Статьи Авто 03.04.2021 в 09:00 comment

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

В эти выходные, 4–5 апреля 2021 г., в Саудовской Аравии стартует первый этап Extreme E, новой гоночной серии для электрических внедорожников, придуманной создателем и текущим руководителем чемпионата Formula E Алехандро Агагом и одобренной FIA. Что же такое Extreme E и стоит ли обратить внимание на эти гонки?

Formula E + WRC = Extreme E

Да, все вот так просто. Extreme E – это Formula E плюс WRC. Специально сконструированные электрические внедорожники гоняют по экстремальным трассам в отдаленных уголках света, пытаясь привлечь внимание к экологическим проблемам и пропагандируя гендерное равенство. Прямо-таки все модные тренды в одной гоночной серии.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Идею еще одного чисто электрического чемпионата (потому как та же Formula 1 уже частично электрическая, если вспомнить о системе рекуперации энергии ERS и ее компонентах MGU-K и MGU-H, преобразующих энергию торможения и излишнюю тепловую энергию двигателя в электрическую), пришла в голову Алехандро Агагу, испанскому предпринимателю и политику, бывшему депутату Европейского парламента и зятю экс-премьер-министра Испании. Лично знакомый с Флавио Бриаторе (Benetton Formula, Renault F1) и одиозным Берни Экклстоуном, а через них — и со всеми влиятельными людьми в автоспорте, Агаг в 2008 г. приобрел команду Barwa Addax, выступающую в GP2, а в 2010 г. появилась и Addax GP3. В 2011 г. увлекшийся автоспортом предприниматель продвинул FIA идею электрической Formula E, инаугурационный сезон которой прошел в 2014-15 гг. С тех пор Алехандро Агаг является CEO Formula E Holdings, управляющей этим чемпионатом. А теперь он еще и CEO Extreme E.

Модные лозунги и экологическая направленность привлекли неплохих спонсоров и гоночных звезд, включая нескольких чемпионов мира Formula 1, так что новая «формула» не останется незамеченной. Тем более, что для съемок промо фильма Extreme E привлекли режиссера Фишера Стивенса (Palmer, Before the Flood), получившего «Оскар» за документалку The Cove, рассказывающую о массовом истреблении дельфинов в Японии.

Книжкова ілюстрація.
Візуалізуй історії, персонажів та світи книг.
Реєстрація на курс

Формат гонок

В каждой команде Extreme E, а всего их на старт первой гонки чемпионата выйдет девять, по два гонщика – мужчина и женщина, то есть абсолютное гендерное равенство, столь редкое в мотоспорте. Мало того, каждая из команд, как в квалификации, так и в гонке, проходит круговую раллийную трассу дважды, а каждый из гонщиков поочередно выступает водителем и штурманом. Результаты суммируются.

Всего за гоночный уик-энд проводят шесть заездов. В субботу – два квалификационных раунда со сменой гонщиков, то есть каждая команда проходит по четыре круга дистанции по пересеченной местности, где каждый круг составляет 8-10 км, в зависимости от локации. Команды получают первые зачетные очки по результатам квалификации. Три первые команды проходят в воскресный Полуфинал, три следующие — в так называемый Crazy Race, и три последние будут соревноваться за очки в гонке Shoot Out.

В воскресенье проходит уже четыре гонки. Собственно, Полуфинал, Crazy Race, Shoot Out и Финал. Две первые команды из Полуфинала и первая команда из Crazy Race попадают в финальную гонку. Три команды в Shoot Out соревнуются за последние места и очки между собой. Порядок старта в финальной гонке определяется по результатам голосования пользователей на сайте серии.

В чемпионате пилотов каждый из пилотов может отбросить один худший вариант при финальном подсчете очков в конце года. В целом, система, конечно, безумная, но в чем-то даже забавная. Посмотрим, как это будет работать в реальности. Ниже можно посмотреть, как выглядит круг первого этапа с точки зрения гонщика.

Команды

Как уже говорилось выше, экологическая направленность и громкие лозунги привлекли весьма впечатляющий состав гонщиков и владельцев команд, в числе которых можно встретить немало прославленных имен. Напомним, команды Extreme E состоят из двух человек, мужчины и женщины, которые садятся за руль поочередно.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Abt Cupra XE
Немецкая мультиспортивная команда, которая добилась успехов в кузовных гонках DTM (5 чемпионских титулов за последние 20 лет) и Formula E (чемпионы 2017–18 гг., три вторых места). За руль электрического SUV сядет двукратный чемпион DTM, чемпион мира по ралли-кроссу Маттиас Экстрем и участница 24 часов Ле-Мана Клаудиа Хюртген.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Acciona Sainz XE
Испанская компания Acciona, участвовавшая с полностью электрической машиной в ралли Dakar еще в 2017 г., возвращается в мотоспорт с двумя испанскими гонщиками. Легендарным Карлосом Сайнсом старшим, двукратным чемпионом мира по ралли (1990, 1992) и трехкратным победителем ралли Dakar (2010, 2018, 2020). Сын Карлоса Сайнса, Карлос Сайнс младший, действующий пилот Formula 1 в команде Scuderia Ferrari. Второй гонщик команды Acciona Sainz XE – Лайя Санс, мотогонщица, 13-кратная чемпионка Women’s Trial World Championship и многократная участница Dakar Rally на мотоциклах (три первых места среди женщин).

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Andretti United Extreme E
Часть гоночной семьи Andretti Autosport, созданной Майклом Андретти, чемпионом CART IndyCar World Series и сыном легендарного Марио Андретти, чемпиона мира Formula 1. Кроме того, в этом проекте участвует United Autosports — гоночная команда, известная по World Endurance Championship, основанная Заком Брауном, текущим главой McLaren F1 Racing. За Andretti United Extreme E будут гоняться чемпион мира по ралли-кроссу Тимми Хансен и британская раллийная гонщица Кэти Маннингс.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Hispano-Suiza Xite Energy
Возвращение в автоспорт легендарной марки премиум автомобилей первой половины XX века Hispano-Suiza. За команду выступает гонщик ралли-кросс Оливер Беннетт и гонщица полностью женской раллийной команды Кристин Джампаоли Зонка.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

JBXE
Команда чемпиона мира Formula 1 Дженсона Баттона, причем он сам и сядет за руль. После завершения карьеры в «Формуле 1» Баттон выступал в качестве телеведущего и гоночного эксперта, а также гонялся в сериях Super GT, FIA World Endurance Championship и DTM. Его напарницей в Extreme E станет шведка Микаэла Ахлин-Коттулинска, выступающая в STCC TCR Scandinavia Touring Car Championship.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Rosberg X Racing
Команда еще одного чемпиона мира Formula 1, Нико Росберга, сына чемпиона мира 1982 г. Кеке Росберга. Нико, ставший сейчас популярным гоночным влогером, выступает в качестве менеджера команды, а за руль сядут трехкратный чемпион мира по ралли-кросс Йохан Кристофферссон и гонщица Молли Тейлор, выступающая в Australian Rally Championship.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Segi TV Chip Ganassi Racing
В команде легендарного Чипа Ганасси, хорошо известной в американских сериях IndyCar и NASCAR (18 чемпионских титулов в разных сериях), выступает семикратный чемпион серии Pro 4 Championships (машины класса Trophy truck) Кайл ЛеДюк и гонщица и каскадер Сара Прайс, участвующая в соревнованиях Stadium Super Trucks.

Veloce Racing
Команда Veloce Racing создана двухкратным чемпионом Formula E Жан-Эриком Вернем при участии легендарного дизайнера Formula 1 Эдриана Ньюи. Гонщики команды – француз Стефан Сарразен, ездивший, кажется, на всем, что только могло ездить (лучший результат – 1-е место в Le Mans Series), и Джейми Чедвик, действующая чемпионка женской формулы W Series, взявшей перерыв на 2020 г. из-за пандемии COVID-19.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

Team X44
Ну и наконец, команда семикратного чемпиона мира Formula 1 Льюиса Хэмилтона, известного своей позицией по вопросам защиты окружающей среды. Сам Льюис пока продолжает выступление в королевской гоночной серии, впрочем, замену себе он нашел очень сильную. За руль машины Team X44 сядет девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, а компанию ему составит многократная участница ралли Dakar Кристина Гутьеррес.

Как видите, очень разноплановый состав, с опытом соревнований в самых неожиданных сериях, правда, раллистов и кросс-раллистов все же больше. Очень много громких имен. Что ж, посмотрим, как они покажут себя в новой серии.

Spark ODYSSEY 21

Официальным автомобилем Extreme E, на котором, как в моносериях, соревнуются все команды, является созданный Spark Racing Technology электрический SUV Spark ODYSSEY 21. Напомним, что Spark Racing Technology – это та самая компания, которая совместно с McLaren Electronic Systems и Williams Advanced Engineering разработала и создала шасси Spark SRT01-e и Spark SRT05e для Formula E, а сейчас работает над следующей версией болида Spark Gen3. Глава Spark Racing Technology – французский инженер Фредерик Вассёр, являющийся сейчас еще и руководителем гоночной команды Formula 1 Alfa Romeo Racing. Вот так все взаимосвязано в современном автоспорте. Но вернемся к Spark ODYSSEY 21.

На самом деле информации об автомобиле, обнародованной организаторами, не так уж и много. Spark ODYSSEY 21 построен на основе трубчатой стальной рамы, усиленной ниобиевым сплавом, и по внешнему обвесу напоминает SUVы, участвующие во внедорожных гонках типа Dakar Rally.

Spark ODYSSEY 21
Шасси:
дизайн и сборка – Spark Racing Technology,
материалы – сталь, ниобий, углеволокно,
масса – 1650 кг,
габариты (Д×Ш×В) – 4401×2300×1864 мм,
колесная база – 3001 мм,
ширина колеи – 1998 мм
Двигатель:
– среднерасположенный, разных производителей,
мощность – 400 кВт (536 л.с.),
крутящий момент – 920 Н×м,
Батарея – Williams Advanced Engineering
емкость батареи – н/д
масса батареи – н/д
Шины – Continental Cross Contact
Максимальная скорость – 200 км/ч
Разгон 0–100 км/ч – 4,5 сек
Преодоление склонов – 40–53 градуса, в зависимости от покрытия

Тестирование и шоу-показ автомобиля прошли в рамках Dakar Rally 2020, когда на последнем, 12 этапе между Харад и Киддия за руль Spark ODYSSEY 21 сел известный раллийный гонщик, мастер джимханы Кен Блок.

Этапы

В чемпионате Extreme E 2021 г. запланировано пять этапов, каждый из которых проходит на другом типе покрытия, в другой климатической зоне и на другом материке. Каждый из этапов представляет собой определенную природную зону и призван привлечь внимание к экологическим проблемам этого региона. Причем организаторы специально выбирали именно такие зоны, где экологическая катастрофа уже началась.

Место проведения первого этапа – оазис Аль-Ула в Саудовской Аравии, к северо-западу от Медины. Здесь гонщиков ждет песок и каменистое покрытие, а еще множество памятников старины и проблема роста пустынь и засух.

Основная локация второго этапа – Ретба, Розовое озеро в Сенегале, в 20 км от полуострова Зеленый мыс, когда-то это была финальная точка ралли Париж-Дакар. Песок, вода, повышение уровня моря, загрязнение океанов.

Третий этап пройдет возле поселения Кангерлуссуак (508 жителей) в Гренландии рядом с ледником Расселла. Здесь придется гоняться по льду, а экологический акцент сделан на таянии полярных шапок.

Четвертый этап запланирован в Бразилии, возле города Сантарен. Гоняться придется по грязи и камням, а внимание будут привлекать к проблеме вырубки амазонских джунглей.

И наконец, в конце года в Аргентине, на острове Огненная Земля, возле городка Ушуая (отсюда уходят корабли в Антарктиду, в том числе и на украинскую полярную станцию). Гонщиков ждет каменистая трасса и лед, а экологический акцент сделан на таянии ледников.

Что ж, локации действительно необычные, красивые и интересные, гонок в таких местах мы еще не видели.

Чемпионат Extreme E 2021
3–4 апреля 2021 – Desert X-Prix – Аль-Ула, Саудовская Аравия
29–30 мая 2021 – Ocean X-Prix – Сенегал, Ретба
28–29 августа 2021 – Arctic X-Prix – Гринландия, Кангерлуссуак
23–24 октября 2021 – Amazon X-Prix – Бразили, Сантарен
11–12 декабря 2021 – Glacier X-Prix – Аргентина, Ушуая

RMS St Helena

Этапы чемпионата Extreme E пройдут в самых удаленных и экстремальных уголках планеты, где нет не то что гоночной инфраструктуры, зачастую вообще никакой инфраструктуры. Для того, чтобы перевозить команды, автомобили и научную команду, которая будет сопровождать чемпионат, планируется использовать плавучий паддок – корабль RMS St Helena, который сам по себе имеет очень интересую историю.

Новая гоночная серия Extreme E: электроавтопробегом по бездорожью

RMS St Helena – один из последних в мире кораблей, несущий аббревиатуру RMS в названии. RMS – Royal Mail Ship, Королевское почтовое судно, корабль, заключивший договор с Британской королевской почтой и да, перевозящий почту. Дело в том, что построенный в 1989 г. RMS St Helena на протяжении почти 30 лет связывал с материком тот самый остров Святой Елены, вынесенный в его название, одну из самых отдаленных частей Британских заморских территорий, совершая регулярные рейсы из Кейптауна (ЮАР) до острова Святой Елены и дальше, до острова Вознесения. Да, это тот самый остров Святой Елены между Африкой и Южной Америкой, где окончил свои дни Наполеон Бонапарт.

RMS St Helena – грузопассажирский океанский лайнер, так что он как нельзя лучше подходит для целей чемпионата. Корабль совершил свой последний рейс в 2018 г., после чего был приобретен устроителями Extreme E и переоборудован в плавучий гоночный хаб.

Как смотреть

Серия Extreme E современная и продвинутая, так что смотреть соревнования можно будет на всех онлайн платформах:
На сайте самой Extreme E.
На Facebook.
На YouTube.
В Twitter.

Время трансляций (Киев):
Квалификация 1 – 3 апреля 09:00 – 10:30
Квалификация 2 – 3 апреля 14:00 – 15:30
Полуфинал и Crazy Race – 4 апреля 09:00 – 10:30
Финал – 4 апреля 13:00 – 15:00

А пока предлагаем познакомиться с превью этапа.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: