Обзоры
Total War: Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
8

Total War: Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя

Последние 10 лет каждый новый Total War был больше, громче и претенциозней предыдущих.. Rome поражал масштабными битвами. Medieval 2 удивлял красотой. Empire впечатлял размерами, предлагая для завоеваний Европу, Северную Америку и Ближний Восток одновременно.

Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя

Total War: Shogun 2

Платформа PC

Жанр Strategy

Разработчик  The Creative Assembly

Издатель Sega

Сайт www.totalwar.com/shogun2

Возраст 16+

О разработчике

The Creative Assembly
Английская студия, которая занималась спортивными играми для Electronic Arts, пока в 2000-м году не прославилась Shogun: Total War. В 2005-м компанию приобрел японский издатель Sega.

Игры Stunt Car Racer, Shadow of the Beast, Rugby, Rugby 2001, серия Total War

Сайт www.creative-assembly.co.uk

Оценка

Идея Сделать Total War меньше, но умнее

Графика Технологически на уровне предыдущих игр. Дизайн, однако, лучше

Звук Как всегда великолепная музыка и качественная озвучка

Игра Эта игра не только соответствует большинству ожиданий, но даже превосходит их

Итог 4.5/5

Не размениваясь по мелочам Creative Assembly поднимала планку все выше и выше и на этой лестнице прогресса Shogun 2 неожиданно выглядит ступенькой ведущей вниз. Особенно если сравнить новый Total War с предыдущим, Empire. Вместо трех континентов сиквел предлагает нам три небольших острова, вместо эпохи экспансии – период междуусобных войн.

Даже картинка тут точно такая же и, тем не менее, игра кажется регрессом лишь на первый взгляд. Там, где другие выделяются графикой и технологическим пафосом, Shogun 2 берет свое более серьезными вещами. Эта стратегия умнее и сбалансированнее старых Total War.

Война – это великое дело государства*

*Здесь и дальше заголовки из «Искусство войны», Сунь-Цзы

Прощай, Наполеон, прощай, Европа. На карте – Япония, на календаре XVI век, период Сэнгоку. Здесь это название означает «эпоха воющих провинций». Государство переживает бурную стадию подросткового роста, который историки называют «этап феодальной раздробленности». У нас таковой прошел на пятьсот лет раньше и закончился печально – монгольским завоеванием и гибелью Киевской руси. Японцам повезло больше. Единственные варвары поблизости – тихие и забитые айны, так что о вооруженной интервенции можно не беспокоиться.

Разве что у берегов маячат силуэты необычных кораблей. Они везут из западных стран заразу христианства и новое оружие, но с ними можно будет разобраться чуть позже. Сейчас же назревает междуусобная война за сегунат.

На севере в нее готовится вступить клан Датэ, на их эмблеме воробьи в бамбуке, а в рядах лучшие самураи Нодати, сильные войны с двуручными мечами. На другом конце страны копит силы клан Чосокабэ, солдаты которого мастерски владеют луками. В центре – Токугава. Учебники истории на его стороне, но в начале играть за будущего сегуна сложно – территория маленькая, войска слабые, да еще и протекторат. Всего кланов 9 и у каждого из них свои недостатки, преимущества и таланты.

Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Перед каждой битвой за Фукусиму у меня плохое предчувствие
Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Морские битвы выглядят хорошо, даже не смотря на то, что корабли японцев напоминают деревянные тазы
Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Ниндзя только что устранил генерала врага и обеспечил нам легкую победу
Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Вражеский генерал-пироманьяк сжег все мои фермы
Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Можно не отвлекаться на простые битвы и доверить их AI. Потери будут небольшие
Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Только что сегун объявил мне войну. Я поторопился с захватом провинций
Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Лучники смертоносны, как оружие массового поражения
Total War Shogun 2. Огнем, мечом и ниндзя
Так выглядит карта Avatar Conquest. Внизу чат игроков, с которыми можно договориться о битве

Чтобы победить, нужно завоевать несколько десятков провинций и столицу Киото, где дайме, лидера клана, ждет трон сегуна. Добиться его будет сложнее, чем кажется поначалу. У правителя мало реальной власти, но он формально объединяет нацию. По его приказу остальные кланы объединятся, чтобы наказать выскочку. Так что, если вы устроете блицкриг, завоевывая территории со скростью вируса гриппа, на вас моментально ополчится весь остров.

Война любит победу и не любит продолжительность

Шансов победить во «всеяпонском» конфликте будет немного даже у одаренных генералов. Войны Total War стали интереснее, но и сложнее. Например, с точки зрения географии: на островах мало открытых пространств. Провинции разделены длинными стенами лесов и гор. Тайнопись ландшафта полна бутылочных горлышек, мест для засад и возможностей для десанта. Из-за нее Хонсю, Кюсю и Сикоку кажутся не столько реальной местностью, сколько площадкой для тренировки стратегов.

А еще, искусственный интеллект наконец-то узнал об идеях Сунь-Цзы (нет, честно, разработчики упоминали, что переписали ИИ в соответствии со знаменитым «Искусством войны») и научился больно бить и быстро бегать. Он двигает армии почти так же, как настоящий игрок. Обиженный AI-клан может собрать все свои силы в кулак и прокатиться по вашим провинциям, как каток. Агрессивный интеллект и ландшафтная головоломка Хонсю заставляют держать под охраной все возможные пути наступления. Приходится тренировать генералов запаса и всегда держать в тылу резерв, который можно будет бросить на перехват контратаковавшего противника.

При этом нельзя сказать, что искусственный интеллект поумнел в тактических битвах. В целом он справляется с управлениями войсками в защите и атаке, но, так же, как в Empire, может легко проморгать отряд-другой. Не обходится и без совсем уж детских ошибок. Например, компьютер почему-то не меняет построение войск под градом стрел.

Научится в следующем Total War? Скорей этот глюк поправят патчем. В любом случае, сражаться здесь интересно. Японцы дерутся далеко не так прямолинейно, как римляне и европейцы, и если в предыдущих сериях тактика «въхать конницей с фланга» приносила победу в пяти случаях из пяти, здесь это нечастый прием, который работает далеко не всегда. Да и собирать сильный конный отряд в игре – слишком долго и дорого. И наоборот копейщики стали самым легкодоступным и дешевым типом войск. Так что особо не побалуешь.

Приходится переучиваться, пользоваться стрелками, «гренадерами», ниндзя. У них хватает своих особенностей. Юниты не носят щиты и уязвимы для лучников, зато многие (а у клана Датэ, например, все войска) на бегу получают бонус к атаке. Раньше в сражениях Total War можно было легко победить, заняв оборону, новые же правила заставляют думать и маневрировать. Компьютер легко изрешетит стрелами стоящие на месте войска.

Война – это путь обмана

Если Rome поражал масштабными битвами, Medieval 2 красотой, а Empire размерами, то Shogun 2, в свою очередь, удивляет неожиданно серьезным геймплеем, особенно в стратегической части. В битвы можно даже не заходить, авторы наконец-то поправили алгоритм автобоя и потери соответствующем режиме рассчитываются вполне реалистично. Но еще лучше глобальную часть делают новые «агенты». Эти специальные юниты, не участвуют непосредственно в боях, зато творят настоящую стратегическую магию на большой карте.

Каждый из них стоит, как полноценный отряд, но их действия могут спасти целые армии. Многим наверняка понравятся ниндзя – убийца в черном, с помощью которого можно устранить ключевых командиров противника. Кроме того, ниндзя умеют саботировать постройки в чужих городах, но, пожалуй, самый полезный его талант – умение ввести в заблуждение целую армию. При определенной удаче войско противника потеряет свой ход. Пользуясь парой ниндзя вы сможете остановить атаку врага еще на границе провинции, пока на защиту не подтянутся ваши солдаты.

Для борьбы с убийцами имеются спецагенты Мецукэ, мрачные товарищи в официальных серых кимоно. Они – что-то среднее между шерифами Дикого запада и работниками КГБ. Мецукэ устраняют агентов врага, а еще мастерски раздают взятки. Если ниндзя способен задержать вражескую армию, мецукэ может ее перекупить.

Кроме них, можно нанять мирного проповедника-монаха, неожиданно опасную гейшу, христианского проповедника. Все агенты могут убивать, ранить и переубеждать друг друга и нередко рядом с марширующими армиями ведется еще одна, не менее захватывающая война, на фронте шпионажа и контрразведки.

Даже мультиплеер стал лучше. К многопользовательской кампании добавили большой режим Avatar Conquest, похожий на смесь MMO и первого Shogun. От старой стратегии ему досталась бумажная, абстрактная карта Японии, сильно упрощенная по сравнению с картой в одиночной кампании. От второй – аватар. Каждый игрок создает своего генерала, выбирает ему имя и набор талантов. Этот дайме поведет армию в бой и будет развиваться, как персонаж RPG, не только получая новые способности, но даже собирая куски брони для костюма.

Total War: Shogun 2 без сомнения – лучшая стратегия в серии. Наконец-то Creative Assembly смогла угадать точный баланс стратегической и тактической частью. Поумневший AI удивляет, бои требуют изобретения новых тактик. Агенты страшно полезны и добавляют новый уровень геймплея, делая хороший Total War еще лучше. Не пропустите.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: