленьких многочисленных MP3-файлов (USB 2 и FireWire), всему этому
придумаем упаковку, которую можно использовать в качестве демонстрации "креативности"
ее безымянных авторов… Короче говоря, рецепт создания конкурентоспособного MP3-плеера
готов. И, как ни странно, ничего нового в нем нет, а деньги, время и талант так
и остаются главными его ингредиентами.

А что же, собственно, iPod? Автор присоединяется к тысячу раз ранее уже сказанному — это Вещь. Как хотите понимайте большую букву в этом слове… Этой Вещью чертовски приятно пользоваться по ее прямому назначению.

А еще ее, как и всякую Вещь, можно очень удачно употребить по еще одному назначению — сразу на нескольких курсах подготовки будущих инженеров и экономистов — держа в одной руке Вещь, а в другой, простите, — ремень. Потому что сколько раз ни повторяй слово "халва"…


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: